Журнал № 3

6 (19) июля 1918 г.

СовещЗаседание открыто в Соборной палате в 1 час. 7 мин[ут] дня, под председательством Святейшего Патриарха Тихона, в присутствии 143 членов Собора (в том числе 22 епископов). в виде частного совещания членов Собора.

Председатель. На прошлом частном совещании Собора 2—15 июля я позволил себе огласил постановление Соборного Совета о том, чтобы предложить члену Собора Н. Д. Кузнецову при дополнительных переговорах с народными комиссарами по делу Московской духовной семинарии обратить их внимание на то, что неосвобождение зданий семинарии для надобностей Всероссийского Церковного Собора создает громадные затруднения к открытию правильной деятельности Собора, так как съехавшиеся в Москву уже в достаточном числе члены Собора, находившие до сего времени себе приют и стол в семинарии, лишены ныне возможности иметь таковое общежитие и должны ютиться по разным местам Москвы и сами добывать себе пропитание, отнимая для этого часы от соборной работы, что происходящая между тем задержка в открытии Собора соединяется с большими непроизводительными расходами для Высшего Церковного Управления, обязанного содержать прибывших в Москву членов, в виду чего Соборный Совет выражает настойчивое пожелание, чтобы в течение ближайших трех дней (не позднее вечера ближайшего четверга) Советом народных комиссаров был разрешен вопрос о семинарии и Соборному Совету был дан по сему делу тот или иной окончательный ответ. Изложенное постановление Соборного Совета вам угодно было принять. Таким образом, в четверг вечером истекал срок ожидаемого ответа. Такого ответа однако до сих пор не последовало. Говорят, что ответ последует в субботу на этой неделе, или в начале будущей недели. Имеются частные сведения, что вопрос предрешен в отрицательном для нас смысле. Казалось бы, ждать более не представляется полезным и нужным.

Между тем, вы сами знаете, — каждый день развертываются события, большею частию печального характера, которые побуждают к тому, чтобы мы не медлили с открытием Собора. Собор необходим, как авторитетный голос для всей России.

Сейчас было заседание Соборного Совета, на котором было решено ныне же открыть Собор, причем подробно мотивировать основания постановления Соборного Совета, — надеюсь и соборного решения, — поручено особой Комиссии из членов Собора: митрополита Владимирского Сергия, архиепископа Кишиневского Анастасия, прот[оиерея] П. Н. Лахостского, П. И. Астрова, кн[язя] Е. Н. Трубецкого, А. Д. Самарина и Секретариата Собора. Это первое решение Соборного Совета. Второе же решение таково. Если частному совещанию угодно открыть Собор, то мы Совет предлагает такую программу заседания: а) совершить панихиду по убиенном рабе Божием бывшем Государе Николае II и б) заслушать заявление о требовании власти об очищении Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле.

Угодно будет частному совещанию принять постановление Соборного Совета теперь же открыть Собор?

(Голоса с мест: необходимо. Просим).

Единогласно ПОСТАНОВЛЕНО: предложение Соборного Совета о немедленном открытии занятий Собора принять.

Председатель. Таким образом, единогласно принято решение, не взирая ни на какие неудобства, теперь же открыть Собор. Засим идет повестка заседания. Она, по-видимому, не встречает возражений? (Голоса с мест: Встречает! Следует голосовать!)

Прот[оиерей] Ф. Д. Филоненко. Я считаю неудобным совершать в настоящее время панихиду по убиенном бывшем Государе Николае II-м. Это поставит Собор в очень острое отношение к властям. Этим, несомненно, воспользуются, чтобы начать жестокое гонение на Православную Церковь. Я признаю, конечно, что Церковь должна идти на мученичество, когда это необходимо, но вызывать это мученичество намеренно Церковь не должна.

