Протокол № 2

5 сентября 1917 года

Заседание происходило под председательством высокопреосвященного митрополита Киевского Владимира, в малом зале Епархиального дома и началось в 5 час[ов] вечера – присутствовало 42 члена Отдела, расписавшихся на прилагаемом листе.

 1. Собрание заслушало протокол предшествовавшего заседания (1сент[ября]) и постановило принять его.

2. Высокопреосвященный председатель объявил об отказе профес[сора] Мищенко от должности заместителя председателя и предложил избрать на его место новое лицо. Но прот[оиерей] Миртов сообщил, что проф[ессор] Мищенко свой отказ мотивирует невозможностью, при существующем расписании заседаний Отделов, совмещать работу в нескольких Отделах; если же, по мнению прот[оиерея] Миртова, расписание будет изменено таким образом, что указанная невозможность устранится, — а такое изменение в расписании предположено сделать, — то проф[ессор] Мищенко, быть может, на своем отказе настаивать не будет. Поэтому прот[оиерей] Миртов предложил подождать с выборами нового заместителя. Собрание с этим предложением согласилось.

3. Высокопреосвященный председатель обратился к собранию с кратким словом. Он указал, что Отдел о церковной дисциплине образован впервые на нашем Церковном Соборе, его не было ни в Предсоборном Присутствии, ни в Предсоборном Совещании, ни в Предсоборном Совете. Учрежден этот Отдел не без основания: наша церковная дисциплина находится в упадке, стоящем в связи с царящим в церковной жизни безвластием. Некоторые думают, что церковная иерархия призвана только освящать храмы, совершать богослужение, управлять духовенством, а в деле наблюдения за жизнью мирян должна ограничиваться одною проповедью. С отрицанием за церковной властью права следить за жизнью мирян отпадает целая половина прав и обязанностей епископа; сокращаются и средства, которые должны бы быть употребляемы церковною властью к водворению порядка. Отсюда ряд печальных явлений: невнимание к церковным уставам, заповедям и вообще упадок нравственности. Но как в других областях жизни признается власть управляющая, сдерживающая и карающая, так и в Церкви должна быть своя власть, которая установлена самим Богом. И в руках этой церковной власти есть средства, при помощи которых она может призвать ослушников к повиновению; эти средства епитимии. Говорят, церковные наказания противны христианской любви; говорят, чада Церкви разбегутся по сторонам, устрашившись наказаний. Но Церковь сильна не количеством членов, а качеством их. Говорят, нет смысла употреблять наказания по отношению к свободомыслящим, не верящим в силу их и значение. Правда, иногда люди намеренно закрывают перед ними глаза; но это не значит, чтобы наказания, налагаемые Церковью, были бесполезны: история Церкви показывает благотворность этих последних. Заканчивая свое слово, высокопреосвященный председатель призвал собрание помолиться Господу Богу, чтобы, несмотря на все софизмы маловерующих, Бог помог ему склонить народ к соглашению нравов и обычаев с<о> спасительными уставами нашей православной Церкви.

4. Указав на отсутствие материалов для работы Отдела, высокопреосвященный председатель предложил образовать комиссию, которая бы занялась собранием этих материалов, а затем и чтением докладов по разным вопросам церковной дисциплины. Предложение председателя вызвало оживленный обмен мнений, причем члены Отдела в своих речах, помимо общего вопроса о комиссии, касались задач и состава её, материалов и вопросов, подлежащих обсуждению в Отделе о церковной дисциплине. Большая часть ораторов высказалась за образование комиссии, но были и другие предложения. Так были высказаны предложения: образовать несколько комиссий, которые бы приготовили доклады по разным вопросам церковной дисциплины (епископ Агапит); вместо образования одной общей комиссии поручить отдельным лицам составление особых докладов (Градусов); предоставить каждому члену Отдела представить к следующему собранию свои соображения, какие вопросы, по его мнению, должны составлять предмет нашего обсуждения; президиум классифицирует представленный материал и предложит перечень вопросов на рассмотрение Отдела (епископ Сердобольский Серафим). По вопросу о задачах комиссии было высказано такое предложение: комиссия должна только определить пределы деятельности Отдела и собрать материал; составление же докладов предоставить всем интересующимся этими или другими вопросами (Соколов А. А.).  По вопросу о составе комиссии предлагали: привлечь в состав комиссии канонистов (Краснопевцев); так как в канонах нельзя найти ответа на многие явления жизни, то в комиссию необходимо ввести членами лиц, знающих практически церковную жизнь: сельских и городских священников, представителей города и деревни (Мирович); дисциплина захватывает все бытовые стороны жизни, поэтому необходим разнообразный состав комиссии (прот[оиерей] Миртов).  Ораторы касались и вопроса об источниках, из которых можно бы было почерпнуть нужные для работы Отдела материалы. Так указано было на то, что на Всероссийском Съезде духовенства и мирян поднимались вопросы, имеющие отношение к Отделу о церковной дисциплине. Протоколы и журналы Съезда хранятся у секретаря Съезда, от которого они могут быть затребованы Отделом; затем в Отдел поступило несколько прошений и докладов, подлежащих обсуждению его; при занятиях Отдела могут иметь значение Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия (прот[оиерей] Миртов); указывали как на источник материалов на правила св. апостолов, соборов и отцов церкви (Спасский, Зюзин), апостольские послания, глав[ным] обр[азом] послания ап[остола] Павла (прот[оиерей] Галахов). Наконец, некоторыми членами указаны были следующие вопросы, которыми надлежит заняться Отделу: дисциплина в Церкви, в приходе, в клире (епископ Агапит), общая дисциплина, борьба с пьянством, брак, борьба с развратом, посты (Градусов), празднование воскресного дня, благочиние в храме и возле храма во время богослужения (Мирович), второбрачие духовенства (арх[имандрит] Вениамин, Минченко), духовная жизнь (арх[имандрит] Вениамин), взаимные отношения клириков и отношения клириков к епископу (архиеп[ископ] Рижский Иоанн), положение женщины в церковной жизни (прот[оиерей] Галахов), таинство исповеди (священники Чельцов и Сенцов), о костюме и ношении волос духовенством (Фигуровский), религиозное невежество (свящ[енник] А. Попов), недостатки при совершении таинств и требоисправлении (А. Васильев), безбрачие епископов (Знамировский). После обмена мнениями высокопреосвященный председатель вновь предложил избрать комиссию, которая бы наметила вопросы, подлежащие обсуждению Отдела. Предложение принято. Открытым голосованием избраны в состав комиссии: Серафим, еп[ископ] Сердобольский, арх[имандрит] Вениамин, проф[ессор] Мищенко, проф[ессор] Красножен, прот[оиерей] Галахов, прот[оиерей] Теодорович, Шарко, Клевезаль, Градусов, Уткин и Знамировский.

5. После избрания комиссии Мирович предложил допустить и других членов Отдела к участию в работах комиссии с правом совещательного голоса. Предложение принято.

В 7 ч[асов] 35 м[инут] высокопреосвященный председатель объявил заседание закрытым.

Владимир, митрополит Киевский.

Делопроизводитель В. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 6-8. Рукопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Журнал заседания № 2