Журнал Совещания епископов № 26

1 (14) апреля 1918 г.

На Совещание, состоявшееся в келлиях Святейшего Патриарха и под его председательством, прибыло 32 епископа.

Ст. I. Слушали: Телеграммы на имя Святейшего Патриарха Тихона: а) управляющего Пензенской епархией преосвященного Феодора от 5 апреля (н[ового] ст[иля] — ст[арого] 23 м[арта]) — «Требование немедленно явиться в Москву на суд Собора Епископов архиепископу Владимиру объявлено. Архиепископ принял в постели, заявил — может быть, довезем. Епископ Феодор»; б) доктора Иванова от 7 апреля (26 марта): «Архиепископ Владимир, тяжело больной, помещается в больнице Красного Креста. Доктор Иванов»; в) Епископа Григория, викария Пензенской епархии, от 12 (30 марта) апреля н[ового] с[тиля]: «Телеграмма — вторичное приглашение на суд Собора — архиепископу Владимиру объявлена тридцатого [марта], [в] пять часов вечера; свои намерения по поводу телеграммы архиепископ высказать отказался. Епископ Григорий»; г) начальника пензенской милиции Милова от 13 (31 Марта) апреля на имя митрополита Арсения для доклада Совещанию Епископов: «Пензенская церковь, последовав примеру Грузинской и Киевской, считает не относящимся к себе и избранному <ею> архипастырю постановлений Епископского Совещания, которые вообще необязательны и не могут вступать в законную силу как исходящие от учреждения частного [и] совещательного. Пусть, если [есть] вопросы, судят не образцового архипастыря, а нас, весь православной народ, его избравший, ожидающий только от него утоления духовной жажды и поэтому не отпускающ<и>й от себя; если архиепископ Владимир не начнет немедленно служить и управлять, неизбежно повторение пермских событий, для предотвращения которых епископу Феодору, протоирею Лентовскому, Медведеву, Пульхредутову — предложено покинуть пределы Пензенской епархии. Дальнейшие их выступления, противодействие народу, опорочение нашего избранника, ложь и извращение фактов неминуемо приведет к самосуду, как привело на местах, где было уже несколько случаев удаления священников враждебных владык. Захвата собора никакого не было, при исполнении ваш благочиние нарушалось духовенством, не народом. Свидетели три тысячи мирян. Начальник милиции Милов, паства Пензенской епархии»; д) телеграмма на имя Святейшего Патриарха Тихона из Луганска, Екатеринославской губернии, от благочинного протоиерея Михалевича от 6 апреля н[ового] ст[иля] (24 марта): «Архиепископ (Алексий) выехал [в] село. Требование Вашего Святейшества передам. Подписку представлю. Протоирей Михалевич».

Постановили: Последнюю телеграмму приобщить к делу до получения ответа, прочие — передать епископу Серафиму как материал для составления обвинительного акта по делу об архиепископе Владимире.

[Ст.] II. Слушали: Прилагаемые при сем представления на имя Святейшего Патриарха Тихона управляющего Пензенской епархией Феодора, епископа Прилукского, от 21 и 31 марта с. г., с подробным изложением событий, происшедших в г. Пензе за время его пребывания в городе и управления епархией и которые связаны с выступлением бывшего пензенского архиепископа Владимира, ныне запрещенного в священнослужении.

Постановили: Донесения управляющего Пензенской епархией — преосвященного Феодора — передать епископу Серафиму как материал для составления обвинительного акта и для епископского суда над архиепископом Владимиром. Заседание Собора Епископов для суда над бывшим пензенским архиепископом Владимиром назначить на 5 (18) апреля в келлиях Святейшего Патриарха.

Ст. III. Слушали: а) Выписку из протокола Соборного Совета от 23 марта (5 апреля) 1918 года за № 78, ст. 3 следующего содержания: «Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, с постановлением Отдела по возбужденному Святейшим Патриархом вопросу о желательности восстановления прежнего порядка прославления святых, когда некоторые из святых признавались общецерковными, а другие — местными. Отдел, не входя в новое рассмотрение представленного им Собору доклада о прославлении святителя Софрония, каковой доклад послужил для Святейшего Патриарха поводом к возбуждению означенного вопроса, решил поставить на обсуждение Отдела указанный вопрос, святителя же Софрония прославить для общецерковного чествования, согласно представленному уже Отделом о сем докладу, при чем доклады Отдела о прославлении святителя Софрония передать на рассмотрение Совещания Епископов».

