Протокол № 3

11 сентября 1917 г.

Заседание происходило под председательством высокопреосвященного митрополита Киевского Владимира в малом зале Епархиального дома, началось в 5 час[ов] веч[ера]. Присутствовало 37 членов Отдела, расписавшихся на прилагаемом листе.

1. Собрание заслушало протокол предыдущего заседания (5 сент[ября]) и постановило принять его.

2. Заместитель председателя прот[оиерей] Миртов доложил собранию, что проф[ессор] Мищенко ввиду того, что изменением расписания заседаний Отделов не устранены препятствия для работы членов в нескольких Отделах, решительно отказывается от должности заместителя председателя. Высокопреосвященный председатель предложил избрать на освободившуюся должность новое лицо. Записками были намечены кандидаты: еп[ископ] Сердобольский Серафим – 17 зап[исок], проф[ессор] Красножен – 7 зап[исок], арх[имандрит] Вениамин, архиепископ Тверской Серафим и Мирович – 2 запи[ки]; митрополит Петроградский Вениамин, прот[оиерей] Галахов и Фигуровский получили по 1 зап[иске]. Избран епископ Сердобольский Серафим.

3. Мирянин Градусов доложил два журнала заседаний комиссии, избранной Отделом в заседании 5 сент[ября]. Работа комиссии выразилась в выработке программы вопросов, подлежащих обсуждению Отдела. Исходя из общего понятия церковной дисциплины как совокупности норм, определяющих христианскую жизнь, поскольку таковая проявляется во внешних действиях и поступках христианина, комиссия признала желательным, наметив конкретные вопросы церковной дисциплины, разбить их на три рубрики: а) вопросы общей дисциплины; б) дисциплины, относящейся до клира, и в) мирян. Соответственно с этим программа вопросов представляется в следующем виде:

А. Общая дисциплина:

1) О духовной жизни вообще;

2) Пост;

3) Положение женщины;

4) Епитимии и исповедь;

5) Молитвы за иноверцев и самоубийц;

6) Соблюдение праздников;

7) Вытравление плода.

Б. Дисциплина клира:

8) О поведении духовенства;

9) Второбрачие священнослужителей;

10) Принятие священного сана лицами, женатыми на вдовах;

11) О браке епископов;

12) Об одежде и ношении волос;

13) О посещении духовенством зрелищ и общественных собраний.

В. Дисциплина мирян:

14) О поведении мирян;

15) Четвертые браки;

16) Смешанные браки.

На втором заседании комиссия сделала некоторые изменения в означенной программе, именно: вопросы 3 и 7, (положение женщины и вытравление плода) соединила вместе, вопрос 11 сформулировала: «О брачном и безбрачном состоянии епископов» и прибавила еще следующие пять вопросов: «О чиноприеме инославных, входящих в православие», «О тех качествах, коим должны удовлетворять кандидаты священства», «О целибате духовенства», «Об увеличении поводов к разводу» и «О трезвости».

Обсуждая доклад комиссии, члены Отдела предлагали ряд дополнений и поправок к выработанной программе вопросов. Так предлагались новые вопросы для пополнения программы комиссии: о внебрачных детях и вообще детях, брошенных отцами; покинутых девушках (прот[оиерей] Щукин); о брачной дисциплине, в частности, о степенях родства и времени совершения браков (еп[ископ] Иоасаф); о борьбе со сквернословием и азартными играми, праздновании масляной, благоустройстве кладбищ (Гусев); о недоуменных случаях церковной практики (еп[ископ] Серафим Сердобольский); о дисциплине таинства причащения (свящ[енник] Ильин).

Некоторые члены разъясняли содержание поставленных вопросов; так, указывали на то, что в вопрос о положении женщины в Церкви входит не только восстановление института диаконисс, но и обсуждение прав женщины принимать участие в церковном управлении, в соборах и т. п. (Фигуровский, Мирович). Предлагались некоторые вопросы, близко соприкасающиеся с вопросами других Отделов, отнести к этим последним; так, вопрос о диакониссах полагали передать в Отдел о монашестве (высокопреосвященный председатель) или в Отдел о церков[ном] управлении (еп[ископ] Сердобольский Серафим, архепископ Симбирский Вениамин).

Некоторые вопросы из поставленных в программе, а равно и указанных вновь предлагали соединить с другими вопросами Отдела о церковной дисциплине; так вопрос о положении женщины считали относящимся к брачной дисциплине (еп[ископ] Сердобольский Серафим); об абортах – к покаянной дисциплине (еп[ископ] Иоасаф); вопрос о внебрачных детях – к брачной дисциплине или к вопросу о преступлениях (еп[ископ] Сердобол[ьский] Серафим).

Было высказано мнение, что некоторыми вопросами, напр[имер] вопросами о второбрачии духовенства, о безбрачном и брачном состоянии епископов, как уже решенными в Св[ященном] Писании и канонах, заниматься Отделу не следует (архиеп[ископ] Димитрий).

Так как вопросов, подлежащих обсуждению Отдела, очень много и для обсуждения всех их у настоящего Собора не хватит времени, то предлагалось выделить вопросы существенные и жизненные, и эти вопросы рассмотреть в первую очередь; к таким вопросам относили вопросы: о поведении клириков, увеселениях, безбрачии епископов, погребении самоубийц (еп[ископ] Сердоб[ольский] Серафим), об увеличении поводов к разводу (Говоров), о двоебрачии духовенства, одежде, ношении волос, абортах (Фигуровский), внебрачных детях и обманутых девушках (прот[оиерей] Щукин), дисциплине таинств причащения и покаяния (свящ[енник] Ильин).

Не осталась без внимания и формальная сторона выработанной комиссией программы. Так было указано на неудобство помещения вопроса о положении женщины в группу вопросов об общей дисциплине, а равно соединения первого вопроса с вопросом об абортах (Мирович).

Наконец, в связи с вопросом о брачной и исповедной дисциплине затронут был вопрос о необходимости благоразумного и осторожного применения дисциплины в настоящее время духовного развала и вообще об ослаблении дисциплины (прот[оиерей] Миртов, еп[ископ] Иоасаф, свящ[енник] Елабужский).

По обсуждении программы высокопреосв[ященный] председатель поставил вопрос, принимается ли данная в докладе комиссии программа. Собрание высказалось за принятие её.

4. Прот[оиерей] Миртов внес предложение войти президиуму Отдела в сношение с президиумами других Отделов, вопросы которых близки или соприкасаются с вопросами Отдела о церковной дисциплине, и обсудить такие вопросы на соединенном заседании. – Предложение принято.

5. Намечая дальнейший ход занятий Отдела, прот[оиерей] Миртов предложил приглашать докладчиков по основным вопросам принятой программы. – Предложение собранием принято.

6. Высокопреосвященный председатель предоставил слово епископу Андрею, не состоящему членом Отдела. Указав на важное значение церк[овной] дисциплины для распространения христианства и вместе с этим на крайний упадок её в современной жизни, еп[ископ] Андрей, на основании опыта Уфимской епархии, рекомендовал привлечь к участию в заботах о ней церковно-приходские советы. Кроме того, основываясь опять на опыте той же епархии, указал, что большую помощь в деле поднятия церк[овной] дисциплины может оказать старопечатная (в настоящее время переведенная на современный рус[ский] язык) книжка «Сын Церкви», распространение которой и нужно вменить в обязанность церковно-приходским cоветам.

В 7 ч[асов] 55 мин[ут] вечера председатель объявил заседание оконченным.

Владимир, митрополит Киевский.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 16-17 об. Рукопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Журнал заседания № 3