Журнал № 2

5 сентября 1917 г.

Второе заседание Отдела состоялось 5 сентября 1917 г., в актовом зале Московской духовной семинарии, под председательством высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Рижского.

Заседание началось в 10час[ов] утра, окончилось в 2 час[а] дня.

Из 105 членов Собора, записавшихся в состав Отдела, в заседании присутствовало 64 человека.

Список членов Отдела и росписной лист участвовавших в настоящем заседании приложен к сему журналу.

Заседание было открыто речью высокопреосвященного председателя, указавшего на тесную связь предстоящих Отделу работ по реформе духовно-учебных заведений с приходской реформой.

Вопрос об оживлении прихода ставится в первую очередь. Пастырю Церкви в настоящее время предъявляются особые запросы; неуклонно он должен быть на высоте своего призвания.

В то же время надо иметь в виду, что православному священнику все чаще и чаще приходится соприкасаться с духовенством инославным, получающим соответствующую подготовку к своему служению.

Так, пастор проходит курс богословского факультета университета. Ксензы получают воспитание и образование в семинариях и академиях и по ревности к своей Церкви заслуживают подражания. Муллы, обслуживающие духовные нужды русских мусульман, также получают специальное образование в своих школах. Затем, по всей России распространяется сектантство; проповедники обычно проходят курс специальных заграничных семинарий, напр. в Гамбурге.

С объявлением свободы исповеданий инославные учения получат самое широкое распространение и православному священнику придется все силы и знание приложить к миссионерскому подвигу. Православное духовенство должно быть крепко религиозным духом, держаться строгих нравственных начал, отличаться преданностью учению Св. Церкви.

Кроме чисто религиозной стороны служения, пастырь должен отвечать и на запросы общественной жизни. Всюду образовываются различные союзы, кооперативы. Деятельное участие в организации и руководительстве этими обществами и должен принимать священник. В настоящее время Православная Церковь не может рассчитывать на те субсидии государства, какими она до сих пор пользовалась. Это вызывает нужду в поддержке со стороны церковного общества, на котором и будет лежать главным образом забота о содержании своих пастырей.

Велика задача предстоит духовной школе, поэтому она должна проникнуться особым творческим духом. Школа нужна для церкви, нужна для пастырей.

Затем, по предложению высокопреосвященного председателя Учебного отдела, член Собора В. Н. Самуилов доложил Отделу о тех проектах духовно-учебной реформы, какие вырабатывались с 1896 г. В этом году впервые была образована по почину и под председательством преосвященного Иоанникия, митрополита Киевского, комиссия из членов Св. Синода, с участием председателя Учебного комитета протоиерея П. А. Смирнова, по пересмотру устава духовных семинарий и училищ 1884 года. Цель реформы — усилить воспитание питомцев духовной школы в духе церковном, для чего предполагалось преподавание богословских предметов поручить лицам священного сана, пересмотреть правила о поведении, посещении богослужений и учредить особых воспитателей по одному на класс из студентов духовной семинарии. Выработанному проекту не было дано хода обер-прокурором Св. Синода К. Н. Победоносцевым, который находил, что для надзора за молодыми воспитателями придется учредить должности особых надзирателей. Последствием работ было лишь поручение Св. Синодом Учебному комитету составить новые программы. В 1901 г. вызваны были для этой цели несколько профессоров и преподавателей. В 1905 году выработан учебный план применительно к уставу 1867 г. План этот утвержден Св. Синодом в 1906 году. Затребованы были также отзывы архиереев и правлений духовных семинарий и училищ о реформе духовной школы. Вопрос о реформе духовной школы был предметом суждения на Предсоборном Присутствии в 1906 году сначала в V Отделе, затем в общих собраниях Предсоборного Присутствия. Все были согласны с тем, что minimum светского среднего образования должен быть дан в духовной школе. Соглашались и с тем, что общеобразовательные классы должны быть отделены от пастырских. При этом одни находили, что такое отделение следует произвести в единой духовной школе, применительно к уставу 1867 года, другие признавали, что пастырские классы должны быть отделены от общеобразовательных территориально.

