Протокол № 27

1 декабря 1917 г.

[Заседание] началось в 5 час[ов], окончилось в 9 часов вечера.

Под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского и Кунгурского, присутствовали 34 члена Отдела, список которых с их собственноручными подписями при сем прилагается.

I. СЛУШАЛИ: протокол заседания Отдела от 27 ноября с. г. за № 26.

ПОСТАНОВИЛИ: утвердить протокол означенного заседания.

II. СЛУШАЛИ: доклад проф[ессора] Н. Н. Фиолетова «О правовом положении православного духовенства в Русском государстве», в котором докладчик, согласно уже принятого Священным Собором определения взаимоотношения между Церковью и государством, рассматривает последнее, как правовое, предоставляющее Православной Церкви свободу руководиться в своей внутренней жизни собственными, определяемыми ее существом, законами и в то же время признающее ее публично-правовым учреждением, соответственно чему докладчик определяет и правовое положение православного духовенства в Русском государстве в 7-ми статьях особого проекта «положения», составляющего заключительную часть доклада (краткое изложение доклада вместе с упомянутым проектом положения при сем прилагается особо).

ПОСТАНОВИЛИ: благодарить проф[ессора] Н. Н. Фиолетова за его труд и открыть обмен мнений сначала по существу содержания доклада, по его общей принципиальной стороне, потом по каждой статье проекта положения в отдельности.

III. СЛУШАЛИ: предложение преосвященного председателя высказаться об общей принципиальной стороне доклада Н. Н. Фиолетова и вместе наметить план предстоящих работ по вопросам, относящимся к правовому положению духовенства.

