Запись к протоколу № 43

25 июля (7 августа) 1918 г.

Под председательством замещающего председателя преосвященного Симона, епископа Охтенского, в заседании в зале гимназии при Скорбященском монастыре присутствовало 39 членов Отдела, собственноручно расписавшихся на приложенном к протоколу листе.

По предложению замещающего председателя делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым был оглашен и принят без изменений протокол предшествовавшего заседания Отдела от 23 июля (5 августа). Доложено было им же отношение соборной канцелярии на имя замещающего председателя преосвященного епископа Симона от 23 июля (5 августа) за № 3436 следующего содержания: «На повестку одного из ближайших заседаний Собора будет поставлен доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме „Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию“. Ввиду того, что докладчики — преосвященный Феодосий, епископ Смоленский, и Н. И. Знамировский — до сего времени на Собор не прибыли, канцелярия Собора, во исполнение распоряжения высокопреосвященного председательствующего на Соборе, просит Вас назначить заседание Отдела для избрания новых докладчиков (Уст[ав] Соб[ора] ст[атьи] 77 и 78)». После краткого обмена мнениями по предложенному замещающим председателя вопросу о том, следует ли теперь же избрать таковых докладчиков или отложить это избрание до следующего заседания, делопроизводителем представлена была справка о том, что вопрос о докладчике, ввиду того, что по сообщению соборной канцелярии доклад может быть поставлен на повестку следующего же заседания Собора, должен быть признан срочным, Отдел постановил: ввиду того, что вышеуказанный доклад предполагается к внесению на Собор в самое ближайшее время, избрание новых докладчиков произвести в настоящем же заседании, а так как поданной делопроизводителем справкой выяснилось, что члены Отдела иеромонах Афанасий и Б. А. Тураев принимали самое живое и деятельное участие в самом составление доклада, то и предложить им быть заместителями ранее избранных Отделом докладчиков. Означенное предложение как принятое вышеупомянутыми членами Собора и было утверждено Отделом и в тот же день сообщено к сведению Соборной канцелярии.

По предложению замещающего председателя епископа Симона, проф[ессором] И. А. Карабиновым затем представлен прилагаемый у сего обстоятельный доклад[1], составление которого поручено ему было Отделом в заседании 12 июля, по вопросу о веществе для таинства Евхаристии. Приступая к чтению доклада, профессор Карабинов сделал замечание, что он не ручается за точность сведений им сообщаемых, особенно по вопросу о хлебе для таинства Евхаристии, ввиду того, что за краткостью времени и многочисленностью других возложенных на него работ, он не мог разработать вопроса с надлежащею обстоятельностью и подробностию. По окончании чтения доклада замещающий председателя епископ Симон предложил, каковое предложение и было принято Отделом, благодарить докладчика и высказаться желающих по возбужденным докладом вопросам, причем профессор Карабинов добавил от себя, что ввиду затруднений, с которыми мы встречаемся в вопросе о добывании хлеба и вина для таинства Евхаристии, он находил бы возможным и не противоречащим церковным правилам сокращение количества просфор для совершения Литургии и замену одного сорта вина другим или смешением сортов (белое и красное вино).

Богданович. Доклад представляет важные, хотя и временные указания; докладчик, между прочим, говорит о сокращении числа просфор, уменьшении их количества. Может быть, приемлема была бы мысль о том, чтобы приготовлять просфору из чистой пшеничной муки только для агнца, все же прочие — из другого сорта и даже из ржаной муки. Что касается вина, то здесь наиболее трудный выход. В селах, особенно на севере, совершенно нет виноградного вина, и докладчиком был указан некоторый положительный выход из создающегося сейчас положения. Фактически мы уже давно в вопросе о церковном вине сошли с канонических норм. И теперь за богослужением употребляется виноградное, так называемое вино всяких качеств. Приходилось читать анализы церковного вина — кагора, и там можно было встретить в его составе чернику, чернослив, спирт и вещество, прибавляемое для терпкости. Я же связываю вопрос о вине с вопросом о том, совершается или нет таинство Евхаристии на таком вине. Я все же не думаю, чтобы наши предки, не имевшие возможности добывать чистое виноградное вино, не причащались. Если Бог из камня может воздвигнуть чадо Авраама, то Он силен и претворить в животворящую Кровь Христову всякий сорт вина. Может быть, обращаются к употреблению для евхаристической жертвы иного сорта вина, кроме виноградного, но намеренное изменение здесь явилось бы соблазном и его узаконить, конечно, нельзя. Выход из положения нужен, и этот выход здесь отчасти намечен уже профессором И. А. Карабиновым. Это именно употребление белого вина за богослужением, которое можно разводить в свою очередь красным. Это было бы, конечно, удобно; но ведь и белого одинаково затруднительно достать особенно на севере, где виноград не растет.