В V Отделе голоса разделились пополам: 9 голосов было подано за единую школу (в том числе профессор А. П. Рождественский, профессоры А. И. Бриллиантов, В. З. Завитневич и другие), за полное отделение духовной школы подано также 9 голосов правой группы Присутствия. Голос председателя в пользу единой школы. В общем собрании за единую школу подано 20 голосов и за отделение пастырской школы от общеобразовательной 17 голосов. Наиболее сильные доводы в пользу единой школы были приведены проф[ессором] И. В. Поповым. Он опасался, как бы «пастырская школа, раздавив семинарию, вслед за нею не провалилась и сама». Главные доводы в пользу единой школы высказывались те, что духовные гимназии не будут поддержаны церковными средствами, что они перейдут в Министерство народного просвещения, из под пастырских школ будет оторван фундамент из 8 классов духовного училища и семинарии, и она окажется висящею в воздухе, в пастырской школе не будет слушателей, так как окончившие духовную гимназию предпочтут поступить в светские высшие учебные заведения и, наконец, с финансовой стороны трудно будет разделить вполне оборудованные здания семинарий между гимназией и пастырской школой, затем отдельная администрация пастырской школы потребует громадных средств. Всего этого можно избегнуть в единой школе, где старшие классы будут пастырскими, выход из IV класса семинарий в университет будет обеспечен. Защитники гуманитарной гимназии основывались главным образом на том, что цель духовной школы не только готовить пастырей, но и христианизировать общество, т. е. давать истинных христиан на всех поприщах деятельности.

В 1907 году при обер-прокуроре Св. Синода П. П. Извольском профессорами Н. Н. Глубоковским и М. А. Остроумовым выработан был проект гуманитарной гимназии (7 кл.) и пастырской школы (3 кл.), территориально разделенных. Проект по существу сходен с выработанным ныне школьной комиссией педагогов. Проект не получил движения в виду оставления П. П. Извольским поста обер-прокурора Св. Синода.

В 1908 году состоялось особое совещание Св. Синода с участием академических профессоров и членов Учебного комитета о реформе духовной школы. Было принято положение. — «Духовная школа, имея единую цель служить потребностям Церкви, должна быть единою, начиная с младших классов и кончая старшими, должна готовить к пастырскому служению». На основании этого положения Св. Синода поручил Учебному комитету, с участием ректоров и инспекторов духовных семинарий, разработать проект устава с таким расчетом, чтобы «воспитанник духовной школы в каждом классе чувствовал себя воспитанником именно духовной школы». Материалом для работ служили мнения и отзывы правлений духовных семинарий и училищ. Проект устава был выработан в 1911 году, но в день, назначенный для доклада проекта Св. Синоду, С. М. Лукьянов должен был оставить пост обер-прокурора и проект был сдан в архив, за исключением утвержденных Св. Синодом правил по воспитательной части.

В конце 1911 г. был выдвинут проект преосвященного Могилевского Стефана, деливший духовную школу на две части — шестиклассное общеобразовательное училище, с возможностью перехода из VI класса вVII класс гимназии и 4-летнюю пастырскую школу. Предполагалось, что переход изVIкласса в VII класс гимназии будет не так соблазнителен для воспитанников, как по окончании 8 классов духовной гимназии.

В период выработки проектов устав 1884 года изменен был и по учебной, воспитательной и хозяйственной частям, а также в последнее время и по административной (выборы). Остались только немногие инструкционные правила.

До проекта комиссии преподавателей текущего года в Учебном комитете предлагался проект Н. И. Билибиным, членом Учебного комитета, который предлагал в пределах 10 лет «minimum» требований общеобразовательной средней школы выполнить в течение первых семи лет (были голоса за сокращение гимназического курса до семи лет) и последние три года посвятить богословскому образованию (это были бы высшие богословские классы). Территориальное разделение духовной школы почивший признавал не имеющим за себя никаких оснований.

Кроме того, Учебным комитетом еще до совершившегося переворота обращено было внимание на недостаток во многих епархиях кандидатов священства с семинарским образованием. Духовные семинарии в среднем дают свыше 50 % для епархиальной службы, затем около 15 % шли в церковные школы и в духовные академии. Около 35 % терялись для пастырства. Полагали восполнить этот недостаток учреждением особых трехлетних пастырских школ в тех епархиях, где ощущается недостаток в получивших среднее образование кандидатах священства, как надстройки над духовными училищами и высшими начальными училищами. Проект такой пастырской школы выработан в Учебном комитете.

В текущем году комиссией педагогов составлен проект 8-классной духовной гимназии и трехлетнего богословского института. Общие положения, бывшие на обсуждении Предсоборного Совета, розданы членам Собора. Проект детальной разработки напечатан и находится на пути из Петрограда в Москву.

Наряду с этим проектом некоторыми членами Учебного комитета представлен новый проект об уничтожении существующих духовных училищ и надстройке 5-классных пастырских школ над высшими начальными училищами.