А. В. Васильев. Я думаю, что в этом вопросе Священный Собор должен не политиканствовать, а следовать велениям христианской совести и долга. Как бы ни относиться к личности бывшего Государя Императора, но все же этот человек более около четверти века нес на себе бремя, тяжелое бремя правления Российским государством, — и бремя это было свыше сил человеческих. Он был верным членом Св. Православной Церкви и от Церкви не отступал и не отрекался. Теперь мы получили известие об его убийстве, — известие, в достоверности которого невозможно сомневаться. И вот, оставляя всякую политику в стороне, мы должны помолиться об упокоении его души. Если мы этого не сделаем, то введем в соблазн многие миллионы православного русского народа и дадим основание к упрекам: «ваша Церковь служит власти, поклоняется силе; раньше, когда бывший Царь был у власти, вы его славословили, а теперь, когда этот человек в могиле, когда сила и власть в других руках, вы не хотите даже помолиться об упокоении его души». Это — наш христианский долг и, конечно, мы должны с благодарностью принять постановление Соборного Совета и помолиться не каждый в отдельности, а всем собором и церковно. Кроме того, следовало бы во всех церквах русской земли совершить о нем сорокадневное поминовение. Оставьте все титулы — пусть поминают не Императора, не Государя, а раба Божия убиенного Николая. Все конечно, будут знать о ком молятся, и этим мы исполним свой христианский долг.

Генерал Л. К. Артамонов. К прекрасным словам Афанасия Васильевич мне, старому служаке, остается добавить немногое. Я гораздо лучшего мнения о большевиках, чем тот человек в рясе член Собора протоиерей, который говорил сейчас на этой кафедре. Я не могу допустить, чтобы кто-нибудь мог с осуждением отнестись к молитве за помазанника Божия, теперь уже представшего пред судом Божиим. Если и были недочеты в его царствовании, то, ведь, это наша общая вина — вина всего русского народа. И теперь мы, ведь, не возносим молитвы о возвращении его на царство — это был бы действительно ложный путь — нет, мы теперь, как верующие христиане, знающие как спасительна молитва за усопших, возносим моление об упокоении души невинно убиенного помазанника Божия. Мы молимся теперь за того человека, о котором привыкли молиться не только за 24-летний период его царствования, но и со дня его рождения. Поэтому я с особенною тревогою ожидал сегодня решения Соборного Совета по поводу известия об убийстве бывшего Государя Императора. И я земно кланяюсь Вам, Святейший Отец, за то, что Вы оправдали надежды всех нас, верующих православных христиан и русских людей.

В. В. Богданович. Я горячо поддерживаю мнение А. В. Васильева и генерала Л. К. Артамонова. Мы должны заботиться не о том, чтобы не задеть чувства группы людей, стоящих у власти, а о том, чтобы не оскорбить чувств миллионов верующего православного русского народа. Если мы не совершим моления об убиенном, то не сказали бы они, что мы из трусости не посмели исполнить своего христианского долга.

Князь Е. Н. Трубецкой. Я хочу напомнить всеВам о знаменательном совпадении событий. День убиения бывшего Императора Николая II совпал с днем памяти великомученика митрополита Филиппа. Это совпадение налагает на нас особый долг. Митрополит Филипп говорил всю правду, не скрывая ее и не заботясь о последствиях. Так должны поступать и мы. Собор также обязан говорить всю правду и являть ее в своих делах. А умолчать о совершенном злодеянии и не помолиться об убиенном бывшем царе, о котором мы молились в течение свыше 20 лет, как о помазаннике Божием, это значило бы совершить вопиющую неправду. Не следует более рассуждать. Мы должны делать то, чего повелительно требует наша христианская совесть. Мы должны осенить себя крестным знамением и совершить моление об упокоении души убиенного бывшего Императора Николая II-го.