Виноградов. Мне хотелось бы знать, как обходятся ныне старообрядцы с вопросом о добывании хлеба и вина для Евхаристии. Мне кажется, что уменьшение количества просфор на Литургии невозможно. Прихожане привыкли к мысли о совершении обедни на пяти просфорах. Отступление от этого приведет к соблазну и нападкам со стороны старообрядцев. По существу, конечно, для проскомидии необходим один хлеб. Мне думается, что возможно понижение сорта муки для выпечки просфор и самого размера и величины просфор, но отнюдь не совершение проскомидии на одной просфоре.

Еп[ископ] Симон. Предыдущий оратор упомянул о старообрядцах как строгих ревнителей уставности. В прошедшем году я имел беседу по означенному вопросу с проживающим в Петрограде белокриницким старообрядческим епископом Геронтием. Моя точка зрения в беседе была та, что возможно допустить сокращения количества просфор. У него же другая — лучше реже служить Литургию, но отнюдь не отступать от положенного количества 7 просфор. В этом мы разошлись. Но другой старообрядческий епископ, с которым я также имел разговор об этом предмете, Иннокентий Нижегородский держится другой точки зрения. В случае нужды он допускает возможность совершения проскомидии на одной просфоре, приводя во свидетельство ответ Нифонта Кирику. Моя точка зрения такова, что я смотрю даже радикальнее проф[ессора] И. А. Карабинова. «Учительное известие» старообрядцам неизвестно. На беседе со старообрядцами этот памятник всегда терпит поражение как вносящий смуту в истории богослужения. Взгляд этого произведения граничит с католическим отношением к таинству, не сродным старообрядческому миру. Если вино протухшее, окисшее, то и таинство не совершается. Такая точка зрения претит положительно понятию о Боге и Его милосердии. Я отмечаю место из доклада, в котором приводится свидетельство Иринея Лионского из II века. Докладчик хочет успокоить нас фактом, что, согласно сему свидетельству, для таинства Евхаристии вещество должно быть исключительно пшеничный хлеб. Но в местности, где жил и действовал Ириней Лионский, ржаной муки не было. Так как зерно растет не от пшеницы только, но и от других многоразличных, в том числе ржаных, злаков, и мне казалось бы, что из свидетельства Иринея же вытекает вывод, что веществом для Евхаристии должен быть только пшеничный хлеб. Но я намереваюсь продолжить свою речь далее. Прошу предварительно высказаться по вопросу других.

Остроумов. Прослушав доклад И. А. Карабинова и принимая во внимание современное тяжелое положение вопроса[2] о приготовлении вещества для таинства Евхаристии, я отмечаю в докладе пункты, дающие выход из создавшегося тяжелого положения. Здесь указывалось, между прочим, на сокращение числа просфор, их величины, на понижение сорта муки для их приготовления. Но у нас возможен и еще один выход. В настоящее время к широкому участию в церковной жизни привлекаются сами верующие — существуют и приходские советы. Они-то, думаю, и должны помочь в этом деле. Тут приводится характерный пример осуждения епископа Ивы Едесского, на основании которого приходили к выводу о недопустимости иного, кроме пшеничного, хлеба и чистого виноградного вина для таинства. Но Ива Едесский не обращал внимания на вещество. Я думаю, это характерный факт — мы можем и ныне наблюдать, что у богатых людей находится для домашнего стола и белая мука, и виноградное вино; и в некоторых приходах уже стали практиковать привлечение к участию в евхаристических приношениях не одного только старосты, но и всего прихода, и я знаю, что вслед за этим приглашением появится и пшеничная мука для просфор. Ее несут люди состоятельные; то же следует сказать и о вине, запасы которого еще не иссякли из частных домов. Если обратить внимание на практику Древней Церкви, то видим, что вещество для таинства Евхаристии тогда приносили сами верующие. Это может служить примером и указанием на выход из создавшегося положения.