Уже из этого краткого перечня проектов реформы духовно-учебных заведений видно, насколько трудно и ответственно решение вопроса о радикальной реформе духовно-учебных заведений. Каждый из проектов есть плод больших рассуждений и тяжелой работы. И нам придется много и много подумать прежде, чем представить Священному Собору те или иные основные положения предполагаемой реформы духовной школы. Необходимо избежать общего почти удела человеческих суждений из-за некоторых дефектов школы, видеть в ней одни сплошные недостатки и позабыть, что в этой школе были и достоинства. Необходимо взвесить и теневые и светлые стороны. А добрых сторон в родной нам духовной школе не мало — богословские и философские дисциплины дают питомцам правильное религиозное мировоззрение, семинаристы издавна славились умением писать сочинения. Трудоспособность также не малый плюс духовной школы. И едва ли кто решится сказать, что наши преподаватели хуже гимназических и хуже ведется преподавание, чем в светских учебных заведениях.

Следующим докладчиком, председателем Учебного комитета протоиереем К. М. Аггеевым было сообщено о работах особой комиссии по реформе духовной школы, рассмотренных X Отделом Предсоборного Совета и пленарным собранием членов того же Совета. Комиссия открыла свои заседания в мае текущего года и закончила в августе. В состав членов комиссии вошли представители отдельных учительских союзов, профессора духовных академий и светских учебных заведений, а также педагоги средней общеобразовательной школы. Работы комиссии прерывались на время заседаний съездов преподавателей духовно-учебных заведений, а также мирян и духовенства. С 15 июня работы комиссии, пополненной делегатами указанных съездов, получили характер особой важности. Трудны комиссии уже отпечатаны и будут предложены членам Собора в ближайшее время.

Приступая к работам, Учебная комиссия исходила из того положения, что духовно-учебные заведения существуют в Церкви и для Церкви. Назначение школы служить благу Церкви, подготовлять достойных пастырей. Но по вопросу о том, какими средствами достичь указанной цели, возникли разнообразные суждения. Возник вопрос о типе школы. Специалистами были высказаны соображения: прежде чем вводить в сферу богословствования, необходимо дать питомцам духовной школы общеобразовательный фундамент, прежде чем подводить человека к его пути, нужно дать ему средства сознательно избрать этот путь. Если же путь будет внешне навязан ему, тогда последствия будут сказываться самым нежелательным образом в течение всей его жизни. Комиссия пришла к единогласному решению: раньше всякого специального образования необходимо дать учащимся общеобразовательный «minimum» знаний, в противовес многопредметности, которой страдала старая школа. Этот вопрос везде получил единогласное решение: на съезде педагогов, на съезде мирян и духовенства и на Предсоборном Совете.

Если для учащихся должен быть осуществлен «minimum» среднего образования, то мы подходим к вопросу: не должно ли быть в ведении Церкви гимназии? Поэтому комиссией по реформе средней духовной школы был выработан проект особой христианской гуманитарной гимназии. На ряду с общеобразовательным «minimum»-ом эта школа не должна порывать связи с тем, чем она была в прошлом. Она должна иметь хорошие стороны семинарии. В ней должны быть такие предметы философско-богословские, которые имеют значение не только для пастырей Церкви, но и для всякого христианина. По словам профессора Гревса, у нас нет школы, где изучалось бы христианство. Такая школа должна не только подготовлять пастырей, но и все христианское общество. Обсуждая меры к поднятию образовательного уровня пастырей, комиссия пришла к убеждению, что высшее богословское образование должно быть признано для них обязательным. Если духовно-учебные заведения должны подготовлять пастырей Церкви, то должны быть пастырские школы. Пастырство — особого рода служение, требуется особая пастырская настроенность, уменье подойти к больной душе человека. Это дается общим укладом, школьным режимом. Пастырские школы существуют в настоящее время, но они не удовлетворяют своему назначению.

Опыт католических школ показал, как не надо воспитывать пастырей; школы эти дают примеры только лицемерия и ханжества. Вопрос о создании такого рода школ с узкими задачами комиссией был единогласно отвергнут. В настоящее время вопрос о специальных пастырских школах может быть поднят только в исключительных случаях. Для осуществления же поставленной комиссией задачи дать будущим пастырям законченное богословское образование было высказано пожелание об увеличении количества духовных академий и об улучшении правового и материального положения духовенства. А так как приведение в исполнение этого пожелания есть дело более или менее отдаленного будущего, комиссия пришла к убеждению о необходимости открытия особых богословских институтов.