Архимандрит Владимир. Я только что прибыл из Киева и не могу не рассказать Собору о том, как там, в этой колыбели Русской Церкви, народ отнесся к слуху об убиении бывшего Императора Николая Александровича. Недели три тому назад, как вам известно, во всей России распространился слух, что бывший Император убит в поезде во время переезда из Екатеринбурга. Еще до проверки этого слуха в Киеве — к чему, несомненно, украинскими властями и, вероятно, также и немцамиецкими, вообще очень внимательно прислушивающимися к совершающемуся у нас, были сразу же приняты меры, — власти эти не встретили препятствия к совершению в соборе объявленных митрополитом Антонием заупокойной литургии и панихиды по убиенном. В назначенный день к 9 час[ам] утра храм был переполнен молящимися; в нем и кругом его собрались как определено потом местною прессою, до 30 тысячи народа. По прибытии к собору, митрополит Антоний получил от Министерства исповеданий приглашение, предварительно входа в собор, пожаловать в Министерство, помещающееся против собора. Митрополит поспешил туда и ему сообщили о полученном немцамиецкою комендатурою из Москвы известии, что, по тщательной проверке, слух о смерти Императора Николая II оказался «очередною провокационною ложью», как то и было затем, как известно, официально объявлено советским правительством. Министерство просило владыку каким-нибудь способом объявить об этом народу и сообщить, что предполагавшихся заупокойной литургии и тем более панихиды не может быть. И вот как в ожидании службы народ выражал свою печаль воплями и плачем, так теперь, при объявлении о ложности слуха, он выразил свою радость пением «Боже Царя храни» и «Спаси Господи». До моего отъезда из Киева более не получалось известий о кончине бывшего Императора и по просьбе народа, как мне пришлось узнать уже в пути, в ближайшее воскресенье в соборе было совершено молебствие о здравии бывшего Государя. Если при известии о смерти бывшего Императора Николая II, оказавшемся потом ложным, в Киеве высшею церковною властью было назначено моление по убиенном, встретившее такой живой отклик в церковном народе, и правительство не препятствовало этой молитве, то нет сомнения, что по получении нынешнего известия там она будет совершена. Я считаю долгом сообщить об этом Всероссийскому Собору, чтобы, обсуждая вопрос о молитве за убиенного бывшего Императора, подумать о совести церковного народа России и в северной его части.

С. М. Раевский. В тех изданиях, в которых сообщалось уже раз об убийстве бывшего Царя, — потом Советской властью было объявлено, что это очередная провокационная ложь. Есть ли у нас и теперь уверенность, что в настоящее время сообщена правда? У меня такой уверенности нет. А между тем если Священный Собор отслужит панихиду, то я боюсь как бы не пришлось сказать: «как недолго просуществовала ты, третья сессия Собора!» Я понимаю всю важность совершения панихиды, но лучше, если бы это сделано было до открытия Собора. (Голоса: с мест Собор не открылся!). Говорят, что Собор не открылся, что это не Собор, а частное совещание; — это верно, и я благодарю за это Бога. Я понимаю, что нужно помолиться за упокой души бывшего Царя. Епископы и священники помянут его, совершая проскомидию и литургию. Помолимся о нем и мы, миряне, как с детства привыкли молиться. Но нужно ли сейчас совершать это моление всенародно? Я прошу взвесить и важность момента и важность значения Собора в настоящее время. Как отзовется на это деяние Собора та масса православного народа, которая нас сюда послала? Не вызовем ли мы нареканий за то, что Собор поступил, не скажу преступно, но неосторожно. Ваше Святейшество! Вы готовы и пойдете на подвиг, не отриньте и у нас способности и дерзновения на подвиг. Но к чему этот подвиг, когда существование Собора важнее этого подвига? Я прошу Ваше Святейшество: предоставьте еще раз взвесить и обсудить и важность момента и значение предлагаемого мероприятия и важность существования Собора в настоящее время.

В. И. Зеленцов. Конечно, существование нашего Собора дороже личного подвига, но есть вещь, дороже самого Собора, это — Правда Божия. Самый Собор должен существовать ради этой Правды Божией. Я хотел остановить внимание только на той стороне, которую оставили в тени в своих речах предшествующие ораторы. Убиенный бывший Царь для Церкви есть помазанник Божий, и я буду говорить только с этой церковной точки зрения, совершенно забывая о всякой политике. Отставной убиенный Царь есть помазанник Божий и так он остался и после своего отречения от власти, ибо помазание с него не снято. Мы должны судить о Нем, как о помазаннике. Мы служили панихиду, когда убивали священников или архиерея, этих помазанников на иерархическое служение. Но вот убивается великий помазанник другого рода благодати, убивается беззаконно, и мы теперь решаем: нужно ли служить по нем панихиду? Двух мнений здесь быть не может. Мы не можем уклониться от своего долга и обязаны помолиться, даже если забудем, что он бывший Царь. Мы должны помолиться о рабе Божием Николае, помазаннике Божием.

П. П. Мансуров. С величайшей благодарностью выслушал я предложение Соборного Совета о панихиде. Иначе и нельзя поступить. Великое дело Собор; нам, конечно, надо его беречь. Но надо беречь прежде всего достоинство Собора. Надо, чтобы он с достоинством перешел в историю. Между тем было бы нарушением достоинства Собора, если бы он отступил от того, к чему призывает его долг. Поэтому еще раз благодарю Соборный Совет за его правильное решение.

