17. Введение к приходскому уставу
Составлено, по поручению Священного Собора Православной Российской Церкви, Членами Собора: Архиепископом Тверским Серафимом и Пермским Андроником, Л. К. Артамоновым и П. И. Астровым и рассмотрено, во исполнение постановления Священного Собора от 7/20 апреля 1918 года, Высшим Церковным Управлением.
I.
Цель христианской жизни — спасение души в вечную жизнь. Воодушевляющим началом для христиан является вера во Христа Сына Божия, вочеловечившегося для нашего спасения. Такое воодушевление верою проявляется как в настроении спасающихся христиан, так и в их соответствующей жизни и во взаимоотношениях, Содержимые единым духом веры, христиане, естественно, исполняют в себе завет Христа Спаса о единении верующих в Него по образу единства Святой Троицы. Как во Святой Троице — единая жизнь Божественного естества, так и во множестве спасающихся христиан — единая жизнь Того, вера в Кого всех их воодушевляет. Это — единая жизнь, по образу жизни тела, в котором все и всякий член отправляют свое назначение для всего тела, движимого и оживляемого единою жизнью его главы, своим жизненным началом все тело и члены его проникающей. Это и есть созданная Спасителем Его Святая Церковь — Его Тело. Она объемлет собою верующих всех времен и народов мира сего. Она посему — единственная путеводительница в жизнь вечную, ибо спасение может быть достигаемо только в Святой Христовой Церкви.
Осуществлением такой церковности между ближайшими христианами с самого начала христианства были отдельные, возглавляемые и руководимые Епископами, малые церкви. С умножением числа христиан, Епископы поставляли пресвитеров и их руководству вверяли отдельные части своих епархий, теперь называемые православными приходами. Таким образом, Господь Свою Церковь вверил в устроение и управление Своим Апостолам и их преемникам — Епископам, — а чрез них вверяет и пресвитерам малые церкви — приходы. Своим работникам — пастырям вверил Он души верующих — приводить их в послушание веры, по Св. Ап. Павлу (Рим. I, 5). Они и являются вдохновителями и устроителями как всей Церкви, так и отдельных малых церквей – приходов. С них и спросит Господь за судьбы Церкви, приходов и отдельных христиан.
На этом начале созидаемая христианская жизнь в приходах и освящается благодатию живущего в Церкви Спасителя. Воодушевляющая всех вера естественно подвигает всех на живое деятельное участие в церковной жизни прихода, как в своем собственном душевном спасении (1 Кор. гл. 12). Всякий отдельный христианин, по данным ему дарованиям и полномочиям, исполняет свое послушание, составляющее его назначение в церковном теле с чем вместе он достигает и личного своего спасения. Уклонение же всякого отдельного христианина от этого назначения — послушания, или восхищение недарованного служения в Церкви не только вносит расстройство в жизнь всего церковного тела, но удаляет и самого его от надежды на достижение спасения души. Никто не может здесь, как в живом благодатном теле, сложить с себя свой долг; никто не может и восхитить себе не дарованного ему того или иного служения в Церкви. При утрате живой церковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые Св. Ап. Павлом (1 Кор. гл. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устрояется по сему благодатному завещанию Св. Ап. Павла: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, — начальствуй с усердием;благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. XII, 3, 6–8). Посему в православном приходе облагодатствованные чрез Архиерея пастыри должны быть ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни. Под их руководством прочие клирики и пасомые миряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения спасения души всеми и каждым христианином – прихожанином. Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т. д., по Апостолу – к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. IV, 12–13). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого… находясь в любви у всего народа. (Деян. II, 42, 44–45. 47).Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. V. 13). Так и все христиане, духом своим между собою объединяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, — объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах — приходах.
Вот сущность и назначение Церкви Христовой; вот церковное основание и устроение православного прихода, как малой церкви спасающихся христиан. С этой стороны и должно быть рассматриваемо все положение об устроении православного прихода.
II.
Узаконяемое Уставом о православном приходе не есть что-либо новое; так было и в Греческой Православной Церкви издревле. Как сказано было выше, с самого начала приходы, совпадавшие с епархиями и руководимые Епископами, были как малые церкви, внутренно объединенные между собою. Такое объединение и провело Церковь через горнило гонения не разбросанною, но объединявшею христиан всех мест и народов. Миланский эдикт (313 г.) Равноапостольного царя Константина застал православные приходы уже устроенными и признал за ними юридические права собственников церковно-приходского имущества. Каждая малая христианская церковь из клира и мирян во главе с Епископом и составляла приход (парикию). Епископ через поставляемых от него клириков был руководителем церковной жизни в приходе и распорядителем церковного имущества в нем (Апост. 38, 40, 41 пр.) исключительно на церковные нужды.
