Запись к протоколу № 22

30 ноября 1917 г.

В заседании в Соборной палате под председательством высокопреосвященного Евлогия присутствовало <39>[1] членов и, кроме того, приглашенные лица, расписавшиеся на предлагаемом при сем листе.

По предложению председателя делопроизводител<ем> Н. И. Кедровым был оглашен протокол заседания Отдела от 23 ноября за № 20, который единогласно был принят и утвержден без всяких изменений и поправок. По оглашении означенного протокола председатель делает следующее заявление. Настоящее заседание Отдела, может быть, последнее в текущую сессию. Не знаю, состоится ли еще заседание, предположенное 7 декабря. Подведем итоги нашим бывшим суждениям по вопросу о Богослужебном уставе с тем, чтобы принять состоявшиеся у нас решения и внести их в доклад Священному Собору уже после перерыва соборной деятельности, назначаемого с 10 декабря по 20 января 1918 г. Другого нового чего-либо мы теперь не можем сделать. Я не знаю, успеем ли мы вынести решение вопросов по охране памятников церковной старины до перерыва. Вероятно, это сделаем мы уже после. Но мы приготовим доклад о Богослужебном уставе, покончив с вопросами, к нему относящимися, в настоящем заседании. <Докладчик> комиссии о. В. Д. Прилуцкий намерен сделать нам некий доклад по вопросу Требника.

О. Прилуцкий. Из области вопросов Требника у нас все почти закончено. Но интересно ознакомиться с новым чином диаконского погребения, который мы предполагаем ввести в практику нашей Церкви.

Председатель. У нас в Отделе принято положение о внесении особого чина погребения диаконов. Такого чина не было до сего времени, и диаконы погребались по чину мирян. Между тем, диаконовский сан иерархический. Проф[ессор] Б. А. Тураев ознакомит нас с чином такого погребения, существующим в настоящее время в Коптской Церкви.

Проф[ессор] Тураев. Я должен извиниться, что не сделал этого раньше. Сегодня я только получил пропуск в Кремль, где нашел униатский Требник Коптской Церкви, по которому и возобновил в памяти чин диаконского погребения, существующий в этой Церкви. Нужно заметить, что в Коптской Церкви существует индивидуализация погребательных чинов. Есть особые чины погребения мужчин, женщин, чин погребения мужеского и особый женского пола, чин священнического и диаконского погребения, чин погребения скончавшихся от родов женщин. Чин диакоского погребения по своему составу очень краткий. Отличительною его особенностью служит преобладающее чтение из книг Священного Писания (Псалмы, Апостол и Евангелие) и заключительные молитвы. Оратор далее излагает подробно состав этого чина по вышеуказанному Требнику.

Председатель. По выслушании состава чина диаконского погребения предлагает собранию остановиться на пожелании, чтобы означенный чин был, с разрешения Священного Собора, введен в чины нашего Требника. Собрание единогласно одобряет означенное предложение.

Далее председатель, согласно выраженному проф[ессором] Тураевым предложению, просит собрание выразить пожелание так же и о том еще, чтобы вместо акафистов читались праздничные кондаки. Этих кондаков 24, и некоторые из них переведены на русский язык г[осподином] Мироносицким. Их рекомендуется предложить читать после акафистов.

Проф[ессор] Тураев замечает, что можно было это ввести особым тезисом для доклада Собора.

Председатель. У нас есть доклад комиссии, председателем которой состоит преосвященный Феодосий, епископ Смоленский, по делу канонизации новых угодников Божиих. Комиссией в настоящее время изготовлен доклад о канонизации святителя Софрония, 3-го митрополита Иркутского. На очереди стоит также вопрос о новогоднем богослужении.

