Журнал заседания № 4

18 сентября 1917 г.

Заседание происходило под председательством митрополита Киевского Владимира в малом зале Епархиального дома; началось в 5 часов вечера, окончилось в 8 час[ов] вечера; присутствовало 37 членов Отдела.

Собрание заслушало протокол предыдущего заседания (11 сент[ября]) и постановило принять его.

Председатель объявил, что докладов в Отдел еще не поступало, так как профессора-канонисты заняты срочной работой в других Отделах, и предложил прочитать брошюру «Сын Церкви».

Некоторые члены с мест предлагают вместо чтения самой брошюры составить по ней доклад.

Елабужский священник: «Брошюра «Сын Церкви» не отвечает требованиям современности; напр[имер], в ней есть предписание, чтобы входящий в дом говорил молитву Иисусову. Она может служить лишь материалом для составления правил, касающихся христианской дисциплины».

Димитрий, архиепископ Таврический, также не признается особой ценности за книжкой «Сын Церкви» и говорит, что более подходящей к современности была бы брошюра митрополита Григория «День святой жизни».

Председатель предлагает епископу Андрею высказаться по вопросу о пригодности книжки «Сын Церкви».

Андрей, епископ: «Книжка дает массу сведений, касающихся жизни христианина; с помощью её можно бы начать дело воцерковления нашего народа; если бы осуществить все требования, изложенные в ней, то наша жизнь осветилась бы молитвой. Ее очень чтят старообрядцы, среди которых она разошлась в тысячах экземпляров; она плод коллективного творчества и очень давнего происхождения. Я лично рекомендую ее для частного руководства, но рекомендовать от имени Собора было бы рискованно».

После этих отзывов чтение книжки «Сын Церкви» отклоняется.

Председатель предлагает читать, с попутным обменом мнениями, из «Инструкции благочинному приходских церквей» главы о таинствах, начав с таинства крещения.

Серафим, еп[ископ] Сердобольский, начинает читать.

Миртов, протоиерей: «Принял ли Отдел предложение высокопреосвященного председателя?.. Едва ли удобно нам знакомиться с такими книгами в публичном заседании. Мы собрались и не знаем, что должно служить предметом нашего обсуждения, поэтому хватаемся за случайное. Нам нужно выяснить задачу нашего Отдела. Церковная дисциплина разделяется на два русла: одно направляется на укрепление христианской жизни, другое на борьбу с пороками. Мы должны отделить существенное от второстепенного и работать сначала над вопросами более важными».

Зюзин: «Надо освещать дисциплину, начиная с жизни ребенка, с крещения человека и кончая погребением. А выбирать важное – тратить время понапрасну».

Фигуровский: «В прошлый раз протоиерей Миртов предлагал начать работу с определения дисциплины; и я присоединяюсь к этому предложению. Надо просить канонистов осветить вопрос о церковной дисциплине. Это будет отправной точкой во всей работе. Я не согласен читать инструкцию и прицеплять к ней недоуменные вопросы. После определения дисциплины можно будет перейти к частным вопросам».

Председатель: «Нет нужды тратить время на выяснение того, что такое дисциплина. Понятие о дисциплине достаточно выяснил еп[ископ] Серафим. Верно говорили, что уже с рождения к человеку применяется дисциплина и со стороны священника и со стороны родителей. Начнем рассматривать жизнь христианина с самого рождения».

Архиепископ Димитрий: «Комиссией был указан ряд вопросов для докладов; но докладов не представили, поэтому председатель и предложил читать инструкцию».

Председатель предлагает поручить определенным лицам составление докладов к следующему собранию.

Священник Марин предлагает брать вопросы из программы комиссии и без докладов обсуждать их. «В этот вечер, – говорил он, – может быть, мы успеем рассмотреть хотя <бы> один вопрос».

