Протокол № 22

30 ноября 1917 г.

Заседание открыто председателем высокопреосвященным Евлогием в 5 час[ов] 20 м[инут] вечера в Соборной палате. Присутствовали тридцать девять (39) членов, расписавшихся на прилагаемом листе.

I. Оглашен протокол 20-го заседания, бывшего 23 ноября.

II. Председатель, указав на близкое окончание сессии, просит докладчиков о Церковном уставе принять весь уже заканчиваемый Отделом материал и приступить к составлению доклада, который желательно после перерыва вскоре же поставить на повестку.

III. По поводу принятого в свое время пожелания о внесении в Требник чина диаконского погребения докладчик, проф[ессор] Б. А. Тураев, ознакомил Отдел с этим чином (коптского происхождения) по униатскому Требнику Порфирия Успенского, добытому им по получении пропуска в Кремль.

IV. Принято для внесения в число тезисов пожелание того же докладчика о том, чтобы наряду с акафистами и в замену их (как в Греческой Церкви) было допущено исполнение кондаков, перевод которых, знакомящий с их богатейшим содержанием (особливо кондаки Романа Сладкопевца), есть на русском языке.

V. По поводу заявленного в свое время за подписью 30 пожелания о том, чтобы новогоднее богослужение было выделено из рядовых служб рельефнее чрез внесение в него службы на 1 сентября, проф[ессор] о. Прилуцкий обратил внимание Отдела на оставленный при Петре Великом византийский чин исхождения начала индикта или новолетопроводства. Изложив самый чин, предполагающий участие в нем патриарха и царя, докладчик отметил внешнюю его сложность, которую можно уменьшить за счет церемониальной части (исхождение), но в то же время и полноту (стихиры и паремии службы дня), которой было бы уместно воспользоваться на случай замены молебна, составленного в синодальный период.

На поставленный председателем вопрос, достаточно ли теперешнего небольшого молебна, приурочиваемого по недавно установившемуся почти повсеместному обычаю к 12 часам ночи, были сделаны сообщения из частной настоятельской практики, применявшей чин 1 сентября к службе под Новый год (о. Артоболевский) или вводившей наиболее содержательные молитвы из иерейского молитвослова, как напр[имер], «О приумножении любви» (о. Секундов); высказаны были пожелания о пересмотре и напечатании всего последования на Новый год с совмещением в нем обоих чинов — прежнего для вечера и нового для утра и даже с составлением вновь молебна (г[оспода] Богданович и Булгаков Г. И.)

Из поставленных председателем на голосование двух предложений: 1) о дополнении службы под Новый год материалом из чинопоследования на 1 сентября или же 2) о пересоздании только новогоднего молебствия — принято второе предложение, ограничивающее тезис Отдела одним молебствием, причем проф[ессору] о. Прилуцкому, вкратце наметившему план, поручено и обработать его.

VI. На пожелание о. Артоболевского об устранении из чина крещения обряда со словами «дуни и плюни» докладчиком о. Прилуцким сделано было возражение с историко-литургической справкой.

VII. По поручению преосв[ященного] Феодосия, председателя избранной Отделом комиссии о прославлении, членом комиссии Н. И. Знамировским был прочитан доклад по поводу рассмотренного и уже вполне готового к исполнению дела о прославлении святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского. Вслед за кратким очерком жизни угодника, обстоятельств кончины его и погребения докладчик подробно остановился на истории всех бывших актовых освидетельствований останков святителя и многочисленных ходатайств не только Иркутской паствы, но и соседних округов, об открытии мощей, а после пожара 18 апреля сего года — о прославлении его.

Члены Отдела, врачи, г[оспода] Клевезаль и Волобуев, просмотревшие список удостоверенных чудодейственных исцелений и явлений в связи с почитанием святителя Софрония, отметили наиболее выдающиеся случаи, необъяснимые с научно-медицинской только точки зрения.

После единогласного, на вопрос председателя, признания Отделом благовременности завершения дела прославления преосвященный Феодосий выразил пожелание, чтобы еще до перерыва занятий было доложено о сем Собору.

Высказаны были пожелания о выработке и установлении на будущее время руководственных правил для прославления угодников (председатель) и строго определенного, подобно судебному, делопроизводства (С. Н. Булгаков).

Высокопреосвященный Серафим, коснувшись практики древних прославлений, подробно передал историю прославления преподобного Серафима Саровского в связи с отношением к сему делу бывшего императора и закончил передачею своего глубокого убеждения и веры, что каждое прославление совершается в определенное для сего время и только по воле Божией.

Заседание закрыто в 7 час[ов] 35 мин[ут] вечера.

Председатель:

Члены:

Делопроизводители: Николай Кедров

М. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 333–334 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Запись к протоколу № 22