Журнал № 6

6-го заседания Отдела Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви

о внешней и внутренней миссии

22 сентября 1917 г.

Заседание Отдела состоялось в помещении Епархиального дома, комната № 8, с 10 час[ов] утра до 2 час[ов] дня под Председательством Высокопреосвященного Платона, митрополита Кавказского, в присутствии 36 членов подотдела о внутренней миссии из 73 членов состава всего Отдела.

Собрание заслушало доклад V Всероссийского Миссионерского съезда Об организации Православной духовной внутренней миссии, прочитанный М. А. Кальневым.

По содержанию доклада состоялся обмен мнений членов Собора.

Епископ Андрей указывает, что доклад о реорганизации миссии составлен прежнего строения. О миссионерских учреждениях при митрополичьих округах, например, говорится условно. Затем нужно указать любящее миссию лицо, которое должно воодушевлять работу уезда, и таким миссионером должен быть епископ, близкий своей пастве.

С. Н. Булгаков указывает на необходимость ввести в миссионерский Устав требование применения миссии к современным запросам особо больной в религиозном отношении рабочей среды, необходимо обеспечить миссионерское влияние на рабочие организации или войти в них в целях религиозного оздоровления. Второй пробел Устава центрального высшего миссионерского органа — в отсутствии учреждения, соответствующего Духовной Академии Наук. Наши Духовные Академии с высокими церковными заслугами, но лишены авторитетного в общецерковном смысле суждения. У нас каждодневно назревают вопросы, требующие общецерковного разрешения, например об англиканстве, о чем говорил прот[оиерей] Туркевич, старокатоличестве, о социализме и многие других вопросов. Конечно, Церковный Собор будет разрешать эти вопросы, однако, Соборы в лучшем случае будут периодически, а требования дня постоянны. Миссия должна шире поставить свои задачи и добиваться учреждения Богословской Академии Наук или особого богословско-научного Отдела при высшем миссионерском учреждении, что дает миссионерской работе и издательству авторитетное обоснование.

Прот[оиерей] Альбицкий поддерживает мысль о миссионерских округах, которые могут объединить миссионерскую работу и устранить затруднения от нынешнего территориального деления епархиального, ставящего преграды деятелям миссии одной епархии, когда они должны воздействовать на соседнее с своей епархией село, заражающее противоцерковной пропагандой всю местность. Такое положение дела на границах Костромской и Нижегородской епархий.

Д. И. Боголюбов находит, что миссионерский Устав, хотя по внешности и представляет стройное здание, но страдает старым грехом. Недостаточно в уставе развить церковно-общественный характер. Назначение и увольнение миссионеров зависит от епископа и Синода. В будущей миссионерской организации этой гарантии не может быть. Должно разработать ряд новых идей для миссионерского руководства и предупредить дальнейшую механизацию миссии. Баптизм есть общецерковное течение, и все церковное общество заинтересовано в отношениях Церкви к баптизму, а не специальные только лица — миссионеры и епископ. Посему наша забота должна быть направлена не к созданию стройного миссионерского организма, а к тому, чтобы сделать миссию общественной. Не архиерей, а мирянин может быть идейным руководителем миссии. Пора выдвинуть церковно-общественный момент, привлечь к интересам миссии церковное общество. Миссионера необходимо взять под контроль и под защиту всей епархии. Ей необходимо докладывать на епархиальных съездах. Если епархия на съезде одобрит деятельность мою — хорошо; если не одобрит, я должен уйти туда, где меня могут принять. Необходимо отдать себя всецело на суд народа церковного.

Второе, что необходимо при создании миссионерского Устава — восстановление церковно-общественных братств, которые будут биться за Церковь.