С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархиею со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем». На таких собраниях и обсуждались церковные и приходские дела и нужды, а священники получали от Епископа своего указания и советы для проведения в жизнь. В силу таких условий наши приходы естественно устраивались сами собой под руководством своих пастырей, управляемых епархиальным Архиереем. Приходы указывали Архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно-приходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом. Так устроившись, древний православный приход деятельно заботился о церковном просвещении и благотворительности. На духовенстве лежало дело обучения грамоте и церковному пению, и высокие успехи в этом деле засвидетельствованы самим Стоглавым Собором. Тогда умеющих «грамоте и писати и пети и чести гораздо много было» и они «славны были по всей земли и доднесь». Благотворительность же велась приходом и через выборных старост и «братчиков» с их помощниками. Так и устраивались при Церквах разные богадельни или Божии дома (отсюда божедомки), общеприходские праздничные трапезы (покровщина, успенщина. никольщина и др.). По праздникам в приходскую избу собирались прихожане вместе с клиром, обсуждали приходские дела и нужды, учитывали старосту, проверяли «всемирскую коробку» — денежный ящик с церковно-приходской казной и документами. Через эту «коробку» церковная казна являлась как бы приходским банком, тем или иным путем приходившим на помощь прихожанам в трудную пору жизни. Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную ведением метрических книг о родившихся, о брачущихся, об умерших).
Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе.
III.
С чего начинать устроение православного прихода? При объявленной не только вероисповедной свободе, но и при несомненном гонении на Церковь, надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто, при всех опасностях за веру, охотно принимает слово Апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Для сего надлежит теперь же по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Подготовляя к такой записи христиан в приходскую книгу, и надлежит вести с православными и в храме и по селениям беседы о спасительной вере, о Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле. На таких беседах указывается, что в приходской жизни будет дело и для пастыря, и для прочих клириков, и для всякого прихожанина. Было бы еще целесообразнее – всякую отдельную мысль таких бесед обобщать в отдельном положении и заставлять слушателей затверживать это повторением общенародно тут же на беседе. Для воодушевления слушателей такие беседы необходимо не только предварять и заканчивать молитвою, но и сопровождать и прерывать общенародным пением молитв. При выяснении сказанного, следует настойчиво указывать, что от забвения истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения, между прочим, от этого и произошло все падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями, когда вместо духа любви господствует такая злобная вражда между людьми, называющими себя христианами. По неоднократном и удобопонятном разъяснении сказанного, и возможно, и следует предложить записаться в приходскую книгу всем, свободно желающим быть прихожанами при том или ином храме. После же такой записи и можно будет приступать к устроению всего приходского дела, начиная с Приходского Совета. По выяснении всех отдельных отраслей приходской жизни, и указывается, что необходимо сделать для их упорядочения и улучшения, намечаются и пути к тому.
Но при всем том, нельзя приступать пастырю к выполнению Устава о православном приходе, не подготовивши хотя некоторых прихожан к сознательному и деятельному участию в данном деле. Несомненно, – у всякого пастыря в приходе имеется несколько особенно благочестивых и толковых прихожан. Их и надлежит объединить около себя, их воодушевляя на приходское дело, на привлечение к этому и других. Так постепенно создадутся в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей. Они будут ближайшими помощниками пастыря и проводниками его начинаний в приходе. Таким порядком будут постепенно и разумно подготовлены не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходский, и на иные служения в приходе. Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе. В заведывающие делами прихода избираются наиболее благочестивые и усердные из прихожан лица, а, кроме того, избираются и такие ревнители, которые могут быть полезными для ближайшего наблюдения за тем или иным делом в приходе: один будет ведать просвещением, другой – благотворительностью, третий – наблюдением за молодежью, иной наблюдает за сектантской пропагандой, а тот – за воспитанием детей и т. д. Кроме того, для удобства наблюдения за жизнью прихода и руководства делом, весь приход разделяется на участки, которые и вверяются определенным прихожанам-наблюдателям и руководителям. Таким порядком высокий пастырский долг священника в приходе и будет управлен пособничеством самих прихожан; то, что ускользало прежде из внимания перегруженного делом приходского пастыря, это теперь дойдет до него через его пособников — воодушевленных пасомых, чтобы вызвать от него должный руководящей ответ и указание.
При личном пастырском воодушевлении на указанную приходскую работу во спасение своей души, приходской священник и будет действительным руководителем и даже отцом своей паствы. Его жизнь будет нераздельна от жизни паствы, и паства будет в тесной живой связи с своим пастырем, как проводником Божественной благодати, их просвещающей и оживотворяющей и всех объединяющей в одно церковное тело. При таких условиях пастырь и сможет от своего личного пастырского воодушевления вложить «дух жизни» в сухие кости положения о православном приходе. Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в ее обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни – наша государственность.
