Журнал № 3

7 сентября 1917 г.

Третье заседание Отдела состоялось 7 сентября 1917 года в актовом зале Московской духовной семинарии, под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рижского.

Заседание началось в 10часовутра, окончилось в 2 ½ часа дня.

Из 106 членов Собора, записавшихся в состав Отдела, присутствовало 63 человека.

Росписной лист участвовавших в настоящем заседании приложен к самому протоколу.

После краткого сообщения высокопреосвященного председателя Отдела о результатах обмена мнений, состоявшегося 5 сего сентября, член Собора К. К. Мирович выступил с докладом о необходимости скорейшего проведения коренной реформы духовно-учебных заведений. Справедливость этого положения, по мнении докладчика, доказывается многочисленными попытками преобразования духовно-учебных заведений, какие мы видим чуть ли не с самого начала введения в действие устава 1884 года. Каждый обер-прокурор Святейшего Синода начинал свою деятельность с образования комиссий по реформе духовно-учебных заведений. По мнению высокопреосвященного Антония, архиепископа Харьковского, высказанному им в 1905 году, о частичных реформах рассуждать несвоевременно. Духовно-учебные заведения существующего типа следует закрыть, здания разрушить, а потом уже создавать пастырскую школу. И когда от устава 1884 года осталось немногое, странным кажется суждение об оставлении старого типа духовно-учебных заведений. Несомненно, устав 1884 года страдал двойственностью, имел в виду подготовление пастырей и возможность дать детям духовенства законченное среднее образование. Но главной целью оставалось первое. Это проходило красною нитью через весь устав. Но можно ли подобную цель ставить в наших классах? Конечно, цели достигнуть не удалось. Тогда исполнительная власть захотела взять в свои руки все дело подготовления будущих пастырей. Огромное число юношей подготовлялось в школе однообразно, по фабричному шаблону. Большинство их направлялись по пути пастырства не добровольно. Отсюда протесты, бунты. Власть открыла выход из духовной школы в светское звание, но не по сердечному участию, а из боязни дальнейших осложнений. На предложение светской власти открыть семинаристам доступ в Университет Святейший Синод отвечал обычно протестом. Попытки центрального управления духовно-учебного ведомства реформировать школу не имели в виду раскрепостить духовное юношество. В Лукьяновском проекте богословские предметы перевешивали общеобразовательные. Это было сделано сознательно. Из шестиклассной прогимназии духовного ведомства в седьмой класс министерской гимназии могли поступить только единицы. В общем, поступающий в духовную школу предопределялся на служение Церкви. Забывалось то положение, что можно подготовить к ремеслу, а не к служению пастыря. К последнему должен идти лишь тот, кого влечет высота звания. В. Н. Самуилов утверждает, что 50 % питомцев духовной семинарии уходит в священство. Нам неясно, — из общего количества обучающихся в семинарии это исчисление или только из оканчивающих в шестом классе? Если примем первое количество, окажется, что в духовное звание уходит лишь около 10 %. Поэтому естественным является заявление некоторых преосвященных, что у них не оказывается кандидатов в священство с законченным средним образованием, потому что все больше и больше обнаруживается свободное самоопределение юношей. 90 % их шло в духовную школу без любви, по принуждению, в силу сложившихся непреодолимых обстоятельств. Нам указывают на ряд пастырей, вышедших из дореформенной школы, принявших на себя высокий подвиг. Но сколько было в рядах духовенства душевных драм, об этом не мало знаем мы и из личного опыта и из памятников изящной литературы. Всякого поступающего в духовную школу готовили к пастырству. Но воспитание священного огня поручалось педагогам, которые отнеслись к этому недостаточно вдумчиво. Религиозное чувство просится к выражению его вне. Оно выливается в молитве. И нам понятно, что святой