Журнал Совещания епископов № 23

14 (27) марта 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келии Святейшего Патриарха и под его председательством, прибыло 35 епископов.

Ст. 1. Слушали: письмо высокопреосвященного Макария, бывшего митрополита Московского, на имя Святейшего Патриарха Тихона, от 12 марта с. г., в коем [он] усиленно просит преосвященных архипастырей обратить внимание на его «невольное», но тягостное для него, бездействие, «отпустить его туда, откуда он был взят, возвратить ему изначальную его паству и тем дать ему возможность беспечально умереть на деле, к которому он привык и без которого скучает».

Постановили: Просить высокопреосвященного Могилевского Константина совместно с преосвященным Якутским Евфимием, отправившись в Николо-Угрешский монастырь, на месте, путем личных переговоров с высокопреосвященным митрополитом Макарием, выяснить — на каких условиях он желал бы вернуться в родную для него Алтайскую миссию и каковы будут его канонические отношения к Томскому епископу и начальнику Алтайской миссии, преосвященному Бийскому.

Ст. 2. Слушали: а) письмо высокопреосвященного Владимира, бывшего архиепископа Пензенского, на имя Святейшего Патриарха Тихона, от 25 февраля с.г., в коем, сообщая, что им, архиепископом Владимиром получено постановление Совещания Епископов, но что он, в силу своего болезненного состояния, в удостоверение чего к письму приложено свидетельство Пензенского губернского врачебного инспектора, от 26 января с. г. за № 121, решительно не может выехать в Флорищеву пустынь, особенно по железной дороге, ввиду полного отсутствия классных вагонов и просит не считать неисполнение им постановления Епископского Совещания противлением высшей церковной власти;

б) рапорт соединенного присутствия Пензенского церковно-епархиального совета и Духовной консистории от 23 февраля 1918 г. на имя Священного Синода следующего содержания: «Соединенное присутствие Пензенского церковно-епархиальнаго совета и Духовной консистории имеет долг донести Священному Синоду о нижеследующих событиях в жизни Пензенской Церкви: 28 января в здании духовной семинарии состоялось собрание приходского духовенства, представителей от приходов и служащих в духовно-учебных заведениях и учреждениях для обсуждения вопросов в связи с посланием Святейшего Патриарха Тихона. Несмотря на то, что собрание по составу своему должно было иметь определенный характер и быть строго организационным, сюда явились в значительном числе сторонники бывшего архиепископа Владимира. Избранный председателем собрания, о. ректор духовной семинарии, предупреждая события, разъяснил цель и характер собрания и просил в речах держаться строго в рамке вопросов, причем было разрешено всем присутствующим принять участие в обсуждении сих вопросов. Но выступление первого же оратора из партии арх[иепископа] Владимира (прихожанина Боголюбской церкви Илии Колычева, участника последней делегации в Москву за арх[иепископа] Владимира), показало, что люди хотят говорить только об арх[иепископе] Владимире и его возвращении на пензенскую кафедру. О. ректор остановил говорившего не по вопросу оратора, чем и вызвал сильный шум со стороны его единомышленников. Становилось очевидным, что собрание может быть сорвано, но общие усилия, в особенности возмущение поведением партии арх[иепископа] Владимира со стороны мирян заставили смутьянов умолкнуть и в дальнейшем их выходки были единоличными и слабыми. Собрание, таким образом, благополучно закончилось, приняв решение устроить 2 февраля народное моление покаянно-просительного характера с крестными ходами и оглашением послания Святейшего Патриарха Тихона.