Проф[ессор] о. Прилуцкий. В Отдел поступило предложение, чтобы новогоднее богослужение было оттенено рельефнее. Авторы этого предложения выражают пожелания, чтобы в чин новогоднего богослужения введена была служба 1 сентября. Относительно этого вопроса, по-моему, можно судить и так, и сяк. Можно говорить и за и против введения службы вышеозначенной. У нас 1 января ныне поется служба обрезанию Господню и св. Василию Великому. Можно, конечно, ввести и третью службу — 1 сентября. С точки зрения богослужебной архитектоники этому нет препятствий. Служба на 1 января, таким образом, будет составлена из трех: Обрезанию Господню, индикту и св.  Василию Великому. Но если 1 января случится в воскресенье, то уже будет 4 службы. Полностью всех их совместить невозможно. Придется что-либо опустить из этих служб. Естественнее всего придется пожертвовать службой воскресной. Но это допустимо только для Господских великих праздников. Но возможно избрать и иной путь. Но, может быть, это даст повод соблазниться. Я предлагаю ввести оставленный древний Византийский чин, так называемый чин индикта. Этот чин в высшей степени трогательный и умилительный. Содержание его двоякое. С одной стороны, в нем испрашивается помилование за грехи прошедшего лета, а с другой — милости Божией на грядущее лето. Чин этот соединен с обрядовыми действиями — выходом из храма, совершением молебна и с другими некоторыми. Чин приспособлен для совершения богослужения патриархом в присутствии царя. Не знаю, потому ли, что 1 января бывает большею частью холодно, или по другой какой причине, но только с уничтожением патриаршества чин этот у нас был оставлен. Итак, возможно выразить пожелание о восстановлении чина «исхождению в начале индикта». Этот чин имеется в Требнике до Никоновского издания. Есть он также и в единоверческом потребнике. У нас есть особый Устав для Большого Московского Успенского собора. Почему, например, совершается чин омовения в Великий четверток, относительно которого сказано, что совершается он по «Потребнику»? Очевидно, поэтому, что чин омовения заимствован из византийских же чинов, иначе он не соблюдался бы. Поэтому я предлагал бы взять чин «исхождения в начале индикта» из патриарших времен и ввести его в современный богослужебный обиход. И оставлен он был не до Патриарха Никона, а при Петре Великом, когда слишком стремились к новому.

Председатель. А когда совершается означенный чин — после Литургии?

О. Прилуцкий. Обычно за утреней, можно рекомендовать совершение его и после всенощной. Он заменил бы собою современный новогодний молебен, совершаемый в полночь. Чин представляет из себя две части: 1-я из них начинается возгласом «Благословенно Царство», затем следует ектения «Миром Господу помолимся», после нее 3-я вечерняя молитва, заканчивая главопреклонением с возгласом «Твое бо есть», и после сего выход из алтаря на середину храма и пение тропаря. 2-я часть начинается «Благослови, владыко», тропари «Помилуй нас, Господи», «Господи, помилуй нас», «Милосердия двери отверзи нам». Этим кончается богослужение в храме. Затем начинается «Исхождение» — литийная ектения, возглас «Услыши ны, Боже» и молитва «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа», и здесь после воспоминания о «предстоящих пред Богом людех» содержится прошение о царе, чтобы Господь «покрыл его кровом крылу Своею», о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных, потом поется стихира новому лету, и после этого встреча патриарха с царем, благословение патриархом царя, и псалмы с тремя антифонными припевами. Первый антифон, после псалмы: «Вскую, Боже, отринул еси ны до конца», второй — после первого псалма «Блажен муж», и антифон «Заступи ны, Господи, заступи ны». По окончании псалом — третий антифон, вслед за псалмом: «Вкую шаташеся языцы», и антифон: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси ны», а затем псалом «Бог нам прибежище и сила». После третьего антифона тропарь, затем сугубая ектения «Помилуй нас, Боже» с прошениями новому лету; после нее водосвятие с паремиею из Исаии: «Дух Господне на мне», затем прокимен: «Велий Господь наш и хвален зело», Апостол, евангелие от Луки: «Во время оно вниде Иисусе в Назарет, идеже бе воспитан». Причем Евангелие читается по обычаю Византийской Церкви, по тому порядку, как это бывает в первый день Пасхи, по строкам. После этого «Спаси, Господи», канон, молитва Патриарха Феофана, Ектения и отпуст. Чрез этот чин можно осуществить полиелей, внести в Собор предложение о внесении в чин службы на Новый год службы 1 сентября. Такой чин службы, какой сейчас мною указан, заменил бы собой молебен этот вошел в нашу богослужебную практику в Синодальный лишь период.