Протоиерей Кудрявцев. У нас в Перми эта мера исполняется практически. В Перми оказалось невозможным доставать муку и вино для богослужений. И вот по объявлении о том архипастыря, прихожане добровольно несли в храм и в весьма достаточном количестве муку, и благодаря этому градопермские церкви снабжены доселе достаточным количеством просфор, и нам едва ли нужно прибегать к мере сокращения количества просфор для богослужения. Это, конечно, потому еще, что у нас просфор готовят много для всех церквей в одном монастыре. Конечно, того же не может быть там, где просфоры готовят для одного лишь прихода. Но если мука найдется для одной большой просфоры, то, несомненно, ее найдется также и для пяти просфор. Таким образом, относительно просфор тот или иной выход возможен. Цвет просфор может быть и темный. Относительно вина дело обстоит несколько хуже. У нас уже и теперь за отсутствием церковного вина нередко не совершается служба. Добыть вина нередко не удается никакими способами. Пользуются вином не красного цвета. Горожане добывают вино в аптеках или винных складах; в храмах же сельских этого невозможно достигнуть, и потому употребляют вино ягодных соков, а не виноградное. Лучше готовить из малины, оставаться же без служения Литургии невозможно.

Еп[ископ] Палладий. В городе Белеве прихожане также усердно пекутся о добывании вина и муки для Литургии. До Рождества Христова мука была еще у женского монастыря, потом осталась здесь же мука черного цвета, залежавшаяся. Стали смущаться готовить просфоры из такой муки. Особенно к 1-й седмице Великого поста стал ощущаться недостаток в муке. Мне самому приходилось беседовать об этом предмете с церковного амвона и прихожане стали приносить муку в храм по стакану и более. Доставали таким же путем муку и в женском монастыре, и притом по несколько фунтов. И получалось, что в уездном городе Белеве нашлось много муки для Евхаристии. То же и относительно вина: стали находиться бутылки белого и красного вина. Так что Белев преимуществует и здесь пред Тулой. В последнем городе совершенно не было просфор из белой муки. Я потому рекомендую чаще обращаться к верующим с приглашением доставать муку и вино для Евхаристии, хотя бы последнее и белого даже цвета.

Еп[ископ] Симон. У нас говорят пока ораторы — представители тех местностей, где все же муку добыть возможно. Желалось бы слышать слово из тех местностей, где добыть муки совершенно невозможно.

Свящ[енник] Галунов. У нас в Уральской местности муки много, но мало или почти совсем нет вина. Я был в одном месте, где употребляли на службу изюмное вино. Не мешало бы указать сельским церквам, чтобы они сами приготовляли вино. Я не знаю, на чем совершают Евхаристию другие причты, так как вина достать совершенно невозможно. Следует дать указание, как домашним способом готовить вино из изюма.

Остроумов. Я выслушал аналогию о цвете вина, но эта аналогия не в цвете только, но и более широкая. Почему в Евхаристии хлеб и вино — самые ясные указания — восходят к питанию организма. Об этом говорит слово Божие. Евхаристия имеет смысл объединения всех верующих. Возможно допустить, чтобы не непременно употребляли белый хлеб. Аналогия должна восходить шире и по существу.

Иеромонах Афанасий. Нет ли, желательно было бы знать, сведений, как совершалось таинство Евхаристии в старину, когда встречались с подобными затруднениями? Священномученник Гермоген в Смутное время разрешил совершение Литургии на вишневом соку. Хотелось бы иметь точную об этом деле историческую справку.

Проф[ессор] Карабинов. Бенешевич в минувшем году издал с примечанием текст постановления Патриарха об этом. Но он с сомнением относится к вопросу о подлинности этого Соборного постановления.

Иеромонах Афанасий. Наши рассуждения вращаются в той области, что надо изыскать какие-нибудь средства как достать хлеб и вино для Евхаристии. Конечно, для изыскания этих средств мы и будем работать, но как поступить в том случае, если найти все же ничего нельзя будет, а такой случай возможен, и особенно в глухих местах.

Проф[ессор] И. А. Карабинов. Выход есть и на этот случай — это запасные Дары, которые возможно всегда перевозить из одной местности в другую. Я читал недавно в «Церковном вестнике» сообщение, что в Петрограде организуется выписка муки для просфор и просфор из Киева.

