Воззвание Священного Собора к православному русскому народу с обличением участившихся грабежей и убийств
7 октября 1917 г.
Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви
Благодать и мир вам да умножатся (2 Петр. 1, 2.)
Печальные вести доходят до Церковного Собора с разных мест земли Русской. То и дело слышим об ограблениях церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко об убийствах служителей Божиих и мирных обывателей мирского звания. Конечно эти возмутительные преступления дело рук разбойников, забывших Бога и не собирающихся на молитву, в храмы Божии, где будет читаться сие послание. Но увы, и посетители приходских церквей и иноческих обителей во многих местах бывают повинны, если не в также же, то в подобных преступлениях против Господня или вообще чужого достояния. Во множестве приходов различных епархий крестьяне насильственно забрали себе церковную или частновладельческую землю, запахивали самовольно причтовое поле, вырубали церковный или частновладельческий лес. Той же участи подверглись и некоторые монастыри, мужские и женские. Постыдная родственность таких насилий со злодейскими убийствами настоящих разбойников сказалась с особенною ясностью в начале нынешнего сентября в одном селе под г. Орлом; здесь был зверски убит уважаемый священник о. Григорий Рождественский со своим юношей – племянником на глазах жены; заграбив деньги, разбойники бежали, заслышав набат, а собравшиеся прихожане, увидев плавающего в своей крови убиенного пастыря, принялись растаскивать все, оставшееся после грабителей имущество осиротевшей матушки: рожь, овес, яблоки – все, что попадало под руки. Отсюда видно, что не одни только отщепенцы человеческого общества, но чуть ли не целые деревни могут постепенно обращаться в злодеев. Не далеко от них и ушли и все современные лихоимцы, припрятывающие хлеб и товары, и затем продающие их за удесятеренную цену. Вот до какого страшного времени дожила наша, когда-то святая, Русь.
Давно ли ее церкви постоянно обогащались пожертвованиями угодий, домов и всяких продуктов от богатых и бедных людей — от землевладельцев, купцов, крестьянских обществ и отдельных крестьян, и по духовным завещаниям, и по доброхотным жертвам? Давно ли крестьянские общества, с лишением для себя, нарезывали по 33 десятины собственного надела для новостроющегося храма или для утверждения при прежней церкви лишнего причта, и упрашивали о том духовное начальство с великою настойчивостью, как бы об особенной для себя милости? Тогда отдавали доброхотно свое, а теперь грабят чужое. Поступают хуже татар. – Откуда это печальное превращение? От лукавых лжеучителей, которые натравляют людей против друг друга и против своих духовных отцов. – Но их ли будете слушать православные христиане, или послушаете Самого Господа, который говорит устами псалмопевца и приточника: «не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда умножается богатство, не прилагайте к тому сердца (Псал. 61, 11). Сын мой, если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины. Сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их (Притч. 1, 10-15)… с мятежниками не сообщайся, потому, что внезапно придет погибель от них и беду от них обоих кто предузнает (Притч. 21, 21, 22).
Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле: они в настоящем году умножили свои заботы, свое усердие к своим храмам и духовным лицам, и все сословия их, сплотившись вместе, вместе стоят друг за друга; неужели же, самый благочестивый во всем мире, народ православный русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей церкви, своих священников и прочих своих сограждан? Или вам мало, что земля наша со всех сторон обложена неприятелями и 15 губерний ими завоеваны: неужели хотите вы привлечь на себя гнев и Самого Господа Бога, присваивая себе посвященное Ему достояние? Да не будет сего! Немедленно возвратите церквам, обителям, причтам и частным владельцам награбленную от них землю, леса и урожаи и, как повелевает св. Церковь чрез постановления Вселенских Соборов и Святых Отец, так и поступите, а вот их правило: «Подобает удерживати похоть любостяжания, которую никто не усомнится нарещи матерью всех зол: никто да не вступает в чуждые пределы и рады корысти да не преступает пределов отеческих (Карф. 5). Итак возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов. Слушайте же самое правило св. Отец: «Любостяжание и присвоение чуждого ради гнусного прибытка оглашается, яко дело отвратительное и страшное, и всяк, виновный в том, подлежит отчуждению от церкви Божией. Посему справедливым признается всех таковых отлучить от церкви, да не како приидет гнев на весь народ. Боюся бо, как глаголет писание, да не купно с собою погубит нечестивый праведного (Григ. 3). Видите, свв. Отцы и Вселенские Соборы не только повелевают отлучать от Церкви грабителей, но грозят гневом Божиим всему народу, который терпит их среди себя. — Спешите же, спешите возвратить заграбленное и всегда держите в уме своем заповедь Божию: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ. Гнев Божий уже открылся над страною нашей, меч его занесен над нашим народом: война, разорение и голод угнетают жителей городов и сел. Поспешим принести покаяние в наших грехах, в нашем нерадении, развращении и в тех позорных грабежах, которыми осквернена священная земля русская в настоящем году. Воззовем к Богу словами Пророка: «Господи Вседержителю Боже Израилев! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе. Услыши, Господи, и помилуй, ибо мы согрешили пред Тобой». (Вар. 3, 1, 2).
Но не словами только и даже не слезами только, но самым делом явите, братие, свое покаяние пред Господом, и Он снова обратит к нам лице Свое и избавить страну нашу от уничижения и по прежнему явит в ней Свою славу.
Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 18 ноября. №. 43-45 С. 399-401.