Председатель. В практике по многим местам ныне служили молебен под Новый год в 12 час[ов] ночи. В некоторых епархиях этот молебен приноровлен к концу всенощной, которая начинается несколько позже и молебен как раз приходится в 12 час[ов] ночи. Сравнительно с совершаемым ныне молебном под Новый год прежняя служба гораздо содержательнее, но по основаниям она оставлена и заменена молебном. Я думаю, что вводить особое чинопоследование в содержание службы на Новый год едва ли есть достаточно оснований. Что такое Новый год сам по себе? Для гражданской жизни счисление, конечно, имеет значение, а для Церкви день Нового года такой же, как и все предыдущие дни. Пришлось бы связывать воспоминания праздников (Обрезание Господне и память св. Василия Великого) с событием, с которым они не связуются. Едва ли есть достаточные основания для этого литургические или указываемые Типиконом. Если нужно испросить у Господа Бога благословения на новый год, то оно испрашивается в той форме молебного пения, которая существует в богослужебной практике теперь. Вопрос в том, достаточен ли современный молебен, совершаемый на Новый год. Теперь обычай совершать этот молебен в полночь распространился везде, он оказался по душе верующему человеку. Или же заменить его более пространным и пышным богослужением. Лично я стою за этот короткий молебен, хотя, может быть, в Москве с восстановлением ныне патриаршества было бы уместно и желательно более пространное новогоднее богослужение.

Прот[оиерей] Артоболевский. Новогодний молебен в Москве стал совершаться в недавнее время, при митрополите Владимире. Прихожане ценят этот молебен, и народу в церквах бывает много. Я сужу по своим прихожанам: у нас молебен служится непосредственно после всенощной, совершенной в честь праздника Обрезания Господня и памяти св. Василия Великого, в 12 часов ночи, для чего всенощная начинается позднее, причем мы пользуемся и чинопоследованием службы и 1 сентября. Как? Обычное начало, ектения, канон, который я обычно читаю сам, с тропарями на 1 сентября, затем берем молитву из Новогоднего молебна. Это богослужение продолжается с небольшим час. Впечатление на богомольцев оно производит громадное, особенно чтение канона. Я думаю, если обычный новогодний молебен служить в 12 часов, а затем снова после Литургии, то это будет нецелесообразно. Во всяком случае, после всенощного богослужения следует читать канон на 1 сентября, а после Литургии служить обычный новолетний молебен. Я хочу еще отметить, что в Москве укореняется обычай тотчас же по окончании молебна, ночью, начинать служение Божественной литургии, это делается, кажется, больше из практических расчетов, чтобы не вставать утром и не ходить к обедне. Такой порядок надлежит строго преследовать.

В. В. Богданович. То, что я хотел сказать, уже отчасти изложено говорившим предо мною батюшкою. Введение нового молебного чина, который бы совершался накануне ночью, имеет ту хорошую сторону, что оно уничтожает повторение новогоднего молебна в тех церквах, где он совершался накануне ночью, ибо всякое повторение ослабляет впечатление. Но с другой стороны, обязательное введение нового чина сопряжено с некоторыми трудностями, связанными с неудобствами времени, с незнанием напевов новых песнопений (запевы).

Ввиду этого, по моему мнению, нужно лишь издать его и распространить. Сначала он будет, вероятно, совершаться лишь при Патриаршей кафедре, а потом начнут совершать и епархиальные архиереи. Если он придется по сердцу верующему народу, то он быстро привьется и распространится так же, как привился и распространился обычай совершить новогодний молебен в 12 час[ов] ночи, а то, что делается само собою, то крепче всего держится. Тогда уничтожится и повторение новогоднего молебна: новый чин совершался бы накануне, после всенощной, а новогодний молебен — в самый день после Литургии.