Протоиерей Филоненко. Вы спрашиваете, как обстоит вопрос в Петрограде. Месяц назад здесь было достаточное количество муки, и недостатка в просфорах даже и в продажу их прихожанам не ощущалось. Церковнослужители затем стали прибегать к прихожанам. Я лично обратился с таким предложением к прихожанам, когда потребовалась мука для артоса, и прихожане принесли муки превосходного сорта более полупуда. У нас ощущается ныне недостаток вина. Церкви богатые, конечно, запаслись вином своевременно. В Великом посту вино покупалось по 26 р[ублей] за бутылку. Но пост требует много церковного вина, нужно было запастись вином и после Пасхи, а для этого нужно было затратить тысячи. Скрывать нечего, у нас и доселе служили Литургии на фальциназированном вине[3], приготовленном из черники, лимонного сока и каких-либо других продуктов. Вина ныне трудно достать и за 30-50 р[ублей] бутылку. Дело очень плохо. Я задавался этим вопросом. В старину разве всегда можно было иметь чисто виноградное вино, например, в Новгородской губернии? Не только вина, но и муки поближе к Москве и Петрограду добыть трудно. У нас раньше вино было заграничное. При постоянной службе вино заготовлялось в большом количестве. Я допускаю мысль, что в древности, в XIV и XV вв., у нас совершалась Евхаристия не на виноградном только вине. Нужно приспособить и теперь широкую возможность допущения совершения Евхаристии на иных, кроме виноградного вина. Нужно представить дело усмотрению и воле каждого настоятеля. Может быть, необходимо реже совершать Литургию, или найдется иной какой выход.

А. В. Васильев. Одним из признаков последних времен, по пророку, явится прекращение жертвы. Жертва может прекратиться от разных причин. Могут быть выгнаны и избиты священники, разрушены храмы, но может прекращаться жертва и по недостатку вещества для таинства. Мы должны употреблять всяческие усилия, чтобы отложить это время. Пророчества обычно не назначают определенных для исполнения их сроков, а дают возможность отдалить эти сроки. Так Ниневия была обречена на гибель по пророчеству, но по молитве пророка эта гибель была отложена. Так и наш народ должен принести искренное покаяние и молитву и употреблять все усилия, чтобы жертва не прекращалась. Становясь на эту точку зрения, я думаю, что если для Евхаристии потребно только виноградное вино, а не другой напиток, то и для Тела Христова нужна пшеничная только мука. В правилах возбраняется приносить дары кроме как из пшеничной муки. Мысли преосвященного Симона правильны. Дело в том, что при установлении Христом Таинства Евхаристии, в те времена, брашном была только пшеничная <мука>, а напитком — вино виноградное, которого было в Палестине достаточно. О недостатках тех и других продуктов тогда, конечно, не было и мысли. Понятно, что и в канонах и определениях апостольских, составлявшихся там, где в достаточном количестве была пшеница, не было и той надобности, чтобы допускать какие-либо другие вещества для Евхаристии. Но у нас в Великороссии ржаной хлеб является обычным брашном, главным питанием людей, а напитком — солодовый квас. Но какие свойства требуются от вещества для таинства Евхаристии? Квасный хлеб и вино, в котором есть бродильные начала. У нас этим Евхаристия отличается от католиков, совершающих оную на опресночном хлебе. Важно, чтобы в хлебе была закваска. В нашем квасе закваска есть. Прежде чем прекращать совершение таинства, сокращать последние дни, нам необходимо решить вопрос этот. Собор должен определить, как поступить, когда наступят времена, когда обнаружится острый недостаток, когда не будет ни вина, ни пшеницы. Собору необходимо составить постановление, в котором было бы указание, что и хлеб не пшеничного сорта и вино из плодовых соков — суть невозбраняемые евхаристические вещества. Лозы нашей смородины — это особый сорт винограда, вино из них приготовляемое — чистое вино, как и виноградное.

Протоиерей Щукин. В нашей Новгородской губернии приходится служить Литургии на 3 и даже на одной просфоре, потому что иссякли все запасы муки, приходится приготовлять просфоры из ржаной муки, просееваемой при этом сквозь частое сито. Мука получается хорошего качества — полубелая. Что касается вина, то я рекомендовал бы ягодное вино, которое, несомненно, чище и лучше того, которое продавалось у нас по 1 р[ублю] 50 к[опеек] за четверть, раскупалось у нас для свадеб и других семейных торжеств и на котором служили также и Литургии. Вино это, в котором, очевидно, были слиты всякий сорт — и портвейн, и кагор, и примеси, — закупалось бочонком. Вино черничное и черносмородинное не имеет такой фальсификации. В нем единственно, что может быть, — это сахар. Я бы указал еще на закупку меда для приготовления напитка к церковному употреблению. У нас пчелиный воск допускается в церкви для приготовления свечей, почему же не допустить и мед.