При обмене мнений свящ[енник] Н. М. Сироткин заявил, что в докладе идет речь только о гражданских правах духовенства и совсем ничего не сказано о правах его в церковной жизни, в частности, о правах высших и низших членов клира и о сравнительных правах мирян, между тем, с этого следовало бы начать, точно разграничить и зафиксировать эти права. Несмотря на разъяснения сначала Н. Н. Фиолетова, потом Пальмина А. И., диакона Никольского Е. П., Тихомирова К. Н. и преосвященного председателя, что установление взаимоотношений между членами клира и мирянами есть ближайшее дело других Отделов Собора, как напр[имер], о приходе, об епархиальном управлении, работы которых еще не закончены, свящ[енник] Сироткин Н. М., указывая на то, что в упомянутых Отделах вопрос о сравнительных правах членов клира и мирян не разрабатывается должным образом, а в Отделе о приходе, по его мнению, заметна определенная склонность к урезыванию, ограничению прав священника, причем его хотят сделать чем-то вроде прика<зч>ика при приходском собрании, настаивает на своем заявлении о необходимости прежде всего определить и оградить права членов клира в церковной жизни. Недельский В. К., не оспаривая, что прежде всего нужно сделать то, что предлагает Н. Н. Фиолетов, не склонен, однако, ввиду политических обстоятельств, придавать много значения определению гражданских прав духовенства, и поддерживает предложение о. Сироткина, считая предлагаемую им работу в настоящее время даже более важной. Он вносит определенное предложение: ускорив решение вопроса о правовом положении духовенства в государстве, главное внимание обратить на всестороннее уяснение прав и обязанностей основных элементов церковного общества: иерархии, клира и мирян с догматико-канонической точки зрения. В пользу предложения о. Сироткина высказывается и проф[ессор] В. А. Керенский, на целом ряде примеров (Апост[ольское] пр[авило] 10, I Всел[енского] Соб[ора] [правило] 17 и др.) показывая, что права духовенства не могут быть определяемы вне связи с соответствующими церковными указаниями. Проф[ессор] Н. Н. Фиолетов, соглашаясь с последним, замечает, что речь не об этом, что о. Сироткин предлагает другое, а именно — определять взаимоотношение клира мирян. Преосвященный председатель вносит предложение: исполнить сначала работу, намеченную Н. Н. Фиолетовым, а потом обратиться к тому, что предлага<ю>т о. Сироткин и В. К. Недельский, т. е. к выяснению того, как сама Церковь понимает права и обязанности членов клира. Проф[ессор] В. А. Керенский говорит о трудности последнего ввиду большого разнообразия во взглядах разных (напр[имер], западных) канонистов по вопросам, относящимся к правовому положению духовенства в государстве. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Тамбовский, говорит, что истинно церковная каноническая жизнь с достаточною определенностью указана в завещанных Вселенской Церковью канонических нормах. Уклонение от последних происходит или по причине недостаточного знакомства членов Церкви с ее законодательством, или вследствие перетолкований истинного смысла канонических норм в научных исследованиях тенденциозного характера, основывающихся иногда на весьма сомнительных исторических справках. Ввиду этого высокопреосвященный Кирилл вносит предложение: признать необходимым пересмотр авторитетными лицами всей Книги правил, чтобы отделить здесь и собрать воедино вечные, неизменные канонические нормы, на которых должна устрояться церковная жизнь в целом и в частностях; признать также необходимым, чтобы изложение таких норм соединялось с истолкованием их применительно к современным условиям жизни, сборник и толкования были рассмотрены Собором и изданы с его благословения. При дальнейшем обмене мнений одни из ораторов становились на сторону одного предложения, другие — другого. Свящ[енник] Сабинин С. А., высказываясь за план занятий, предложенный проф[ессором] Фиолетовым, рассуждения о догматических и канонических основаниях прав духовенства, равно как ссылки на общецерковную практику и прошлое отечественной Церкви предлагал отнести к докладной части вырабатываемого проекта Положения. В. К. Недельский, указав на неясность догматико-канонических оснований для определения взаимоотношений составных элементов церковного общества, на невозможность предоставить выяснение этого разным Отделам из опасения несогласованности их работ, еще раз настаивал, что это дело должно быть совершенно настоящим Отделом, который и может это исполнить, потому что, по его наблюдению, работает энергичнее других. После этого преосвященный председатель ставит на голосование три выяснившихся предложения: 1) проф[ессора] Н. Н. Фиолетова: при рассуждении о правовом положении духовенства выяснить приемлемое для Церкви с догматико-канонической точки зрения отношение государства к духовенству, возможное при условии признания государст[в]ом за Церковью и ее учреждениями публично-правового значения, — причем это предложение при голосовании принимается единогласно; 2) предложение В. К. Недельского: возможно более ускорить решение вопроса о правовом положении духовенства в государстве, имея в виду, что пожелания Собора в этой области долгое время будут только благочестивыми пожеланиями, и сосредоточить особое, преимущественное внимание на всестороннем уяснении прав и обязанностей основных элементов церковного общества: иерархии, клира и мирян с догматико-канонической точки зрения, чтобы это изъяснение могло служить исходной точкой зрения при решении вопроса об устроении приходской жизни; при голосовании последние слова: «чтобы это выяснение» и т. д. отвергаются, все же вышеизложенное до этих слов принимается; 3) предложение высокопреосвященного Кирилла пересмотреть и вновь издать Книгу правил с указанием к ней обязательных канонических норм и с истолкованием их Собором в применении к современным условиям жизни, — по признании этого дела выходящим за круг ближайших задач Отдела и непосильным для него, с чем согласился и сам высокопреосвященный автор предложения, — единогласно принимается как пожелание, чтобы Собор или сам сделал это, [о]собо выделив для того из своей среды компетентных лиц, или обратился с призывом, как бы даже заданием, к духовным академиям и ученым обществам совершить все подготовительные работы для издания такой Книги ко времени созыва следующего Поместного Собора.

ПОСТАНОВИЛИ: 1) при определении правового положения духовенства, прежде всего, иметь целью выяснить приемлемое для Церкви с догматико-канонической точки зрения отношение государства к духовенству, возможное в том случае, когда государство признает за Церковью и ее учреждениями публично-правовое значение; 2) после того выяснить, какие права и обязанности в взаимоотношениях всех элементов церковного общества — иерархии, клира и мирян — утверждает сама Церковь на основании канонических начал; 3) наряду с этим, выразить пожелание, чтобы такие догматико-канонические начала устроения церковной жизни с толкованием в применении к современным ее условиям были указаны во всей полноте Священным Собором настоящего или последующего созыва, по совершении в последнем случае в междусоборное время всех подготовительных для того работ духовными академиями и учеными обществами, по призыву Собора.

