Журнал Совещания епископов № 34

29 июля (11 августа) 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келлиях Святейшего Патриарха и под его председательством, прибыло 22 епископа.

Ст. 1. Слушали: постановления Священного Собора Православной Церкви 1) «О Местоблюстителе патриаршего престола» и 2) «Об учреждении новых епархий и викариатств», принятые в общих заседаниях Собора и переданные на Епископское Совещание в порядке статьи 64-й соборного Устава.

Постановили: Постановления Священного Собора Православной Российской Церкви 1) «О Местоблюстителе патриаршего престола» и 2) «Об учреждении новых епархий и викариатств» принять в порядке ст. 65 соборного Устава и сообщить Соборному Совету, что по содержанию оных со стороны Епископского Совещания возражений не имеется.

Ст. 2. Слушали: Заявление членов Собора высокопреосвященного митрополита Владимирского Сергия, преосвященного Уральского Тихона и представителей Уральского викариатства — священника Голунова и преподавателя духовного училища К. Данилевского — следующего содержания: «Ввиду того, что Отделом о высшем и окружном церковном управлении в докладе Священному Собору 9 июля с.г., в разделе II-м способ и порядок образования новых епархий и викариатств преднамечен лишь на будущее, междусоборное время, а в разделе III-м предложен Священному Собору к рассмотрению для преобразования в самостоятельные епархии ряд существующих викариатств и проектирован ряд новых викариатств, мы, нижеподписавшиеся члены Церковного Собора, покорнейше просим Совещание Епископов пересмотреть вопрос об образовании новых викариатств и самостоятельных епархий. Москва. 15-го июля 1918 г.».

В добавление к письменному заявлению преосвященный Тихон пояснил, что издавна Уральская область в лице своих представителей от духовенства и мирян, в лице казачьего войскового начальства ходатайствовали пред высшей церковной властью и бывшим Государем Николаем II о выделении Уральского викариатства в самостоятельную епархию и доселе эти ходатайства не удовлетворены. Принципиальное согласие преосвященного Самарского Михаила на выделение Николаевского и Новоузенского уездов из пределов Самарской епархии и на причисление этих уездов к Уральской епархии имеется. Правда, нет согласия от епархиального собрания и от собраний уездов Николаевского и Новоузенского… Но если даже эти уезды и не пожелали бы перечислиться по мотивам экономического характера, если бы даже епархиальное собрание высказалось против, то и это не должно задерживать преобразование викариатств в самостоятельную епархию, так как уральцы согласны и на то, чтобы епархия состояла только из одной Уральской области, причем для пользы дела, для облегчения епархии, необходимо в ведении уральского епископа оставить единоверческие приходы и единоверческие монастыри Николаевского и Новоузенского уездов. Нового тут ничего нет. Я и доселе, в силу постановления Св. Синода, самостоятельно ведаю всеми единоверческими приходами и монастырями Самарской епархии. Приходы северной части Самарской епархии должны по географическим условиям остаться в Самарской епархии. Монастыри давали, могут и в будущем дать мне, как епископу Уральскому, уют и содержание, облегчили бы, в особенности на первых порах, и Уральскую епархию. Тем более, что на бывшем Нижегородском единоверческом съезде было решено единоверцам выделиться из общего состава православных приходов в отдельные епархии, с единоверческими епископами. Уральский епископ единоверческий издавна управлял самарскими единоверческими приходами, да и последние, в лице своих представителей, заявили, что желают быть и остаться в моем ведении.

Преосвященный Симон заявил, что с его точки зрения едва ли полезно единоверческие приходы Самарской епархии, именно уездов Николаевского и Новоузенского, перечислять к Уральской епархии, ибо в Уральской области единоверие совершенно иное и по укладу жизни, и по служебному уставу, иное пение, иная напевка, чем в единоверческих приходах Самарской епархии. Лично он полагает, что Уральская область одна должна быть выделена в самостоятельную епархию, без единоверческих приходов Николаевского и Новоузенского уездов, где лучшие наши монастыри, кои могут дать содержание и помещение особому единоверческому епископу, который будет ведать одними только единоверческими приходами Самарской епархии. При осуществлении пожелания преосвященного Тихона, получится та чересполосица, о которой говорили на Соборе и которая признана нежелательной.

