Протокол № 38

13 (26) марта 1918 г.

[Заседание] началось в 5½ час[ов], окончилось в 9 ч[асов] веч[ера].

Под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, присутствовали 20 членов Отдела, список которых с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I. СЛУШАЛИ: протокол предыдущего заседания Отдела от 7/20 марта сего года.

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить протокол означенного заседания.

II. СЛУШАЛИ: следующий проект постановления по вопросу о том, во все ли высшие светские учебные заведения разрешается поступать священнослужителям, выработанный проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым на основании обмена мнений по сему вопросу в предыдущем заседании:

«Священнослужители, оставаясь в сане, могут поступать во все высшие светские учебные заведения на все их факультеты, кроме тех, прохождение курса которых, по указанию высшей церковной власти, несовместимо с требованиями, предъявляемыми по правилам церковным к лицам священного сана относительно их личной жизни».

Во время продолжительного обсуждения предложенной Н. Н. Фиолетовым формулы, в чем принимали участие: свящ[енник] Сабинин С. А., Кузнецов Ф. К., Боголюбов Ф. С., Тимофеев А. Т., Орлов И. К., Авдиев А. В., Самбурский К. И., диакон Никольский Е. Н., свящ[енник] Намнек И. И., Фиолетов Н. Н., преосвященный председатель и, с его разрешения, не входящие в состав Отдела члены Собора Губанов М. Т., преосвященный Гавриил, епископ Барнаульский, были предложены еще две формулы: а) Боголюбова Ф. С. — «священнослужителям разрешается поступать на все факультеты университетского образования, кроме медицинского и профессиональных высших учебных заведений, разрешение на поступление в которые предоставляется Высшему Церковному Управлению», и б) свящ[енника] Намнека И. И. — «священнослужителям разрешается поступать в университеты и в другие высшие учебные заведения, исключая только те, которые носят характер военный или артистический или же противоречат идее христианской нравственности». Пред голосованием, после разъяснения Н. Н. Фиолетова, что между формулами его и Ф. С. Боголюбова нет существенного различия, последний отказывается от своего предложения и присоединяется к формуле Н. Н. Фиолетова, почему на голосование ставятся только формулы свящ[енника] Намнека И. И. и Фиолетова Н. Н.; первая отклоняется большинством всех против 2-х голосов, после чего вторая принимается единогласно.

ПОСТАНОВИЛИ: вышеизложенный проект постановления по вопросу, во все ли высшие светские учебные заведения разрешается поступать священнослужителям, выработанный проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым, принять без изменений.

III. СЛУШАЛИ: доклад Н. Н. Фиолетова, что по возбужденному в предыдущем же заседании вопросу, необходимо ли в каждом случае поступления священно- и церковнослужителя в светское учебное заведение особое разрешение епархиального преосвященного, он полагал бы достаточным присоединить к принятому постановлению следующее:

«Примечание. Священнослужители и псаломщики, проходящие курс светских учебных заведений, могут сохранить за собой должность не иначе, как с разрешения в каждом отдельном случае епархиального начальства».

ПОСТАНОВИЛИ: принять это примечание к вышеизложенному постановлению без изменений.

IV. СЛУШАЛИ: доклад проф[ессора] Н. Н. Фиолетова «Об образовательном цензе духовенства» следующего содержания:

«Одно из основных требований, предъявляемых к пастырю и завещанием апостольским (2 Тим. IV, 1, 2; II, 24, 25) и каноническим правом (58 пр[авило] Ап[остольское], Трул[льского Собора правило] 19, Сард[икийского Собора правило] 11, Лаод[икийского Собора правило] 19, Карф[агенского Собора правила] 71, 121 и 123) и самым существом его служения — „быть учительным”. Из этих требований с неизбежностью вытекает необходимость для него самого „разумения слова Божия”, достаточной осведомленности в вопросах веры и благочестия, а вместе с тем и достаточного общего развития и образования. В особенности в настоящее время, при настоящем положении Церкви, когда она должна сама отстаивать свои права, своими силами противостоять веяниям сего „века лукавого”, необходимо для пастыря быть в курсе современных течений общественной мысли, проникающих ныне и в глубокие массы народные, уметь разобраться в них, защитить и обосновать свою веру. На достаточной высоте должны стоять и другие, младшие члены клира, на которых также и наш Собор возложил в известном смысле „бремя учительства”. Как ни трудно в наши дни служение духовенства, как ни тяжелы те условия, в которых протекает это служение, и как ни затруднительно при этом найти людей, идущих на этот подвиг, все же понижать требования степени развития и образования именно в настоящих условиях не представляется возможным.

