Журнал к Протоколу № 15

Заседание IX Отдела Священного Собора Православной Русской Церкви о внешней и внутренней миссии 20 октября 1917 года под председательством заместителя Председателя Преосвященного Сильвестра, епископа Омского.

Заслушан доклад А. Г. Куляшева о миссионерской деятельности монастырей.

Л. З. Кунцевич говорит, что Слово Божее определенно запрещает учительство женщин. Можно согласиться лишь с образованием особого миссионерского типа монастырей по образцу латинских.

А. Д. Зверев говорит, что женщины самые сильные миссионеры. Начетницы раскольнические более всего распространяют раскол. Не менее действуют женщины в монашеской одежде — иоаннитки. Нам необходимо использовать женскую ревность религиозную для проповеди и защиты св[ятого] Православия.

Гаранин указывает, что теперь на сходках общественных, когда собирается много женщин появляются сектантки, берут слово и проповедуют. А православные женщины, по утверждению противников учительства женщин, должны, стало быть, заявить: мы не можем возражать тебе, п[отому] ч[то] нам Собор не разрешил, пойди к батюшке. Нет. Женщина не может, не должна молчать. Когда Симеон Богоприимец принял Спасителя на руки свои, тогда здесь была Анна Пророчица, которая не молчала, конечно, но возвещала истину. В день Пятидесятницы и Богоматерь получила жребий проповеди на св[ятом] Афоне.

Л. З. Кунцевич говорит, что он против принципов А. Г. Куляшева, изложенных в докладе его. Нельзя ломать уставы женских монастырей, нелья женщин-монахинб делать миссионерами, учить их полемике. Нельзя и монахов выводить их монастырей. Я приветствую курсы миссионерские в монастырях.

Рубцов находит, что женская миссия м[ожет] б[ыть] допустима в Пермском крае, где имеется еще язычество. Но выводить монашек из монастырей недопустимо. Нельзя допускать публичную проповедь женщины, т. к. это напоминает баптизм и противно слову Божию.

Данилевский сомневается в возможности осуществления проекта А. Г. Куляшева по безграмотности монахинь и потому, что в храме монахини не могут проповедовать, но предположения доклада все же необходимо хоть частью использовать.

Д. И. Боголюбов указывает, что монастыри благодатные миссионерские очаги. Здесь должен быть дан отдых наболевшей душе. Они должны быть культурно-просветительными миссионерскими центрами. Как осуществить это? Не нужно монахам и монахиням пророчествовать, но нужно уметь в кучках в толпе поговорить о наболевших вопросах. Все сборщики и путешествующие со святыми иконами монахи и монахини д[олжны] б[ыть] миссионерами. Сектантство ведь распространяется странствующими пропагандистами. О женщинах говорят, что они не могут учить. А учительницы? Ведь они всему учат. Почему не заставить их учить людей св[ятой] Вере! Хорошо бы все монастыри сделать миссионерскими, но это большая роскошь, хорошо бы хоть некоторые монастыри обратить в миссионерские.

Г[осподин] Юдин говорит, что не сборщиков нужно делать миссионерами, а монахов, сопровождающих святыни обучить миссионерскому делу. В народе особой любовью пользуются монахи.

Проф[ессор] Керенский со всею решительностью отстаивает положения доклада А. Г. Куляшева. Монастыри все должны быть миссионерскими. Латинство распространено и закреплено, главным образом, монастырями и монашеством. Здесь монастыри дают даже обеты миссионерствования. Что касается женских монастырей, то польза их для миссии и, следовательно, для Церкви неизмерима. Обратите внимание на Армию Спасения, она почти вся поддерживается женщинами. Можно возражать против методов миссионерствования, но не против принципов. Как устроить миссионерскую работу монастырей? В французских монастырях особые школы с 5–6-летним курсом, но это уже детали, о которых сейчас не говорим, принципы же доклада я всецело поддерживаю.

Прот[оиерей] Трухманов поддерживает доклад, но заменяет слова — миссионерское делание словами благовестническое делание.

Г. А. Чайкин находит, что если не сделать в монастырях миссионерских очагов, то вполне возможны нарекания на монастыри, что они являются невольными очагами сектантской заразы, так как сюда приникают сектантские пропагандисты и пользуясь отсутствием миссионерских работников, сеют среди богомольцев сектантские лжеучения, такой факт мне известен с православными Богодуховского уезда, совращенными в Киевской Лавре во время паломничества в шелопутство.

Прот[оиерей] Л. И. Туркевич находит, что речь Г. А. Чайкина лишь подтверждает необходимость обратить внимание на монастыри в смысле превращения их в миссионерские пункты. В Латинстве при каждом монастыре имеются целые кадры особых миссионеров. Они подчинены миссионерскому руководительству.

О. Кожин указывает, что в Донской епархии монах архимандрит Иоанн сделал множество пользы в течении десятилетней беспрерывной проповеди, с которой он ходил по области. Отречение от мира не есть уход из мира, но лишь отказ от мирских благ.

Д. А. Несмеянов говорит, что [в] Челябинске сами монахини умоляют осведомить их во святой вере. У Чехова женщина, знавшая только одну евангельскую истину о Страшном Суде, спасла пьяницу.