Малыгин. Я заслушал доклад профессора Карабинова. В нем приводятся, начиная со II века, свидетельства тому, что веществом для Евхаристии должен быть хлеб пшеничный. Но интересно, какой был хлеб на той вечери, когда Христос установил таинство Евхаристии? Пшеничный или ячменный? Мы читаем в Евангелии о пяти хлебах при чуде насыщения 5 тысяч — ячменных. Мы можем допустить ржаную муку в качестве вещества евхаристического хлеба. В Кане Галилейской Спаситель превратил воду в вино, ужели Он не силен и ржаной хлеб и фруктовое или медовое вино превратить в Истинное Тело и Истинную Кровь. Я предложил бы, чтобы церкви спешили закупать мед для приготовления вина церковного.

Пр[есвитер] Артоболевский. Председатель предложил, чтобы ораторы держались в пределах постановленных вопрос<ов>. Может быть, и наступит скоро время, когда станут разрешать употребление ржаного хлеба. Но надобно поискать выхода сейчас. Хлеба разыскать можно. Его могут приносить прихожане. Я говорю о вине, которого недостаточно и притом его нерасчетливо расходуют. Вино надобно иметь только для Литургии, для других же служб (например, при браке, для теплоты, при елеосвещении и др[угих] случаев) церковных следует употреблять другие напитки. Я лично весьма строго отношусь к вину. У меня бутылка вина ведется 2 месяца, алтарь наш нельзя делать какой-то трапезою. Для теплоты в Великий пост можно употреблять горячую воду. Может быть, следует обратиться к братии-священникам с воззванием о том, чтобы городские состоятельные приходы делились с сельскими и призвать вообще священнослужителей употреблять вино только для таинства Евхаристии с расчетом. Я думаю, что скоро откроют границы внутренние и вино привезут. Временно же нет надобности прибегать к крайним мерам. Затем приемлема мысль, предлагаемая И. А. Карабиновым, о запасных Дарах. Миро запасают же и рассылают его из одного места. Также можно устроить и о запасных Дарах. Время как-нибудь перейдет.

Еп[ископ] Палладий. Мысли высказываются хорошие. У меня тоже мысль о служении Литургии Преждеосвященных Даров. Можно взять чин этой Литургии и приспособить его. В древности подвижники-пустынники уносили Святые Дары в пустыни и там приобщались ими. Я знаю, что и в настоящее время некоторые епископы носят Св. Дары в панагиях — желательно, чтобы постоянно пребывал с ними Христос. Мы давно нуждаемся в веществах для Евхаристии, но выхода же не находим. Различные были споры — настоящее ли вино употребляется для Евхаристии. Виноградного вина не будет, и мы не можем продолжать служить на нем. Конечно, подобные же затруднения бывали и в древности. Что касается хлеба — ячменный хлеб артос крифинос. Слово артос содержится и в 1-м тропаре Канона ко святому причащению, где говорится о хлебе живота, вечнующаго. Это слово имеет всеобдержное значение по отношению к таинству Евхаристии. По нужде и в виде невозможности доказать, что всегда для Евхаристии употреблялся хлеб пшеничный, можно допустить и употребление хлеба ячменного или кукурузного. Настают времена тяжкие, следует заготовлять и запасные Дары. Может быть, сельские церкви будут испытывать затруднения и в этом. Среди старцев Оптиной пустыни существует на этот вопрос два мнения. Один говорит, что отсутствие вещества для Евхаристии и возможности ее прекращения — признак приближения второго пришествия, другие же высказывали мысль, что это лишь признак обострения зла в мире. Русский народ должен покаяться, примириться и забыть вражду. Прекращением Евхаристической жертвы Христос зовет всех нас к покаянию.

Богданович указывает на постановление Владимирского Собора, где также был вопрос о совершении Евхаристии не на виноградном вине только. Так там запрещалось служить на другом продукте — на сухой виноградной ветви. А на выжатом из нее соке разрешается. Этим разрешается вопрос и об изюме. В настоящее время виноградный сок безалкоголен, он и по виду похож на виноградское вино. Необходимо принять все меры к тому, чтобы прихожане приносили и муку, и вино и приготовлять последнее даже домашним способом и т. д.

Р. Е. Сапин предлагает: 1) в случае крайней нужды, дабы не прекращать совершения Евхаристии, допустить употребление нашего северного чистого хлеба (ржаного) и вина из нашего северного винограда (смородины, листьями напоминающей южный виноград, и др. северных гроздей); 2) дабы не смущалась совесть, иерей выбросит из Служебника прещение за употреблением непшеничного хлеба и невиноградного вина, тем более, что это «известие», по докладу профессора Карабиннова, католического происхождения.