С другой стороны, и безусловное требование такого формального ценза, как окончание установленного типа духовно-учебных заведений, представляется в настоящий момент и практически затруднительным и едва ли целесообразным. Нам неизвестно еще, какова будет судьба наших духовно-учебных заведений и смогут ли они сохранить одновременно и специальный и общеобразовательный характер. В то же время и опыт уже показал в достаточной степени, что дипломы духовно-учебных заведений не гарантируют еще достаточной общей и богословской подготовки и в особенности тех именно требований в этом направлении, которые ставятся настоящим моментом. Знание, близкое к жизни и отвечающее современным запросам мятущегося ума и сердца, далеко не всегда получается из стен духовной школы. Нарождается уже новый тип училища и курсы “пастырские” для низшего клира (миссионерск[ие], псаломщ[ические] и пр[очие]), которые, при условии приема в них лиц, уже получивших достаточное общее образование и развитие и при условии серьезной постановки имеют то несомненное преимущество пред установленным типом, что они служат одной определенной цели, что в них поступают лица, сознательно избирающие для себя подвиг духовного служения, что они чужды всякого кастового и сословного отпечатка. Закрывать или ограничивать в какой-либо мере доступ к священно- и церковнослужению прошедшим такого рода школы было бы и несправедливо, и нецелесообразно. Наконец, при острой нужде в служителях Церкви, нельзя отказывать и для лиц, по условиям рождения и воспитания не имевших возможности пройти специальный курс, но путем личных усилий достигших известной степени общего развития и специально-богословских знаний, в их естественном праве выдержать испытание по соответствующей программе и приобрести те же права, что и питомцы духовной школы.

Наличность специальных трудов или практического стажа в области церковного учительства, свидетельствующего о способностях и познаниях данного лица, должна служить также для духовной власти в исключительных случаях основанием к допущению в клир и без такого экзамена. Такие исключения, такие отступления допускаются и в различных отраслях государственной и общественной, даже преподавательской службы. Ввиду всего вышеизложенного, представляется желательным принять следующие положения:

1) Кандидатами на должность священника могут быть:

а) получившие законченное высшее или среднее богословское образование в духовных академиях и семинариях или заменяющих их духовно-учебных заведениях;

б) закончившие пастырские училища и курсы и получившие общее образование в объеме не меньшем курса церковно-учительских школ, учительских семинарий и проч[их учебных заведений].

в) окончившие курс средних светских учебных заведений, учительских семинарий и институтов, церковно-учительских школ или имеющие свидетельство на звание домашнего учителя и выдержавшие испытание по предметам богословским и церковно-практическим по установленной программе в образуемых для того епархиальной властию комиссиях.

Примечание. В исключительных случаях при наличности специальных трудов или продолжительного практического опыта в деле церковного учительства, свидетельствующих о способностях и познаниях данного лица, епархиальная власть может освобождать от указанных испытаний.

2) К занятию должности диакона допускаются:

а) прошедшие общеобразовательный курс духовных семинарий, средних учебных заведений духовного ведомства, учительских семинарий и церковно-учительских школ или имеющие свидетельство на звание домашнего учителя;

б) окончившие курс духовных училищ, 4-х классов средних учебных заведений, второклассных школ, городских, четырехклассных училищ, по испытании их в богословских и церковно-практических познаниях по установленной программе в особых комиссиях.

Примечание. От указанного испытания могут быть освобождены лица, прослушавшие миссионерские или соответствующие им курсы для низших клириков, а также в исключительных случаях те лица, предшествующая церковно-практическая деятельность которых в достаточной степени свидетельствует об их познаниях и опыте.

3) Псаломщиками могут быть:

а) прошедшие курс духовных училищ, миссионерских и псаломщических школ и проч[их учебных заведений];

б) городских четырехклассных высших начальных училищ, второклассных и двухклассных школ и выдержавшие специальное испытание в церковном пении и чтении и элементарных богословских познаниях по установленной программе».

В последовавших за выслушанием этого доклада продолжительных прениях по общему содержанию его приняли участие члены Отдела: Боголюбов Ф. С., Фиолетов Н. Н., Кузнецов Ф. К., преосвященный председатель, диакон Е. П. Никольский, свящ[енник] Намнек И. И., Востоков А. А., Авдиев А. В. и прот[оиерей] Кузьмин П. В., после чего было принято без возражений предложение преосвященного председателя считать общие основные положения доклада Н. Н. Фиолетова принятыми и прения по существу его содержания прекратить, голосование же отдельных статей резолютивной части доклада, за недостатком времени, отложить до следующего заседания, с тем, чтобы предварительно редакция этих статей еще раз была просмотрена Н. Н. Фиолетовым на предмет каких-либо изменений в формулировании их в связи с происшедшим обменом мнений.

ПОСТАНОВИЛИ: принять общие основные положения вышеизложенного доклада проф[ессора] Н. Н. Фиолетова, постатейное же голосование резолютивной части доклада отложить до следующего заседания.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Скрепил: Делопроизводитель М. Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 25–28. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Запись речей к протоколу № 38