Протокол № 8

16 октября 1917 г.

Заседание происходило под председательством митрополита Киевского Владимира в малом зале Епархиального дома; началось в 5 час[ов] вечера; присутствовало 44 члена Отдела, расписавшихся на прилагаемом листе.

1. Слушали протокол предыдущего заседания (12 октября) и постановили принять его.

2. Высокопреосвященный председатель предложил возобновить обсуждение доклада прот[оиерея] Спасского и высказаться ораторам, записавшимся в прошедшем заседании.

По этому предложению председателя высказались следующие ораторы.

Свящ[енник] Чельцов, признавая, что в наше время семья для священника является, безусловно, препятствием в его служении, предлагал поставить принципиально вопрос, допустимы ли безбрачные священники, а вопрос о возрасте для безбрачных кандидатов предоставить решать на местах.

Прот[оиерей] Попов, исходя из того, что женатый священник скорее и правильнее откликнется на горе пасомых, высказался против полного целибата, но соглашался принять его в том виде, в каком предлагали Фигуровский и некоторые другие ораторы.

Краснопевцев высказался за допущение безбрачных священников без ограничения возрастом.

Прот[оиерей] Садовский предлагал оставить действовавшую до сих пор практику, по которой епископы поставляли во священники особо избранных и способных к безбрачной жизни лиц и моложе сорока лет.

На точке зрения прот[оиерея] Садовского стоял и священник Марин.

Июдин, Уткин и Курбатов высказались против безбрачия духовенства, признавая его новшеством и явлением, нежелательным для крестьянства.

Проф[ессор] Красножен, рассматривая вопрос с чисто канонической точки зрения, указал на то, что Православная Церковь и теперь не запрещает лицам неженатым вступать в клир, поэтому введение целибата в Православную Церковь, по его мнению, является ненужным новшеством.

Фигуровский, внося поправку в рассуждения некоторых ораторов и отвечая на возражения против безбрачия духовенства, говорил, что, хотя докладчик и касался целибата, но предложение его сводилось только к признанию возможности безбрачным принимать священство, а такое предложение не вносит какого-либо новшества; что касается опасений, что на местах не пожелают иметь безбрачных священников, то они напрасны: если священника будут избирать, то никто не может навязать приходу нежелательного кандидата; если же священника по-прежнему будет назначать епископ, то последний много подумает, прежде чем назначить безбрачного, и пошлет только надежного и достойного.

Кунцевич, возражая Фигуровскому, напротив, говорил, что идеей целибата вводится новшество, именно: третья категория лиц священного сана, так как Церковь Православная знает только два состояния: монашество и брак.

Прот[оиерей] Миртов, суммируя все сказанное и докладчиком и выступавшими ораторами, предложил Отделу принять следующую резолюцию: «Так как ни слово Божие, ни канонические нормы церковной жизни не считают обязательным условием для принимающих священный сан брачное состояние, то Отдел находит вполне допустимым не требовать обязательного вступления в брак от кандидатов священства, достигших канонического возраста».

По выслушании указанных ораторов высокопреосвященный председатель поставил на голосование вопрос: оставить ли существовавшую до сих пор в Русской Церкви практику, по которой допускались как женатые, так и неженатые священники.

Собрание большинством 23-х голосов против 12-ти, при одном воздержавшемся, высказалось за оставление старой практики.

3. Высокопреосвященный председатель поставил на голосование вопрос: нужно ли понижать принятый в старой практике 40-летний возраст для безбрачных кандидатов священства.

Собрание подавляющим большинством голосов высказалось за понижение указанного возраста.

Следовавшие затем предложения председателя: 1-е – понизить возраст для безбрачных кандидатов во священники и диаконы до 35 лет; 2-е – до 30 лет, – первое большинством 28-ми голосов против 10-ти отклонено, второе большинством 22-х голосов против 10-ти, при 6-ти воздержавшихся, принято.

После голосования председатель объявил перерыв на 10 мин. для выработки резолюции.

4. После перерыва заместитель председателя прот[оиерей] Миртов огласил выработанную резолюцию и внесенную некоторыми членами поправку к ней.

Резолюция: «Отдел, основываясь на слове Божием и не находя в канонах установления обязательного брачного состояния для клириков, признает возможным допустить в настоящее время в практику Русской Церкви принятие священного сана в безбрачном состоянии по достижении тридцатилетнего возраста».

Поправка: «По должном каждый раз тщательном спытании со стороны рукополагающего епископа».

После обмена мнениями по поводу поправки прот[оиерей] Миртов поставил ее на голосование.

Большинством 15-ти голосов против 8-ми поправка принята.

5. Свящ[енник] Чельцов внес предложение вычеркнуть из резолюции слова «в настоящее время».

Большинством 20-ти голосов против 3-х предложение принято.

6. Прот[оиерей] Миртов поставил на голосование резолюцию с принятыми к ней поправками. Все собрание, за исключением троих воздержавшихся, высказалось за принятие резолюции.

7. Кунцевич предложил подчеркнуть в резолюции отрицательное отношение Отдела к идее полного целибата.

Ввиду того, что докладчик на Соборе в исторической части своего доклада выскажет отношение Отдела к целибату, предложение Кунцевича отклонено.

8. Епископ Сердобольский Серафим предложил избрать докладчика на пленарном заседании Собора.

Открытым голосованием избран заместитель Председателя прот[оиерей] Миртов.

В 8 час[ов] 40 мин[ут] вечера Председатель объявил заседание оконченным.

За председателя прот[оиерей] П. Миртов.

Делопроизводитель В. Протопопов.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 85-86. Машинопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Журнал заседания № 8