Протокол № 14

3 ноября 1917 г.

Заседание открыто в комнате 1-го класса 3-го отделения Московской духовной семинарии председателем высокопреосвященным Евлогием в 10 ч[асов] 12 м[инут] утра. Присутствовало сорок девять (49) членов, расписавшихся на прилагаемом листе.

I. Оглашен перечень поступивших из соборной канцелярии и направляемых в Подотделы бумаг, из которых одну в виде тетради под заглавием «Рациональная система мер времени и русский временник (к вопросу о реформе календаря)» Москва 1917 г. соч. А. Макарова — постановлено препроводить при письме председателя профессору Московской духовной академии о. Лебедеву на отзыв.

II. Председателем поставлено было на обсуждение сделанное ранее проф[ессором] Тураевым заявление о желательности восстановления в предстоящем Рождественском посту положенной по Уставу службы с пением аллилуйя, чтением молитвы Ефрема Сирина и поклонами.

При обмене мнениями высказаны были пожелания: о введении этого уставного последования, приходящегося не более как на 10 дней из поста, во всех церквах России (проф[ессор] Тураев), о применении такой же меры и к другим постам, напр[имер], к Петровскому (проф[ессор] Карабинов). Указано было на то, что эта мера, войдя постепенно в практику, расположила бы прихожан к говению, относимому большинством только на Великий пост (г[оспода] Клевезаль и Булгаков); предлагалось введение особого прошения и покаянной молитвы (оо. Секундов и Кудрявцев), вместе с уставным богослужением в посту (о. Поярков, указавший на молитвы Б[ольшого] требника); высказывалось сомнение в успешности предложенной проф[ессором] Тураевым меры на местах, исключая соборы и монастыри (о. Кудрявцев), ввиду местных нареканий на строгие посты и службы (г[осподин] Безкровный); преосв[ященный] Феодосий считает обсуждаемую меру приложимой лишь к практике тех церквей, где совершается ежедневная служба.

Резюмированное председателем предложение обратиться в Собор с докладом о желательности, ввиду настоящего времени, восстановления уставных требований о богослужении с пением аллилуйя, молитвой Ефрема Сирина и поклонами в положенные дни Рождественского и Петровского постов — при поправке еп[ископа] Феодосия: «для храмов, где совершаются ежедневное богослужение», — поставлено на голосование и принято большинством.

III. Следуя намеченному докладчиком плану доклада об Уставе, председатель предложил Отделу обсудить проектированные положения о чтении Псалтыри. Высказаны были соображения: о неизбежности сокращений (о. Секундов и архима[андрит] Виссарион), о необходимости и осторожности в этом деле (о. Елабужский и архим[андрит] Паисий), о желательности соблюдения уставных указаний чрез выполнение одной «славы», как единицы деления, вместо кафизмы, и о назначении особых праздничных избранных псалмов, для исполнения их пением (В. К. Недельский); об уменьшении «славы» до одного псалма, предпочтительно для пения (о. Поярков и Романович), о поднятии значения Псалтыри чтением ее на русском языке (г[осподин] Клевезаль), для чего желателен и пересмотр перевода ее (проф[ессор] Карабинов).

Поставлено на голосование и принято большинством 16 против 13 резюмированное председателем предложение о том, чтобы для храмов, где служба не ежедневная, чтение Псалтыри допущено было по одной «славе» вместо кафизмы, с последовательным чередованием «слав»; о допущении в праздничные дни избранных псаломов (единогласно) и антифонном пении их (пожелание принято).

Единогласно постановлено признать: а) недопустимым сокращения шестопсалмия и б) обязательным чтением 50-го псалма пред каноном.

IV. По поводу высказанного преосвящ[енным] Феодосием соображения о сокращении ектений на кафизмах голосованием дан отрицательный ответ на вопрос вообще о сокращении ектений.

V. По вопросу об оставлении или опущения молитвы после Евангелия: «Спаси, Боже, люди твоя», большинство голосовало за оставление ее.

Председателем был объявлен перерыв на 10 минут.

VI. По руководству доклада продолжалось обсуждение вопроса об упорядочении богослужения чрез уменьшения материала без вреда для сущности празднования; относительно стихир принято пожелание большинства о том, чтобы число выполняемых было не менее половины, но непременно каждого их вида (председатель и архим[андрит] Варлаам) и желательно с пением их (преосвященный Феодосий); о каноне — выполнение его не меньше как на 4-е с пением ирмосов, катавасий, светильных, ипакоев (в двунадесятые праздники и в триодное время кондаки, стихиры и каноны должны исполняться полностью).

VII. Из последования Литургии — поименное поминовение усопших вызвало подробное обсуждение Отдела. Мнениям о необходимости сохранения поминовений (г[осподин] Войный, о. Елабужский) кроме двунадесятых праздников противостояли соображения о неуместности их среди чина Литургии (г[осподин] Зибарев, о. Елабужский); примиряющими были предложения передать вопрос на места (проф[ессор] Карабинов) ввиду неодинаковой практики, требующей предварительного разъяснения прихожанам (архим[андрит] Паисий), или ограничиться тайным литургийным и будничным заказным заупокойным богослужением (архим[андрит] Варлаам).

Голосованием принята отмена поминовенной ектении в воскресные и праздничные дни с условным допущением в эти дни поминовений в конце Литургии и с практическим решением вопроса в будущем по совместному усмотрению пастыря и прихода.

VIII. При чтении проекта тезисов доклада о вечерних и утренних службах, признанных обязательными для точного выполнения в монастырях, большинство высказалось за опущение полунощницы.

Голосованием постановлено: последование часов оставить без уменьшения.

IX. К высказанному проф[ессором] Тураевым положению о необходимости возможно полнее совершать богослужение в дни соединения памятей нескольких святых, особенно русских, напр[имер], 22 октября, — собрание всецело присоединяется, прибавляя — чтобы и служба в подобных указанному случаях совершалась полиелейная, равно как и в дни памяти новоявленных угодников.

Приняты были предложения председателя о напечатании чина выноса плащаницы (по мнению проф[ессора] Карабинова — в конце Устава) и пункт доклада (по мысли проф[ессора] Тураева) о неопущении рядовых Апостола и Евангелия при совершении заупокойной Литургии.

X. Председатель предложил внести в доклад Собору выработанный Г. И. Булгаковым текст соборного определения о проповеди — для напечатания в новых изданиях Служебников.

Изложенный текст принимается единогласно.

Собрание закрыто в 2 ч[аса] 40 м[инут] дня.

Председатель архиепископ Евлогий

Члены:

Секретарь:

Делопроизводители: Николай Кедров

М. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 218–219 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

Запись к протоколу № 14