Прот[оиерей] В. Садовский. В дополнение того, что здесь уже сказано в пользу о необходимости и желательности активного участия православных монастырей в деле миссии, я считаю нужным указать следующие соображения. В настоящее время наша специальная миссия фактически лишена возможности работать так, как она работала раньше. Поездки миссионеров по приходам становятся невозможными, как со стороны дороговизны проезда, так и по тому смятению, в котором находится теперь народ. В силу этого наши миссионеры теперь бездействуют и нельзя сказать, как долго им придется находится в таком вынужденном бездействии. Между тем, раскол и сектантство все более усиливают свою разрушительную работу. Значит, нам нужно искать других, более удобны способов миссионерского воздействия на народ. И нужно сказать, что наши монастыри, как мужские, так и женские, являются теперь после храмов единственными удобными местами для миссионерском работы. Но нужно эту работу поставить в надлежащие, строго определенные рамки. Я помню, что лет 6–7 тому назад Св. Синод издал особый указ об организации миссии при монастырях. Копии этого указа были вручены епархиальным миссионерам с предложением заняться этим делом. Но из этого в то время ничего не вышло, так как церковная власть не выработала для приведения в исполнение этого своего распоряжения точного, определенного плана. Ныне пришло время заняться этим вопросом как следует. Нужно при каждом монастыре учредить нечто в роде миссионерского стана, во главе которого должно стоять лицо из среды монашествующих с средним или высшим образованием, получившее сверх того особую, специальную миссионерскую подготовку. Это лицо, монах, или монахиня, руководит всем делом монастырской миссии, ведет беседы с народом, пользуясь всяким более или менее значительным скоплением народа. Но миссионеры монахи или монахини отнюдь не должны выходить за стены своего монастыря, как это здесь предлагали делать некоторые ораторы. Деятельность монашествующих возле стен монастыря устрашает и самому достоинству не только миссии, но и всей Церкви. В общем, я вполне согласен с основными тезисами доклада А. Г. Куляшева.

А. Г. Куляшев: считаю нужным дать моим оппонентам следующее объяснение. Оно будет вращаться вокруг двух возражений. Мне кажется странным, что некоторые из миссионеров могут говорить против миссионерской деятельности женщины-христианки. Благовестнический труд женщины известен каждому. О нем говорят в Отделе простецы миряне. В дополнение в их речам, я сделая ссылку на жен-мироносиц, коим было дано повеление «шедшее проповедите учеником его». Кто не знает, этих радостных слов «от видения жены благовестницы». Жены-мироносицы были таким образом первыми благовестниками. Церковная история богата фактами с категорическою убедительностью говорящими о миссионерской деятельности христианской женщины.

Вспомним хотя бы равноапостольную Нину, св[ятую] Феклу и множество других. А разве женщины не помогали в благовестническом труде самим Апостолам. Если в сектантстве и расколе женщина играет громадную роль, то тем более она должна занять подобающее ей место в нашем св[ятом] Православии.

Нам говорят, что миссионерская идея несовместима с идеей монашества. Отшельничество чуждо миссии. Кто может согласиться с таким положением? Кто не знает просветительной деятельности наших русских монастырей. Обязанность монашествующих в том и заключается, чтобы уходя от мира, в тоже время служили для мира. Не нужно смущаться, что многие из наших монахинь малограмотные. Опят наш личный убеждает и в том, что эти монахини легко справляются с миссионерской полемикой и путем чтения книг, путем посещения курсов они расширяют свой кругозор, развиваются, не нужно забывать и того, что мы не всех монахинь без исключения зовем на это послушание, а только некоторых, избранных, более развитых. Мы не собираемся всех монашествующих обращать в миссионеров и никакой ломки в монастырях делать не думаем. Три-пять человек, занявшиеся миссией будут исполнять и свое обычное послушание. Польза же от их миссионерских трудов и для Церкви, и для самого монастыря будет великая. Чрез эту миссионерскую деятельность связь народа с монастырем еще более укрепится. Припоминается мне деятельность и миссионерская работа монахинь-миссионерок среди иноверцев-пермяков. Эти монахини природные пермячки все свои познания сообщали пермякам на их языке и тем давали им возможность понимать святое благовестие. Кроме монахинь миссионерок в пределах пермской епархии, на миссионерском поприще трудятся и в других епархиях. Вспомните монастыри Красностокский и  Турковицкий, о миссионерской деятельности которых говорится в книге Тареева «Живая душа».

Странным нам кажется и последнее выражение относительно того, что епархиальный миссионер не должен вторгаться в чужой монастырь со своим Уставом. В моем проекте нет и намека на это вторжение. Миссионер делает здесь свое миссионерское дело только исключительно с  согласия настоятеля или настоятель[ницы]. Кто же, как не миссионер должен учить монашествующим миссионерскому делу, кто же лучше может знать  местное расколо-сектантство и давать монашествующим указания относительно местного расколо-сектантства.

Отвечая всем своим оппонентам мы позволяем просить их оставить свои сомнения и поддержать тот наш проект, с  проведением коего польза и благо для Церкви и миссии будут несомненны.

Данилевский: необходимо не только учить проповеди, но и воспитывать монахов.

Прот[оиерей] Альбицкий: Швецов при монастыре устроил особую школу, из которой вышли Мельников и др.

Делопроизводитель Н. Варжанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 46–48. Машинопись.