Преосвященный Старицкий Серафим доложил, что дело обстоит иначе, чем то представил преосвященный Симон, который очевидно, не знаком с единоверием в уездах Николаевском и Новоузенском. Единоверие в Самарской епархии делится на две части: северное и южное. Иная постановка дела в северной части, иные там приходы, иное пение и уклад жизни у единоверцев и совершенно иная постановка дела в южной части. Николаевский и Новоузенский уезды граничат с Уральской областью, старообрядчество в Уральской области совершенно тоже, что и в уездах Николаевском и Новоузенском: устав, пение в единоверческих приходах Уральской области, равно и церковный уклад жизни одинаковы с пением, уставом, церковным укладом жизни, как и вообще обрядами, в уездах Николаевском и Новоузенском, ибо все приходы, за малым исключением 3-х — 4-х приходов, открыты им, преосвященным Тихоном, или мною, или, как в г. Новоузенске, покойным о. К. Крючковым. Три четверти священников в Уральской области — из миссионерской школы преосвященного Тихона, а в единоверческих приходах и монастырях Николаевского и Новоузенского уездов все не только священники, но и прочие клирики — из школы преосвященного Тихона, все его ученики. Единоверие Николаевского и Новоузенского уездов представляет из себя с Уральским единое дело, с единой главой, и разрывать никак нельзя… Никаких чересполосиц нет и не будет. Надо знать, где эти приходы и как они расположены. Принять во внимание надо и то, что доселе уральский епископ и жил и питался около Иргизских монастырей. Словом, я поддерживаю просьбу преосвященного Тихона и усердно прошу, ради пользы Церкви, Уральскую область выделить в самостоятельную епархию, причислив к ней все единоверческие приходы и монастыри Николаевского и Новоузенского уездов Самарской епархии.

Высокопреосвященный архиепископ Митрофан заявил, что он очень удивлен тем, что открытие новых епархий и викариатств, как это разработано Отделом, после тщательного им рассмотрения всех с места ходатайств, оттягивается и, как будто бы, для нового пересмотра передается органу исполнительному — Священному Синоду. Открытие новых епархий — дело Собора, дело неотложное, дело первой важности и ныне же надо привести в исполнение работу Отдела, открыть те епархии и викариатства, о коих говорится в докладе. И разве возможно ждать согласия на преобразование викариатств правящих епископов… Они всегда будут задерживать. Возьмите Кубанское викариатство, которое искусственно задерживается архиепископом Агафодором и др.

Преосвященный Вятский Никандр заявил, что не только он, но и значительно ранее его ходатайствовали о преобразовании Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию, а ныне снова дело затягивается. Он поддерживает свое ходатайство.

Преосвященный Вологодский заявил, что и он поддерживает свое ходатайство о преобразовании Великоустюжского викариатства, в состав которого входят 5 уездов, в самостоятельную епархию, хотя у нас в епархии и не рассуждали ни о форме правления, ни о том, какие уезды выделятся. Раньше первое благочиние Никольского уезда высказывалось за то, чтобы остаться в Вологодской епархии, ныне и этого оно не высказывало на епархиальном собрании.

Митрополит Арсений заявил, что Собором приняты общие положения, руководясь которыми Св. Синод и будет открывать те епархии, о коих говорится в докладе Отдела. Дело это удобнее и лучше вести не Собору, когда же Собору разбираться во всех этих материалах, а, может быть, и наводить потребные и нужные справки, а Священному Синоду. Последний пересмотрит все дела и ходатайства и, конечно, затягивать дело не станет. Все дела и журналы Отдела нужно, как материал, передать Священному Синоду.

Справка. Отдел о высшем и окружном церковном управлении, разработав и приняв основания, руководясь которыми и преднаметил к преобразованию в самостоятельные епархии следующие викариатства: 1) Уральское (из Самарской епархии). В состав Уральской епархии должны войти Уральская область и уезды Николаевский и Новоузенский Самарской епархии.