Серафим мог проводить ночи в молитве. В нашей же школе хотели создать подвиг извне. И на этой почве была масса злоупотреблений. Учеников духовного училища заставляли выстаивать чрезмерно длинные службы, часа по четыре и больше. Результаты получались самые отрицательные. Всякий религиозный человек не пройдет мимо храма, не перекрестившись. Семинарист не крестится и подвергается каре следящего за ним чина инспекции. Церковь привлекательна для нас в детстве, обвеяна мистикой нашего богослужения. И все это вытравлялось в нашей школе. Другое положение создается, когда к пастырству готовится человек, имеющий возможность сознательно отнестись к своему будущему. Все это заставляет желать школы общей, без специальных задач. Но скажут: какой смысл содержать такую школу в государстве? — Мы переживаем такую эпоху, которая нам несет отделение Церкви от государства. Воспитание в светской школе будет покоиться на безрелигиозных основах. Церковь и должна создать такую школу, которая бы восполнила этот пробел, должна хотя в своих учебных заведениях учить Закону Божию, воспитывать в духе чистого христианского учения. Если затем кто из окончивших эту школу не пойдет в пастыри, бояться этого нечего. Он, оставаясь в толще народной, будет проводником в жизнь церковных начал. Мы знаем, какую огромную роль в жизни приходов имеют благочестивые старцы, и среди нас, членов Собора есть не мало лиц, обучавшихся в духовной школе, которые не стали пастырями, но остались верны Церкви; они являются в жизни миссионерами, без чинов и отличий и, как лучшие плоды выбраны на освященный Собор. Учебная комиссия полагала, что в христианской гуманитарной гимназии воспитательному элементу будет отведено соответствующее место, но он ничем не отличается от того, какой существует во всякой доброй христианской семье. Св. Иоанн Златоуст обучался в языческой школе. Очевидно, не она его воспитала. Воспитание подрастающих поколений только тогда идет нормальным путем, когда чувство идет от внутри ко вне, а не наоборот. Эти слова заставляют подозревать комиссию в протестантизме. Но если основываться на такого рода положениях, можно дойти и до более крайних выводов. Если считать мысль комиссии протестантской, то и обратное мнение можно считать еретическим. Комиссия создавала тип общеобразовательной школы, в которой бы наряду с предметами, принятыми в гимназиях, проходилась философия и отводилось особое место преподаванию Закона Божия. Из этой общеобразовательной школы, по мнению Комиссии, в богословский Институт пойдут юноши уже с определившимся мировоззрением. В Институте обучение богословским наукам должно быть поставлено шире семинарского. И воспитание должно исходить из иного основания. Комиссия полагает, что весь строй институтской жизни будет питать здоровое религиозное чувство, приобщая питомцев к струе церковной жизни, заставляя их принимать самое деятельное участие в приходских и общественных организациях. Высказывается опасение, что при делении духовной школы будут выходить мало верующие пастыри, причем указывают на духовенство англиканское и протестантское, утверждают, что пасторы представляют собою людей мало верующих. Но не субъективно ли это мнение, не смотрит ли защитник его профессор Керенский с точки зрения православного священника? У нас догматы уже кристаллизовались, у протестантов допускается полная свобода мнений. Если у нас всякий священник должен исповедывать Символ веры, у протестантов — парламент мнений. У них такие пасторы, какие им нужны. И стоя на своей точке зрения, пасторы имеют право сказать, что мы не понимаем глубины христианского учения, что религия переживает эволюцию. Профессор Керенский утверждает, что отсутствие средней духовной школы у инославного духовенства порождает в его среде атеизм, модернизм и т. п. Не является ли это заявление личным мнением профессора, на основании которого мы не имеем права обобщать факты. Ведь и наши духовные семинарии выпускают нигилистов.

