Журнал соединенного собрания членов Хозяйственно-распорядительного Совещания при Соборном Совете, настоятелей и церковных старост церквей г. Москвы

18 января 1918 г.

Заседание открыто Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном в 10 ч[асов] 35 м[инут] утра. На заседании присутствовали настоятели и церковные старосты церквей г. Москвы, поименованные в приложенных к сему журналу списках.

Святейший Патриарх Тихон, открывая заседание, обратился к присутствующим с таким словом:

«Отцы и братья, сейчас я открывал всероссийский съезд свечных деятелей. И там, и здесь, по обстоятельствам текущего времени, приходится более говорить о деньгах и материальных потребностях. Но, думаю, этим смущаться не следует, ибо и святые Апостолы — ученики Господни не только служили Слову Божию, но иногда должны были заботиться и о пропитании. Настоящие исключительные обстоятельства, какие переживает наше Отечество и Православная Церковь, вынуждают нас говорить о материальных средствах и источниках изыскания их. Мы, можно сказать, находимся не только накануне, а у самого предела отделения Церкви от Государства. Раньше мы поневоле привыкли находиться под опекой, привыкли к тому, чтобы нас водили за руки. А теперь приходится самим стать на ноги. И чтобы дело церковного служения было благополучным, для этого настоит неотложная необходимость во всякого рода собраниях, в коллективном разуме духовенства и мирян, который от мужей совета устанавливал бы пути, по которым нам следует идти. Теперь Церковь Божия должна изыскивать всякие средства своего существования, ибо на казенные ассигнования рассчитывать невозможно. И настоящее наше собрание, состоящее из досточтимых отцов и братий, имеет ту же задачу подумать об изыскании средств на содержание Собора и тем послужить на благо Святой Православной Церкви. Призываю на Вас Божие благословение и прошу преосвященного Феодора, руководившего прошлым собранием, руководить и настоящим собранием».

Председатель предлагает генералу Л. К. Артамонову сделать доклад о средствах на содержание Священного Собора Православной Российской Церкви, а досточтимое собрание просит выслушать доклад и дать добрый совет.

Генерал Л. К. Артамонов указал, что необходимость скорейшего созыва Собора была ясно сознана на всероссийском съезде духовенства и мирян. При спешности созыва Собора не были выяснены средства на содержание Собора. Бывший Обер-Прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов не хотел обращаться ко Временному Правительству с просьбою об ассигновании из Государственного Казначейства средств на содержание Собора, а признал нужным позаимствовать эти средства из синодальных сумм.

Когда же этих сумм оказалось недостаточно, то была испрошена у Временного Правительства ссуда в 2.000.000 руб[лей], с таким расчетом, чтобы 1.500.000 руб[лей] были отпущены в 1917 г., а остальные 500.000 руб[лей] в 1918 году. 1.500.000 р[ублей] действительно были получены, остальные же 500.000 руб[улей] безусловно нет возможности получить в настоящее время. Из 1 ½ миллиона были возмещены позаимствования, сделанные из синодальных сумм, часть израсходована на Собор, а 300.000 р[ублей] хранятся в Московском купеческом банке, но получить их оттуда чрезвычайно трудно.

Нам Святейший Патриарх сказал, что мы находимся на пороге отделения Церкви от Государства, а я скажу, что мы уже переступили чрез порог. Теперь Церковь оказывается в положении, в каком она еще не была в Русской земле, ибо и монгольское правительство относилось с уважением к Православной вере и не налагало податей на священников.

Заслуживает ли Собор доверия, действительно ли он представляет лицо русского православного верующего народа? В состав Собора входят епископы, клирики и миряне, представители всего русского населения от сельского пахаря до крупного землевладельца, от крестьянина до князя, от чтеца до первоиерарха, от чернорабочего до инженера, от сельского учителя до профессора, от рядового до генерала, от матроса до капитана 1-го ранга, от фельдшера до доктора, от сельского ходатая по делам до ученого юриста; есть представители Государственной Думы и Государственного Совета. Все это вместе взятое являет нам Собор истинным представителем всего верующего православно-русского народа.

