Журнал № 6

31 октября 1917 г.

6 час[ов] вечера

(присутствовало 15 человек)

Обсуждался вопрос о судьбе епархиальных женских училищ.

В. В. Успенский — общий вопрос о судьбе епархиальных женских училищ расчленил на следующие отдельные вопросы: 1) чем ценны епархиальные женские училища и нужно ли стараться удержать их в ведении Церкви? 2) какие затруднения встречаются для того, чтобы удержать означенные училища в ведении Церкви? 3) Как устранить эти затруднения? 4) допустима ли и, если допустима, то на каких условиях — передача некоторых из этих училищ в ведомство М. Н. Пр.?

При обсуждении первого из этих вопросов о ценности епархиальных женских училища, Новолетов В. В. и др. члены отметили важное значение епархиальных училищ в прежнее время: они довели громадное количество учительниц начальных школ и образованных женщин в семьи; еще большее значение могут иметь епарх[иальные] училища в настоящее время; женщине теперь открывается широкая общественная деятельность; в частности ей предоставляется широкая деятельность в природе, ей предоставляется даже исполнение обязанностей псаломщика; для всего этого необходимо христиански-гуманитарное образование, которое и дают епархиальные училища. Поэтому данные училища нужно удержать в ведении Церкви, чтобы поддержать сохранить этот христиански-гуманитарный характер. Положение это принимается единогласно.

2) При обсуждении второго вопроса — о затруднениях, как встречаются при удержании епархиальных училищ в ведении Церкви, выяснилось, что затруднения касаются трех главных пунктов: — средств содержания, прав и материального положения учащих и прав учащихся. Первое затруднение в удержании епархиальных училищ в ведении Церкви заключается в отсутствии средств: епархиальные училища содержались на сборы с церквей и др. средства епархии; в настоящее время многие епарх[иальные] съезды духовенства и мирян отказываются (…) производить какие-л[ибо] сборы с церквей на содержание епархиальных училищ. Второе затруднение заключается в постепенном оскудении в епарх[иальных] училищах педагогического персонала. В епарх[иальных] училищах нет штатов для преподавателей: нет определенного оклада, нет и пенсии; плата за уроки обычно оч. низкая и притом колеблющаяся; в виду этого наличный состав преподавателей всячески стремится уйти из епарх[иальных] училищ в другие учебные заведения, а если кто из преподавателей и остается, то лишь в надежде на скорое изменение условий службы; новые педагоги идут в епарх[иальные] училища только по нужде и то временно.

Третье затруднение заключается в касается прав учащихся. Юридически епарх[иальные] училища дают окончившим в них курс большие права: при окончании 6-летнего курса ученицы получают звание домашней учительницы, т. е. право, которое получается только по окончании 8-го класса жен[ской] гимназии; но фактически этих прав за окончившими курсы епарх[иальных] училищ никто не признает; они всегда идут позади окончивших курс жен[ской] гимназии. Поэтому, где возможно, учащиеся избегают поступать в еп[архиальные] училища.

3) При обсуждении третьего вопроса — как устранить указанные выше затруднения — совещание остановилось прежде всего на средствах содержания епарх[иальных] училищ.

Сапин Р. Е. высказывает мысль, что затруднения в содержании епархиальных училищ зависят от их сословности; если сделать их бессословными, то найдутся и средства для их существования, п. что тогда ц[ерковно]-приходские общества не будут отказываться от взносов на эти училища.

В. В. Успенский указал, что юридически епархиальные училища бессословные, или всесословные, и только фактически дети духовенства пользуются в этих училищах льготами — дешевым пансионом и бесплатным обучением.

Панов А. М. предлагает бесплатное обучение для детей всех сословий.

Новолетов В. В. находит, что при настоящих условиях, когда епархиальные училища содержатся главным образом на средства духовенства, давать бесплатное обучение для всех сословий — несправедливо.

Сапин Р. Е. предлагает установить одинаковую плату за обучение со всех сословий, в виду расходования на училища церковных сумм; тогда не будет и ропота на церковные поборы для епархиальных училищ. Если же где училищные здания являются собственностию духовенства, то с иносословных должна быть увеличена плата на содержание здания.

Панов А. М., вместо увеличенной платы за обучение, предлагает взимать с иносословных единовременные взносы за пользование зданием.

Рождественский В. А., по вопросу о средствах содержания епархиальных училищ, сказал, что содержатель епархиального училища — духовенство; поэтому, если для него содержать епархиальное училище выгодно, то оно найдет и средства; а если не найдет выгодным, то откажется от него. Следовательно, вопрос этот решат не педагоги и не Собор, а съезды духовенства и мирян, и несомненно, в разных епархиях этот вопрос будет решаться по-разному: в одних епархиях — будут поддерживаться епархиальные училища, в другие они прекратят свое существование, а здания превратятся лишь в интернаты для дочерей духовенства, обучающихся в разных учебных заведениях.

Сапин Р. Е. предлагает считать епархиальные женские училища не только епархиальным учреждением, а общецерковным, обслуживающим нужды всей Церкви; поэтому учащих в них должна обеспечить казна, по примеру мужских духовных училищ (а в случае отделения Церкви от государства — Церковь), учащихся же обеспечивают их родители.

Мнение Сапина и предшествующих ораторов резюмируется в следующем виде: 1) а) государство должно вполне упрочит содержание и права служащих учащих в епархиальных училищах введением в эти училища штатов, какие введены в мужские духовные училища. б) Начальница и лица воспитательного персонала обеспечиваются квартирой, столом и жалованием по нормам женских училищ М. Н. Пр.; в) лица, обслуживающие пансионы, содержатся на счет епархий, по нормам епархиальных женских училищ. 2) Если же государство не возьмет на себя обеспечение служащих в епархиальных женских училищах, то такое обеспечение должна дать им Церковь; в противном случае нужно допустить мысль, что Церкви эти училища не нужны.

В. В. Успенский, по вопросу о возможности обеспечения епархиальных училищ Церковью, говорит, что на духовно-учебный капитал уже весь исчерпан рассчитывать трудно, почти невозможно; следовательно, для обеспечения епархиальных женских училищ должны быть изысканы новые источники. Такими новыми источниками, по его мнению, являются а) плата с учащихся за обучение и б) взносы с церквей и причтов. Эти новые источники покроют расходы по обеспечению <…> служащих в училищах жалованьем и 5-летними прибавками. Что касается <…> средств на пенсии для служащих, то таковые должны быть взяты из специальных средств Св. Синода. Не во всех епархиях могут быть изысканы новые достаточные источники; зато в других они могут быть отысканы в избытке; поэтому для уравнения бедных и богатых епархий должна быть создана единая для всей Русской Церкви всех училищ касса при центральном управлении.

Новолетов В. В., в дополнение к вышеуказанным положениям, рекомендует взносы с церквей и причтов, идущие на жалованье и 5-летние прибавки служащим, собирать в Центральном управлении, а оттуда рассылать по епархиальным училищам.

С вышеуказанными поправками вышеприведенные положения приняты единогласно.

В. Успенский.

Секретарь К. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 387. Л. 6–8 об. Рукопись.