Карабинов замечает, что относительно вина для Евхаристии не может быть и речи и никакой уступки. Вино должно быть чистое виноградное, как согласно свидетельствуют все памятники. И мне думается, что еще не все средства исчерпаны для его добывания. Запасы, несомненно, еще есть.

Замещающий председателя епископ Симон высказал такого рода суждения. Преосвященный развил несколько иной взгляд на 3-е и 4-е правила Св. апостол, чем докладчик, профессор Карабинов. Ссылался на 33-е пр[авило] VI Всел[енского] Собора, владыка указывал, что кара 3-го правила налагается на тех, кои вообще не приносят при таинстве Евхаристии пития, напоминающего собой кровь Христа и по молитве и благословении прилагающегося вместе с водой в Пречистую Кровь Спасителя Христа. Мы, православные, говорил епископ Симон, исповедуем во Христе два естества — Божество и человечество, причем полное человечество, состоящее из души и тела, из коего при распятии истекла кровь и вода. Если мы приносим в Евхаристии одну воду, то мы еретики, заслуживающие кару 3-го правила. Если же в Евхаристии мы приносим не только воду, но и другую часть пития, означающую собой Кровь Пречистую, то не подлежим осуждению Апостольского правила. Что же мы должны приносить вместо виноградного вина, если его не будет? Христос Спаситель, уча о таинстве Евхаристии, говорил, что тело его есть истинное брашно, и кровь Его есть истинное питие. Да позволено будет мне сказать и да не поставит мне Господь греха в моем суждении, если я изложу его так: истинное брашно, настоящий квасный хлеб, из чего бы он ни был изготовлен, и истинное питие, соединенное с брожением из чего бы ни было изготовлено (из смородины, вишни ли и т. п.) могут изобразить собой Пречистое Тело и живоносную Кровь Христа Спасителя и по благословлению священнодействующего, по снисхождению к нашей немощи, по темноте наших земных условий и обстоятельств, могут преложиться в оные. Православная Церковь чужда материализации таинств. В других таинствах (Крещение, Миропомазание, Елеосвящение) по нужде бывает изменение веществ таинств, почему же нельзя в случае крайней необходимости сделать это вышеуказанное изменение веществ и Св. Евхаристии?

Протоиерей Кудрявцев по вопросу о том, как смотреть, если не на чисто виноградном вине совершается Евхаристия, замечает, что это дело епископа.

А. В. Васильев говорит, что чистого виноградного вина даже и не существует, по поводу какового замечания происходит краткий обмен мыслями между Карабиновым и Васильевым.

Карабинов заявляет, что в докладе он упоминал только о пшеничном хлебе потому, что за недостатком времени не мог заняться подробным исследованием вопроса. Можно привести много справок и свидетельств, в которых говорится исключительно только о хлебе пшеничном. Я в докладе привел одно такое свидетельство как образец, в котором говорится, что в Древней Церкви для Евхаристии употребляется только такой хлеб.