В обществе слышались суждения, что члены Собора получают 20 руб[лей] суточных. Но соборяне в действительности жили при самых тяжелых условиях, помещаясь по 50 человек в спальнях, довольствуясь общим скромным столом. Многим из них пришлось оставить свои места и содержать на родине на те же суточные свои семейства. Собор работает ежедневно с 10 до 3 час[ов] и с 5 до 9 часов. После 10 час[ов] вечера читались доклады, которые затягивались до часу ночи. Главнейшие вопросы церковной жизни — о соборности, Патриаршестве уже разрешены, многие Отделы довели свои работы почти до конца, иные до половины. Казалось бы, следовало продолжить работу Собора без перерыва, но текущие средства Собора иссякли, и некоторые члены Собора не получали суточных денег с сентября месяца, а иные не получали и прогонных денег.

Нужда заставила многих членов выехать домой; пришлось сделать перерыв занятий на 40 дней. Ясно, что если Собор не закончит своей работы, то Церковь не получит тех законоустановлений, которые обеспечивали бы ее существование при настоящих тяжелых условиях. Вот почему Святейший Патриарх настаивает на созыве второй сессии Собора, которая должна открыться 20 января.

Но на содержание Собора наличных денег нет. Поэтому Собор назначил 5-рублевое обложение пуда воска на содержание Собора; но эти средства поступают медленно. И в настоящее время необходимо получить заимообразно под обеспечение поступающих сборов свободную наличность в церквах и у частных лиц, тем более, что такую наличность нельзя передать на хранение в банк и опасно держать дома. С этою целью и устроено с благословения Патриарха настоящее собрание.

Иоанно-Предтеченской на земляном валу церкви протоиерей В. Соболев заметил, что средства от приходов будут даны. Вместе с тем прот[оиерей] Соболев предложил послать телеграмму митрополиту Петроградскому Вениамину с выражением соболезнования по поводу захвата Александро-Невской лавры и высказал несколько замечаний против выбора прихожанами себе священников, что недопустимо, как и выборы учениками учителей и студентами профессоров. Затем прот[оиерей] Соболев указал, что на Соборе нет представителя Московского приходского духовенства.

В. А. Потулов разъяснил, что вопрос о выборах священников еще не разрешен на Соборе и вопрос об устройстве приходов рассматривается еще в соборном Отделе.

Прот[оиерей] В. Гусев, делая возражение по поводу высказанных протоиереем Соболевым упреков Собору, заявляет, что Церковь должна поддержать Собор и молитвами, и денежными средствами.

Священник П. Поспелов заявил, что настоятели и церковные старосты в настоящее время не правомочны в распоряжении церковными суммами, и вопрос о позаимствованиях из церковных сумм на содержание Собора необходимо решить на приходских собраниях.

Генерал Л. К. Артамонов разъяснил, что в настоящем собрании не имеется в виду умалять значение приходских советов. Необходимо было ознакомить настоятелей и церковных старост с материальным положением Собора, с тем, чтобы они потом обсудили этот вопрос на приходских собраниях.

Протоиерей С. В. Успенский заметил, что и настоятели, и церковные старосты с приходскими советами несомненно придут на помощь Собору, насколько это возможно.

Свящ[енник] И. Артоболевский выступил по личному вопросу и разъяснил, что он избран на Московском епархиальном собрании, хотя это собрание могло выбрать члена на Собор и из приходских священников.

Доктор И. Богоявленский заметил, что приходские собрания и советы состоят из верующих и расположенных к Церкви людей и потому нельзя сомневаться в том, что эти собрания и советы отнесутся с полным вниманием к Собору и придут к нему на помощь. Вместе с тем доктор Богоявленский указал, что приходские советы скорбят о настоящих событиях и о гонениях на Православную Церковь. Но для того, чтобы иметь властный и авторитетный голос, необходимо объединить все приходские советы г. Москвы. Вопрос об этом объединении будет обсуждаться на общем собрании приходских советов г. Москвы, [которое] имеет быть 28 Января в епархиальном доме.

Церковный староста Ф. Грачев высказал надежду, что большинство верующих охотно дадут Собору ссуду на срок от 6 до 12 месяцев; но это необходимо обсудить по благочиниям.