Г. И. Булгаков. В своих суждениях по рассматриваемому вопросу я исхожу из двух тезисов. Во-1-х, богослужение по самому своему существу есть жизнь, выраженная во внешних формах, и потому, вынося то или другое решение, касающееся богослужения, мы должны заботиться о приближении литургических норм к запросам религиозной жизни наших современников, членов Св. Православной Церкви. Во-2-х, как выражение церковной жизни, жизни церковного общества, жизни, предполагающей необходимость объединяющих литургических норм, богослужение должно быть уставным, как это уже признал наш Отдел, высказавшись за необходимость соблюдения богослужебного устава в богослужебной практике. Теперь мы рассуждаем о богослужебном последовании в день Нового года. Я подчеркиваю необходимость приблизить это последование к новогодним переживаниям верующих: а) внести из службы 1 сентября изменяемые части в службу 1 января; б) совершать в ночь на Новый год чин молебного пения, печатаемого в «Книге молебных пений», быть может, восполнить его некоторыми частями из чина, только что доложенного проф[ессором] В. Р. Прилуцким; в) службу и молебное пение Новолетия печатать отдельной книгой.

Кроме того, я прошу решить вопрос о том, какой молебен совершать в текущем году в день Рождества Христова.

О. Прилуцкий. Я предлагаю отменить молебен в день Рождества Христова как несвоевременный при настоящих обстоятельствах. Довольно оскорблять великий праздник воплощения Бога-Слова.

О. Секундов. Я присоединяюсь к мысли предшествовавшего оратора. Молебен на Новый Год производит сильное впечатление, но установить новый чин этого молебна в настоящее время весьма трудно.

Председатель. Вопрос в том, что одни предлагают вводить в службу 1 января чинопоследование 1 сентября, а другие — сохранить современный новогодний молебен.

О. Секундов. Канон службы 1 сентября петь весьма трудно, особенно в приходах, где поет один псаломщик. Вместо ожидаемой пользы это может принести вред, да и самое чтение тропарей его на славянском языке не производит надлежащего впечатления. Я однажды ввел у себя нововведение в новогоднее богослужение, которое принесло действительную пользу. В Новый год мы молимся преимущественно о даровании нам земных интересов и благ. Сюда направлены все прошения и молитвы чинопоследования новогоднего молебного пения. А мне хотелось бы ввести сюда и молитвы, и прошения, созидающие духовную нашу жизнь. Я ввел в сугубую ектению прошение о приумножении любви, столь необходимое в настоящее время раздора, заимствовав это прошение из Иерейского молитвослова. Мною сказано было соответствующее моменту слово, и потом совершался молебен. Я бы вообще порекомендовал познакомиться с этими прошениями молитвослова и применить их к новогоднему богослужению. Они потрясают душу: здесь есть прошения о подавлении страстей, о единении, о живой и светлой вере. И конечно, с чем, я думаю, все единогласно согласятся, что если уж о чем следует молиться и просить при наступлении нового лета, так это именно о любви. Молебен мною рекомендуемый производит сильное впечатление. Я предлагал бы не увеличивать новогоднего молебна каноном, а рекомендовать как можно больше стараться и заботиться о том, что возгревает живую веру и любовь к Богу. Я настойчиво прошу внести в новогодний молебен прошений из Иерейского молитвослова.

Председатель. Угодно ли будет Отделу перенести из чина службы 1 сентября в чин новогоднего богослужения 1 января дополнительную службу, новый придаток; новые ектении с прошениями на грядущее новолетие. Угодно ли конструировать эту прибавку в самом богослужении, напр[имер], во всенощном богослужении добавить канон 1 сентября. Некоторые думают, что это нужно сделать, другие — наоборот. Я думаю, о внесении в самое богослужение чинопоследования 1 сентября говорить не следует, чтобы не портить первого чина, а если уже вносить, то именно в молебен на Новый год.

