Протокол № 4

5 сентября1917 г.

Заседание открыто председателем архиепископом Кириллом в 6½ часов вечера в составе 43 человек, список которых при сем прилагается.

По предложению председателя Отдела ПОСТАНОВЛЯЕТ, в случае неприбытия к назначенному часу в заседание законного числа членов (1/3 всего состава), ждать запоздавших 15 минут и затем открывать заседание при оказавшемся налицо составе, не менее, однако, трех членов.

Член Комиссии по составлении доклада Собору о преподавании Закона Божия в школе священник Чернявский докладывает Отделу новую редакцию мотивов к докладу о необходимости и желательной постановке Закона Божия в школе. Приняв во внимание высказанные на предыдущем собрании суждения членов Отдела, Комиссия предлагает эти мотивы в следующем виде:

1. Христианство является основой мировой культуры и определяет направление не только религиозного, но и нравственного, и научного, и эстетического, и социального развития человечества, вследствие чего изучение сущности и исторического значения его должно обязательно входить в круг знаний всякого культурного человека, и отсутствие этого изучения в школьном курсе неизбежно создало бы существенный пробел в понимании подрастающими поколениями высших культурных ценностей человеческого духа.

2. Усвоение основ и духа христианской религии способствует формированию здоровой личности, выработке целостного жизненного миросозерцания, определяющего характер и направление его будущей деятельности. Как свидетельствует история, лишь на началах христианской морали созданы наилучшие формы общественных отношений и явлены миру исключительные по высоте примеры воплощения нравственного идеала, и наоборот, безрелигиозное состояние роковым образом влечет за собою неустойчивость человека в нравственных идеалах и очень часто приводит как отдельные личности, так и целые общества к духовному разложению.

3. Вся жизнь русского народа через школу созидалась и утверждалась на началах православной веры, которая искони являлась заветной святыней его души, определяет весь его быт, и лишение русского народа правильного религиозного образования и воспитания, даваемого в школе, было бы насильственным разрушением исконных основ его национально-исторической жизни и неизбежно повлекло бы его на путь нравственного одичания и общественной анархии.

4. Школьное воспитание должно быть всесторонним и гармоничным, т. е. обнимающим все силы человеческого духа (ум, сердце и волю), исключительное же развитие только умственных сил без воспитания религиозного чувства гибельно отражается на целостности нравственного характера, ослабляя его моральное и волевое творчество.

5. Религиозное воспитание отвечает самой основной и естественной потребности детской души, ее стремлению к Богу, и стало быть, лишение детей школьного религиозного образования и воспитания было бы преступным насилием над природою ребенка.

6. Школьный возраст учащихся представляет наиболее нормальные условия для религиозно-нравственного образования и воспитания, и только школа дает наиболее благоприятные условия к успешному изучению Закона Божия, какие вне школы трудно достижимы, а именно: а) правильная последовательность в процессе обучения; б) распределение учащихся по возрастам; в) взаимная их помощь; г) усилие при соревновании; д) возможность проверки знаний; е) и все необходимые для преподавания вспомогательные средства.

7. Возраст от 14 до 20 лет есть переходный возраст, когда происходит у детей опасный душевный кризис в процессе установки жизненного мировоззрения, и оставлять детей в этот период одинокими без опытного религиозно-нравственного руководства законоучителя значило бы бросать их навстречу роковых случайностей.

8. Законоучитель в такой же мере, а может быть, по выше изъясненному, и в большей, осуществляет культурно-образовательную и воспитательную миссии в школе, как и преподаватели других предметов.

На основании изложенных соображений Комиссия выработала следующие положения о постановке Закона Божия в русской школе:

1. Во всех светских, государственных и частных, школах низших, средних и высших, общеобразовательных и специальных, в которых учатся дети православных родителей преподавание Закона Божия обязательно и должно быть поставлено в одинаковые условия со всеми главными предметами школьного курса.

2. Изучение Закона Божия в школе, в соответствии с обетами, данными при св[ятом] Крещении, обязательно для всех детей православных родителей.

Примечание. Необязательность изучения Закона Божия может быть допущена только для тех учащихся, кои сами по себе или их родители осуществили на основании закона о свободе совести право выхода из Православной Церкви и перехода в безрелигиозное состояние.

3. Объем материала преподавания Закона Божия во всех классах при 2-недельных уроках устанавливается при участии родителей путем соглашения высшего органа управления Православной Церкви с министерствами, в ведении которых находятся те или другие школы.

4. Установленный в новом законе о свободе совести 14-тилетний возраст для осуществления права о перемене религиозного исповедания или о переходе в безрелигиозное состояние должен быть признан противоречащим психическим и физиологическим особенностям отрочества и как таковой подлежит немедленной отмене в законодательном порядке.

Право перехода учащихся из одного исповедания в другое или право признания себя не принадлежащим ни к какой религии не может быть осуществлено в период пребывания ученика в низшей или средней школе.

5. Законоучитель в школе пользуется всеми правами и привилегиями, присвоенными лицам педагогического персонала, состоящим на государственной службе в штатной должности.

Затем заслушан был проект самого доклада Собору, составленный Комиссией соответственно изложенным мотивам и положениям. Из возникших затем прений по поводу доклада, его мотивов и заключительных тезисов, обнаружилось, что Отдел не удовлетворен предложенным проектом доклада.

М. Ф. Глаголев заявляет, что Отдел должен составить не протест на постановление Государственного комитета, а полный законопроект о положении Закона Божия в школе, для чего Отдел имеет все данные: и мотивировку, и проект положений. При изложении мотивов следует держаться нового порядка, принятого теперь Комиссией, т. е. переходить от более общих к частным.