По мнению С. А. Лебедева, реформируя школу, должно сообразоваться с жизнью. Жизнь требуется от пастыря широкого развития. Отсюда необходимость специально пастырского образования — общего среднего. Жизнь выдвигает вопрос о единой школе. Имея это в виду, для духовной школы можно указать3 пункта: а) слиться со светской общеобразовательной школой до потери своей самостоятельности, б) совершенно самостоятельный тип духовной школы без связи со светской, в) параллельный путь духовной школы со школой светской; но с сохранением христианского образования и воспитания. Потеря самостоятельности опасна, надвигается школа безрелигиозная. Фундамент для специально пастырской школы будет ненадежен. Самостоятельный путь грозит принуждением для воспитанников, лишенных возможности выбрать себе иное поприще. Кроме того, на выполнение этого плана нет средств. Параллельный путь (с единой школой) сохранит все лучшее из прежней школы христианско-гуманитарной и в то же время даст солидное общее образование, необходимое в жизни. Параллельный путь самый правильный, и он прекрасно предусматривается комиссией по реформе духовно-учебных заведений.

Протоиерей Е. З. Капралов считает недоразумением утверждение, что проектируемая христианско-гуманитарная школа будет отличаться бедностью богословско-религиозного элемента. Питомцы старой дореформенной школы часто со всею ясностью чувствовали глубокие пробелы в своих знаниях и отсутствие религиозной настроенности, необходимой будущим пастырям. По утверждению о. протоиерея Капралова, семинария часто лишала своих воспитанников Библии, не давала знаний ее великих истин, не обвевала святыми впечатлениями от ее содержания. Семинаристы знали Библию, как учебную книгу, но не знали ее, как книгу жизни. И на почве такого изучения многие не находили ответа на свои религиозные тревоги в то время, когда душа переживала трагический кризис в поисках смысла жизни. Не давала помощи в этом отношении и логика и философия, которые усваивались механически и для сдачи только на экзаменах. И если были тяжелые жертвы в виде неверующих и равнодушных, ушедших в жизнь без Бога, вина этого в значительной степени должна быть возложена именно на коренное несовершенство программ и планов религиозного обучения в старой духовной школе.

С другой стороны, программа Закона Божия в том объеме, в котором она существует сейчас, и в той измененной к лучшему постановке его, какую проектирует новая христианско-гуманитарная школа, совершенно достаточна для целей религиозной подготовки будущих пастырей. На Закон Божий нельзя смотреть так, будто он в состоянии дать только минимум религиозного знания, а его изучение не даст религиозной настроенности. При нормальном распределении материла программ Закона Божия и при группировке его с точки зрения психологии растущей детской души, материал Закона Божия как раз и предопределил целостное христианское жизненное мировоззрение, и изучение его даст и необходимую религиозную настроенность. А с тем и другим воспитанник новой школы, конечно, будет хорошим пастырем и по осведомленности и по нравственному характеру.

Член Собора Г. О. Красин, указывая на то, что проектируемая пастырская или богословская школа преследует две цели: подготовить священнослужителей и дать возможность питомцам школы поступить в духовную академию, высказал опасение, как бы эта двойственность не ослабила достижения главной цели. Эта цель — приготовление пастырей должна быть достигнута такими средствами, которые вооружат питомцев духовной школы для борьбы с предстоящими ему невзгодами жизни. Алгебра, геометрия и другие науки, которые ставятся, как обязательные предметы для будущего священнослужителя, в практической жизни часто имеют мало значения. В пастырскую школу предполагается принимать с цензом общеобразовательной школы. Но в высшей степени несправедливо и вредно для Церкви закрывать двери для лиц, не имеющих законченного среднего образования. Надежда привлечь в пастырскую школу из лиц, окончивших курс духовной гимназии, неосновательна. Указанию на то, что из пастырской школы легко можно будет поступить в академию, противопоставляется другое: академии будут автономными. Они могут отменить те преимущества для питомцев пастырской школы, какие проектируются Учебной комиссией.

По мнению г. Красина, богословская школа должна преследовать одну цель: подготовить пастырей, и доступ в нее должен быть открыт для всякого желающего послужить Церкви в священном сане, причем не имеющие законченного среднего образования могут быть приняты в эту школу лишь по экзамену.