31 января к о. кафедральному протоирею явился в собор один из представителей местной большевистской власти и показал письменное заявление на имя комиссара Кураева (большевика), подписанное председателем, неким Цупак (из партии арх[иепископа] Владимира); в заявлении сем (его читал и соборный протодиакон) излагалась жалоба на собрание 28 января, где, будто бы, сторонникам арх[иепископа] Владимира, не давали говорить и даже упоминать его имя, собрание называлось незаконным, решение его — якобы несоответствующим желанию народа, что крестный ход устраивается духовенством, которое хочет предать большевиков проклятию и т.п., и в конце выражалась просьба о том, чтобы крестный ход не был допущен. В этот же день к о. кафедральному протоирею явились два члена городской управы, которые, передав ходящие по городу слухи о крестном ходе, выразили опасение за возможность столкновения, провокации и т. п., но, по выяснении со стороны о. протоиерея характера и цели крестного хода, успокоились и даже обещали свое содействие. Между тем по городу усиленно сеялись слухи о готовящихся расстрелах, горожане отговаривались от участия в крестном ходе. Цель и источник всего этого ясны: хотели отпугнуть народ, а затем его отсутствие объяснить нежеланием участвовать в крестном ходе, который совершается без арх[иепископа] Владимира. Об этом и на собрании 28 января раздавались довольно неприкровенные намеки: «Что же мы с крестным ходом пойдем, а владыка будет в окно смотреть; никто к вам не придет, если не пригласите владыку Владимира» и т.п. в том же духе.

1 февраля все приготовления к крестному ходу были закончены; между тем были отпечатаны в значительном количестве экземпляры послания Святейшего Патриарха для раздачи народу. Но диавольские наветы клевретов арх[иепископа] Владимира возымели свое действие: 1 февраля, пред всенощным бдением, о. ректор был взят двумя вооруженными красногвардейцами в дом комиссара, причем в семинарии были конфискованы предназначенные для рассылки по селам экземпляры послания Патриарха. Комиссар Кураев потребовал от о. ректора отмены крестного хода под угрозой применения вооруженной силы, если таковой состоится; причем комиссар называл крестный ход контрреволюционной попыткой, а послания Патриарха — прокламациями. Разъяснения о. ректора о характере и цели крестного хода успеха не имели, и угроза применения вооруженной силы была повторена. В этот же вечер были опечатаны консистория и епархиальная типография. После всенощной состоялось на частной квартире экстренное собрание членов церковно-епархиального управления и некоторых других лиц, на коем, по заслушании сообщения о. ректора, было постановлено крестный ход отменить, дабы не подвергать паству смертельной опасности, о чем и объявить по всем церквам за ранней и поздней литургиями, что и было исполнено. Тем не менее, по стихийному желанию верующих, крестный ход состоялся. И вот, когда на соборной площади совершался молебен, во время чтения молитвы, в коленопреклоненную толпу молящихся из солдат, охранявших дом комиссара, раздались одиночные и залпами выстрелы, причем оказались жертвы убитыми и ранеными. Несмотря на это, крестный ход продолжался и в другие пункты, как то было преднамечено. Стрельба по крестному ходу продолжалась и в это время. Таким образом, от братоубийственной руки власти, именующей себя народной, пролилась кровь народа, пожелавшего исповедать свою веру в Распятого.

Местные газеты «Пензенская речь» и «Наш путь» откликнулись на события 2 февраля рядом статей правдивого освещения, но были конфискованы при самом выходе. Орган большевиков «Известия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» совершенно извратил события и даже не мало присочинил, стремясь обвинить духовенство в контрреволюционности и приписывая крестному ходу политический характер; то же самое доказывалось и в листовках, в огромном количестве разбрасывавшихся по городу разъезжавшими автомобилями. Небезынтересно отметить, что в этих произведениях большевистской печати с одобрением отзывались о арх[иепископе] Владимире, который, будто бы высказывался против крестного хода, но духовенство его не послушалось. Так как консистория была запечатана, соединенное присутствие собралось 3 февраля на частной квартире, где и было решено напечатать в местной газете от имени епархиального управления сообщение о происшедшем, что и было осуществлено в одном из номеров «Пензенской речи».

6 февраля здания архиерейского дома и консистории были взяты в распоряжение власти, а имущество и дела были перевезены: первого — в архиерейский сад, а последней — в Духовную семинарию, причем архив консистории остался на прежнем месте.