При произведенном затем голосовании большинство высказывается, что богослужение 1 января не следует добавлять этим придатком, а ограничиться лишь одним молебном с добавлением.

Председатель. Теперь речь о самом молебне. Одни говорят, что достаточно одного чина этого молебна, совершающегося теперь, а другие, что следует его добавить чином, взятым из старого дониконовского потребника.

О. Прилуцкий предлагает такой чин нового дня: начальный возглас «Благославенно царство», по обычным предначинательным молитвам «Придите поклонимся» и псалом «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе» <(Пс. 64, 2)>. Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебствия). Бог Господь 2 гл[аса], тропарь «Всея твари содетелю», псалом 50-й, Канон новому лету (из службы 1 сентября), гл[ас] 1, ирмос «Поим все людие», припевы «Многомилостиве Господи, услыши молитву раб своих молящихся Тебе». По 3-й песне катавасия «Избави от бед рабы Твоя, Владыко, многомилостиве» …[2] ектения и седалан по 1-й каф[изме]. По 6-й песни вышеуказанная катавасия, ектения и кондак «В вышних живый Христе Царю» (из службы 1 сентября). Прокимен глас 4-й «Велий Господь Наш… и разуму Его несть числа», стих «Хвалите Господа, яко благ», псалом «Всякое дыхание», Евангелие Луки зач[ало] XIII. По 9-й песни «Владычице, приими молитвы раб Твоих», Трисвятое и по «Отче наш» тропарь и кондак индикту. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогодняго молебна). Возглас, молитва из того же молебна и отпуст «Иже времена и лета в Своей власти положивый, Христос, истинный Бог наш».

После изложения означенного чина о. Прилуцкий замечает, что он будет удовлетворением для тех, кто желает перенести службу с 1 сентября на 1 января.

Председатель. Ставит на голосование вопрос, угодно ли пересмотреть существующегоий ныне чин новогоднего молебна. Большинство голосов высказывается за желательность такого пересмотра.

О. Прилуцкий. Состава нового чина здесь не будет, а канон вводится согласно «потребе».

Председатель. Нам следовало бы указать относительно поминовения правительства и властей за богослужением. Мы просили об этом доложить нам о. Прилуцкого, но ныне я слышу, будто в церквах явочным порядком уже вводится обычай не поминать благоверное правительство.

Богданович предлагает ввести прошение об умножении любви, заимствовав его из Иерейского молитвослова, а потом, когда служится заказанная обедня, следует исполнять поминовение о здравии. В Иерейском молитвослове есть прошение о здравии. Раз они приняты, то и читайте.

О. Прилуцкий. Я против это<го>. Архитектоника богослужебная должна быть законченной.

Председатель. Может быть, о поминовении правительства иметь суждение впоследствии, когда таковое организуется в государстве.

Проф[ессор] Тураев предлагает чин нового лета, имеющийся в старинных дониконовских потребниках, сохранить ныне полностью для патриаршего служения.

О. Артоболевский. Замечает, что пора бы изъять из чина таинства Крещения реальную видимость, именно: выкинуть имеющиеся в этом чине слова: «И дуни, и плюни на него (сатану)». При произнесении этих слов во время таинства Крещения в деревнях нередко дуют, плюют на младенца.

О. Прилуцкий. Это будет дело комиссии по исправлению чинов Требника. В то же время оратор высказывает протест против выражающегося некоторыми замечания, будто в словах Требника «и дуни и плюни» содержится что-то оскорбительное. По моему мнению, замечает он, это выражение доказывает верование Церкви в то, что есть живая сила, которая противоборствует доброму христианскому началу. Владимир Соловьев говорит о реальном существовании дьявола. Разве только в умах людей полуинтеллегентных может возникать при произнесении мысль о каком-то оскорблении. Если же слова эти действительно многим кажутся соблазнительными и как бы оскорбительными, то их можно заменить словами «дуни плюни на беса (трижды)».

