Протокол № 28

4 декабря 1917 г.

[Заседание] началось в 5 час[ов] 30 мин[ут], окончилось в 9 час[ов] вечера.

Под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, присутствовали 22 члена Отдела, список которых с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I. СЛУШАЛИ: протокол заседания Отдела от 1 декабря сего года за № 27.

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить протокол означенного заседания.

II. СЛУШАЛИ предложение преосвященного председателя закончить начатое в предыдущем заседании от 1 декабря обсуждение проекта правового положения духовенства в государстве проф[ессора] Н. Н. Фиолетова, в частности, обсудить статьи 6 и 7 этого проекта.

Справка: Означенный проект в составе всего 7[-ми] статей был заслушан в заседании от 1 декабря и вместе с докладом при нем Н. Н. Фиолетова приложен к протоколу за № 27. Первые 5 статей его, по обсуждении и некотором изменении, были уже приняты в том заседании (прот[окол] № 27, ст. VI). Статьи 6 и 7, по обсуждении, большинством голосов были приняты также без существенных изменений, а именно: с внесением лишь в ст. 5 упоминания о монашествующих, а в ст. 7 — еще об освобождении от воинской повинности.

ПОСТАНОВИЛИ: к принятым в предыдущем заседании 5-ти статьям проекта правового положения духовенства в государстве присоединить еще следующие статьи:

6. Священнослужители и монашествующие пользуются личной неприкосновенностию и правом на особое уважение. Сознательное оскорбление лиц священного и монашеского звания рассматривается, как квалифицированное с точки зрения уголовной ответственности.

7. Священно- и церковнослужители и монашествующие освобождаются от воинской и тех повинностей личных и натуральных, которые несовместимы с их служением по церковным правилам.

III. СЛУШАЛИ: доклад проф[ессора] Н. Н. Фиолетова об участии духовенства в мирской общественной жизни и занятиях мирскими профессиями следующего содержания:

В статье 5 принято общее положение, что духовенство должно иметь все права граждан в государстве. Это не значит, однако, что Церковь с своей стороны может разрешать духовенству пользоваться всеми этими правами. С своей точки зрения Церковь определяет, какие области мирской общественной и профессиональной деятельности совместимы с пастырским служением. Руководством в этом случае должны служить как каноны, так и церковное предание, церковный обычай и соображения практической целесообразности для Церкви. В согласии с этой традицией и по соображениям этой целесообразности должны быть принимаемы и истолковываемы и сами каноны. В канонах мы находим как общие указания на несовместимость пастырского служения с «мирскими попечениями» (Апост[ольское] пр[авило] 6, Сард[икийского Собора правило] 7), так и конкретное раскрытие смысла этого понятия. По канонам имеются известные роды занятий, которые безусловно несовместимы с священным саном и с состоянием в клире. Сюда относятся: военная служба (Ап[остольское правило] 83, I Всел[енского] Соб[ора правило] 12, IV Вcел[енского] Соб[ора правило] 7), ростовщичество (Ап[остольское правило] 44, I Всел[енского Собора правило] 17, Лаод[икийского Собора правило] 4), коммерческая деятельность (IV Всел[енского Собора правило] 3, Карфаг[енского Собора правило] 16) и занятия бесчестные, унижающие сан (Карф[агенского Собора правило] 16). Другие «мирские попечения», хотя признаются принципиально несовместимыми с пастырским служением, но в отдельных случаях, не в виде профессии и с разрешения церковной власти, считаются допустимыми и даже необходимыми. Сюда относятся: опека, попечительство, поручительство, ходатайство на суде и проч[ее] (Ап[остольское правило] 20, IV Всел[енского Собора правило] 3). Наконец, есть указания, что могут быть мирские занятия, даже рекомендуемые духовенству, напр[имер], преподавательская деятельность (VII Всел[енского] Соб[ора правило] 10). Что касается участия в общественно-политической жизни, то, хотя 83 Ап[остольское] правило и 16 [правило] Карфаг[енского] Собора и запрещают «вдаваться в народные управления», но, согласно толкователям-классикам и истолкованию, даваемому современной наукой церковного права, здесь имеется в виду лишь профессиональное занятие, профессиональная служба на государственно-административных должностях. Мотивы такого запрещения: невозможность совместить практически пастырство с обязанностями по административно-государственной службе и невозможность соединять в одном лице власть церковную и гражданскую, так как власти эти существенно различны по своей природе и самостоятельны в своей сфере. Этим запрещением, однако, нисколько не затр<а>гивается право духовенства на участие в органах общественного самоуправления, самодеятельности, народного представительства в государстве. Такое участие, составляя гражданский дол духовенства, в то же время может быть полезно для Церкви, ибо дает возможность влияния на жизнь гражданскую и государственную в смысле ее христианизации. Участие в государственных и общественных делах с этою целью не только не запрещалось, но, как показывает церковная история Византии и Древней Руси, даже считалось необходимым для духовенства. Последнее считалось здесь проводником христианских начал в жизни общественной и государственной. Сводя указания канонов с их принципиальной стороны и принимая во внимание как церковную практику, так и требования современной жизни, можно было бы формулировать канонические определения возможной степени участия духовенства в мирской общественной жизни в следующих положениях:

1. Участие православного духовенства в органах общественного самоуправления и в государственных органах народного представительства желательно, поскольку содействует сближению его о паствой и проникновению христианских начал в жизнь гражданскую и общественную.

2 Принятие на себя отдельных мирских попечений возможно для лиц духовного сана: а) во исполнение поручения церковной власти или с ее благословения — ради защиты интересов церковных или б) в осуществление заповеди любви и христианской благо<тв>орительности, в) по необходимым нуждам своим, близких и пасомых. В частности, допустимо в этих случаях представительство и ведение дела на суде или в государственно-административных учреждениях, принятие на себя опеки, попечительство, поручительство.

3. По нужде (материальной), с благословения соответствующей церковной власти, для православного духовенства возможно принимать на себя некоторые мирские занятия и профессии, не противоречащие правилам Церкви, церковному обычаю и преданию, и задачам пастырского и церковного служения. Безусловно несовместимо с участием в клире: а) принятие на себя административных должностей по государственному и общественному управлению, б) занятие торговлей, комиссионерством, службой в качестве приказчиков и управляющих торговыми и промышленными предприятиями; в) состояние в качестве присяжных и частных поверенных и ходатаев по делам; г) всякого рода занятия, унижающие звание священно- церковнослужителя.

По обсуждении и одобрении большинством голосов принципиальной стороны доклада, при постатейном обсуждении его заключительной части были внесены и большинством голосов приняты следующие поправки: в ст. 1, после начальных слов «Участие православного духовенства» вставлены слова «в общественной жизни, в частности —», вместо «поскольку содействует» — «как содействующее», вместо «проникновению» — «проведению», после чего 1-я статья в такой исправленной редакции была принята большинством голосов; в ст. 2 изложенное под литерами «а» и «б» соединено в один отдел под лит[ерой] «а», и, кроме того, в выражении «ради защиты интересов церковных» прибавлено «и приходских»; в каковой исправленной редакции статья эта также была принята голосованием; при обсуждении ст. 3, вместо слов «с благословения соответствующей церковной власти», ввиду заявления высокопреосвященного Кирилла, что здесь нужно оказать прямо о благословении епископа, преосвященным председателем было предложено поставить: «с благословения епархиального начальства»; в отделе под лит[ерой] «б» вместо «Занятие торговлей, комиссионерством» и проч[им] некоторыми членами было предложено читать «занятие, как промыслом, торговлей, комиссионерством» и проч[им]. Кроме того, в соответствие с ходом прений, преосвященным председателем было предложено присоединить к этой статье два примечания, а именно: «Примечание 1. Руководственное участие в кооперативах не воспрещается применительно к пункту 3-му. Примечание 2. Для лиц, не состоящих на действительной службе в клире, запрещается занятие внешних должностей только таких, которые порочат духовное звание». За истечением времени заседания, статья эта не была окончена обсуждением и не ставилась на голосование; то и другое, согласно предложения преосвященного председателя, было признано за лучшее отложить до следующего очередного заседания, назначив таковое на 8 декабря, если вечером в этот день не будет пленарного заседания Собора.

ПОСТАНОВИЛИ: по вопросу об участии духовенства в мирской общественной жизни и занятиях мирскими профессиями считать принятыми пока следующие положения:

1. Участие православного духовенства в общественной жизни, в частности — в органах общественного самоуправления и в государственных органах народного представительства желательно, как содействующее сближению его о паствой и проведению христианских начал в жизнь гражданскую и общественную.

2. Принятие на себя отдельных мирских попечений возможно для лиц духовного сана а) во исполнение поручения церковной власти или с ее благословения — ради защиты интересов церковных и приходских, или в осуществление заповеди любви и христианской благотворительности, б) по необходимым нуждам своим, близких и пасомых. В частности, допустимо в этих случаях представительство и ведение дела на суде или в государственно-административных учреждениях, принятие на себя опеки, попечительство, поручительство.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Секретарь К. Тихомиров

Скрепил: делопроизводитель М. Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 9–11 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Запись речей к протоколу № 28