А. Г. Куляшев находит необходимым ввести в Устав пропущенную в нем миссионерскую силу монастырей. Правда, монастыри и без того миссионерские учреждения, но, если им придать подлинно миссионерский, учительный характер, тогда влияние их будет безмерно. Народ верит исключительно монахам, и если в каждом монастыре будет 3-4 лица, способных благовествовать и отдающихся благочестию, тогда церковное сознание народа сразу вырастет. В Пермской епархии от каждой обители командируется каждогодно по 3-4 монахини, более одаренные, на краткосрочные миссионерские курсы, где монахини изучают Слово Божие и способы воздействия на заблудших. Теперь в Пермской епархии целая армия миссионерских работниц, благовествующих, как у себя среди тысяч богомольцев, так и среди народа по селам и деревням. В лесах нашего края ютятся скрытые от людского взгляда раскольничьи скиты, не поддающиеся православному влиянию целые столетия и составлявшие оплот старообрядческих толков. Как мог воздействовать на них миссионер? В скитах принимали миссионеров, угощали, беседовали всяко, но не по душам. Только теперь эту толщу пробили монахини миссионерствующие. Они нашли общий язык для бесед и достигли скрытной души. О влиянии на народ монахинь миссионерствующих и говорить не приходится, насколько велико это влияние.

Еще слово о мужских монастырях. Библиотеки монастырские и литература высоко полезны, монахи же, прослушавшие курсы, исключительно полезны. Монастыри, в которых имеются таковые монахи, в короткое время заметно процвели, благодаря умножавшемуся небывало притоку богомольцев.

Говорят, что миссия должна быть общественной, говорят об умножении работников, обновлении и оживлении прихода. Но пастыри не могут помочь миссионерскому делу при крайней их перегруженности. У нас приходы разбросаны на десятки верст, священники перегружены работой. Нет сейчас и миссионеров. Как же быть? Если епархиальный миссионер не станет во главе миссионерского дела, не отдастся всецело миссии, ничего у нас не выйдет.

Серафим, епископ Челябинский, находит, что успех миссии зависит всецело от реорганизации церковного строя. Всецело присоединяясь к изложенному в докладах Пр[еосвященного] Андрея и А. Г. Куляшева, я, со своей стороны, полагаю, что в той организации, какую нам предложил М. А. Кальнев от имени Всер[оссийского] Мис[сионерского] съезда, уделено мало места и мало сказано об епископате, о той работе, какую оно должно понести. Успех нашей миссии и реорганизация не могут уложиться в рамках изложенных М. А. Кальневым правил, ибо успех миссии зависит и оттого, каково будет наше богослужение. Такое ли, какое и ныне во многих приходах с плохим чтением, пением, словом чисто внешним, механическим, не действующим на душу. Будет ли наша церковная дисциплина безобразною и беспорядочной, как и доныне. А проповедь. Живое слово, слово на современные нужды, запросы. Будет ли оно. Батюшки, очень и очень многие (это не секрет), молчат, многие и преосвященные все служение полагают в торжественном служении Литургии и Всенощ[ного] бдения, а слова, слова нет и не слышно. А воспитание юношества. От всего этого, от реорганизации всей епархиальной и приходской жизни и зависит успех или неуспех миссии. Андрей Гаврилович указал, что все-таки должны быть специалисты-миссионеры, глубоко преданные св[ятому] делу миссии. Да. Они будут полезны и работа их будет успешна, если во главе дела будет стоять епископат. Пусть сам епископ поближе встанет и подойдет к народу, пусть поменьше будет у него бумажного дела. Пусть наши епархии будут не такими великими, как они ныне, когда епископ не в состоянии видеть свою паству, знать ее и изучать ее болезни, глашать по имени. Епископские объезды не должны быть такими, какими мы их знаем. Нет, пусть побывает в больных местах своей епархии, послужит, поучит народ, узнает его болезни и тогда пусть пошлет и специалиста, врача-миссионера. Реорганизация всего епархиального Управления, организация нашей церковной жизни, приходской, если совершится, — вот тогда-то и специальная миссия будет плодотворна.

Данилевский находит, что в каждом селе должен быть миссионер, хотя бы простец. Для этого при монастырях должны быть специальные миссионерские школы. Для создания кадров миссионерских учителей этих школ и высших миссионеров необходимо немедленно же учреждение высшего миссионерского института.

Что касается вопроса о социализме, то его необходимо разобрать в догматической, вообще в религиозной, а не экономической его основе. Социализм — враг христианства до откровенности. Вспомните Бебеля, Либкнехта, Каутского и др. Обратите внимание на брошюру «Пауки и мухи», которой отравляются наши войска и народ. Здесь явно обнаружено враждебное отношение социализма к христианской Церкви. Христианство и социализм, по мнению Бебеля и других социалистов, противоположны друг другу. Между ним и социализмом такая же противоположность, как между водою и огнем.

