6. О единоверии

22 февраля (7 марта) 1918 г.

1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, – при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.

2. Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего Архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального Архиерея.

3. Епархиальные Архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных, при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы и служат в них по принятому в единоверческих церквах уставу; также и единоверческие Епископы, ведающие по поручению епархиального Архиерея единоверческими приходами с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, давая правящему Архиерею отчет по всей своей поездке.

4. Единоверческие Епископы получают наименование по горо­ду или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего Архиерея.

5. Единоверческие Епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.

6. Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего Архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие Епископы поставляют­ся православными и единоверческими Архиереями.

7. При единоверческих Епископах существуют на общих основаниях Благочинные с Благочинническими при них Со­ветами.

8. В приходах существуют Приходские Собрания и Совет на общих основаниях.

9. Все священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого Епископа.

10. В целях благоустроения и укрепления единоверия предо­ставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские съезды. На окружных и Всероссийских съездах предсе­дательствует Архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а на епархиальных единоверческих съез­дах председательствует или местный единоверческий Епископ, по поручению правящего Архиерея, или сам епархиальный Архиерей.

11. Все сношения с высшею церковною властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального Архиерея. Хода­тайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание ее, вчиняются так­же чрез местного епархиального Архиерея.

12. В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.

13. На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих прихо­дов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.

14. Перечисление единоверцев в православные приходы, рав­но как и православных в единоверческие приходы, совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при бо­гослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящие из единоверческих приходов в православные и из православ­ных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям.

Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные и в них устанавли­вается Богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно – православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.

15. При браках, когда один из брачующихся единоверец,
а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.

16. Дети единоверцев, при поступлении в православные
школы и училища, и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.

17. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также и пастырские училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без похуления общецерковного обряда, для подготовки учащих в единоверческие учили­ща и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.

18. Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовно-учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения.

19. Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих Епископов и указавших достаточные средства на содержание их и Канцелярий при них, с согласия епархиаль­ных Архиереев, учреждаются кафедры единоверческих Еписко­пов в епархиях: Петроградской – Охтенская с местожитель­ством для Епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии – Павловская с местожительством для Епископа в с. Павлове, в Уфимской епархии – Саткинская с местожительством для Еписко­па в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии – Тюменская с местожительством для Епископа в г. Тюмени.

Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 2. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3–5.