Журнал заседания № 21

14 ноября 1917 г.

Заседание Отдела о внешней и внутренней миссии в присутствии Членов обоих Подотделов состоялось под председательством Высокопреосвященного Платона, митрополита Кавказского. Присутствовало 25 Членов и представитель Православного Миссионерского общества, протоиерей И. И. Восторгов, участвовавший с совещательным голосом.

Высокопреосвященный Председатель предлагает Отделу обсудить вопрос об устройстве высшего миссионерского управления. Оба Подотдела разработали свои уставы миссионерских Советов. Но интересы миссии непременно требуют Объяснения и внешней, и внутренней, и заграничной миссий в одном Высшем миссионерском учреждении.

М. А. Кальнев утверждает, что деление миссии на несколько частей с отдельными органами управления приносит один вред. Миссия много потеряет в глазах народа, совершенно не могущего разделить миссионерской деятельности. Баптисты с особыми надеждами подчеркивают свое влияние на язычников. Внешней миссии необходима осведомленность в противосектантской работе, и она должна войти с противосектантской миссией в возможно теснейшее сношение. Не меньше с противосектантской миссией связи и у заграничной миссии. Предполагают, что внутренняя миссия простирает свои руки на средства внешней.  Нисколько. Но внешняя миссия должна помнить, что она свои средства черпает из центров России, где действует не внешняя, а внутренняя миссии и последнюю не следовало бы отставлять, так как может случиться, что внешняя миссия совсем останется без средств.

Чл[ен] Соб[ора] Комиссаров. Я стою за отделение Советов для внешней и внутренней миссии. Разделение миссий не разделяет их, так как объед[иня]тся они в Синоде. При объединении в случае, если Председатель будет специалистом по внутренней миссии, он, конечно, будет иметь уклон симпатий на работоспособность своей специальности. Самостоятельная внешняя миссия будет иметь председателя, который оградить ее интересы.

Позор для православной страны, что у нас более 20 000 000 магометан, масонов, язычников. Необходимо создать все для развития внешней миссии.

Арх[имандрит] Гурий против объединения миссий в высшем миссионерском Совете, так как структура внешней миссии слишком отличается от внутренней. Здесь три особых миссии: 1) противомагометанская, 2) противомасонская и 3) противоязыческая. Еще разносторонняя работа переводческая, издательская. Все это слишком отдаляет внешнюю миссию от внутренней, потому что и работа, и направления, и подготовка деятелей требуют особой специальности.

В идейном, в теоретическом смысле объединиться хорошо, но в практическом отношении объединение встретит много затруднений.

Соединить миссии можно только механически, но это только навредит делу.

А. Г. Куляшев высказывается за объединение, целым рядом примеров, доказывая невозможность разъединения миссий внутренней и внешней, особенно в Сибирских губерниях.

Прот[оиерей] И. И. Восторгов

Я могу говорить только как представитель Православного миссионерского общества, но раз Ваше Высокопреосвященство и почтенные члены Отдела разрешат мне выступить на общий вопрос, здесь обсуждаемый, то я, конечно, воспользуюсь данным разрешением.

Присутствующим известно, что я долго состоял Синодальным миссионером по миссии и внешней, и внутренней. Та и другая миссия, следовательно, близки моему сердцу, и я могу высказаться по вопросу об их взаимных отношениях беспристрастно. К сожалению, это беспристрастие не всегда нами наблюдается. Нередко приходится слышать от представителей внутренней миссии: зачем теперь труд по распространению христианства? Дел много внутри России, по отношению к (?) Православия среди русских вроде; нам не доприсоединяют из язычества и мусульманства. Забывают, что дело проповеди веры есть завет Христов, дело апостолов и потребный пе(?) у ревнителей христиан, который нельзя подавить устами (последняя строчка – не могу расшифровать).

В свою очередь и деятели внешней миссии нередко рассуждают: «миссионер внутренней миссии совершенно напрасно и (?) послать самого им миссионера; миссионер – это соответственно проповедник евангелия неведающим Его, а внутренняя миссия есть обычное пастырство и его обязанность найти возможность на обыкновенных приходских священников».

Думаю, что поставленный нам след[ующий] на обсуждение вопрос может быть разрешен только при благожелательном отношении одного вида к другому, при взаимном признании необходимости той и другой миссии. Великое дело внешняя миссия: ее совершали святые апостолы и величайшие святители. Велико дело и внутренней миссии: ее свершали также святые апостолы по отношению к борьбе с ересями апостольской веры и также борцы за Православие как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов. Великое дело и совмещения той и другой миссии: мы видим его и у св[ятого]Златоуста, и у (?) русских, великих святителей Древней Руси.