Архиепископ Василий выразил сомнение в верности обеспечения ссуды.

Генерал Л. К. Артамонов разъяснил, что главным источником содержания Собора является 5-рублевое обложение с пуда воска. Но Собор связан в получении этих денег с Центральным свечным комитетом. Вследствие расстройства транспорта перевод денег из заводов затруднен. Если бы не было этого расстройства, то не было бы и нужды прибегать к займам. Уплата позаимствований обеспечена поступающим постепенно пятирублевым попудным обложением воска. Если даже это не считать верным обеспечением, то во всяком случае самым верным обеспечением служит то, что Православная вера останется и обязательства Церкви всегда будут более верным обеспечением, чем обязательства государственных учреждений.

Затем генерал Артамонов указал, что на содержание Собора в январе 1918 г. потребуется 350.000 руб[лей], в феврале 570.000 р[ублей], так как нужно оплатить расходы по содержанию дома (отопление и пр.), в марте потребуется меньше, а в апреле заканчиваются заседания Собора.

Свящ[енник] Н. Луневский заметил, что едва ли кто будет возражать против предложения сделать заимообразное позаимствование церковной денежной наличности на содержание Собора; средства найдутся, и приходские собрания не будут возражать. Сверх того о. Луневский высказал два пожелания для объединения Собора с православными верующими: 1) нужно издавать брошюры с изложением сведений о деятельности Собора и 2) издавать воззвания к верующим чадам Церкви.

Свящ[енник] И. Кедров заметил, что на обязанности пастырей и всего православного народа лежит изыскать средства, чтобы Собор мог закончить свое дело. При этом свящ[енник] Кедров указал на необходимость, ввиду захвата Петроградской синодальной типографии, путем личных сообщений осведомлять о деятельности Собора на собраниях настоятелей, церковных старост и других православных людей, хотя бы один раз в 2 недели.

Свящ[енник] П. Поспелов подтвердил высказанную им мысль о необходимости передать вопрос о ссуде из церковных сумм на обсуждение приходских собраний, так как к церковным суммам надлежит относиться с особою осторожностью.

Председатель выражает благодарность Собранию за его готовность придти на помощь Собору изысканием средств на его содержание и предлагает выслушать доклад Секретаря Собора о деятельности Собора за первую сессию.

В. П. Шеин. Некоторыми из присутствующих выражалось желание иметь сведения о Соборе и его деятельности, а также вообще установить связь между Собором и представителями московских приходов, чтобы чрез них деятельность Собора была освещена. Я представляю краткие сведения о составе и деятельности Собора за истекшее время. Всех членов Собора около 550, из них 78 епископов, 149 в пресвитерском сане, 10 диаконов, 28 псаломщиков и 298 мирян. В составе членов Собора много ученых сил — 49 профессоров, не считая тех епископов, которые известны своими учеными трудами, имеют степени магистра и доктора богословия и состояли ранее профессорами и ректорами Духовных академий.

Деятельность Собора происходила в общих собраниях и в Отделах. Каждое положение, прежде чем поступить на рассмотрение общего собрания, обсуждалось сначала в Отделах. Всех Отделов было 21. Отделы эти следующие: 1) Уставный под председательством высокопреосвященного Иакова, архиепископа Казанского. Он имел своею задачею рассмотреть устав нынешнего Собора и выработать устав для созыва будущих Соборов. Доклад этого Отдела еще [не] был доложен общему собранию.

2) Отдел о высшем церковном управлении под председательством преосвященного Митрофана, епископа Астраханского. Отдел этот является основным. В этом Отделе был решен вопрос о восстановлении Патриаршества, решение это принято и на общем собрании Священного Собора и приведено в исполнение. Рассмотрены были также доклады Отдела о правах и обязанностях Святейшего Патриарха, о распределении круга дел в органах высшего церковного управления, Священного Синода, Высшего Церковного Совета и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Отделом составлен еще доклад с положением об избрании Патриарха. Теперь задачею Отдела является вопрос о митрополичьих округах и учреждении новых епархий.