После краткого перерыва слово взял замещающий председательствующего епископ Симон. Я понимаю настроение многих уклонившихся от решения обсуждаемого вопроса. Вопрос весьма важный, и потому многие уклоняются. Подходить к его решению следует с большою осторожностью. В речах ораторов наблюдается некоторая постепенность, с которою подходят к решению вопроса. Некоторые не принципиально, а приблизительно меры указывают, как и где возможно доставать вещества для Евхаристии, говорили, что не непременно ктиторы или церковные старосты должны приобретать муку для просфор, как равно также и вино, а сами де богомольцы должны это делать (еп. Палладий); говорили, чтобы рекомендовать пастырям располагать к тому прихожан, чтобы и таким образом, клонили эту меру во главу решений вопроса. Дальше рассуждали так: в XVI и XVII вв. имели 7 просфор на Литургии, раньше того — 5 и одну просфору. В II веке употреблялась 1 просфора, на Афоне также одна с пятью печатями; из средней печати сей просфоры измывалась часть для агнца, а из боков — части в честь Богоматери, за живых и умерших и проч., намечали уменьшение количества просфор и понижение сорта муки. Относительно вина говорили, что вино должно быть не только красное виноградное, но что на Востоке употребляется также и белое, употреблять которое не возбраняется и нам; дальше предлагали строгую экономию церковного вина — оставили употреблять его за общей чашей при венчании, при теплоте, при употреблении диаконами Св. Даров, словом рекомендовали всячески сбережение вина, рекомендовали также братскую взаимопомощь в вопросе о доставлении веществ для Евхаристии — деление избытком церквей богатых с бедными, ссылались на меру, принятую петроградским духовенством, — обращение к Киевскому обществу религиозного просвещения, которое помогало бы доставлением муки и вина для церквей Петрограда; упоминали о запасных Дарах, которыми причащались древние пустынножители, вопрошали, почему бы и нам не воспользоваться той же мерой. Вот какая постепенность наблюдалась в речах ораторов. Она не отрывается от преданий и исторических свидетельств. Сохранить хлеб пшеничный и виноградное вино, правда, доведя то и другое до минимума, но незыблемо. Кроме такого практического решения вопроса собрание занималось и принципиальным его решением. Пыталось намечать путь к замене пшеничного хлеба ячменным, а виноградное вино — другим напитком: вином из смородины, вишни, медом, квасом. Что касается хлеба, указывали также на ржаную муку и другие хлебные злаки. Эта вторая часть суждений вызвала несогласия. Докладчик согласился, что для таинства Евхаристии можно допустить иную, кроме пшеничной, муку. По основательным свидетельствам проверить и подтвердить этого положения не успели. Что касается вина, то им установлено было незыблемое положение. Если не виноградное вино, то приносящий таинство Евхаристии подпадает под строгое прещение 3-го и 4-го Апостольских правил. Это последнее заключение вызвало обмен мнений. Докладчик настаивал на своем положении, но ему говорили, что правила не воспрещают и другого вина, что вино употребляется в смешении с водою, потому что Христос страдал за грехи человек по человечеству, состоя из тела и души. Мне кажется, что наши практические суждения, клонящиеся к постепенному решению вопроса (каковы запасные Дары, взаимообмен, смешение сортов виноградного вина и пр[очее]), все приемлемы и едва ли их нужно оспаривать. Собор должен провести их. Но вопрос здесь ставился иначе. Мы стоим пред замыслом людей, желающих изгнать Церковь, и с этой диавольской их хитростью следует бороться. Нам нужно предусмотреть на всякий случай всяческие возможности. Придет время, что вина совсем нельзя будет приобрести. Мы в свое время смеялись над старообрядцами, но и сами стоим на том же пути. Может быть, в конце концов, на самый крайний случай или совсем придется не служить Литургии, или еще что устроить. Я считаю нужным сказать по поводу этого несколько слов и извиняюсь наперед, что, может быть, кого-либо введу в соблазн своею речью. Дело трудное. Митрополит ответил одному священнику на вопрос, как поступать в таком случае: делайте, как хотите. Это свидетельствует о нашем бессилии в вопросе. Мы должны руководить христианские души ко спасению. Извиняюсь, повторяю, если что скажу несообразно. Мы с католиками различаемся во взгляде на таинство Евхаристии. Мы причащаемся в самый малый дар св. агнца — вина Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа; католики же разумеют, что они в этом случае принимают не всецело Христа, а, грубо говоря, некоторую часть плоти Христа. Мы, православные, думаем, что в каждой самомалейшей частице агнца полный Христос. Употреблю сравнение. Разбитое стекло в каждой своей крупинке отражает солнце, и в мельчайшей части св. агнца — полный Христос. Здесь, т[аким] о[бразом], обозначается различие. Католики смотрят на таинство материально, а мы духовную его сторону отмечаем. Исходя отсюда, я думаю, что мы не сойдем с православной точки зрения, когда рассуждаем, что не род хлеба — пшеничный или ржаной — имеет значение в таинстве Евхаристии. Христос сказал: «Плоть моя истинно есть брашно» <(Ин. 6, 55)>. По молитве священнодействующего в истинную плоть, истинное брашно может быть превращен хлеб и в истинное питие — всякого рода вино, если в том и другом веществе и не будет достаточного количества пшеничной муки или винограда. Исходя из этого, я думаю, что не будет греха, если в случае крайней необходимости просфора для Евхаристии будет из чистого ржаного хлеба. Что касается вина, то здесь можно бы проводить аналогию. Если бы мы уподоблялись, совершая Евхаристию не на виноградном чистом вине, Иве Едесскому, то мы по справедливости подпали бы осуждению. Но об оскорблении святейшего таинства у нас нет и мысли. Почему бы не обратиться к святоподобиям. Говорят о разрешении св. Патриархом Ермогеном совершать Евхаристию на вишневом соку. Этот факт должен быть обследован. Если священномученик разрешил, то не погрешили бы и мы, а если разрешено на вишневом, то может быть дозволено и на смородиновом, и на фруктовом или ином ягодном соку. Здесь уместно и такое суждение. У нас, особенно на севере, климат суровый, виноград там и произрастать не может, потому мо<гут> быть допущены и другие фруктовые и ягодные продукты местного произрастания для выработки вина. Много было суждений и о веществе для таинства Крещения, которым, по мысли Спасителя, должна быть вода. Но мы знаем крещение песком, кровию. В таинстве Миропомазания первоначально епископы возлагали руку, а затем уже стали помазать св. миром, приготовляемым особым способом из различных многоароматных изменившихся веществ. То же следует сказать и о Елеосвещении. Этими аналогиями, думается, необходимо воспользоваться и при суждении о веществах для Евхаристии. Я заключаю свою речь практическими предложениями: 1) предложить духовенству, объединившись, выписывать вино и муку для церковных служб из тех местностей, где есть достаточные запасы того и другого, 2) употреблять на Литургии одну просфору пятипечатную из пшеничной муки.

