Журнал Совещания епископов № 36

8 (21) августа 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келлиях Святейшего Патриарха и под его председательством, прибыло 25 епископов.

Ст. I. Слушали: Телеграмму викария Астраханской епархии преосвященного Леонтия на имя Святейшего Патриарха Тихона следующего содержания: «Ответ [на] телеграмму Вашего Святейшества посылаю письмом [с] нарочным».

Справка. Постановлением Совещания Епископов от 22 июля п. 2 определено: «Бывшего викария Саратовской епархии епископа Петровского, а ныне викария Астраханской епархии епископа Енотаевского Леонтия — предварительно срочной телеграммой вызвать в Москву для дачи объяснений Святейшему Патриарху и Священному Синоду по саратовскому делу, т. е. по делу об агитации епископа Леонтия против правящего преосвященного Палладия, и соблазне, произведенном выступлением епископа Леонтия в печати против епархиального архиерея, вследствие чего и было удаление епископа Палладия с Саратовской кафедры, и о самовольном прекращении канонического общения с правящим епископом».

Постановили: Суждение по делу об епископе Леонтии иметь по получении от последнего письменного объяснения.

Ст. II. Слушали: Словесное сообщение высокопреосвященного Митрополита Кирилла о состоянии церковных дел в Бакинской епархии и Кавказском экзархате.

Постановили: Принять к сведению.

Ст. III. Слушали: Доклад Отдела о высшем церковном управлении о церковных (митрополичьих) округах, с новым распределением и разделением всех епархий Русской Церкви на 15 округов.

В обмене мнений по предложенному докладу принимали участие — Святейший Патриарх, митрополиты Новгородский Арсений, Ярославский Агафанел, Владимирский Сергий, экзарх Кавказский Кирилл, архиепископы Гродненский Михаил и Иоаким, епископы Серафим Старицкий, Никандр Вятский и Симон Охтинский.

Митрополит Арсений: Я принципиально не сочувствую разделению Русской Церкви на митрополичьи округа. Это будет способствовать <не> единству, не благоустроению Церкви, а разъединению. Мы учредили патриаршество и этого довольно; надо дать ему утвердиться, укрепиться. Хоть и малая, но зависимость от митрополитов поведет к распрям, раздорам. Указанное в Отделе деление на округа едва ли имеет и каноническую опору, ибо церковные каноны таких митрополичьих округов не знали. На Предсоборном Присутствии 1 и 2 Отделы в этом вопросе не пришли к соглашению и выводы были разные. Сомневаюсь и в практическом осуществлении этого проекта. Нет средств, трудно собирать даже епархиальные собрания. Знать друг друга, обмениваться мыслями мы будем на наших Соборах, кои имеют быть у нас чрез три года. Мы должны украшаться не титулами, а добродетелями.

Святейший Патриарх. Русскую Церковь мы уже разделили на округа и из этих округов вызываем епископов для присутствования в Священном Синоде. Нового ничего не вводим. Дорого то, что соборы, которые имеют быть в этих церковных округах, — будут в полном смысле соборами епископскими, — соборами, кои во имя единства пастырского делания, пастырской работы не к разделению поведут, а к большему единению пастырей и пасомых.

Митрополит Кирилл. То, что мы здесь слышали от митрополита Арсения в большей мере и с большими основаниями было высказано в Отделе, при нашей работе по настоящему вопросу. Но многое в Отделе было сказано и за учреждение таких округов, кои нами намечены. Митрополит Арсений говорит здесь не об единении пастырском, епископов той или иной епархии, а о централизации… Говорит о возврате к старому; доклад же только об объединении. Никакой речи не было, да в докладе и нет, о власти одного епископа над другим. Округам, разработанным Отделами, мы не предоставили функций судебно-административных, как и окружным соборам. Это пастырско-миссионерские округа с братскими собраниями. Мы даже не называли их митрополичьими округами, а только кругами «церковными».

Епископ Симон. Когда на Соборе шла речь об учреждении Патриаршества, многие последнего боялись; раздавались голоса о «высости», об «обиде»; учредив же Патриаршество, видим только пока благо и пользу для Церкви. Если в свое время Предсоборное Присутствие (в Отделах) не пришло к соглашению, вынесло отрицательное определение, то только в виду особых, тогдашних, политических обстоятельств. Ныне и время, и обстоятельства другие. Ныне церковь предоставлена себе самой, как в устроении внешней, так и внутренней жизни. Опаздывать, как то было в церковных делах доселе, мы не должны, и предусмотрительно должны идти навстречу многим церковным нуждам, церковным потребностям и потому я поддерживаю доклад Отдела о митрополичьих округах и нахожу потребным внесение его на обсуждение Собора.

Архиепископ Гродненский Михаил. Я поддерживаю все то, что высказал м[итрополит] Арсений, ибо с своей стороны полагаю, что округами поддержать искусственно единство церковное нельзя; наоборот, мера эта поведет не только к «высости», а и к разделению… Предлагаемые округа по своей конструкции не похожи на канонические древние округа. Единство церковное должны мы преследовать во всей нашей работе, единство церковное и блюсти. Ведь, и в XVI и XVII в[еках] вопрос о митрополичьих округах не прошел только потому, что государственная власть оберегала единство неделимой России, ее целостность. Полагаю и верю, что настоящая разруха, настоящее раздробление и деление России временное. Будет, придет время, единая Россия, должна быть и единая Церковь. Не вижу и особой нужды в округах. Никаких неудобств в сношениях нет. Окружному же епископу, занимаясь делами и вопросами округа, некогда будет и заниматься епархиальными делами. Высказываюсь против.