2) Велико-Устюжское (из Вологодской епархии). В состав Велико-Устюжской и Усть-Вымской епархии должны войти уезды: Никольский, кроме 1 благочиннического округа, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский и Велико-Устюжский.

3) Челябинское (из Оренбургской епархии). В состав Челябинской и Троицкой епархии должны войти уезды: Челябинский, Троицкий и Верхне-Уральский.

4) Сарапульское (из Вятской епархии). В состав Сарапульской и Елабужской епархии должны войти уезды: Сарапульский, Елабужский и Малмыжский.

5) Признано желательным учреждение для живущих в Америке сербов особой Сербской епископии, которая должна быть в канонической зависимости от русского архиепископа в Америке и содержаться на местные средства.

Относительно Белгородского викариатства ныне получены новые сведения, именно — просят пока вопрос о выделении Белгородского викариатства в самостоятельную епархию рассмотрением отложить. Таким образом, остаются только 5: Уральское, Велико-Устюжское, Челябинское, Сарапульское и в Америке Сербское.

[Справка] II. 1) Эстонское викариатство (Рижской епархии) должно быть преобразовано в полусамостоятельное, причем епископ именуется Ревельским и Юрьевским.

2) В миссионерских целях Кустанайское викариатство преобразовывается в полусамостоятельное, с непременным пребыванием епископа в г. Кустанае и с управлением применительно к принятым на Соборе положениям о викариях.

3) Латышское полусамостоятельное викариатство (из Рижской епархии), епископ коего именуется Либавским и Венденским, с назначением на эту кафедру епископа, знающего латышский язык и латышские обычаи.

4) Кашинское (из 4-х уездов Тверской епархии) и 5) Новоторжское (из 4-х уездов Тверской епархии) по ходатайству Тверского архиепископа и по ходатайству епархиального собрания, которое изыскало средства как на содержание епископов, так и канцелярии из монастыря, где должны жить епископы и кои дадут квартиру, стол и выезд… Викариатства эти должны быть полусамостоятельными.

Постановили: Ввиду состоявшего определения Священного Собора о предоставлении Священному Синоду на принятых Священным Собором основаниях открывать новые епархии и полусамостоятельные викариатства Совещание преосвященных архипастырей находит, что, по крайней мере, те епархии (Уральская, Сарапульская, Велико-Устюжская, Челябинская и в Америке Сербская), условия открытия которых, по решению Отдела о высшем церковном управлении вполне отвечают выработанным и принятым Собором нормам, а равно и полусамостоятельные викариатства, указанные Отделом, должны быть открыты ранее окончания Собора. Что же касается новых ходатайств об открытии епархий или викариатств, еще не рассмотренных Отделом, то, в силу соборного постановления, все имеющиеся в Отделе ходатайства, документы и переписку по сим делам передать в распоряжение Священного Синода, как передать и все дела по тем ходатайствам, кои уже рассмотрены Отделом и по коим принято прилагаемое при сем постановление Отдела.

Ст. 3. Слушали: Прилагаемую при сем выписку из протокола Соборного Совета от 27 июля – 9 августа с.г. за № 108 по заявлению 37 членов Собора с просьбой внести на обсуждение Священного Собора, в спешном порядке, предложение об увеличении суточного довольствия членам Собора до 40 рублей.

Постановили: Совещание Епископов, всецело присоединяясь к постановлению Соборного Совета от 27 июля – 9 августа с.г. за № 108 по ходатайству 37 членов Собора внести на обсуждение Собора, в спешном порядке, предложение увеличить суточное, довольствие членам Собора до 40 рублей, с своей стороны находить указанное ходатайство не заслуживающим уважения, как не имеющее достаточных для удовлетворения оснований.

Председатель Совещания Патриарх Тихон

Секретарь                        Серафим Епископ Старицкий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 146–149 об. Машинопись. Подлинник. Подписи автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 194. Л. 99–102 об. Машинопись. Копия. Рукописные вставки.