3) Отдел об епархиальном управлении под председательством преосвященного Георгия, епископа Минского. Отделом представлен доклад, где говорится об епархии, ее устройстве и учреждениях, епископе, епархиальном собрании, епархиальном совете, благочиннических округах и благочиннических советах. В последнее время Собором и рассматривался доклад этого Отдела, занятия Собора и прерваны были на рассмотрении этого доклада, так что при возобновлении занятий Собора вероятно, прежде всего будет продолжаться рассмотрение этого доклада.

4) Отдел о церковном суде под председательством высокопреосвященного Сергия, митрополита Владимирского. Он имеет задачею выработать проект о церковном судоустройстве, судопроизводстве и церковных наказаниях на новых началах, в частности рассмотреть жгучий вопрос о поводах к расторжению браков и бракоразводных процессов.

5) Отдел о благоустроении прихода под председательством бывшего члена Государственной Думы Василия Александровича Потулова. Отдел имеет задачею устройство приходской жизни. Работы Отдела еще не закончены, вследствие сложности вопроса и его жгучего характера, возбуждающего обширные прения. Во всяком случае работы Отдела идут успешно и к тому времени, когда на общем собрании дойдет дело до этого вопроса, будут закончены.

6) Отдел о правовом положении Церкви в государстве под председательством высокопреосвященного Арсения, архиепископа Новгородского. Отдел имел задачею определить, каково должно быть положение Церкви в государстве. Отделом был по этому вопросу составлен при участии научных сил канонистов доклад, который и был рассмотрен на общем собрании заседания Собора.

Если в других вопросах постановления Собора имеют самод<о>влеющее значение, <то> в этом вопросе они имеют вид только пожеланий Собора относительно того, в какую форму должно вылиться сосуществование Церкви и государства при будущем устройстве государства. Принятый на общем заседании доклад будет в установленном порядке представлен на рассмотрение государственной власти, когда эта власть примет определенное устройство. Этим Отделом заканчивается ряд Отделов относительно устройства и управления. Затем идет ряд Отделов, которые касаются внутренней жизни Церкви.

7) Отдел о богослужении, проповедничестве и храмах под председательством высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Волынского. Он имеет задачею рассмотреть некоторые вопросы, относящиеся к церковному богослужению, архитектуре, зодчеству, живописи и т.п. К участию в работах Отдела привлечены лучшие художники, [например] Васнецов, прочитавший здесь прекрасную лекцию о церковной живописи. В Отделе решено также возбудить ходатайство о прославлении Софрония, <третьего> архиепископа Иркутского, убиенного Иосифа, епископа Астраханского и некоторых других.

8) Отдел о церковной дисциплине под председательством высокопреосвященного Владимира, митрополита Киевского. Отдел касается вопросов церковного быта. Здесь привлек внимание доклад профессора Томского университета протоиерея Галахова о положении женщин в Церкви, о правах и обязанностях их в церковной жизни; в связи с этим рассматривался вопрос о диакониссах и т. п.

9) Отдел о внешней и внутренней миссии под председательством высокопреосвященного Платона, митрополита Тифлисского. Отделом приготовлены: а) доклад с общим постановлением о внутренней миссии и уставом внутренней миссии и б) доклад по вопросу о материальном содержании и правовом положении деятелей внутренней православной миссии.

10) Отдел об единоверии и старообрядчестве под председательством высокопреосвященного Антония, архиепископа Харьковского. Отделом приготовлен доклад об устроении единоверия, где, между прочим, проводится мысль об устроении единоверческих епархий; Отделом рассматривается также вопрос о клятвах 1667 г.

11) Отдел о монастырях и монашестве под председательством высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского. Отдел рассматривал все материалы, которые обсуждались на монашеском съезде, бывшем в июле месяце 1917 г., в частности вопрос о монастырском хозяйстве. Этим Отделом заканчиваются Отделы, касающиеся внутренней церковной жизни. Затем идут Отделы, относящиеся к духовному просвещению.

12) Отдел о Духовных академиях; почетным Председателем Отдела состоит высокопреосвященный Иаков, архиепископ Казанский, а Председателем — профессор академии протоиерей А. П. Рождественский.