Архиепископ Иоаким. Вполне соглашаюсь с тем, что сказано архиепископом Михаилом и владыкою Арсением. Польза от округов проблематична, а вред будет — и несомненно. Да и где средства на устройство окружного правления и на Соборы?!

Епископ Серафим Старицкий. Если внимательно просмотреть предлагаемое нами положение о церковных округах, то, конечно, все речи о «высости», страх о вреде и церковном разделении отпадут. Когда мы приступали к работе, под председательством высокопреосвященного Кирилла, нам дано было определенное задание — округа конструировать не с функциями судебно-административными, первенствующий в округе не должен иметь «начальственной» власти над епископами округа, а с характером пастырско-миссионерским, поэтому и округа названы — «церковными». Так, в пар[аграфе] 3 докладывали и сказано, что «по соображениям хозяйственным, по бытовым особенностям нашей церковной жизни признано нежелательным придавать округам административно-судебное значение; цель существования округов и их задача — объединить епархии в миссионерско-пастырском отношении». Уже потом, когда в другом Отделе, именно о суде церковном, зашла речь об окружном, после епархиального, суде, там-то и пришли к выводу предать митрополичьим округам иное значение, передав им в известном порядке функции судебно-административные… Как это будет принято Собором, это еще неизвестно, и мы, работавшие в Отделе о высшем церковном управлении, поддерживаем по существу свой доклад о церковных округах — с задачами пастырско-миссионерского характера. Я не стану говорить о том, по каким причинам в XVII в. не проведено в исполнение постановление Собора 1667 г., но должен сказать, что и тогда царь и Собор руководились определенный целью — лучшим церковным устроением, лучшим пастырским делом, но не соображениями государственного характера, ибо сказано: «ради конечного исполнения церковного и спасения душ человеческих».

Первенствующий в округе не начальник, его права и обязанности изложены в ст. XI доклада Отдела, — правильно сказать только обязанности, ибо прав у него нет. Что первенствующий делает? Созывает очередные соборы (надо же кому-нибудь это делать), председательствует на соборе, ибо кто-нибудь да должен же возглавлять, о принятых на соборе постановлениях он сообщает Святейшему Патриарху, сообщает и другим, не бывшим из округа по каким-либо причинам на соборе, принятые постановления для проведения в церковную жизнь епархии округа. В его канцелярии хранятся дела окружных соборов, он собирает и подготавливает материалы к соборам; принимает все меры к тому, чтобы члены окружного собора заранее ознакомились со всем тем, о чем будет суждение на соборе, он пересылает Святейшему Патриарху выработанное на соборе и принятое извлечение из докладов и отчетов епископов о состоянии церковной жизни в епархиях. Он же, по поручению собора или высшей церковной власти, посещает епархии округа для братских уяснений причин встретившихся в жизни епархии затруднений, братской помощи в разрешении этих затруднений. Вот почти все, что усвояется первенствующему в округе. Ничего страшного, начальственного нет. Круг дел собора чисто пастырско-миссионерского характера и вся цель соборных занятий — единство братской работы на поприще пастырско-миссионерско<го> служени<я> епископов в епархиях. В этом страшная нужда. Материальных затрат никаких, ибо все делается самим епископом округа, с помощью канцелярии первенствующего. Необходимо доклад этот рассмотреть на Соборе.

Митрополит Агафангел. Соборы эти епископские, на них должны быть и викарии, о чем в положении как будто бы и речи нет, — надо ввести это. Потребность в церковных округах, окружных соборах очевидна. Настоящий наш Собор велик по числу членов, по времени продолжителен, не дешево и стоит, он испытывает сейчас нужду в деньгах. При округах будет легче, ибо и соборы не велики по числу членов.

Митрополит Сергий. Конечно, русский народ должен жить одною жизнью, объединяясь около Святейшего Патриарха и Священного Синода, но настаивать, чтобы все и вовне эту церковную жизнь проявляли одинаково, невозможно. Поместные Церкви имеют свои особенности, свои нужды, свои задачи. Если бы у нас были округа и митрополиты, не было бы того, что случилось с Грузией, не было бы и украинского церковного вопроса… Возьмите Поволжье. Иное дело – южная часть, иное дело на севере. В одном месте мусульманство, в другом ламаитство. Потребно выработать единство мер борьбы, потребно объединение в борьбе. Вполне присоединяюсь к тем, кто поддерживает доклад об округах, хотя, конечно, распределение округов, сделанное в Отделе, требует исправления, изменения.

Епископ Никандр заявляет, что, с принятием округов, при Священном Синоде должны тогда прекратить свое существование разные вспомогательные учреждения — Советы, Комитеты и т.п.

Епископ Серафим. И — слава Богу! Худого в том, что Советы и Комитеты при Св. Синоде прекратят свое существование, нет, да и не будет. Легче для Св. Синода, для общецерковной казны и лучше на местах будут решаться все эти дела.

По окончании суждений приступлено было к голосованию, причем из 25 бывших на Совещании епископов 10 голосовали против округов и 15 за округа.

Постановили: Доклад [Отдела] высшего церковного управления о церковных округах поставить на соборное рассмотрение, прочее принять к сведению.

Председатель                   Патриарх Тихон

Секретарь                        Серафим Епископ Старицкий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 152–155 об. Машинопись. Подлинник. Рукописные вставки. Подписи автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 195. Л. 79-82 об. Машинопись. Копия; Л. 83–86. Рукопись. Черновик. Делопроизводственные пометы: «С копией [?]» и «В срочное».