8. О церковном проповедничестве

1 декабря 1917 г.

1. Церковная проповедь, по учению слова Божия (Mф. XXVIII, 19-20; Марк. XVI, 15; Деян. 1, 8; 1 Коринф. IX, 16; 2 Тимоф. IV. 2 и др.), церковным канонам (свв. Апп. прр. 36 и 58; VI Всел. Соб. пр. 19; VII Всел. Соб. пр. 2) и указаниям церковного устава, являющаяся одною из главнейших обязанностей пастырского служения, должна раздаваться возможно чаще как за общественным и частным Богослужением, так и во внебогослужебное время, обя­зательно же за каждой Божественней Литургиею, совершаемой в воскресные и праздничные дни (VI Всел. Соб. пр. 19) или по особым обстоятельствам в жизни Церкви, общества и государства. Для напоминания об этом печатать в новых изданиях иерейского Служебника и Чиновника архиерейского служения святых Апостол правило 58, VI Вселенского Собора правило 19 и VII Вселенского Собора правило 2, с нижеследующим Толкованием:

«Аще епископ или пресвитер Божественную Литургию совершает во дни воскресные или праздничные, не проповедуя слова Божия или сослужащим не поручая проповедати, и тако являет нерадение о причте и людях, тяжко согрешает, опечаливает бо Христа, пастырем Церкве Своея заповедавшаго проповедати Евангелие, небрежет же и гласа апостольскаго, глаголящаго: «внимай себе и учению и пребывай в них, сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе» (Тим. IV, 16), забывает и святых отец, пастырей и учителей Вселенския Церкве заветы. Последующе же Христа Пастыреначальника и Святых Апостол и Святых Отец образу благовествования, да будут епископы и пресвитеры Право­славныя Церкве Российския проповедницы богоноснии, утешающии в здравом учении, противящихся обличающии и не токмо во дни воскресные или праздничные, якоже выше речеся, но и по вся дни да проповедят слово Божие и не токмо во время Божественной Литургии, но аще возможно и прочих служб и треб. Такожде и во ино время благоприятно паству свою на слышание слова Божия да глашают».

2. Право церковного учительства принадлежит пастырям Церкви (VI Вс. Соб. пр. 64); для большего же усиления и развития православно-христианского благовестия, сообразно с требо­ваниями настоящего времени, весьма желательно привлекать к делу не только диаконов и псаломщиков, но и способных к про­поведничеству благочестивых мирян, причем участие тех и других в служении слову (Деян. VI, 4), наиболее удобное и полезное в области внебогослужебной проповеди, может быть до­пускаемо и на церковной кафедре за Богослужением, по благосло­вению епископа и с разрешения в каждом отдельном случае местного священника. Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенною ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками.

3. Для достижения общепонятности проповеди употребляются на церковной кафедре местные языки и наречия.

4. В видах оживления и планомерного развития церковного проповедничества надлежит организовать приходские, благочиннические, уездные и епархиальные Благовестнические Братства из преданных этому делу и опытных в нем клириков и мирян.

5. Такие же Братства, с широким участием в них иноков, должны быть открыты при всех монастырях, в особенно­сти же при лаврах и тех обителях, в которых издавна хра­нятся благоговейно чтимые народом святыни, привлекающие боль­шое число богомольцев.

6. Настоятельно необходима особенная забота о проповеди во дни местных праздников и торжеств, когда Богослужение со­вершается при многолюдном стечении молящихся не только из ближайших окрестностей, но и из отдаленных селений и городов.

7. Высшее руководство делом богослужебно-храмового и внебогослужебного проповедничества в епархии сосредоточивается в Епархиальном Благовестническом Братстве при епископской кафедре или при духовной семинарии. Братство это, возглавляемое епископом, объединяет в себе все епархиальное духовенство, трудящихся на проповедническом поприще мирян и готовящихся к пастырству воспитанников старших классов семинарии. При Епархиальных Братствах, где возможно, учреждаются особые долж­ности епархиальных проповедников, как ближайших сотрудников Епископа в деле проповедничества.

8. Для надлежащей подготовки к проповеднической деятель­ности кандидатов священства необходимо: а) построить науку о проповедничестве на библейских и святоотеческих основах и придать ей жизненно-практический характер, чтобы она могла стать учением о живом слове; б) ввести в семинариях учебник по теории церковной проповеди, соответствующей изложенным по­ложениям о науке церковного проповедничества и выясняющий су­щественное значение для проповедников близкого знакомства с аскетическою письменностью; в) образовать для воспитанников богословских классов семинарии особые библиотеки из наиболее ценных произведений святоотеческой, русской и иностранной (пе­реводной) проповеднической литературы; г) увеличить количество уроков по церковному проповедничеству для практических занятий, связанных с выступлением питомцев семинарии сначала на внехрамовой, а потом и на церковной кафедре; д) кафедру цер­ковного проповедничества предоставлять только надлежаще подготовленным, опытным в проповеди пастырям и тем из мирян, которые доказали свою способность обучать проповедниче­ству не теоретически только, но и своим личным живым примером, и преподавателей этого предмета поставить в возможно более благоприятные условия как для их учебной работы, так равно и для широкой церковно-общественной деятельности во вне­урочное время, и е) организовать при семинариях благовестнические кружки, к участию в деятельности которых непременно должны быть привлекаемы и члены Епархиального Благовестнического Братства.

Примечание. Желательно: участие входящих в семинарские благовестнические кружки воспитанников в приход­ских проповеднических организациях, а также проповеднические поездки их за пределы епархиального города под ру­ководством преподавателя.

9. В качестве вспомогательных средств для подготовки проповедников необходимы:

а. возможно-безотлагательное издание при высшем церковном
управлении обще-церковного проповеднического журнала, имеющего
своею задачею решение основных вопросов теории и организации
церковного учительства, также заблаговременное снабжение духовенства лучшим готовым материалом для богослужебной и внебогослужебной проповеди; в журнале должны быть помещаемы обстоятельные библиографические сведения и руководственные сообщения обо всем, что может служить полезным пособием для проповедников;

б. устройство время от времени, в зависимости от местных
условий, краткосрочных проповеднических курсов для клириков,
монашествующих и мирян, и

в. посылка в разные места епархии, по приглашению приходов, наиболее опытных и пользующихся известностью проповедников для братского сотрудничества их с местными деятелями на ниве Божией во дни, напр., знаменательных приходских торжеств или же в связи с какими-либо исключительными потребностями приходской жизни.

Примечание 1. Где позволяют средства, желательно создание особого проповеднического отдела в местных епархиальных органах.

Примечание 2. Желательно также издание высшим церковным управлением сборников проповедей и журналов церковно-религиозного содержания на языках православных инородцев, с предоставлением в таковых журналах проповедническому отделу первого места.

10. В нарочитом послании преподать благословение Священного Собора всем ревностно подвизавшимся и подвизающимся в деле церковного учительства, и именем Собора призвать их и усиленным проповедническим трудам в будущем и к организации приходских, благочиннических, уездных и епархиальных благовестнических братств, дабы при братском единении всех церковных сил решительнее и настойчивее раздавался повсеместно учащий голос Церкви, спасительный и необходимый всег­да, но преимущественно в дни переживаемых нашим Отечест­вом величайших бедствий.

Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 2. Приложение к «Деяниям» второе. С. 9–12.