Отделом изготовлен доклад с общим положением о Духовных академиях, который напечатан и внесен для обсуждения в общем заседании Собора.

13) Отдел о Духовно-учебных заведениях под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рижского. Отделом изготовлен напечатанный уже доклад о типе и управлении Духовно-учебных заведений. Отдел заботился и о материальном положении деятелей Духовной школы. Он обратил внимание на то, что до настоящего времени не были разассигнованы военные прибавки, которые в действительности были отпущены в распоряжение Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, но деньги эти в количестве около 3 милл[ионов] не успели получить. Отдел был возмущен этим обстоятельством и не остановился пред тем, чтобы отправить в Петроград некоторых своих членов, чтобы исследовать дело. О результатах исследования было доложено Соборному Совету, который передал дело Святейшему Синоду, а Святейший Синод предписал Хозяйственному Управлению в экстренном порядке принять все меры к разассигнованию назначенных средств, и эта разассигновка в спешном порядке была произведена.

14) Отдел о церковно-приходских школах под председательством высокопреосвященного Назария, архиепископа бывшего Херсонского. Отдел был озабочен вопросом о положении церковно-приходских школ в связи с состоявшим постановлением Правительства о передаче этих школ в ведение Министерства Народного Просвещения. Им был изготовлен доклад, представляющий из себя протест против этой передачи. Священный Собор согласился с постановлением Отдела и не остановился пред тем, чтобы отправить в Петроград к Временному Правительству делегацию, в состав которой вошли: архиепископ Тамбовский Кирилл, Н. Д. Кузнецов, протоиерей из Харьковской епархии Алексей Маркианович Станиславский и крестьянин А. И. Июдин. Министр Исповеданий Карташев устроил прием этой делегации главою тогдашнего правительства А. Ф. Керенским. Делегация особого успеха не имела. Керенский заявил, что Правительство не может изменить своей точки зрения [на] вопрос, но обещал, что будут приняты меры для смягчения приведения в исполнение этого распоряжения. Делегация имела другую задачу — выяснить вопрос о преподавании Закона Божия, что составило задачу следующего Отдела.

15) Отдел о преподавании Закона Божия под председательством высокопреосвященного Кирилла, архиепископа Тамбовского. Отдел по поводу предположенной отмены обязательности Закона Божия в школе был завален просьбами из разных мест, которых появился как бы целый дождь, о том, чтобы преподавание Закона Божия было обязательно наряду с другими предметами и ни в каком случае не было прекращено. Просьбы эти шли от разных лиц, собраний, крестьянских и других обществ.

Высокопреосвященный Кирилл беседовал по этому вопросу с главою Временного Правительства Керенским, и здесь ходатайство встретило гораздо более сочувствия, чем по вопросу о церковно-приходских школах. Глава Правительства признал культурное и воспитательное значение преподавания Закона Божия и сказал, что пожелания Священного Собора по этому вопросу не встретят противодействия со стороны Правительства.

16) Далее идет Отдел о церковном имуществе и хозяйстве под председательством высокопреосвященного Анастасия, архиепископа Кишиневского. Отдел имел задачею рассмотреть все церковное хозяйство, выяснить источники, которыми располагает Церковь на расходы в будущем, как устроить хозяйственную часть, когда Церковь или совсем лишится государственного пособия, или получит его в значительно уменьшенном объеме. Доклада по этим вопросам еще не было представлено, но Отдел в особенности озабочен удовлетворением настоятельной нужды по обеспечению содержанием преподавателей Духовно-учебных заведений. Решено было взять в кредитных учреждениях под залог имеющихся ценностей до 5 милл[ионов] руб[лей], но с закрытием банков положен был предел стремлению получить деньги таким путем.

17) Отдел о правовом и имущественном положении духовенства под председательством преосвященного Андроника, епископа Пермского. Отделом представлен и рассмотрен Собором доклад о дележе братских доходов и приготовляется доклад о правовом положении духовенства.

Этим Отделом заканчиваются Отделы, которые имеют отношение к общей деятельности церкви. Затем идут Отделы специального характера.

18) Отдел по устройству Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви под председательством высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Таврического.

