Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви
Благодать вам и мир от Бога и Отца и Господа нашего Иисуса (Галат. 1, 3).
I.
Великие бедствия постигли уже родину нашу, но чаша гнева Божия все еще изливается на нас, и новыми грехами умножаем мы сей праведный гнев. Ко всем несчастьям присоединилась великая междоусобица, охватившая русскую землю. Одна часть войска и народа, обольщенная обещаниями всяких земных благ и скорого мира, восстала на другую часть, и земля наша обагрилась братскою кровью. Русские ружья и пушки были направлены уже не против врага, а на родные города, не щадя беззащитного населения, жен и детей. Но вождям междоусобицы оказалось мало и этого. Было совершено кощунственное преступление перед православной верой, перед всем православным народом и его историей. В течение ряда дней русские пушки обстреливали величайшую святыню России – наш священный Московский Кремль с древними его соборами, хранящими святые чудотворные иконы, мощи св. угодников и древности российские. Пушечным снарядом пробита кровля дома Богоматери, нашего Успенского Собора, поврежден образ св. Николая, сохранившийся на Никольских воротах и во время 1812 г., произведено разрушение в Чудовом монастыре, хранящем св. мощи Митрополита Алексия. С ужасом взирает православный народ на совершившееся, с гневом и отвращением будут клеймить это злое дело потомки наши, стыд покрывает нас пред всем миром, не можем поднять головы от посрамления и горя. Поистине исполняется и над нами слово Иеремиина плача: «сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов… Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша» (Пл. Иер. III, 45–47). Но чьими же руками совершено это ужасное деяние? Увы! нашего русского воинства, частью того воинства, которое еще недавно являло подвиги храбрости, смирение, благочестия. А к нему присоединились и некоторые слои московского населения. Совершители злого дела живут теперь среди нас. С грехом страшного кощунства на совести, быть может, упоенные кровавой совею победой, они и не думают о сделанном. Но есть Божий суд и Божия правда, – Бог поругаем не бывает. Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума. Неодинаковая ответственность лежит на разных участниках этого дела, ибо многие из них, думаем даже большинство, простых и темных людей, сбитых с толку, обманутых и развращенных, и не ведали, что творили, и вся ответственность ложится на обольстителей и руководителей их… «Горе миру от соблазнов, ибо надо придти соблазнам: но горе человеку тому, чрез которого соблазн приходит» (Мф. XVIII, 7). Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы, и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего счастья на земле. Христиане предварены Словом Божиим об этих лжеучителях. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. IV, 1). «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы,… нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. III, 1–4). Открыто проповедуется борьба против веры Христовой, противление всякой святыне и самопревознесение против всего, называемого Богом (2 Фесс. II, 4). Поэтому не случайно русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии, оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров, от всего этого беснующегося безбожия. На наших глазах совершается праведный суд Божий над народом, утратившим святыню. Вместе с кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение державы российской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божиею, она разлагается как тело, от которого отлетел дух и совершается реченное пророком: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозносится над старцем, и простолюдин – над вельможею» (Исаии III, 5).
Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. К нашему несчастью, доселе не народилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение церкви православной. И не явится ее на русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град.
Священный Собор ныне призывает всю Российскую Церковь принести молитвенное покаяние за великий грех тех своих сынов, которые поддавшись прельщению по неведению, впали в братоубийство и кощунственное разрушение святынь народных. Примем содеянное ими как всенародный грех и будем просить Господа о прощении. Сам Господь да пробудит в сердцах их спасительное покаяние и сознание всей вины их пред Богом и русским народом.
Покайтесь же и сотворите плоды покаяния. Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия. Вернитесь на путь Христов.
Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бежат от лица Его все ненавидящие Его.
II.
Множество наших братий-воинов томится во вражьем плену. Человеческий язык слаб, чтобы изобразить все унижения, каким подвергает их жестокий враг, все страдания и мучения, какие переносят они. Кто видел возвратившихся из плена инвалидов, изможденных, обессиленных, разбитых духовно и телесно, кто слышал их прерывающиеся рыданиями рассказы о перенесенном в плену, тот только может представить себе весь ужас плена.
В сырых, и осенью и зимой почти не отапливаемых бараках-сараях живут наши пленные. Гнилая солома служит для них подстилкой, а легкая изношенная, изорванная одежда – единственной защитой от холода. Полураздетые, полуодетые они обречены на постоянный голод. Ночью, — рассказывают вернувшиеся из плена, — в лагерях часто можно видеть людей, роющихся в помойных ямах. Это наши пленные разыскивают там объедки, отбросы, чтобы хотя ими утолить свой страшный голод. Немецкие часовые прикладами отгоняют их от ям. А на ряду с этим тяжкие работы, к которым принуждают враги, насмешки, оскорбления, издевательства, побои…
От голода, холода и всяких страданий в ужасающем количестве гибнут наши братья. По словам прибывших из плена, до 1/3 из общего числа уже умерло. Лагери переполнены больными. В сараях на гнилой соломе вместе валяются и здоровые, и больные, и мертвые. И живые часто завидуют мертвым, ибо полная невыносимых страданий жизнь кажется для них страшнее смерти.
Братья наши взывают к нам о помощи. Им нужен хлеб, Им нужен хлеб, им нужна одежда; если мы не прикроем их леденеющих тел, не утолим голода, — они все могут погибнуть. А мы окажемся преступно повинными пред ними. Пусть среди них есть виновные, сдавшиеся в плен по малодушие или трусости, но и они прежде, чем сдаться, сражались за нас, страдали за нас, а затем своими невероятными страданиями в плену искупили свою вину, как бы велика ни была она.
Но среди них множество, попавших в плен поневоле, самоотверженно до конца самоотверженно до конца исполнивших свой долг.
И по человечеству первых мы не вправе отвергнуть, вторым же мы должны бы и последнее отдать. По-Божьему же мы обязаны как можно скорее поспешить с помощью и к тем, и к другим; чтобы и тех и других спасти: накормить, одеть, своей братской любовью ободрить и утешить.
Священный Собор зовет вас, чада Православной Церкви, к жертвам на нужды пленных братий наших. Скорее отзовитесь. Отзовитесь с любовью, принесите щедрые жертвы, да не погибнут братья, защищавшие нас, страдавшие за нас, готовившиеся умереть за нас.
Господь же щедрый и милостивый да воздаст вам Своими благами за то добро, какое вы окажете братьям своим.
Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 2 декабря. №. 46-47.