Протоиерей Капралов полагает, что в проектированном виде доклад не может быть внесен в Собор. Это скорее реферат или просто статья по вопросу о Законе Божием; положения доклада загромождены мотивами; между тем, мы готовим законопроект; он должен быть точным, выразительным и более кратким.

Председатель полагает, что требование краткости вызывается заданием Отделу спешно изготовить доклад и подтверждается Уставом Собора (ст. 83).

Н. И. Троицкий. Правительство решило перестроить всю жизнь русского народа; жизнь перестраивается путем законодательства; но в русском законодательстве с начала русской истории было сильно влияние христианства, не должно оставаться без этого влияния и новое законодательство. Эту мысль следует внести в доклад как новый мотив.

В положениях доклада сказано, что дети родителей, переменивших исповедание, не обязаны изучать Закон Божий. Такого исключения делать не следует; они должны изучать христианское учение как предмет образовательный, наравне с изучением других религий. (Речь Н. И. Троицкого при сем прилагается.)

Протоиерей Четвериков указывает на противоречие в положениях: во 2-м допускается право отказа от обучения Закону Божию для детей лиц, вышедших из Православной Церкви, а в 4-м не разрешается изменять исповедание во время обучения в низшей и средней школе. Следует, чтобы дети с 10-тилетнего возраста, пока они в школе, продолжали изучать Закон Божий независимо от желания родителей.

Св[ященник] Масальский заявляет, что все доводы и рассуждения Отдела не производят впечатления, тогда как яркая речь противника Закона Божия на одном учительском съезде увлекла всех участников съезда, несмотря на все речи защитников. Противники Закона Божия очень выдвигают мысль, что обязательное обучения ему нарушает свободу совести: у нас об этом сказано мало. Надо также оградить детей, желающих обучаться Закону Божию, когда родители не позволяют этого, что иногда случается в жизни.

Прот[оиерей] Капралов считает опасным лишать родителей власти над детьми. Как быть, если случится обратное и дети не захотят учить Закон Божий, хотя родители желают этого?

Прот[оиерей] Четвериков находит в этом разницу: переменить религию — одно, сохранить прежнюю — другое. Мы не дозволяем менять веру в школе, а право сохранить ее нужно оставить за ребенком.

Свящ[енник] Чернявский полагает, что неосторожным решением столь трудного вопроса можно оттолкнуть от себя, поэтому нужно давать принципиальные положения. Раз даны обеты при Крещении, человек должен получить религиозное образование. В случае перемены веры родителями, ученик должен изучать Закон Божий как культурную ценность.

А. Ф. Гораин. Считаться с законом о свободе совести необходимо. Положение ребенка, изучающего Закон Божий против воли родителей, очень тяжелое, поэтому обязывать детей изучать Закон Божий при переходе родителей в другое исповедание — дело сложное. Школа не может проводить опеку над родителями. Закон Божий — не только предмет обучения, а и воспитания; ученик впитывает с ним вероисповедные понятия, поэтому родители имеют право не обучать ребенка Закону Божию в случае выхода их из Православной Церкви.

Св[ященник] Ломако. При 115 миллионах православного населения в России не может быть закон об отмене Закона Божия; мы должны указать, что голос народа требует обратного. Для правительства это единственно убедительный мотив.

Прот[оиерей] Щукин. Выгода обучения Закону Божию детей против воли родителей невелика; домашняя драма в этих семьях принесет больше вреда. Однако во время школьного обучения ребенок не должен менять религию. Принятые нами религиозные мотивы не находят сочувствия в среде учителей; на них действуют лишь мотивы педагогические.

М. Ф. Иорданский. На Закон Божий можно смотреть с двух точек зрения: как на предмет учебный и как на воспитательный. Свобода совести не будет нарушена, когда Закон Божий только излагается в школе, но если за ним будет участие в богослужении, исповедь и пр[очее], тогда свобода совести нарушится. Поэтому Закон Божий в школе следует преподавать как предмет гуманитарного образования.

Преосвященный Кирилл, резюмируя прения, указал, что теперь изложены все мотивы для доклада и это облегчит работу Комиссии. Предложенный проект доклада слишком распространен и это ослабляет впечатление. Нужно сократить число мотивов и выдвинуть на первый план мотивы демократические, а затем излагать мотивы педагогические и психологические. Но едва ли нужно проводить мысль, что Закон Божий есть просто образовательный предмет. Бывают нехристиане, знающие хорошо Закон Божий и даже репетирующие в нем учеников, но это производит соблазн. Мы должны взять для своего доклада лишь бесспорное, оставив в стороне сомнительное.

В соответствии с изложенным Отдел поручает Комиссии вновь обработать проект доклада Собору о Законе Божием и в ближайшее время доложить его Отделу.

Засим председатель оглашает предложение об образовании 6 подотделов.

1. По рассмотрении учебных планов низшей, средней и высшей школе.

2. По постановке внешкольного обучения Закона Божия для детей и для взрослых.

3. По вопросу о каталоге книг для чтения по Закону Божию, о кабинетах, музеях и др[угих] вспомогательных средствах.

4. Издательский по Закону Божию.

5. О преподавателях Закона Божия в низших, средних и высших учебных заведениях.

6. Об органе центрального управления и местных учреждениях по заведыванию Законом Божиим.

Первый подписавший лист обязан созвать первое собрание своего подотдела.

Священник Стешенко делает предложение об образовании законоучительского кабинета. Оба предложения не обсуждались. Заседание закрыто в 9 часов вечера. Секретарями заседания были: протоиерей Четвериков и А. Ф. Гораин.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 19–22. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.

Запись к протоколу № 4

Речь Н. И. Троицкого «Необходимость преподавания Закона Божия во всех школах России»