11 февраля в народном доме состоялось собрание духовенства и мирян, устроенное партией арх[иепископа] Владимира, на котором из духовенства был только свящ[енник] А. Аристидов. Отчет о сем собрании в вырезке из газеты «Пензенская речь» был представлен Священному Синоду при особом рапорте. На собрании было решено учредить «общеприходский совет», председателем коего решено просить арх[иепископа] Владимира, к коему и была отправлена депутация; на собрании же свящ[енником] Аристидовым было предложено отделиться от Священного Синода, не возвращающего арх[иепископа] Владимира на Пензенскую кафедру и просить или Грузинский Экзархат или Константинопольский Патриархат принять в свое ведение Пензенскую Церковь с арх[иепископом] Владимиром во главе. По случаю утверждения Союза и согласия арх[иепископа] Владимира быть его председателем, было решено отслужить в Богоявленской церкви молебен, каковой исостоялся в 6 часов вечера этого же дня. На молебен был приглашен арх[иепископ] Владимир, который и был встречен колокольным звоном; молебен совершался при полном освещении храма, торжественно настоятелем церкви прот[оиереем] А . Протодиаконовым и свящ[енником] В. Соколовым при 2 диаконах и хоре певчих. По отпусте арх[иепископ] Владимир вышел из алтаря в епитрахили и с крестом в руках с церковного амвона сказал слово на текст «просите и дастся вам», а затем благословлял всех присутствующих. По донесении благочинным о сих событиях, соединенное присутствие назначило над свящ[енником] Аристидовым следствие, вызвав его для объяснений, поручило благочинному произвести дознание об участии в совершении молебна притча Богоявленской церкви и постановило обратиться чрез печать к православным христианам с разъяснением значения и последствий творимых партией арх[иепископа] Владимира событий.

По переходе консистории в здание Духовной семинарии, работа епархиального управления стала налаживаться, но вот 17 февраля явился некто Кузнецов и предъявил удостоверение советской власти о своем назначении комиссаром по отделению Церкви от государства. Из беседы с ним сначала трудно было установить, что именно нужно этой власти от епархиального управления; он говорил, что от консистории возьмут все, что носит гражданский характер и что советская власть в дела чисто церковные и в самоуправление Церкви вмешиваться не будет; определенно было заявлено, что метрические книги будут отобраны, а бракоразводные дела перейдут в «юридическую коллегию».

18 февраля в народном доме состоялось 1 организационное собрание учрежденного общеприходского союза для заслушания проекта устава, избрания правления и для обсуждения «мероприятий по сосредоточению в ведении сего правления всего епархиального управления под руководством единственно признаваемого народом арх[иепископа] Владимира»: на этом собрании, по избрании председателя правления (арх[иепископа] Владимира), товарища его (свящ[енника] Аристидова), 12 членов и кандидатов к ним, было постановлено просить (кого) о передаче епархиального кправления в руки арх[иепископа] Владимира; на этом же собрании было выражено, после грубых выходок, порицание епархиальному совету за разъяснение, о котором было сказано выше; говорилось также о совершении крестного хода и совершении молебна.

19 февраля на вечернем заседании соединенное присутствие имело суждение о разрастающемся вокруг арх[иепископа] Владимира движении и, между прочим, постановило: так как свящ[енник] Аристидов обвиняется в тяжком преступлении возбуждения малосознательной части населения к отделению [от] Российской Церкви и так как он не явился по вызову соединенного присутствия на объяснение и не счел нужным дать объяснение о причинах своей неявки, свящ[енника] Аристидов<а> запретить в священнослужении и учительстве; а духовенству указать на недопустимость какого бы то ни было активного участия в делах партии арх[иепископа] Владимира.

20 февраля были получены указ Священного Синода об арх[иепископе] Владимире и свящ[еннике] Аристидове и постановление Собора епископов о недопустимости кандидатуры арх[иепископа] Владимира на пензенскую кафедру ни в настоящее время, и никогда в будущем; причем последнее отношение было немедленно передано чрез секретаря консистории арх[иепископe] Владимиру под расписку.