Второй вопрос, всесторонне обсужденный комиссией — это вопрос об управлении школой. Уставы 67 и 84 г.г. взаимно исключают друг друга. Наличное состояние указывает, что школа в своей административной части нуждается в коренной реформе. Учебная комиссия, отправлялась от того факта, что всякое фиктивное управление школой, кроме вреда, ничего не дает. Всем известно, что в ней открыт простор для всякого рода безответственных влияний. Устав 84 г. отдал духовную школу в управление епархиального преосвященного. Но если бы владыки исполняли хоть часть возложенного на них указанным уставом, они должны были бы оставить заботу об епархиальных делах. Есть епархии, где имеется 12 и более учебных заведений. Каким же образом епархиальный преосвященный может фактически осуществлять права управления? Учебная комиссия исходила из того принципа, что нужно сделать управление реальным, а не номинальным. Устав 67 г. духовно-учебные заведения отдал в ведение Учебного комитета. Но из Петрограда управлять невозможно. Крайняя централизация служила тормозом для развития школьного дела. И самая конструкция комитета, его права не соответствовали назначению этого учреждения. О всем комитет должен был докладывать Св. Синоду. Учебная комиссия стала на путь того, что называется автономией школы. Разгрузить, децентрализировать управление школой, оставить комитету главное — вот к чему стремилась комиссия. Имелось в виду освободить высшую власть от мелочей управления, а не умалить права комитета. Управление школой по проекту комиссии переносится на места. Под председательством и руководительством епархиального преосвященного образуется Церковный Совет, который выделяет из себя школьную секцию, школьный комитет, пополняемый представителями общественности. Он ведает всеми частями школьной жизни, является инстанцией, обеспечивающей права меньшинства. Вопросы, не решенные на местах, передаются в комитет. Последний в особо важных случаях вносит свои предположения Св. Синоду.

По вопросу об организации богословских институтов, о которых подробно сообщено в Церковно-Общественном Вестнике, докладчиком Отделу выступил член Собора И. П. Николин. По сообщению докладчика, наши семинарии страдают значительными дефектами, как в части общеобразовательных наук, так и в отделе наук богословских. Богословские сведения сообщаются бессвязно, отвлеченно, без указания на применение их к практической жизни. Хотелось бы создать учебное заведение повышенного типа, где питомцы готовились бы к церковно-практической жизни. Надо расширить курс богословской школы, прибавить еще один год, доведя общий курс духовной гимназии и богословского института до одиннадцати лет. Комиссия сознавала всю важность особого подготовления к пастырскому служению в условиях настоящего исключительного времени. Согласно ее предположению, расширяется круг наук богословских, вводятся некоторые новые предметы: патрология, церковное право, знакомство с социальными учениями, с развитием философской общественной мысли. Вместе с тем обращено особенное внимание на подготовку к практической деятельности. Она, по мысли комиссии, не может быть проведена инструкционным путем, внешними мерами воздействия. Комиссии казалось, что самый лучший способ подготовки будущих пастырей Церкви — это привлечение воспитанников к организации церковно-общественной жизни, обращение к их самодеятельности, путь прямого, непосредственного участия воспитанников в делах внутренней миссии, в работах различного рода братств, союзов, организаций, особенно деятельное участие в жизни, приходских храмов.

В виду своеобразных задач богословского института, Учебная комиссия полагала бы отделить этот институт от гуманитарной гимназии. Этим путем произошла бы разгрузка духовных семинарий, напоминающих собою в настоящее время фабричные казармы. Нужно в настоящее время строить общежития по барочной системе, группирую воспитанников по возрастам и по интересам. Комиссия сознает, что сделать это сразу невозможно. Богословскому институту придется на первых порах существовать совместно со среднеобразовательной школой.

Что касается вопроса об отношении богословского института к академиям, то относительно этого пункта члены комиссии имели суждение совместно с профессорами академий. Не все способны к прохождению высшей богословской школы; более выдающимся по знаниям и интересу к богословским наукам питомцам богословского института можно облегчить прохождение курса духовной академии путем зачета им некоторых предметов, пройденных ими в институте. По мнению членов комиссии, воспитанники богословского института могли бы быть зачислены непосредственно на 2-ой или даже на 3-ий курс академии. После чтения справок из журналов пленарного собрания Предсоборного Совета вниманию Учебного отдела был предложен доклад преосвященного Андроника, епископа Пермского.