Вопрос рассматривался в Отделе с церковно-исторической и канонической точек зрения, причем Отдел внес принятое Собором предложение возбудить пред Правительством ходатайство, чтобы в образованную без ведома Собора комиссию по распределению имущества между Грузинскою и Православно-русскою Церквами были включены в одинаковом количестве представители Русской Церкви и по этому вопросу было сделано сношение с министром исповеданий, но октябрьские события прервали переговоры.

19) Издательский Отдел под председательством преосвященного Никандра, епископа Вятского.

Здесь одним из членов выражалось сетование на то, что недостаточно получается сведений о деятельности Собора. Но Собор был чрезвычайно озабочен этим вопросом. Едва ли не первые слова, которые раздались в этой палате и не умолкали до последнего времени, были о том, что необходимо приложить заботы о распространении сведений о Соборе в толщу, гущу народную. Вследствие этого на Издательский Отдел было обращено особое внимание. Задачу осведомления о деятельности Собора взял на себя «Всероссийский церковно-общественный вестник», но он принял при этом направление, которое не встретил<о> сочувствия у большинства членов Собора. Поэтому издание это было передано в другие руки. Редактором был избран протоиерей Пав[ел] Ник[олаевич] Лахостский, и тогда деятельность «Вестника» приняла направление, более соответствующее тому течению, которое разделялось большинством членов Собора. Но заботы Отдела состояли не в том только, чтобы иметь «Вестник», а в том, чтобы издать все материалы о деятельности Собора. Здесь встретились чрезвычайные затруднения. Материалы очень обширны. Одни соборные деяния состоявшихся 65 пленарных заседаний Собора составят по приблизительному подсчету 6 томов по 20 печатных листов в каждом. Вследствие обширности материалов известия о деятельности Собора, как известно, очень запоздали. Положение затем сделалось еще хуже. Сознательно и намеренно захвачены 4 самые большие церковные типографии — Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Успенские Почаевские и типографии Драндского монастыря Сухумской епархии, типографии эти захвачены для печатания изданий, ничего общего не имеющих с церковью.

Принимались все меры для возвращения типографий — обращени<я> к Правительству, протесты; некоторые присяжные поверенные предложили бесплатно защищать интересы Церкви на суде, но все было напрасно. Дело стало принимать катастрофический характер, когда и синодальная типография была захвачена. Остается теперь одна Московская синодальная типография, но и она висит на волоске.

И вот возникает чрезвычайно острая нужда изыскать способ издания соборных материалов и сообщения сведений о деятельности Собора. Тот орган, который был до настоящего времени как бы трубою Собора, должен будет прекратить свое существование.

Собор останется как бы за каменной стеной, где члены Собора будут забываться, лишенные воодушевления и общения. Не удивляйтесь поэтому, если мы обратимся к Вам за помощью в этом отношении, иначе деятельность Собора может заглохнуть. На издание деяний Собора требуют<ся> большие средства. Так на издание 6-ти деяний Собора потребуется 220 — 250 тысяч рублей, да и трудно найти типографию для отпечатания этих деяний. Мы мечемся во все стороны — обращаемся в частные типографии, даже в Японию; недавно отправлено письмо преосвященного Сергию с просьбою уведомить, не может ли часть деяний Собора быть отпечатана там. И вот мы обращаемся и к Вам: помогите изыскать средства, но помогите не только деньгами, но и способами и советами печатать издания Собора.

20) Отдел личного состава под председательством высокопреосвященного Митрофана, архиепископа Донского, который имел задачею рассмотреть полномочия членов Собора и

21) Отдел редакционный под председательством Стефана Григорьевича Рункевича, задачею которого является приведение в систему и редактирование принятых соборных положений.

Таким образом, отделами изготовлены следующие доклады:

Отдел о высшем церковном управлении:

а) о правах и обязанностях Святейшего Патриарха;

б) положение об избрании Патриарха;

в) о распределении круга дел в органах высшего церковного управления.

Доклад Отдела об епархиальном управлении об органах епархиального управления.

Доклад Отдела о правовом и имущественном положении Церкви в государстве.

Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храмах — о проповедничестве.