Еп[пископ] Андрей поддерживает вопрос о монашеской миссии и цитирует § 173 постановления Всероссийского монашеского съезда.

Что касается миссионерского дела, то оно не может иметь предлагаемого уставного характера. Миссия — нечто неуловимое, посему нельзя установить проекта ея. Здесь ценнее частная инициатива. Я предлагал уже “Устав братских паломников”. Далее необходим “Устав ревнителей веры”. Необходимо немедленно завтра же организовать приход, так как правительство едва ли признает его как юридическое лицо, посему необходимо приходы регистрировать, как общество конькобежцев, и этому должны помочь отдельные лица. Укажу на Андрея Михайловича; это монах Иерофей, которые посвятил себя всецело организации прихода. Его церковь должна использовать для всей Церкви. Передовые отряды из таких миссионеров должны составить корниловские ударные батальоны.

Сосновцев находит необходимым отделить противостарообрядческую миссию от противосектантской, с подчинением первой единоверческому епископу. Отчеты свои миссионеры представляют епархиальным съездам.

М. А. Кальнев поддерживает предложение о необходимости борьбы с социализмом как антирелигиозной системой, он поддерживает мысль о богословской академии наук, указывая на то, что апробировавшие духовные книги, духовно-церковные комитеты пропускали сектантские кощунственные листки.

Возражая Д. И. Боголюбову, М. А. Кальнев утверждает[1], что Д. И. Боголюбов, критикуя проект миссии в основных положениях и в деталях, не указывает, как нужно устроить миссию, и настаивает на предложении Отдела Д. И. Боголюбову составить свой проект.

Что касается избирательного приема миссионеров, то он не приложим на практике. В Одессе переизбрали всех деятелей церковных, но не миссионеров. Епархиальный съезд отказался избирать миссионеров потому, что специалистов не избирают.

Что касается требования Пр[еосвященного] Серафима, чтобы епископам отдать миссию, то это именно и подчеркнуто в проекте: и отчеты, и миссионерские назначения, и все руководственные указания — все от епископа к епископу.

Специальная миссия необходима во всех отношениях, она должна инструктировать приходы и создавать приходских миссионеров. Специальная миссия постоянно изучает сектантство всех видов и направлений и изыскивает способы и средства борьбы с сектами.

В организации миссии нам необходимо поучиться у сектантов. У баптистов и адвентистов есть миссия общинная, уездная, губернская, окружная, всероссийская, европейская, и все закругляется всемирным баптистским союзом.

Прот[оиерей] Воловей поддерживает положения еп[ископа] Андрея о близости епископа к миссии, А. Г. Куляшева о монашеской миссии и С. Н. Булгакова о богословской академии наук. Но возражает против нового построения миссии Д. И. Боголюбовым, против подчинения миссионерского дела и миссионеров съездом всецело. По каноническим правилам за спасение верующих будет отвечать епископ, ему и должно быть подчинено учительство, а не широким церковным кругам, могущим изменять свое настроение. В строении миссионерского дела должен быть элемент канонический, а не демократический.

Авдиев находит, что Собор должен определить, что такое сектантство, и тогда давать направление миссии. Миссионеры говорят о бесправии своем, а в проекте вдруг подчиняют себя всецело епископам, которые в большинстве в миссионерских делах ничего не понимают.

Прот[оиерей] С. Шлеев предлагает воспользоваться проектом его, предложенным Предсоборному Присутствию. Миссия должна быть не в теории, а в жизни. Христианство не наука, а святая жизнь, исполненная подвига. Миссионеры должны быть подвижниками, а не заниматься словопрениями. Необходимы миссионерские монашеские стены. При митрополичьих округах должны быть архиереи, которые должны заведовать всей миссионерской единоверческой ратью.

О. Шарин находит необходимым преобразование прихода в смысле разгрузки работы священника, чтобы он мог глашать овец своих по имени и отдаться миссии всецело. Необходимо расширить вопрос о борьбе с социализмом».

Д. И. Боголюбов сообщает, что не имеет в виду своего проекта об устройстве миссии, но лишь указывает принципы, которые должны бы быть введены в миссионерский Устав.

Делопроизводитель Н. Варжанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. Л. 21–24. Машинопись. Подлинник.


[1] Здесь зачеркнуто: «поддерживает».