Мирович: «Как ни пестро содержание вопросов Отдела, должны быть общие идеи, которые бы объединяли нормы, какие мы выработаем. Чтобы работать в этой области продуктивно, нужно пригласить канонистов: они подготовят каноническую почву для решения наших вопросов. Результатом работ должны быть постановления, карающие преступления, воззвание к народу с призывом исправиться. Конкретное мое предложение: в данное время работа наша должна состоять в собирании бытового материала, а выводы будут сделаны, когда комиссия пополнится канонистами. Иначе работа не будет продуктивна».

Председатель, обращаясь к Мировичу: «Специалисты разработают только одни вопросы; значит, вы соглашаетесь с предлагаемым нами методом – чтением инструкций?»

Мирович: «Я думаю, что это будет только материалом для наших дальнейших работ. Но не считаю его совершенным».

Председатель: «Если этот метод не совершенен, то какой же вопрос первее всего нужно рассмотреть?»; и предлагает еп[ископу] Серафиму опять читать «Инструкцию».

Епископ Серафим начинает читать.

Священник Марин: «У нас голоса разделились, поэтому нужно подвергнуть голосованию вопрос о чтении «Инструкции».

Градусов, определяя общепринятый порядок работ в Отделах как обсуждение того или другого материала, относящегося к пределам ведения Отдела, говорит, что настоящий Отдел поставлен в данном отношении в крайне неблагоприятные условия, так как по церковной дисциплине не было особых Отделов в предсоборных организациях, и поэтому в распоряжении Отдела не оказалось и заготовленных уже обстоятельных докладов; использовать другой, более упрощенный, но и менее серьезный порядок работы – поручение составить особый доклад специалистам-канонистам, – к сожалению, также нельзя, потому что все имеющиеся на Соборе ученые силы уже заняты работой в других, более важных Отделах. При таких условиях приходится, в силу создавшейся необходимости, прибегнуть к еще более упрощенному способу: или к постатейному чтению имеющихся инструкций (как это предложил высокопреосвященный председатель) и попутному обмену каноническими и практическими мнениями, или же – приняться всем сколько-нибудь способным сочленам за составление небольших (по каждому отдельному вопросу) докладов, воспользовавшись указаниями (в смысле источников) со стороны канонистов. Тот или иной порядок Градусов просит поставить на голосование.

Миртов, прот[оиерей]. «Ввиду того, что многие ученые-канонисты заняты на других Отделах, где решаются смежные с нашим Отделом вопросы, предлагаю Отделу приостановить работу и в качестве введения, которое бы подготовило членов Отдела к более правильному решению отдельных и частичных вопросов дисциплины, выслушать доклад преосвященного Андрея, епископа Уфимского, о природе и свойствах церковной дисциплины, составленный им на основании ученого труда об этом предмете проф[ессора] Кипарисова».

Предложение принимается.

Председатель: «Наша главная задача – восстановить дисциплину в Церкви, а книга проф[ессора] Кипарисова не может иметь большого практического значения».

Теодорович, прот[оиерей]: «Можно ли восстановить всю церковную жизнь, обставленную уже устаревшими, не применимыми теперь нормами? Задача нашего Отдела, мне кажется, установить такую дисциплину, которая бы была по силам христианину».

Иоасаф, еп[ископ] Дмитровский: «Надо ввести порядок христианского поведения и для священников и для мирян в церковной и домашней жизни, в собраниях, такой порядок, который свойственен христианину и исполним для него; не надо возлагать слишком тяжелое бремя. Напр[имер], у католиков дисциплина исполнима; у католика на все есть ответ, кто бы и о чем бы его ни спросил. У нас же нет приспособления к дисциплине; у нас все, как 1000 лет тому назад было. Надо дисциплину приспособлять ко времени и обстоятельствам. Мой взгляд: не дисциплину ослаблять, а ослабить то, что теперь в ней неприменимо. Дисциплина должна быть строгая, но гибкая, исполнимая, эластичная. И священник должен быть уполномочен применять и приспособлять ее к обстоятельствам и условиям жизни своих пасомых. Что касается хода работ в нашем Отделе, то я предложил бы следующее: просить лиц, указавших те или другие вопросы, обстоятельно развить их и представить в комиссию, а та, пополнив, представить их на рассмотрение собрания. Если же ждать по каждому вопросу ученых докладов, то у нас времени не хватит».