По мнению преосвященного Андроника, наша школа всегда была сословною; цели пастырского подготовления отходили на второй план. Двоякая цель — дать детям духовенства образование и приготовить к пастырству — оказалась вредной для нашей школы. В духовные школы поступали лица, не имевшие намерения посвятить себя пастырскому служению. Эти лица тяготились режимом, который должен быть в пастырской школе; создавалась озлобленность, возникали волнения среди воспитанников духовной семинарии. Официальные справки говорят, что в духовном звании остается до 50 % питомцев духовной школы. Но есть семинарии, которые не дают почти не одного процента (напр. Пермская). Нужда заставляет прибегать к услугам духовного фельдшеризма, открывать пастырские школы, устраивать курсы для подготовления пастырей, принимать в старший класс семинарии вольнослушателей, желающих принять священный сан. Приходится признаться, что основная цель церковной школы до сих пор оставалась вне сферы внимания руководителей духовным ведомством; мало заботились о том, чтобы поднять нравственный и умственный уровень пастырей.

По мнению докладчика, духовная школа должна быть общедоступной, бессословной, общеобразовательной, с платой за обучение, должна отличаться особым режимом, высотою курса по Закону Божию. Светская школа становится языческою. Надо катехизировать народ; Церковь должна быть ему матерью. Существуют частные гимназии различных типов. Есть основание надеяться, что и наша школа не будет нуждаться в питомцах. Но имя в виду, что нам надо создать пастырей, которые сами себя посвятили бы служению Святой Церкви, предстоит необходимость в создании особых пастырских школ, но не богословских институтов. Пастырство, в его сущности, нельзя раскрыть словами и если во внешних делах требуется специализация, то тем не менее должна быть особая подготовка к пастырству. Окончив общеобразовательную школу, уяснивши себе взгляд на жизнь, часть питомцев этой духовной школы пойдет в пастырскую школу, но не нужно преграждать в последнюю доступа и прошедшим курс светских учебных заведений. Пастырям церкви придется взять на себя подвиг, и новая школа должна выпускать из своих стен исповедников, получивших законченное среднее образование и в то же время обладающих высокими богословскими знаниями.

По мнению прот[оиерея] П. И. Соколова, нельзя согласиться с тем, что к пастырству можно готовиться, как готовятся к ремеслу. Для ремесленника требуются знание и ловкость, для пастыря — настроенность, а она легко даться не может. Нельзя приготовить к пастырству чрез богословские курсы и пастырскую школу, если раньше не положено основание в известной обстановке. Связь между школами должна быть, приготовлять к пастырству нужно с малых лет. Режим учебных заведений для подготовки к пастырству должен быть особый; особое воздействие на душу ребенка имеют впечатления, идущие «со вне во внутрь». Христианизировать общество чрез одно учебное заведение в губернии невозможно, христианизировать надо через пастырство. Нужно подготовить пастырей, при помощи их воспитать общество. То, что нам предлагается Учебной комиссией, много имеет общего с уставом 1867 года. Казалось бы, что коренной ломки производить не следует. Надо поднять, возвысить общеобразовательный курс духовных семинарий, может быть, прибавить еще один год. Богословские курсы должны быть организованы особо, но это дело — отдаленного будущего. Значит, речь может быть о том, чтобы дать выход семинаристам в высшие светские учебные заведения, дать им полное среднее образование. Преосвященный Андроник указал на то, что семинарии были сословными школами, но это не по штату и не по закону. В настоящее время школы всесословны. Большого количества пастырей, какое в настоящее время дают наши семинарии, ожидать нельзя и не потому, чтобы они были плохи, а потому, что пастырство в настоящее время есть подвиг. Трудно ожидать, чтобы много нашлось желающих по окончании средней образовательной школы и богословского института поступить на службу в деревенский приход. Реформу надо начать снизу, с улучшения положения сельского духовенства. Пока этого не будет, значительное количество священников окажется из лиц, не имеющих среднего образования. Присматриваясь к истории духовных семинарий, нельзя сказать, чтобы они выпускали значительное количество нигилистов, атеистов: семинаристы по своей настроенности всегда гораздо выше гимназистов. В настоящее время можно обойтись без коренной ломки духовной школы; надо только сделать четыре класса в семинарии общеобразовательными, а следующие — специально богословскими. Боязнь оставить богословские классы без учеников неосновательна. Должно быть улучшено материальное и правовое положение духовенства, тогда пойдут в пастыри и лица с полным законченным богословским образованием. По мнению прот[оиерея] Соколова, основа реформы учебной комиссии не приспособлена к потребностям Православной Церкви, — она дышит протестантизмом.

