Агапит, епископ Екатеринославский и Мариупольский

(в мире Вишневский Антоний Иосифович)

Член Собора по должности.

Родился 16 июля 1867 года в семье диакона в селе Выгове Овручского уезда Волынской губернии. Окончил Житомирское духовное училище в 1882 г., Волынскую духовную семинарию в 1888 г. С 1888 г. псаломщик в Троицком храме и преподаватель в церковно-приходской школе села Дидковичи. С 1889 г. иерей в храме села Бехи Овручского уезда Волынской губернии. В 1891 г. овдовел, поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1896 г., кандидат богословия, с 1895 г. иеромонах. Инспектор в Полтавской духовной семинарии с 1896, с 1898 г. ректор Екатеринославской духовной семинарии, архимандрит. С 1902 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии, настоятель киевского Златоверхого Михайлова монастыря, председатель Свято-Владимирского братства. С 1907 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский. С 1911 г. епископ Екатеринославский и Мариупольский.

Участвовал в заседаниях первой и второй сессий Собора. До декабря 1917 г. председатель хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Собора.

В декабре 1917 г. председатель Украинской Предсоборной рады, член Всеукраинского Православного Церковного Собора. С 1918 г. архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, возглавил Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви, запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. В 1919 г. член Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Начатое ВВЦУ на Юго-Востоке России следствие установило вину владыки в «учинении раскола и клятвопреступлении», по приговору суда епископов под председательством митрополита Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управления Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. В 1921 г. после покаяния вернулся к управлению епархией. В 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь», на следующий день был арестован, в августе присоединился к обновленцам, призвав к тому через газету и паству, в ноябре 1922 г. арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей». Принес покаяние и воссоединился с Церковью. Скончался от сыпного тифа 10 июля 1923 г. в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина).

Источники: ЦГИА Украины. Ф. 182. Оп. 1. Д. 309. Л. 1–1 об.; Ф. 711. Оп. 3. Д. 2078, 2331, 2333, 2335; Церковный вестник. 1895. № 38. С. 1209; Волынские ЕВ. 1888. № 21. С. 351; 1889. № 30. С. 704; Церковные ведомости. 1896. № 40. С. 370; 1898. № 31. С. 298–299; 1902. № 13. С. 65; № 18. С. 118; 1904. № 18/19. С. 180; 1908. № 39. С. 298; 1911. № 19/20. С. 106; № 42. С. 327; 1918. № 17/18. С. 104; 19/20. С. 114; Извлечение из протоколов Совета КДА за 1895–1896 учебный год. К., 1897. С. 191–193, 308–311; Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1900. С. 3; Киевские ЕВ. 1908. № 42; Екатеринославские ЕВ. 1911. № 31. С. 775–781; 1917. № 1. С. 1–2; Родзянко и еп. Агапит // Южные ведомости. 1913. 3 октября; К пятилетию архипастырского служения преосвященнейшего Агапита, епископа Екатеринославского и Мариупольского, в Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1916; Полтавские ЕВ. 1917. № 9. С. 749; Екатеринославская земская неделя. 1917. № 23. С. 5; Киевский ЕВ. Приб. 1918. № 4. С. 15; Наша мысль. 1919. 1 декабря. № 52; Великая Россия. 1919. 2 декабря. № 359; Валентин Свенцицкий, свящ. Церковная самостийность // Казачьи думы. 1919. 5 декабря. № 25; Родзянко М. Крушение империи. М., 1927. С. 66, 80–82; Шавелъский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 331, 342–345, 375–378; Скалозуб Ю. История Екатеринославской епархии 1775–1917. Днепропетровск, 2001. С. 410–413; Крячко Н., свящ. Учреждение Временного Высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 году // Вестник церковной истории. 2008. № 1; Тригуб О. Росiйська православна церква в Радянськiй Українi 20–30-х рр.: iнституцiйний розкол та мiжконфесiйнi вiдносини. К., 2009. С. 116–124; Бойко О., Снiда Е. Постать архiєпископа Катеринославського Агапiта на тлi церковно-полiтичних процесiв пiсляреволюцiйної доби (1917–1924 рр.) // Прiднiпров’я: iсторико-краєзнавчi дослiдження. 2010. № 8; Стародуб А. Всеукраїнський православний церковний Собор 1918 року: огляд джерел. К., 2010. С. 30, 45–46, 68, 72, 109, 129, 139, 219; Бабкин М. Священство и Царство (Россия, начало ХХ в. – 1917 г.). М., 2011. С. 281, 306, 377; Грибовський В. Катеринославський архієпископ Агапіт між Україною, Росією і Церквою // Експедиція XXI. 2011. № 11; Кандель Ф. Евреи России. Времена и события. М., 2014. С. 692; Київська духовна академія в іменах: 1819–1924. Т. 1. К., 2015; Валерий Лавринов, прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.