Чельцов, священник: «Очень важно установить дисциплину для священнослужителей в храме и общественной жизни. На эту тему я мог бы написать доклад, если бы Отдел согласился на мое предложение».

Предложение принимается.

Хотовицкий, протоиерей: «Оставление во всей неприкосновенности тех строгих правил и норм христианской дисциплины, которая сейчас установлена в Правосл[авной] Церкви, ведет часто к печальному явлению невыполнимости их. Они слишком велики и строги, не соответствуют современному укладу жизни. Надо ослабить эти нормы, приспособить их к жизни, и тогда ответственность за соблюдение дисциплинарных требований распределится на всех членов правосл[авной] семьи, и не найдется извинений для них не выполнять этих требований. В Америке заранее даются русским католикам послабления и предписания, и они исполняются… Благоговение к церковной святыне возгревается тоже умелым разрешением отступить от строгих предписаний устава (“Откройте царские врата – будет благоговение в алтаре”)».

Садовский, протоиерей: «В ряду вопросов церковной дисциплины вопрос о соблюдении постов является одним из самых острых и тяжелых вопросов в современной церковно-общественной жизни. Насколько одни из христиан, преимущественно в городах, легко и бесстрашно нарушают православные посты, настолько другие христиане, особенно жители деревни, проявляют неуместную ревность в соблюдении постов, доходящую иногда до жестокости и бесчеловечия в отношении малолетних детей, больных и истомленных людей и даже матерей, кормящих грудью. Последствия такого понимания постов и такого отношения к ним сказываются, с одной стороны, в постепенном ослаблении авторитета церковной дисциплины, а с другой стороны, вызывают во всех благомыслящих христианах недоумение и горечь от сознания того, что заповеди церковные, данные для блага и спасения верующих, являются причиной страданий и даже преждевременной старости ни в чем не повинных младенцев и больных людей. Симбирское епархиальное предсоборное собрание, обсудив вопрос о постах, вынесло следующее постановление: «По вопросу о постах Православной Церкви – признали желательным, чтобы Собор издал от себя особое изъяснение народу об истинном понимании и соблюдении постов на основе общего принципа: что посты назначены Церковью как средства для борьбы со грехом и страстями плотскими, что обязанность соблюдения и хранения постов относится к людям взрослым и здоровым, не распространяясь на малолетних детей, нуждающихся для правильного развития своего организма в усиленном и лучшем питании и еще свободных от плотских страстей. Равным образом должно разъяснить народу, что соблюдение постов не обязательно и для женщин в период беременности и во время кормления грудью детей. Во всех же прочих отношениях христиане должны быть убеждаемы к соблюдению и строгому хранению св. постов в том виде и количестве постных дней, как это установлено Св. Церковью на основании Слова Божия и предания апостольского. Для взрослых и здоровых людей хранение постов может быть необязательным лишь в исключительных случаях – во время войны, народных бедствий, во время утомительных путешествий и трудных работ, а равно и для учащихся в период усиленных учебных занятий. Но и в этих случаях хранение поста в св[ятую] Четыредесятницу должно быть, по возможности, обязательным для всех, могущих переносить пощение без явного ущерба для своего здоровья. О каких-либо изменениях и сокращениях установленных Церковью св. постов не может быть и речи.