IV. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о надобности вперед избрать из членов Отдела докладчика на Священном Соборе по вопросам, относящимся к правовому положению духовенства.

Единогласно ПОСТАНОВИЛИ: избрать таким докладчиком проф[ессора] Н. Н. Фиолетова (на что он выразил согласие).

V. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о надобности заранее избрать лиц, которые собрали бы необходимые справки из научной и практической области, вообще совершили бы подготовительные работы для определения и взаимного разграничения прав и обязанностей основных элементов церковного общества: иерархии, клира и мирян.

ПОСТАНОВИЛИ: просить В. К. Недельского как богослова и проф[ессора] Н. Н. Фиолетова как ученого юриста совершить к следующей сессии соборных занятий означенные подготовительные работы, распределив их между собою по взаимному соглашению (на что названные лица выразили согласие).

VI. СЛУШАЛИ: предложение преосвященного председателя перейти к постатейному обсуждению выработанного проф[ессором] Н. Н. Фиолетовым и распадающегося на 7 статей проекта определения положения духовенства в правовом государстве.

При обсуждении этого проекта, полностию изложенного в прилагаемой к протоколу записке проф[ессора] Н. Н. Фиолетова, каждая статья читалась, обсуждалась, ставилась на голосование отдельно, причем статьи 1[-я], 2[-я], и 3-я были приняты без всяких изменений. В статье 4-й диаконом Е. П. Никольским было предложено выражение «над лицами духовного сана» заменить таким: «над лицами духовного звания, состоящими в клире», чтобы сказанное здесь распространить и на псаломщиков. Так как против этой поправки было сделано возражение, что слово «клир» не представляет собой принятого и употребительного на юридическом языке термина, то преосвященный председатель вышеозначенное выражение предлагает заменить таким: «над священно- и церковнослужителями». Проф[ессор] Н. Н. Фиолетов соглашается на такую поправку, так как эти термины употребляются в гражданских законах, после чего поправка председателя ставится на голосование и принимается. Также принимается при голосовании предложение председателя: ввиду включения псаломщиков в круг лиц, на которых распространяется действие ст. 4-й, ссылку на статьи 1020–1027 Уст[ава] угол[овного] судопр[оизводства] формулировать так: «применительно» к этим статьям. В 5-й статье, которая гласит: «священно- и церковнослужители пользуются всеми правами граждан, поскольку это не противоречит церковным правилам», высокопреосвященный Кирилл и свящ[енник] Сабинин С. А. предлагают отвергнуть вторую половину статьи, начиная с слов<а> «поскольку», и ограничиться только первой половиной до этого слова; голосованием означенная поправка принимается. За истечением срока заседания постатейное рассмотрение проекта на этом окончилось, обсуждение же статей 6[-й] и 7-й отложено до следующего заседания.

ПОСТАНОВИЛИ: принять следующие статьи, относящиеся к определению правового положения духовенства в государстве:

1. Государство признает за православным духовенством то положение, которое усвоено ему церковными правилами.

2. Духовенство признается выполняющим служение публично-правового значения.

3. По всем должностным проступкам, не нарушающим общих уголовных законов, духовенство подсудно суду церковному.

4. При производстве следствия и суда по общеуголовным преступлениям над священно- и церковнослужителями подлежащие церковные власти поставляются в известность, и от них требуется заключение (применительно к Уст[аву] угол[овного] суд[опроизводства] ст. 1020–1027). Исполнение по приговорам, присуждающим к наказаниям, но связанным с лишением прав, производится церковною властию в особом порядке, предусмотренном ст. 5 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, и статьею 1029 Устава уголовного судопроизводства.

5. Священно- и церковнослужители пользуются всеми правами граждан.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Секретарь К. Тихомиров

Скрепил: делопроизводитель М. Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 1–4 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Краткое содержание доклада профессора Н. Н. Фиолетова «О правовом положении православного духовенства в Русском государстве»