12. По поводу декретов о расторжении брака и о гражданском браке

19 февраля (4 марта) 1918 г.

Советом народных комиссаров напечатаны в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» (1917 года №№ 36 и 37) декреты о расторжении брака и о гражданском браке. В этих декретах, изданных без сношения с Право­славною церковною властью и с полным пренебрежением к требованиям христианской веры, допускается расторжение брака чрез гражданский суд, и притом только вследствие просьбы обоих супругов, или хотя бы одного из них. Этим открыто по­пирается святость брака, который по общему правилу является не­расторжимым, согласно учению Спасителя нашего (Матф. 19, 9), и только в исключительных, определенных случаях может быть расторгнут церковною властью. Сверх того, по этим декретам для совершения брака достаточно простой записи в суде, а для разведенных нет запрещения вступать в новые браки неогра­ниченное число раз.

В заботах о спасении чад Православной Церкви Священный Собор призывает их не вступать на широкий путь греха, ведущий к погибели, и строго хранить церковные законы, памятуя, что те, которые нарушают церковные постановления, навлекают на себя гнев Божий и церковное осуждение. Декреты, направленные к ниспровержению церковных законов, не могут быть приняты Церковью.

Следуя учению слова Божия и церковным правилам, Священ­ный Собор определяет в отношении брака и развода в виду изданных декретов следующие общие правила:

1) Брак, освященный Церковью, не может быть расторгнут гражданскою властью. Такое расторжение Церковь не признает действительным. Совершающие расторжение церковного брака простым заявлением у светской власти повинны в поругании Таинства брака.

2) Православные христиане, состоящие в браке, освященном Церковью и не расторгнутом церковною властью, если вступают в новый гражданский брак на основании только гражданского развода, повинны в многоженстве и прелюбодеянии. Такие брачные сожительства никогда не получат церковного признания и освящения и составляют тяжкий грех, за который по правилам церковным налагается епитимия и отлучение от Святых Таин (87 прав. 6 Всел. Соб. 77 прав. св. Василия Великого).

3) Запись брачующихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого Таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании одной только записи в гражданские книги, или так называемые гражданские браки, непременно должны быть освящаемы церковным венчанием. Церковное же венчание возможно лишь в том случае, если к совершению брака нет канонических препятствий.

4) Настоящее определение обнародовать для руководства чадам Православной Церкви и вместе с сим вопрос об отношении Церкви к гражданскому браку передать для подробной разработки в Соборный Отдел о церковном суде, а в соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета передать вопрос о записи браков при новых условиях их совершения в церковные метрические книги.

Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 2. Приложение к «Деяниям» второе. С. 21–22.