Проф[ессор] Б. В. Титлинов. Я отцы и братие вполне поддерживаю мысль откликнуться молитвою на совершившееся преступление. Но я считаю нравственным долгом обратить ваше внимание на то, что это преступление тяжелее, чем можно предположить по первому впечатлению. По сообщению «Известий, бывший Государь расстрелян без суда и следствия, расстрелян только из опасения его бегства. Так никогда никого не расстреливали — даже простого преступника. Я понимаю, когда конвой ведет арестантов и при попытке к бегству последних расстреливает: с конвоиров спрашивать нечего. Я понимаю казнь Людовика XVI-го по постановлению народного суда; но я не понимаю, как губернский исполком может приговаривать к расстрелу из одного опасения бегства, и как центральная власть может одобрять такое действие губ. исполкома. Преступление на лицо, и на него нельзя не отозваться не только Собору, но и каждому человеку. Но мало отслужить по убиенном бывшем Государе панихиду или даже, как некоторые предлагают, 40 панихид: нравственное достоинство Собора обязывает его к тому, чтобы заклеймить это преступление и соответствующим словом. Долг Собора пред лицем русского народа и пред лицем всего мира возвысить голос против этого акта неслыханной жестокости.

М. А. Семенов. Отцы и братия. Долг каждого христианина обнажить голову пред могилой убитого, — будь то могила друга или врага. Только что, по газетным известиям, расстрелян тот, кто еще так недавно именовался «Благочестивейшим», был венчан Церковию на царство, бы ею миропомазан. Если правда, что пишут газеты, — то каждому из нас надо молитвенно возгласить: «прости, Господи, вольные и невольные согрешения убитому!» Он теперь не наш, он — Божий, там ему суд. Наш же долг молиться о нем, как молится Церковь и о всех убиенных и в темницах сущих. Но я, старый работник по делам печати, за 10 лет службы видел столько неправды на газетных столбцах, что и сейчас сомневаюсь в действительности кошмарного убийства. И пока у нас нет полной уверенности в совершившемся, я предложил бы не связывать вопрос об открытии Собора с вопросом о панихиде по убитом бывшем Царе. Не пробный ли это шар со стороны известного рода печати? Не поддавайтесь же непроверенным слухам. Весть подобного рода не первая. Не забывайте об этом; хотя бы сообщение исходило и из официальных «Советских Извеведомостий».

Председатель. За подписью 30 членов Собора поступило предложение прекратить прения по обсуждаемому вопросу. Кто не согласен с этим предложением, прошу встать. (Производится голосование).

ПОСТАНОВЛЕНО: прения прекратить.

Председатель. Позвольте поСтавитьлю на голосование предложрешение Соборного Совета о том, чтобы на предстоящем заседании Собора была совершена панихида по бывшем Государе — рабе Божием Николае, и затем обсуждалось заслушано было заявление требование коменданта Кремля об очищении Чудова и Вознесенского монастырей. Кто против этого, прошу встать.

(Производится голосование).

Может быть пересчитать голоса? Прошу пересчитать поскорее.

М. А. Семенов. Разрешите сказать к постановке вопроса.

А. В. Васильев (с места) Нельзя, уже было голосование.

Председатель. (Обращаясь к М. А. Семенову): Вы хотите оспорить факт убийства? Но, ведь, об этом есть официальное сообщение. Прошу проголосовать обратно: согласных с настоящим предложением встать.

Большинством всех против 28 голосов, при 3 воздержавшихся от голосования ПОСТАНОВЛЕНО: постановление принять предложенный Соборногоым Советаомутвердить о повестке 1-го заседания Собора утвердить порядок заседания Собора.

Заседание закрыто в 1 ч[ас] 45 мин[ут] дня.

Председатель: Большинством голосов принято постановление Соборного Совета о том, чтобы Собором была совершена панихида об упокоении души бывшего Государя Николая II. (Голоса с мест: когда?) Объявляю Собор открытым. … [и т. д.]

Составитель деяния Мих. Слинцовский

Речи проверены всеми ораторами

М. Слинцовский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 133. Л. 4–19. Машинопись с рукописными вставками.

РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 16. Л. 156–171. Машинопись с рукописными правками. Копия. Подписи отсутствуют.