Есть ли связь между этими миссиями? Конечно есть. Но, конечно, она видна тем, кто представляет себя и (?) в(?) всю Церковь. Только Священный Синод, возглавляемый Патриархом Всея Руси, только может быть и миссионерский Орган Священного Синода. В отдельных же лицах совмещение работ по внешней и внутренней миссии чрезвычайно редко;  редки совмещения интересов к той или другой миссии в равной степени. Двен[адцать] ок(?) блаженств апостолом языков. На все говорим о себе: не после ли Бог (?) благовестник. Есть, конечно и разница в обоих видах миссии: вне(?) Устав Миссионерского Общества и все увидят, что внешняя миссия имеет и другие территории, и другой объект работы и совершенно или прямо, а может быть сравнительно с внутренней. Однако,  дело едино в Церкви Христовой. Внутренняя миссия огромному большинству и видна и, так сказать, пространственно близка, ибо совершается везде, на наших глазах, а не за дальними горами и морями – в Алтае, Забайкалье, Корелии, Японии или Китае. И почему не запрещаются (?) прилагаемый мне завет в (?) внешн[ей] мисс[ии]. Я участвовал в Миссионерском совещании при Св[ятейшем] Синоде с 1908 года: едва ли за три года работы (?) в нем было поставлено три вопроса, касающихся внешней миссии. Следующее предложение – не расшифровала! В созванном миссионерском Совете – непонятно! На съезде в Киеве не хотели слушать о внешней миссии в 1908 году, а на съезде в Иркутске равнодушно относятся к вопросам внутренней миссии. Возможно, что когда съедутся миссионеры внутренней и внешней миссии, то им не о чем говорить и они друг другу чужды. Этим и объясняются те разногласия, которые мы сейчас слышим в речах выступивших ораторов и все (?) в сущности на недоразумениях и взаимной неосведомленности. Тоже, простите, будет и в Миссионерском Совете при Свящ[енном] Синоде – я рад, что возможно влеку это название его «Миссионерским»  и прочитываются более близкие слова «миссия» как «(?)» повторяются, обе миссии будут совершенно слиты и одни и те же не будут иметь попечений и о внутренней и о внешней миссии. Случайно Председатель будет осведомлен во внутренней миссии или (?) внутренней миссии и ему будут близки и тогда опять внешняя миссия будет в загоне и преследовании.

Вот почему Совет Миссионерского общества и лежит теперь (?) новых устоев и получит от Церковного Совета (???), в котором направление действовать Совету общества: если они считают частным, то подчиняет  (?) церковной в ноте Совете Общества, однако, при существующем положении уже не в самом обслуживает внешнюю миссию во всей России, она изберет себе, например, Алтай, З(?) и Японию и тоже будут направлять все свои средства. Или же Совет Общества обратится в внешнем администрировании. (??) всем делом внешнюю миссию в пределах действовании Российской церкви и (?) будут получать пособие в делении на свои средства и от внешней церковной власти. Отдел по внешней миссии склоняется к последнему решению и в этом (?) нами и выработал устав Миссионерского общества. (??) приемы отношений к Св[ященному] Синоду. Но Совет Мисс[ионерского] общества ничего не имел бы и против того, чтобы войти в Миссионерский совет при Св[ятейшем] Синоде, но так, чтобы средства Мисс[ионерского] общества остались за ними и главное, чтобы Совет Миссионерского Общества ведал всеми делами внешней миссии, действовал отдельно и автономно по отношению у внутренней миссии, которая имела бы свой свет, а затем, чтобы по известным вопросам были соединенные заседания и сверх того, тот и другой совет имели бы взаимные представительства и поставлены (?). Также выработать Устав Миссионерского Общества  (????) будут правки, а внешняя миссия соберет принадлежащий ей строй, свое управление и обеспечена в своем развитии, не подвергнется (??) и забвению.

Мои мысли таковы, что если, в принципе, (???) в условиях Миссионерского общества соответствующее предложение.

Председатель. Доклад прот[оиерея] И. Восторгова представляет принципы все время нами разделяемые. Мне представляется строй миссионерского дела таковым. Во главе всех миссий — председатель. Он, хотя не знает ламайского языка, но ко всякому миссионерскому делу благочесла(?), входящего во все.

Многие опасаются за средства мисси. Но где они? У нас у всех нищета. Если мы будем разъединены, мы, соответственно, можем отнимать друг у друга последнее. Доселе в миссии могли быть только идеалисты и миссия не была широкой. Для миссии теперь прямо необходимо объединение, нужна школа, нужна стройная система общей работы. Нужна и система хозяйства, которого доселе у нас не было. По предложению Высокопреосвященного Председателя избирается особая Комиссия для согласования Уставов внешней и внутренней миссии и их управления в объединяющем внутреннюю и внешнюю миссии Миссионерском Совете при Высшем Церковном Управлении.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 74–79. Рукопись.