Того же числа в консисторию явился комиссар Кузнецов, который и стал принимать просителей; из его объяснений с последними становилось очевидным, что невмешательство большевиков в дела церковного управления — только одни слова; вследствие чего комиссар был приглашен на заседание соединенного присутствия для выяснения дела. Из продолжительной беседы удалось установить, что он, комиссар, признает за епархиальным советом и консисторией право на управление епархией и что в это управление советская власть вмешиваться не намерена; из всех длительных переговоров получилось впечатление, что комиссар, по выемке из дел консистории всего ему нужного, удалится, а жизнь Церкви пойдет по пути канонического самоуправления.

Но на утро епархиальное управление ожидало горькое разочарование. 21 февраля с утра комиссар приставил к дверям консистории вооруженную стражу, запретив всякий доступ к делам, а в 12 часов дня, явившись, пригласил чиновников консистории для беседы; когда же вместе с последними явились и члены соединенного присутствия, комиссар попросил их удалиться, а на недоуменные вопросы заявил, что консистория и епархиальный совет распоряжением советской власти распущены, о чем-де и напечатано в «Известиях» и что дела епархиального управления будут переданы в руки другой группы, претендующей на это (чит[ай] партии арх[иепископа] Владимира); когда же было указано на незаконность этих притязаний, он заявил, что эта группа обязуется созвать в двухнедельный срок епархиальный съезд и что, если этой ей не удастся, съезд будет созван советской властью. После этого членам соединенного присутствия пришлось оставить помещение консистории, а комиссар предложил чиновникам консистории работать при новых порядках и новом составе управления, чиновники единогласно ответили, что они будут работать под руководством незаконно распущенных членов епархиального совета и консистории, как законных избранников епархии; после чего комиссар объявил всех чиновников уволенными от службы.

Соединенное присутствие для обсуждения создавшегося положения и дальнейших действий тогда же собралось на экстренное заседание в помещении свечного завода, где и поставило: 1) продолжать управление делами епархии в пределах физической возможности, 2) отправить в Москву делегацию для доклада высшей церковной власти о всем совершившемся, 3) срочным указом оповестить духовенство епархии и паству о вмешательстве советской власти в дела епархиального управления, с предостережением от участия в выборах на предполагаемый съезд и с разъяснением об увольнении арх[иепископа] Владимира на покой, запрещении его в священнослужении и о невозможности возвращения его на пензенскую кафедру.

Делегация, после некоторых попыток осуществить свое намерение, должна была отказаться, вследствие расстройства железнодорожного движения, от предположенной поездки; после чего была отправлена срочная телеграмма на имя Святейшего Патриарха Тихона и составлен сей рапорт с возможно более подробным изложением событий, неизвестных еще Священному Синоду.

23 февраля, когда проект настоящего рапорта был предложен к заслушанию, в Пензу прибыл управляющий епархией епископ Феодор, который и был осведомлен как о содержании сего рапорта, так и о его отправке.

Ко всему вышеизложенному присовокупляется, что во избежание попадания синодальных бумаг в руки партий арх[иепископа] Владимира, которая, может быть, возьмет в свои руки дела епархиального управления и станет перехватывать все бумаги, адресованные на имя органов епархиального управления, представляется желательным и даже необходимым, чтобы все бумаги из Священного Синода отправились в двух экземплярах и по разным адресам, например, на имя причта Всесвятской церкви г. Пензы, причта кафедрального собора, священника Андрея Кипарисова (Покровская ул., соб[орный] дом), ректора семинарии; с этой точки зрения желательно повторение бумаг, отправляемых в Пензу из Синода после 11 февраля, ибо таковые могли попасть не по назначению;

В) телеграмму общего собрания граждан г. Пензы на имя Святейшего Патриарха Тихона от 8 (21) Марта с.г.:

«Архиепископ Владимир, подвергшийся изгнанию, но восстановленный народом, как некогда Златоуст, единогласно тем же каноническим способом, каким издревле избирались новгородские владыки избран на пензенскую кафедру. Каноническое избрание представляется на утверждение, в котором Новгороду никогда не отказывалось, не может быть отказано и Пензе. Многотысячным собранием единогласно постановлено не отпускать народного избранника и не принимать другого архиерея. Исполнение давно уже обеспечено железнодорожными служащими. Главный виновник церковной смуты — соединенное присутствие епархиального совета и Консистории, все сообщения которых об оскорблении народом святыни и эксцессах — сплошной вымысел, в лучшем случае — намеренное искажение действительности, с провокаторской целью опорочить строго православное народно-церковное движение, приобретшее непреодолимую стихийную силу. Миллионная сильно возбужденная паства, повторяя слова Вашего Святейшства «горе той власти, которая довела православных русских людей до такого отчаяния», ожидает в наступившие покаянные дни дыхания отческой любви Вашей чадам церковным, которые защищают правое дело и ни пред чем не отступят, памятуя, что, кроме суда людского, есть суд Божий. Ожидающая духовного утешения ко дню торжества православия пензенская паства. Подписи на протоколе Общего Собрания. Верно: Секретарь Цугак».

Справка. Постановлением Епископского Совещания от 31 января с. г. по делу бывшего пензенского архиепископа Владимира определено: «Принимая во внимание неоднократно состоявшиеся решения Епископского Совещания и Святейшего Синода по сему делу, ходатайство группы граждан г. Пензы оставить без последствий; предложить бывшему пензенскому архиепископу Владимиру без промедления выехать из Пензы в назначенную для его жительства Флорищеву пустынь, предупредив, что за неисполнение настоящего распоряжения им, архиепископом Владимиром, он подвергается строжайшему взысканию до запрещени<я> в священнослужении и ношении панагии; соединенному присутствию Пензенского церковно-епархиального совета и Духовной консистории дать знать (и дадено) для надлежащего объявления кому следует, что архиепископ Владимир никоим образом не может быть кандидатом при выборах на пензенскую кафедру и решительно не может быть когда-либо возвращен в Пензу и предписать (и предписано) Пензенской Духовной консистории об исполнении настоящего постановления архиепископом Владимиром своевременно донести Святейшему Патриарху Тихону.

Постановили: Признавая объяснение бывшего Пензенского архиепископа Владимира неудовлетворительным, Совещание Епископов считает необходимым — привести в исполнение постановление Епископского Совещания, от 31 января 1918 года, а потому определяет: бывшего пензенского архиепископа Владимира за неисполнение распоряжения высшей церковной власти, от чего среди паствы пензенской произошли разделения и смута, запретить в священнослужении, ношении панагии и архиерейской мантии, предписать без промедления выехать в назначенную для его жительства Флорищеву пустынь, предупредив, что за неисполнением и на сей раз распоряжения высшей церковной власти он будет предан церковному суду. Настоящее постановление сообщить Священному Синоду и управляющему Пензенской епархией — Преосвященному Феодору.

Ст. 3. Слушали: прошение магистра богословия протоиерея московской Воскресенской церкви Сергия Муретова от 6 марта с.г. на имя Святейшего Патриарха Тихона, в коем [он] просит предложить Священному Собору пересмотреть «Последование ко Святому Причащению», ввести за литургией на великом входе новые формулы поминовения, исправить и дополнить некоторые молитвы и т.д.

Постановили: Передать в Богослужебный Отдел на рассмотрение.

Ст. 4. Слушали: переданный Соборным Совещанием доклад Отдела о Богослужении, проповедничестве и храме о восстановлении празднования в первое воскресенье Петровского поста — всех Святых новых Чудотворцев Российских, с ходатайством пересмотреть службу, составленную иноком Григорием и изданную в Гродне с Краковскаго 7294 года, дополнить ее и днем празднования всем Святым — указать 17 июля.

По довольном суждении постановили: просить Соборный Совет доложить Священному Собору настоящее ходатайство Отдела с пожеланием Совещания Епископского — передать доклад Отдела Священному Синоду, коему поручить пересмотреть службу всех Святых новых Чудотворцев Российских, дополнить, включить вновь прославленных святых, составить новые молитвословия (тропари, кондаки, второй канон и т. д.).

Председатель Совещания Патриарх Тихон

Секретарь Серафим Епископ Челябинский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 73–79 об. Машинопись. Подлинник. Рукописные вставки. Подписи автографы.