По заявлению Н. Г. Говорова, проект реформы духовной школы заключается в создании двух самостоятельных школ: 1) православной гимназии и 2) богословского Института. При обсуждении этого проекта необходимо не вращаться в области психологии, а обсуждать вопрос с точки зрения практического осуществления намеченного проекта. В состоянии ли Церковь осуществить эти две задачи? Создание богословского института всего важнее, это должно и в обсуждении быть основной задачей, стоящей пред Собором. При современном удручающем материальном положении духовенства — богословский институт, в качестве самостоятельного учреждения не может быть внесенным. Твердо думать о нем поэтому не приходится. Заменить богословский институт пастырской школой, необходимой лишь в некоторых епархиях, это значит вместо реформы семинарии к лучшему — устроить подлог. Вывод один: должна быть проведена реформа духовной семинарии и духовных училищ в направлении полного осуществления минимума общеобразовательной программы средне-учебного заведения Министерства народного просвещения.

По указанию члена Собора Я. Д. Сперанского, председатель Учебного комитета в своем докладе заявил, что в основу работ по реформе духовной школы положена мысль — реформированная школа должна быть в Церкви и для Церкви. 1) Возникают вопросы — каким образом реформированная школа, в учебном плане почти повторяющая светскую школу, может служить интересом Церкви, хотя бы в смысле христианизации. Не поведет ли полное отделение богословских институтов к тому, что эти институты будут пустовать, и Церковь совсем лишится образованных пастырей.

По мнению архимандрита Матфея, задача Собора состоит в том, чтобы дать положительные ответы по благоустроению церковной жизни. Поэтому все решения Собора должны быть жизненно практическими, чтобы они могли быть теперь же проведены в жизнь. В частности, и вопрос о реформе духовно-учебных заведений должен быть решен Собором в таком же смысле, но тут нам необходимо иметь в виду финансовую сторону дела, чтобы проведение той или иной реформы в жизнь не встретило препятствия в отсутствии средств на проведение ее. Между тем средства эти не велики в настоящем, а в будущем весьма сомнительны. В заседании Отдела церковного имущества и хозяйства товарищ министра исповеданий профессор С. А. Котляревский заявил, что Министерство исповеданий не может поручиться, что правительство отпустит на 1918 год ныне отпущенный кредит по смете Св. Синода, а равно оно не может поручиться и за то, что в будущем году будет сохранено неприкосновенным церковное имущество во всех его видах. При такой проблематичности церковных средств в будущем, при всем желании, не приходится мечтать нам — членам Собора о широких реформах духовно-учебных заведений (дабы все они не остались висящими в воздухе), а необходимо подумать о реформе лишь той школы, которая необходима будет Церкви, как бы скудны ее средства ни были. Таковой школой и является семинария настоящая с подготовительным к ней духовным училищем. С своей стороны докладчик всецело присоединяется к тем членам Собора, которые уже высказывались здесь за необходимость для кандидатов священства минимума познаний по общеобразовательным предметам по курсу средних светских учебных заведений. Этот минимум познаний должна дать средняя духовная школа, но, именно, потому, что этот минимум познаний необходим для пастырской церкви, а не за тем, чтобы этим минимумом духовная школа только открывала своим питомцам двери в высшие светские учебные заведения. Эту миссию мы не имеем права возлагать на ту церковь, которая находится на пороге нищеты. На православные гимназии, не имеющие прямой цели приготовления кандидатов священства, православный народ не даст церковных средств; но, конечно, никто не запретит желающим членам Церкви Христовой открывать таковые гимназии на таких же основаниях, на каких открываются теперь частные гимназии с правами Правительственных гимназий, но без малейшего обременения бедной церкви и без реквизиций ее достояния в виде настоящих зданий духовно-учебных заведений. — Здесь много слушалось упреков бывшей и настоящей духовной школы, но в темных сторонах духовной школы в прошлом и настоящем (каждый из нас по собственному опыту может сказать) повинны труженики ее бывшие и настоящие и никто другой. Лучшие из них оставили в наших отцах и в нас светлую память о себе, а худшие и безразлично относившиеся к ним и к нам — худшую. Посему для настоящей реформы духовной школы прежде всего следует всем нам труженикам ее возродиться самим и, переступая порог школы, — помнить, что долг наш относиться к детям ее с такою же любовью, с какой относятся лучшие родители к своим родным детям, свято оберегая все принципы этой школы, дабы нам не быть посрамленными в день Суда Христова, но чтобы мы могли и наших учеников представить пред Лицом Божиим и сказать: Господи, се мы и дети наши верные Тебе. — Минимум общеобразовательных предметов должен быть введен в 10 летний курс имевший быть реформируемой духовной школы (которую, по мнению докладчика, следует назвать Православной Пастырской семинарией) с таким расчетом, чтобы богословско-пастырские предметы не потерпели ни малейшего ущерба для надлежащего усвоения их учащимися семинарии.