IV.
Из всего сказанного вытекает следующее:
1. Пострадавший на Кресте ради спасения душ человеческих Господь основал для того же на земле Свою Святую Церковь, как ковчег Ноев во время всемирного потопа. Вне этой Его Церкви никто не может спастись.
2. Эту благодатную Свою Церковь вверил Спаситель руководству Апостолов и их преемников-Епископов, а от них эти последние, при невозможности одному объять всю епархию, вверяют некоторые части ее – приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан.
3. Под благодатным руководством пастырей верующие и объединяются в молитве, в Богослужении, в жизни, составляя малые церкви – приходы церковные для взаимодействия и взаимопомощи в восхождении к Богу во свете Его евангельского закона и по указанию правил церковных.
4. По образу жизни тела человеческого, благодатная жизнь Христова, разливающаяся во всем теле Церкви Его, одинаково проявляется и в жизни прихода, где посему всякий христианин должен принимать живое участие в устроении на лучшее приходского дела, и тем достигать и своего личного спасения.
5. Для сего, под руководством преемственно богопоставленных пастырей, все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями.
6. Но и пастыри и пасомые, чтобы быть им под благодатным водительством Самого Христа в Церкви Его, должны помнить слово Свят. Киприана Карфагенского: «Епископ в Церкви и Церковь в Епископе, и если кто не с Епископом, тот вне Церкви».
Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3–10.
Приложение к Введению к Приходскому уставу
I.
О Богослужении
1) В воскресные и праздничные дни прихожане и их семейства посещают приходские храмы для присутствования и допускаемого церковными правилами участия в церковном Богослужении, памятуя, что по строгому церковному правилу за непосещение без уважительных причин трех воскресений они подлежат отлучению от Церкви (Всел. VI Соб. 80 прав.).
2) В остальные дни прихожане посещают храм и участвуют в церковном Богослужении по мере возможности.
3) В дни, назначенные церковным уставом для совершения великих освящений воды на реках, озерах, ручьях и т. п., таковые освящения совершаются на местах, установленных для сего местным преданием или назначенных церковною властью, и прихожане с их семьями присутствуют по возможности в полном составе.
4) В дни, назначенные церковью для поминовения умерших, прихожане участвуют в установленных для сего Богослужениях в приходах; где есть кладбище, панихиды совершаются по возможности на самих кладбищах.
5) В дни общественных бедствий прихожане соединяются для общественных Богослужений, которые совершаются в храмах, а в потребных случаях — под открытым небом (на улицах, площадях, полях и т. п.).
6) В дни, установленные церковным преданием или назначенные церковной властью для совершения крестных ходов, прихожане и их семейства участвуют в этих крестных ходах по возможности в полном составе.
II.
О престольных праздниках
7) В приходах особо чтятся дни праздников и дни памяти Святых, в честь которых воздвигнуты приходские храмы и их престолы. Богослужение в эти дни совершается с особой торжественностью в присутствии и при возможном участии прихожан в их полном составе.
8) Церковное празднование престольных праздников может продолжаться в согласии с местными обычаями и преданиями несколько дней. К этим дням приурочиваются – по возможности – важнейшие события общественно-приходской жизни: устраиваются общие и приходские собрания, открываются вновь учреждаемые приходом школы и т. п.
9) В дни престольных праздников настоятель храма с причтом или один из священников с причтом посещают прихожан в их домах для совершения краткого праздничного молитвословия, согласно с существующими на этот предмет местными обычаями.
10) В городах престольный праздник соборного храма почитается, как престольный праздник всего города.
11) В епархиях престольный праздник кафедрального собора почитается, как престольный праздник всей епархии.
12) Престольный праздник патриаршего кафедрального собора почитается, как престольный праздник всей русской Церкви.
III.
О посещении домов
13) Кроме престольных праздников настоятель храма с причтом или священник с причтом посещают своих прихожан на их домах для краткой молитвы, в дни установленные местными обычаями к церковным преданием, напр., дни Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения Господня, при наступлении Св. Четыредесятницы.
14) Для напутствования умерших настоятель храма или священник с причтом посещают дома прихожан по их приглашению.
15) По особым приглашениям прихожан в их домах приходским настоятелем или священником с причтом могут быть совершены и другие допускаемые Церковью для совершения в домах таинства и Богослужения.
16) Для духовного руководства прихожан настоятель и священник могут и даже должны посещать дома своих прихожан и по своему почину или же поручать такое посещение и другим членам местного причта.
Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 10–12.