О. […][3]. Я считаю необходимым оставить указанные слова в чине Требника. Я первый раз был кумом, когда мне было лет 18 отроду. Когда я впервые услыхал эти слова, то предо мною живо нарисовалось сопоставление добра и сатаны, представилась ничем неизгладимая затем на всю мою последующую жизнь резкая грань между тем и другим. Хотя, быть может, слова Требника и внушают мысль о некоторой неучтивости.

Председатель предлагает собранию перейти к выслушанию доклада комиссии по канонизации новоявленных угодников Божиих о прославлении святителя Софрония, третьего епископа Иркутского.

Председатель означенной комиссии преосвященный епископ Смоленский Феодосий. Отдел о богослужении возложил на особую под моим председательством комиссию дело о прославлении новоявленных угодников Божиих. Комиссия остановилась пока на вопросе о прославлении святителя Софрония, третьего епископа Иркутского. Бывший здесь на Соборе Иркутский архиепископ Иоанн просил меня в спешном порядке озаботиться представлением Собору доклада о прославлении святителя Софрония. Дело это прошло уже все стадии и может представляться теперь вполне уже готовым и законченным. Член Собора Знамировский доложит Отделу по этому вопросу.

Знамировский читает затем доклад комиссии по вышеозначенному вопросу. (Этот доклад прилагается у сего протокола журнала.)

После прочтения доклада слово взял член Отдела доктор Клевезаль. Из книжки о явлении благодатной помощи святителя Софрония (Ирк[утск], 1915) я, в силу врачебной своей профессии, остановил свое внимание на исцелении болезней, и среди них, по моему мнению, выдаются следующие случаи.

При скарлатине так разболелось горло, губы и лицо, что лечивший врач считал больную безнадежной, а выздоровление чудесным; облегчение и быстрое выздоровление (необычным для данной болезни образом — через нарыв) последовало непосредственно за обращением к святителю Софронию.

Упорная невралгия, тянувшаяся много лет и безуспешно лечимая целым рядом врачей с неоднократными операциями, быстро и совершенно прошла после молитвы у гробницы святителя Софрония.

Воспаление легких и плеврит у двухлетнего ребенка, признанного консилиумом врачей безнадежным, крайне удивили этих врачей своим выздоровлением, начавшимся непосредственно после обращения к святителю Софронию.

Тяжелый дифтерит у двухлетних детей (из коих один ребенок врачом признан был безнадежным) благополучно и без осложнений прошел, причем резкая перемена к лучшему последовала тотчас за обращением к св. Софронию.

Шарообразный нарост под языком у мальчика 7 лет, оперированный без успеха, исчез безвозвратно после обращения к св. Софронию.

Болезнь ноги, признанная врачом туберкулезом и продержавшая больную девочку в постели в течение 9 месяцев, <девочка> стала ходить и бегать после того, как прибегла к помощи св. Софрония.

Эти случаи очень доказательны потому, что и диагноз, и тяжесть их удостоверены врачами, а выздоровление — вопреки научным предположениям — следовало непосредственно за молитвенным обращением к святителю Софронию.

Волобуев. Ознакомившись с содержанием двух тетрадей, заключавших в себе случаи исцелений и знамений, имевших место после молитвенного обращения к святителю Софронию, я нашел, что упомянутый материал содержит ряд случаев тяжелого состояния больных, когда болезнь, к изумлению врачей, заканчивалась почти внезапным выздоровлением после обращения к помощи святителя Софрония.

После ярких случаев, приведенных д[окто]ром Клевезалем, я приведу другие, когда вместе с исцелением были сновидения или явления Святителя наяву.

1) Дудин, 67 лет, потомст[венный] дворянин, во время болезни (воспаление легких) увидел во сне старика, который спросил, почему больной его не зовет, и сказал, что он Софроний. Больной, проснувшись, достал его образок, перекрестившись, поцеловал, затем снова уснул, а на утро, к изумлению врача, температура была уже нормальной, и он вскоре поправился.