Богословско-пастырские предметы, проектируемые в Богословском институте — должны быть отнесены в последние шесть классов семинарии и распределены по классам сообразно степени их трудности для усвоения. Св. Писание Ветхого и Нового Завета должно быть изучаемо во всех этих классах. В целях преемственности как в педагогической, так и в воспитательной постановке дела, а равно и во избежание обременительных для Церкви излишних расходов (по содержанию особой администрации и здания) желательно видеть неделимую ни территориально, ни административно Православно-Пастырскую семинарию с 7-м летним курсом ее. При этом для открытия школы в Православно-Пастырскую семинарию следует программу первых четырех классов последней взять целиком из средней светской школы при непременном преподавании Закона Божия по три урока в каждом классе. Ясное дело, что воспитание в православно-пастырской семинарии должно соответствовать назначению ее.

По мнению Н. И. Знамировского, средняя духовная школа должна быть в ведении Учебного комитета при Св. Синоде, т. е. в ведении Церкви.

В отношении минимума она должна быть приравнена к светской министерской школе.

В новой средней духовной школе должно быть сохранено преподавание философских наук в том же объеме, в каком они преподавались доныне. Преподавание Св. Писания должно быть также сохранено в настоящем семинарском объеме. Это послужит связью между средней духовной школой и школой пастырской. Строй жизни должен быть церковным. (Мнение представителя Пермской епар[хии].)

Пастырская школа должна быть отделена от духовной гимназии. Это необходимо во избежание двойственности задач школы.

Реформа должна быть проведена осторожно, постепенно. Программы должны быть выработаны на Соборе, но пока пусть они будут введены там, где их немедленное проведение признают необходимым епархиальные съезды духовенства.

Средства новой средней духовной школы составляются прежде всего от платы за право учения, затем эти средства может дать государство в виду государственного значения нашей школы, епархиальные съезды, которые, ознакомившись с задачами школы, будут давать средства на нее. К тому же не откажутся дать средства и приходские организации. Последним можно дать право контроля над школой. Отсюда в состав школьного попечительного совета должны войти представители приходов. Здесь состояние старой дореформенной семинарии рисовалось слишком мрачно, но и в этой старой семинарии можно было трудиться во славу Церкви при общем единодушном содействии коллег. Об этом свидетельствует опыт. Но разумеется, достоинство старой семинарии не исключают желательности и даже необходимости реформы в указанном виде.

Затем выступивший с заявлением отчасти личного характера профессор Керенский сообщил следующее. —

