Краткое содержание доклада профессора Н. Н. Фиолетова «О правовом положении православного духовенства в Русском государстве»

1 декабря 1917 г.

Правовое положение духовенства в государстве определяется установившейся в нем системой церковно-государственных отношений. Три главных типа этих отношений — система государственной Церкви, система правового государства и система отделения Церкви и государства — обусловливают собой и три главных системы правового положения духовенства. Система государственной Церкви предполагает тесное и неразрывное единство государства и Церкви. Государство и Церковь, по крайней мере во внешней своей организа[ц]ии, представляются как единый организм.

В христианской Византии, в средневековых западных церковно-политических учениях, в Древней Руси — это единство основывалось, по крайней мере, в идее, на проникновении государства целями и задачами Церкви. Государство признает себя государством христианским, призванным проводить христианские начала в организованной общественной жизни. Оно стремится церковные воззрения принять за руководящий принцип свой деятельности. Этим определяется и положение духовенства в государстве. Духовенство являлось как бы руководителем, проводником христианских начал в жизни государственной и общественной. Оно получает целый ряд таких гражданских прав, на него возлагается целый ряд таких государственных обязанностей, которые не вытекают непосредственно из его церковного служения. Церковная иерархия получает юрисдикцию не только по делам церковным, но и по делам гражданским. В силу единства государства и Церкви духовенство становится, наконец, в положение также и государственного правящего сословия. Здесь возникала опасность обмирщения, опасность с усвоением государственных функций поддаться в то же время и государственному влиянию, сделаться служебным орудием государственной власти. На практике это нередко бывало и в Византии. Вместо церковного государства здесь часто в известные периоды можно было говорить скорее о государственной Церкви. Государственные права и привилегии духовенства утверждались в ущерб его свободе и независимости.

Но в особенности в новое время, с общей секуляризацией культуры, с возникновением нового светского понимания государства система единства государства и Церкви получает характер полного подчинения Церкви, превращения ее в часть государственной организации. Протестантизм с его пониманием Церкви как невидимого общества святых, <с> его взгляд<о>м на внешнюю организацию Церкви как на нечто в значительной степени безразличное по отношению к ее существу — только содействовал этому пониманию церковно-государственных отношений. Утверждается система государственного абсолютизма, система так называемого полицейского государства, установившаяся в особенности в XVII, XVIII вв. в Австрии (особ[енно] при Иосифе II), во Франции (особ[енно] при Людовике XIV), в Баварии и пр[очих государствах]. Духовенство здесь, правда, получает целый ряд прав и привилегий от государства, но, с другой стороны, оно становится как бы орудием государственной политики, как бы государственным чиновничеством. И до настоящего времени сохранились еще некоторые следы этой системы в европейских государствах (Англии, до некоторой степени Пруссии). До самого последнего времени отражение такой системы сохранялось и в России. С реформой Петра Великого, вместе с усвоением системы немецкого полицейского государства, постепенно Церковь становится в положение части государственной организации, превращается в государственное ведомство. Для духовенства это постепенное превращение в государственное чиновничество не компенсировалось даже в сколько-нибудь значительной степени и государственными привилегиями, а влекло лишь обременение новыми обязанностями. Духовенство, правда, приравнивалось по табели о рангах к известным степеням гражданской и военной иерархии, получало право на светские награды и приобретало права сословные (вдовы священнослужителя — права личного дворянства, дети — потомственного почетного гражданства, дети церковнослужителей — личного почетного гражданства). Но эти права не имели какого-либо серьезного, реального значения. С другой стороны, на духовенство налагался и целый ряд ограничений гражданской и политической правоспособности (запрещение участия в земских и городских выборах, запрещение государственной службы, ограничение прав по совершению сделок и пр[очее]). Некоторыми особыми правами наделено было по действующим законам духовенство лишь в отношении подсудности и порядка отбывания наказаний, не связанных с лишением прав, а также в смысле освобождения от воинской и некоторых личных повинностей. Ныне старая система церковно-государственных отношений в России отошла в область прошлого, и новые отношения могут конструироваться или по принципам правового государства, или по системе отделения Церкви от государства. При отделении Церкви от государства Церковь представляется как частное общество и духовенство, с этой точки зрения, не может иметь какого-либо особого положения в государстве в сравнении с другими частными лицами. Государство не считается с тем положением, которое оно занимает в церковном обществе, для него совершенно не имеют никакого значения церковные правила. Иначе смотрит теория правового государства. Оно не признает определенного государственного господствующего исповедания, но оно и не считает Церковь только частным обществом. Церковные организации для него имеют значение публично-правовых организаций, в силу их исторического, культурного и общественного значения. Правовое государство признает начало невмешательства государства во внутреннецерковную жизнь, но оно в то же время признает за церковными институтами то значение, которое принадлежит им по церковным правилам. Духовенство, с этой точки зрения, не являясь государственным чиновничеством, считается в то же время выполняющим служение публично-правового значения. Его положение в Церкви принимается в расчет при определении его прав и обязанностей в государстве. Оно освобождается от таких гражданских обязанностей, которые несовместимы с его служением по церковным понятиям. Такого рода система является выводом из современной науки государственного и церковного права, она в общих основах принята и прошедшим на Соборе проектом новых отношений государства и Церкви.

С этой точки зрения приходится пересматривать и наше действовавшее доселе законодательство о правовом положении православного духовенства.

Конкретно можно свести основные принципы этого положения к следующим тезисам (статьи проекта положения):

1) Государство признает за православны<м> духовенством то положение, которое усвоено ему церковными правилами.

2) Духовенство признается выполняющим служение публично-правогого значения.

3) По всем должностным проступкам, не нарушающим общих уголовных законов, духовенство подсудно суду церковному.

4) При производстве следствия и суда по общеуголовным преступлениям над лицами духовного сана подлежащие церковные власти поставляются в известность и от них требуется заключение (Уст[ава] угол[овного] суд[опроизводства] ст. 1020–1027).

Исполнение по приговорам, присуждающим к наказаниям, не связанным с лишением прав, производится церковною властью в особом порядке, предусмотренном ст. 5 Уст[ава] о наказ[аниях], налаг[аемых] мир[овыми] суд[ьями] (см. также ст. 1029 Уст[ава] уг[оловного] суд[опроизводства]).

5) Священно- и церковнослужители пользуются всеми правами граждан (поскольку это не противоречит церковным правилам).

6) Священнослужители пользуются личною неприкосновенностью и правом на особое уважение. Сознательное оскорбление лиц священного сана рассматривается, как квалифицированное с точки зрения уголовной ответственности.

7) Священно- и церковнослужители освобождаются от тех повинностей личных и натуральных, которые несовместимы с их служением по церковным правилам.

Делопроизводитель Михаил Струженцов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 438. Л. 5–7. Машинопись. Подлинник. Подпись — автограф.