Артоболевский предлагает употреблять и обрезки от просфоры, из которой изъят агнец. С мерою, предлагаемою епископом Симоном, собрание соглашается. Далее ораторы (Афанасий, Богданович) старались сгруппировать в своих замечаниях те практические меры по вопросу о приобретении евхаристических веществ, о которых они подробно высказались в своих речах.

Проф[ессор] Карабинов указывал, как может быть приспособлено служение Литургии на запасных Дарах к повседневной службе ее и вновь заявил, что он считает вопрос о вине для Евхаристии вполне им освещенным, что же касается хлеба, то выражает желание осветить этот вопрос подробнее.

Артамонов заявил, что в Африке хлеб приготовляется из особого рода хлебного злака — манола, а в Имере<т>ии — исключительно из кукурузы, и что, вероятно, священники употребляют такой хлеб и для просфор. Что до вина, то оратор против виноградного сока как не содержащего в себе бродильных элементов. Он рекомендует лучше употребление сухих виноградных вин, разбавляя их виноградным соком.

Еп[ископ] Симон предлагает обменяться мнениями о запасных Дарах.

Васильев. Запасные Дары употребляются и теперь. Но дело не в том, а в том, как совершать Евхаристию, когда не будет, ни хлеба, ни вина. Я не понимаю предлагаемой здесь оптовой заготовки и запасных Даров. Я сомневаюсь, как возможна пересылка этих Даров из одной местности в другую. Но при всем том, это все же не выход из затруднения. Запасем Дары на год, на 10 лет, но все же евхаристическая жертва не будет совершаться. Обедница — это суррогат Литургии. Жертва все-таки пре<кра>тится, что составит незаменимую утрату для Церкви. В таинстве Евхаристии, думаю я, участвуют не только приносящие оное, но и все молящиеся. Все предлагаемые меры о способах, какими рекомендуются доставать вещество для таинства, приемлемы. Собор должен развязать совесть тех священников, которые поставлены в невозможность изыскать веществ для Евхаристии. Я не имею ничего против того, чтобы отложить суждение по этому вопросу. Церковь должна смотреть на дух и сущность, а не на форму. Это поелику грубое представление о необходимости такого-то именно вещества для таинства. Христос взял на Тайной вечере обычное тогда брашно — хлеб квасный и обычный напиток — виноградное вино, в котором есть бродильный элемент. Прещение <правилами>[4] объявляется тем, которые не выполняют того, что следует.

Иеромонах Афанасий возражает против рекомендующей меры служения Литургии на одной просфоре и приводит факт, как относились к этому предложению во Владимирском женском монастыре, где оно возбудило ропот. Он настаивает на том, чтобы на сей предмет было непременное распоряжение высшей синодальной власти, а не местной только епархиальной.

Еп[ископ] Симон. Мы должны изложить дело и предложить его так, чтобы священнослужащие не испытывали затруднений. Чем выше будут власти, которые одобрят наше постановление, тем важнее для дела. Далее замещающий председателя предлагает отложить суждения о запасных Дарах, об обеднице, которая ныне совершается по разному в разных местах, и о выработке определенного ее чина.

Проф[ессор] Тураев замечает, что чин обедницы, совершающийся в Александро-Невской лавре, может быть принят за образец.

Собрание закрыто замещающим председательствующего в 2 ч[аса] 40 мин[ут] дня.

Замещающий председателя епископ Симон, Единоверческий Октенский

Делопроизводитель: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 582–593. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.

Приложение: Доклад И. А. Карабинова о евхаристическом хлебе и вине


[1] Доклад приложен к протоколу настоящего заседания.

[2] В источнике это слово напечатано дважды.

[3] Так в источнике.

[4] В источнике «правильным».