По поводу суждений некоторых ораторов (г. Мировича), высказывавшихся против прежнего устава духовных семинарий и духовных училищ на том основании, что в них руководящим началом в деле воспитания юношества является принцип принуждения, в силу чего среди учащихся в этих школах возникает недовольство последними, следует заметить, что некоторая доля принуждения существует во всех учебных заведениях и светских гимназиях, реальных училищах. Несомненно, будет существовать принуждение и в новых проектируемых духовных гимназиях. Нельзя же на самом деле представить себе, чтобы родители будущих воспитанников этих новых гимназий, прежде чем отдать своих детей для обучения в эти последние, обратились за разрешением данного вопроса к самим детям. Принуждение существует и во всех заграничных учебных заведениях светских и духовных, в том числе и протестантских. В английских колледжах напр. требуется, чтобы воспитанники их каждый день утром и вечером собирались на общую молитву, чтобы они в первый и последний дни всякого семестра приобщались Св. Таин, так что воспитанники этих духовных учебных заведений приступали к св. тайнам чаще, чем воспитанники наших духовных академий. По поводу заявления некоторых ораторов (г. Мировича), что нельзя воспитывать к духовному служению в школе какими-либо внешними мерами, что расположение к этому служению вырабатывается окружающей средой, главным образом домашней, примерами чему может служить Св. И. Златоуст, профессор Керенский заявил, что ссылка на этого св. отца неудачна. История древне-христианской Церкви напротив ясно свидетельствует о том, что пастыри Церкви в древнем христианстве именно воспитывались в школах, обычно существовавших в монастырях, при архиерейских домах. По поводу заявления некоторых ораторов (г. Мировича), что в основе безрелигиозности, господствующей в протестантском духовенстве (лютеранском и англиканском), отмеченной г. Керенским, лежит не то, что оно образование получает в общеобразовательных гимназиях, как практикуется и у нас и потом на богословских факультетах, проф[ессор] Керенский заявил, что нельзя смотреть на протестантство, как на абсолютно не организованную и беспринципную величину. Протестантство еще в 30-х г. XVI в. отказалось от своего первичного учения о Церкви, как невидимой величине. В одной из символических книг юношества прямо говорится, что ecclesiaest societas fidei et spiritus sanctiin cordibus, quod famen habet notas externas: vide licet puram evangelii doctrinam et administrationem sacramentorum cum evangelion consentaneam, т. е. Церковь есть общение веры и свят. Духа в сердцах, которое одинаково имеет видимые признаки, т. е. чистое учение евангелие и совершение таинств согласно с евангелием»…, так что лютеранство несомненно представляет из себя даже по учению символических книг самого лютеранства видимую определенную величину. Нельзя сказать, чтобы протестантство было и существует, как совершенно беспринципное движение: в нем существуют руководственные начала — символические книги: Аугсбургское Исповедание, Апология Аугсбургского Исповедания, Шмальальвенские Члены и проч., которые имеют такое же значение для лютеранства, конечно, в известной части его, какое имеет у нас православных, напр. Послание восточных патриархов и проч. Если поэтому чуть ли не целая половина протестантского клира заражена антирелигиозным духом, то это (то это) в существенной доле зависит и от того, что этот клир первоначальное образование получает в общеобразовательных гимназиях с одним только Законом Божиим в нескольких уроках. То же явление наблюдается даже и на римско-католическом духовенстве в той среде его, которая воспитание и образование получает не в специальных духовно-учебных заведениях, а также в гимназиях. Доказательством этого может служить модернистское движение в римском католицизме, которое является, как выразился один из ораторов, не каким-либо ничтожным двигателем, а движением сильным, очень волнующим римскокатолическую курию.

По отзыву члена Собора Ф. Г. Кашменского, то, что выносили семинаристы из обзора философских учений, гораздо глубже, чем то, что дается в гимназиях на уроках философской протедевтики. Капралов говорил о схоластическом методе преподавания в духовно-учебных заведениях, в частности по изучению Священного Писания;Но не мало семинаристов вышло из школ с хорошим знанием библии, которая на уроках читалась, переводилась и сопровождалась соответствующими комментариями. И книга эта была глубоко уважаема питомцами духовной школы. Докладчик верит, что воспитанники и новой реформированной школы будут учить слово Божие, знать его, познакомятся с основным богословием. Докладчик надеется, что в учебный план духовной школы введут курс эстетики с отделом о памятниках христианского искусства. На должной высоте будет стоять и пение. В отделе общеобразовательных наук следует уделить место естественной истории, знакомству с законами биологии. Общеобразовательная школа духовного ведомства должна быть школой общесословной, с правом поступления из нее во все высшие учебные заведения.

ПредседательАрхиепископ Иоанн

Товарищи председателя

Секретари

Члены

Делопроизводитель А. Оранский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 15–23. Машинопись.