Доклад Отдела о внешней и внутренней миссии:

а) доклад с общим положением и уставом внутренней миссии;

б) доклад по вопросу о материальном содержании и правовом положении деятелей внутренней православной миссии.

Доклад Отдела об единоверии и старообрядчестве — об устроении единоверия.

Доклад Отдела о Духовных академиях.

Доклад Отдела о Духовно-учебных заведениях.

Доклад Отдела о церковно-приходских школах.

Доклад Отдела об устройстве Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви — по делу о провозглашении грузинами автокефалией своей церкви.

Некоторые доклады еще не напечатаны.

Скажу еще несколько слов о деятельности Собора и о тех условиях, при каких происходили эти деятельности.

Мешали этой деятельности не только финансовые затруднения и трудность живого взаимного обмена, но и те важные события, свидетелями которых мы были. Эти события как бы врывались в эти тихие стены. На первых же порах Собору пришлось уклониться от непосредственно задач [к] вопросам о типографиях, который вызвал не мало речей. Затем Собор был взволнован известием об опасности, которая угрожала от врагов Киеву. На Совещании Епископов возбужден был вопрос о том, как поступить со святыми мощами — должны ли быть он<и> заблаговременно изнесены в случае усиления опасности или оставлены на прежнем месте. Большинство высказалось за то, что святые мощи должны покоиться там, где они пребывали ранее.

Затем все вообще вопросы живой современности находили то или другое стремление на Соборе. Так, на Собор произвели сильное впечатление события на Кавказе, когда экзарх Грузии оказался беженцем в своей епархии. Затем Собор волновало Учредительное Собрание. Признавая, что Собор должен так или иначе высказать свое отношение к нему, Собор обратился с посланием ко всем чадам Православной Церкви, в котором, между прочим, говорил: «Да совершается избрание лучших людей России с нелицемерной молитвой, с сердечным памятованием о Боге, о небесной Заступнице нашей Матери Божией, о великих угодниках Российских и всех святых. Пусть носители веры призваны будут уврачевать ее болезни». Собор обратился также с воззванием к воинству и флоту по поводу разрухи во всей народной жизни и особенно в армии. «Кто изобразит, говорится между прочим в этом послании, весь ужас нынешнего нашего положения. Внутри страны разруха, на фронте измена. Сбитые с толку предателями и шпионами, злостно обманываемые врагом, целые полки оставляют позиции, бросают оружие, предают товарищей, сдают города, дарят врагу огромную добычу, над мирными жителями чин<я>т гнусные насилия. Среди воинов не мало таких, что смеются над законом, глумятся над доблестью, издеваются над подвигом, избивают нагольников, изменнически братаются с врагом и в то же время злодейски в спину расстреливают идущих в бой своих же героев… Вы, забывшие Бога и совесть, растлители в воинах чистой веры, убийцы их духа, разрушители устоев, на которых доселе крепли и развивались военные мощь и сила, ужаснитесь вашего сатанинского дела. Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих».

Собор не мог отнестись безучастно к событиям, когда возникло так называемое корниловское движение. Собор призывал щадить жизнь побежденных, которые хотели блага родине… Не мог не отозваться Собор и на события, бывшие в конце октября и начале ноября. Он обратился с воззванием с приглашением воздержаться от самосудов. Но не одними словами посланий отзывался Собор на текущие события, а и самым делом.

Так, в ноябрьские дни, когда борьба приняла ожесточенный характер, митрополит Тифлисский Платон, преосвященные Димитрий Таврический, Нестор Камчатский, настоятель Макарьево-Успенского монастыря архимандрит Виссарион, протоиерей Чернявский и крестьянин Июдин отправились в самые недра ведущих ожесточенную борьбу. Высокопреосвященный Платон с крестом в руках и в малом омофоре. Там пришлось им испытать разные издевательства, наконец один митрополит был допущен в Революционный Комитет, где обошлись с ним довольно прилично, приглашали сесть, но высокопреосвященный предпочел опуститься на колени и умолять прекратить кровопролитную войну. Высокопреосвященный был поднят, и ему сказали, что борьба с этого дня прекращается. Высокопреосвященный просил пропуска и в Кремль, чтобы обратиться с словом примирения и к другой стороне, но в этом ему было отказано.