По затронутому в настоящем собрании вопросу о необходимости поднятия церковной дисциплины среди самого духовенства в отношении поведения в храме и в деле совершения богослужения считаю своим долгом заявить, что для этого совсем не нужно держать постоянно открытыми царские врата или даже совсем убрать иконостас, как это предлагалось одним из предшествовавших ораторов. Мы не можем изменять издревле установленных Православной Церковию правил устроения храмов и совершения в них Литургии. Кроме того, не дисциплинированные низшие клирики не постесня<ю>тся и при открытом алтаре вести себя неблагопристойно. Для водворения среди клира твердой церковной дисциплины нужно выработать на Соборе и издать особые постановления и дать возможность епископам и священникам со всею строгостью требовать самого точного и неукоснительного исполнения их низшими клириками, с применением к некоторым наказаний по приговорам т[ак] н[азываемого] товарищеского суда чести».

Димитрий, архиепископ Таврический: «Разве Церковь не снисходит к больным, не разрешает посты? Зачем особое постановление Собора? В Православной Церкви дисциплина весьма эластична. У пастырей есть духовное рассуждение, по нему и поступайте. Пост для здоровых, а не для больных».

Садовский, протоиерей: «Я знаю, что в некоторых местностях народ до сих пор держится воззрений, веками установившихся. Если бы священник допустил послабление относительно постов, его предали бы анафеме, подвергли строгой каре; необходим авторитет Собора в таких вопросах, как, напр[имер], пост».

Председатель: «Надо оставить предрассудок, что мясная пища полезна для здоровых; надо благодарить Церковь, что она установила 4 поста. Теперь наука рекомендует растительную пищу».

Серафим, еп[ископ] Сердобольский: «Мы уклоняемся в сторону. Надо установить определенный порядок ведения дела в Отделе. Сейчас наши заседания проходят бесследно. Ввиду того, что профессора заняты в других Отделах и у нас нет докладов, я присоединяюсь к предложению проф[ессора] Миртова приостановить временно заседания, пока не будут подготовлены специалистами доклады; в свою очередь, предлагаю вывесить в соответствующих местах объявление с приглашением к членам Собора принять участие в составлении докладов по вопросам дисциплины».

Фигуровский: «А я предлагаю вывесить вместе с этим и объявление самих вопросов, намеченных в программе комиссии».

Предложения еп[ископа] Серафима и Фигуровского принимаются.

Садовский, прот[оиерей] заявляет, что он мог бы представить доклад о постах.

Зюзин предлагает написать доклад о поведении мирян в храме.

Предложения прот[оиерея] Садовского и Зюзина принимаются.

Председатель оглашает поступившее в Отдел, согласно постановлению Собора от 13 сентября, письменное предложение группы членов Собора – поставить на обсуждение вопрос об участии женщины в жизни Церкви.

По поводу этого предложения делопроизводитель дает справку, что прот[оиереем] Галаховым уже составляется соответствующий доклад для внесения в Отдел.

В 8 ч[асов] вечера председатель объявляет заседание оконченным.

Делопроизводитель В. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 33-37 об. Машинопись. Подлинник. Подписи присутствуют.

Приложение:

Нижеподписавшиеся просим поставить на обсуждение следующий вопрос.

В жизни церковной замечается ненормальное явление – отстранение женщины от прямого, активного участия в церковной жизни и церковном строительстве, полагаем, что настало время для Церкви устранить и направить эту вековую несправедливость по отношению к женщине; пора положить конец её бесправию, пора вывести ее на путь активного творческого делания в жизни Церкви. Просим передать вопрос об участии женщины в жизни Церкви[1] в Отдел о церковной дисциплине.

Подписали: прот[оиерей] Иаков Галахов,

Прот[оиерей] Знаменский, А. Никольский, П. Черепнев, Протодиаконов, К. Соколовский, В. Овсянников, свящ[енник] С. Кудрявцев, <подписи остальных неразборчивы>.

В заседании Соборного Совета 11 сентября постановлено: передать в Отдел о церковной дисциплине.

Согласно постановлению Собора от 13 сентября препровожден в Отдел о церковной дисциплине.

Делопроизводитель Н. Нумеров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 32. Машинопись. Копия. Подпись делопроизводителя.