б) Прилагаемый при сем доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме — о канонизации святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, причем докладчиком — преосвященным Смоленским Феодосием — давались из дела о прославлении святителя, а равно от последних донесений архиепископов иркутского Иоанна и из последнего ходатайства 49[-го] епархиального съезда иркутского духовенства и в) заявление преосвященного Елисаветградского Прокопия, викария Херсонской епархии, следующего содержания: «Моя подпись имеется на втором акте освидетельствования св. мощей свят[ителя] Софрония Иркутского (12 июня 1909 г.), и я считаю долгом своим доложить священному собранию то, что знаю по сему делу.

Когда свят[итель] Софроний скончался 30 марта, то из Иркутска в Тобольск было послано с распоряжений о погребении, а мощи святителя пять месяцев без погребения находились в Соборе и не обнаружили признаков тления. Народ все время приходил ко гробу иерарха с молитвою и поклонением, и до сего времени усердно чтит память его. Мощи святителя до пожара оставались нетленными. Во исполнение Божественного закона «в землю отыдеши», подверглась тлению весьма незначительная часть святых останков угодника Божия. На правой щеке святителя было лишь некое углубление с обнажением кости скуловой, величиной не больше серебряного рубля. Брада, лик, все тело и даже кожа на руках и ногах, на коих истлели чулки, была совершенно цела. Хотя святые мощи содержались без присмотра, в гробе было много сору и признаки присутствия мышей; мантия святителя была вытянута богомольцами из гроба, который открыто стоял около 150 лет в пещере в теплом соборе. Голова несколько приподнятая, уста полуоткрыты, «как бы поющие». Несколько власов, выпавших из брады святителя, я взял себе, и теперь они сохраняются в Херсоне.

Почитание святителя Софрония незыблемо издавна установилось по всей Сибири. Паломники в Иркутске, поклонившись мощам святителя Иннокентия, непременно идут к свят[ителю] Софронию».

ПОМОЛИВШИСЬ ГОСПОДУ БОГУ, ПРИЗВАВ НА ПОМОЩЬ БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ, ПОСЛЕ ПЕНИЯ СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ ДУХУ СВЯТОМУ, СОВЕЩАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЫХ АРХИПАСТЫРЕЙ, ПО ДОВОЛЬНОМ СУЖДЕНИИ, ПОСТАНОВИЛО: ТАК КАК ВСЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, ТРЕБУЕМЫЯ ПРАКТИКОЮ И УСТАНОВИВШИМИСЯ ОБЫЧАЯМИ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКОВИ ОТНОСИТЕЛЬНО КАНОНИЗАЦИИ УГОДНИКОВ БОЖИИХ УЖЕ ИСПОЛНЕНЫ, СОБОР ЕПИСКОПОВ НАХОДИТ БЛАГОВРЕМЕННЫМ ОСУЩЕСТВИТЬ БЛАГОЧЕСТИВОЕ ЖЕЛАНИЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ БЛАГОГОВЕЙНЫХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ ПАМЯТИ В БОЗЕ ПОЧИВАЮЩАГО СВЯТИТЕЛЯ СОФРОНИЯ, ПРИЧЕМ ЭТО ЧЕСТВОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НЕ ТОЛЬКО НЕ УМЕНЬШИЛОСЬ ПОСЛЕ ПОЖАРА 18 АПРЕЛЯ 1917 Г., УНИЧТОЖИВШАГО ГРОБНИЦУ И НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ УГОДНИКА БОЖИЯ, НО ЕЩЕ БОЛЕЕ УСИЛИЛОСЬ, как И СТЕЧЕНИЕ БОГОМОЛЬЦЕВ —

Определил: 1) Совершить прославление святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского, причислив его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православною Церковью, и озаботиться скорейшим составлением церковной службы в память его; 2) память святителя совершать 30 марта — день блаженной кончины его; 3) самое торжество причтения святителя Софрония к лику святых имеет быть совершенно в то время, которое местный епископ, в соглашении со Святейшим Патриархом, с представителями духовенства и мирян от приходов, признает наиболее благоприятным по местным условиям; 4) священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку.

Настоящее определение Собора Епископов, а равно и «Деяние» объявить Священному Собору Православной Российской Церкви, Священному Синоду, архиепископу Иркутскому Иоанну.

Заседание Собора Епископов закончено было пением величания святителю Софронию.

Председатель                   Патриарх Тихон

Секретарь                        Серафим Епископ Полотский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 103–105. Машинопись. Подлинник. Подписи автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 194. Л. 48–50. Машинопись. Черновик. Рукописные вставки.