После прекращения борьбы до Собора дошли потрясающие душу слухи о самосудах, которые чинились над юнкерами, и Собор обратился по этому поводу с посланием. Когда затем юнкера и студенты обратили[сь] к членам Собора с просьбою принять участие в отпевании жертв войны, члены Собора охотно согласились на это, и преосвященные митрополит Тифлисский Платон, Нестор епископ Камчатский и другие члены Собора приняли участие в отпевании, которое происходило в церкви Большого Вознесения, а многие члены Собора присутствовали при отпевании.

Собор не оставил без попечения и тех жертв войны, которые заранее были на Красной площади без отпевания. Митрополит Тифлисский Платон говорил в Революционном Комитете по вопросу о христианском отпевании этих жертв войны, но хотя Собор и сделал распоряжение, чтобы было совершено отпевание им, если об этом будут просить, жертвы эти так и остались без отпевания, так как с просьбами об этом не обращались.

Члены Собора были озабочены еще и тем, чтобы охранить Кремль и его святыни от дальнейших посягательств. Как только представилась возможность, отправились туда митрополит, ныне Патриарх, Тихон и преосвященный Нестор Камчатский, на глазах которого был убит около Кремля один полковник. Для описания повреждений Кремля была затем составлена особая комиссия. Грозные события не останавливали работ Собора. Под грохот пушек и треск пулеметов продолжались заседания Собора, на которых рассматривался тогда вопрос о восстановлении Патриаршества. Грозные события способствовали ускорению этого дела. Записалось еще очень много ораторов, но за подписью 79 членов поступило предложение прекратить прения и перейти к решению вопроса по существу, что и было принято Собором. Вопрос о восстановлении Патриаршества решен был утвердительно, избраны были три кандидата, а 5 ноября происходило избрание из этих трех кандидатов Патриарха посредством жребия. В поврежденном Успенском Соборе невозможно было произвести этого избрания, и оно происходило в Храме Христа Спасителя, но при этом решено было доставить в этот храм из Успенского Собора икону Владимирской Божией Матери, пред которой прежде всегда совершалось избрание Патриарха. Много пришлось употребить усилий, чтобы исхлопотать у завладевших Кремлем разрешение на отправление этой иконы в Храм Христа Спасителя. Разрешение было дано, но с тем, чтобы икона была отправлена не при торжественном крестном ходе, а незаметно. Долго затем отыскивали ключ от Успенского Собора. И вот наконец, икона Божией Матери, спасавшая русских от Тамерлана и поляков, теперь отправлялась в Храм Христа Спасителя как бы крадучись. Между тем в Храме Христа Спасителя с тревогой ждали икону Владимирской Божией Матери, без которой торжество избрания Патриарха казалось не полным. Волнение усиливалось, когда в начале службы приходили недобрые вести о затруднениях, которые испытывали те, которым было поручено озаботиться доставлением иконы. Так прошло время до чтения апостола. Но вот разнеслась радостная весть, что икона сейчас прибудет в храм, и священный трепет объял присутствующих. Таким образом избрание Святейшего Патриарха Тихона совершалось пред иконой Владимирской Божией Матери, и все видели в этом знак Божия благословения на это дело.

Настолование Святейшего Патриарха в Успенском Соборе происходило 21 ноября. Известить об этом посредством печати не представлялось тогда возможным, но Собор употребил все меры, чтобы известить об этом православное население Москвы. Задачу эту взяли на себя члены Собора, которые отправились в разные храмы Москвы и сообщили чрез настоятелей или сами о предстоящем торжестве.

Самое торжество сопровождалось большими затруднениями. Пропускали в Кремль всех, не исключая и митрополитов, чрез узкую калитку у Троицких ворот, затруднения увеличивались вследствие разных распоряжений: сначала экипажи пропускали до самых ворот, потом останавливались перед мостом, появились зачем-то всадники с оружием и т. п.

Вот при каких трудных обстоятельствах состоялось восстановление Патриаршества и пришлось работать Церковному Собору.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 31. Л. 13–24 об. Машинопись. Копия; Л. 25–36 об., 38–39 об., 37–37 об. Рукопись.