2) Людмила Попова показывает: у сестры ее была несколько лет рана на ноге и избавилась она от этой раны после того, как стала мазать ее маслом от гробницы святителя Софрония. Однажды она сидела у окна в своей комнате и увидела следующее: в комнату входит небольшого роста старичок в клобуке и мантии с посохом и грозит им; не доходя до половины двора, он остановился и вскричал: «Что же ты так долго не заплатила за лечение?» Возглас был слышен, хотя были двойные рамы. Сестра говорила, что все видела наяву, не в дремоте, так как слышала разговор в другой комнате.

Примечание. Показание дано под присягой.

3) Одна девица, будучи больной и без средств, решила утопиться в реке Ангаре, но была остановлена каким-то старичком, который расспросил, куда и зачем она идет и дал добрый совет, которым девица воспользовалась к своему благополучию. Старичок сказал, что он Софроний.

4) Арсений Тараскин, будучи больным (болезнь не указана) и без места, обратился к святителю Софронию, прося у мощей его помощи. В ту же ночь святитель явился ему во сне, взял за руку и сказал: «Не бойся, молитва твоя услышана Господом, место и здоровье получишь». Сон не замедлил исполниться.

Примечание. Показание дано под присягой.

Председатель. Собственно говоря, дело это уже было закончено, все было почти готово; действовавшие комиссии пришли к единогласному признанию необходимости прославления. Но вот ужасное несчастье, которое случилось, явилось наказанием, и поэтому не должно соблазнять кого-либо. Существуют ли или не существуют св. останки — в деле прославления святого это не имеет особого значения. Они удалились от нас, покинув нас, но ни один луч славы подвигов святого не ускользает от нас, ведь аналогичный случай едва не произошел с честными останками преподобного отца нашего Сергия.

Так вот, я спрашиваю мнение нашего Отдела, считают ли члены Собора, что уже вполне благовременно приступить к делу прославления святителя Иркутского.

Еп[ископ] Феодосий, устанавливая, что Отдел, видимо, не имеет препятствий к завершению давно уже начатого дела, высказывает пожелание о том, чтобы просить Собор до перерыва его занятий принять это дело на рассмотрение, чтобы, таким образом, заключительным актом Собора, предметом последних его занятий было прославление Бога во святых Его.

Г. И. Булгаков интересуется, в данном случае способом прославления, канонизации, который предстоит Собору; означает ли, что мы принимаем синодальное производство и на будущее время, если мы руководимся им теперь.

Председатель отмечает, что это не должно нас связывать на будущее время; до сего времени в Русской Церкви не было руководящих правил (как это есть у католиков, добавляет С. Н. Булгаков). У церковного историка Голубинского указаны разные способы и условия прославления, но во главе последних всегда стояли знамения и чудеса, как неопровержимые признаки чудотворной силы Божией, проявляемой чрез угодника.

Знамировский Николай Ив[анович] указывает, что в истории канонизации ясно проходят три необходимые для прославления условия: 1) святая жизнь, 2) несомненные чудотворения и 3) иногда нетление, являющееся совершенно необъяснимым при естественных условиях, в которых иногда обретаются мощи, напр[имер], святителя Феодосия, останки которого находились под водосточной трубой.

Булгаков С. Н. говорит, что все эти три признака существенны, но не все необходимы, а главным образом, святая жизнь, прославление делается самим народом, а Синод как бы утверждает. Собору необходимо установить самое производство, подобно тому, напр[имер], как установлен судебный процесс, потому что этот вопрос слишком важный и жизненный и, кажется, затронутый уже в другом каком-то Отделе. Для правильной постановки его надлежало бы обратиться к исторической практике Русской и Восточной Церкви[4].

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 336–343 об. Машинопись. Подлинник. Последний лист утрачен. Подписи — автографы. Пометы в тексте.


[1] В источнике число пропущено. Восстановлено на основе протокола.

[2] Пропуск в источнике.

[3] Пропущено в источнике.

[4] В деле отсутствует лист 344, на котором стенограмма заканчивается.