По мнению проф[ессора] Абрамова, не только о подготовке пастырей церкви следует думать Учебному отделу, но и об образовании православного населения. При настоящем положении вещей, при полной свободе исповеданий, при стремлении создать независимую от Церкви школу, необходимо иметь в ведении православного общества христианские гуманитарные училища. И чем лучше будут подготовляться в этих школах подрастающие поколения, тем легче будет пастырю работать в деле христианского служения. На пастырей смотрят, как на людей не от мира сего; в то же время светская школа не делает нас христианами — из нее выходят люди, оторванные от Церкви. Между тем, к задачам Церкви относится просвещение народа. Министерство народного просвещения предоставляет каждому открывать школу; почему же Церкви не иметь своей школы, где бы воспитывалось население в духе церковном. Мысль о создании средней школы, где бы давалось определенное христианское мировоззрение, следует всемерно поддерживать. Только тогда можно быть специалистом, когда пройден курс общеобразовательной школы. Следует приветствовать такую гуманитарно-христианскую школу, которая, будучи всесословной, допускала бы совместное обучение мальчиков и девочек. Эта школа должна сыграть громадную роль.

По мнению проф[ессора] Керенского, целью духовной школы является то, чтобы выпускать наиболее благочестивых и просвещенных служителей Церкви. А для этого требуется то, чтобы лица, призываемые к церковному служению, получали образование церковное с малых лет, дабы оно, так сказать, впиталось в плоть и кровь человека. Этого же не может быть в том случае, если пастыри церкви будут получать до 18—19 лет почти исключительно светское образование, и только получив это последнее, приступят к изучению богословских наук. Для таких лиц изучение этих последних наук будет чем-то более или менее внешним и непрочным, как осуществляемое с того времени, когда человек уже испытал на себе влияние различных иногда совершенно не христианских течений. Опыт образования протестантского, англиканского и римско-католического клира вполне подтверждает истину этого положения. Протестантское (лютеранское и реформатское) духовенство также получает образование сначала в общеобразовательных гимназиях, потом в университетах на богословских факультетах, и результаты получаются отрицательные. Протестантское духовенство целою половиною своею настроено рационалистически, принадлежа к различным школам, иногда относящимся к христианству слишком произвольно: мифической, вульгарного рационализма, тюбингенской, гегелианской, шлейермахерской, ричлианской, адогматической и проч. Тоже наблюдается и в англиканском духовенстве, которое также получает образование сначала в гимназиях, а потом в колледжах (3—4 года). И оно, как неоднократно жалуются высшие церковные власти Англии, чуждо истинного христианства, принадлежа к таким богословским школам, как брод чёрч (широкая церковь), лоу чёрч (низкая церковь). Отчасти наблюдается это даже и на римско-католическом клире. Церковные власти римского клира в некоторых государствах, напр. Германии, также вынуждены отправлять будущих пастырей церкви сначала в общие гимназии, а потом в университеты, и результаты получались отрицательные. Так называемое модернистское направление в римско-католическом богословии имеет своих адептов главным образом из гимназий и университетов. Вот почему римско-католические церковные власти там, где возможно им, упорно цепляются за свои специальные семинарии и академии. Несомненно тоже будет и с нашим духовенством при проектируемой постановке образования. Следует поэтому сохранить наши прежние духовные училища и семинарии, конечно реформировать их, тем более, что все возражения, делаемые против них, не выдерживают серьезной критики. Говорят, что в них гуманитарные, общеобразовательные науки поставлены плохо. Но ведь нельзя и требовать, чтобы общеобразовательные науки в семинариях и духовных училищах были поставлены на должной высоте, потому что они все-таки специально-богословские школы и потому в них главное внимание должно быть сосредоточено на изучении богословских наук. Кроме того, семинарии и духовные училища даже как и общеобразовательные школы поставлены не так плохо, как утверждают защитники проекта новых учебных заведений для будущих пастырей церкви. Видно это из того, что и теперь в русских университетах можно встретить немало профессоров из бывших семинаристов. Говорят, что и богословское образование в духовных семинариях и духовных училищах поставлено очень плохо. Это положительно неверно. Будучи студентом в Берлинском, Бонском и Бернском университетах он имел возможность наблюдать, что программы богословских наук, преподаваемых на богословских факультетах этих университетов, не выше программ соответствующих наук в наших семинариях. Поэтому положительно утверждается, что наше православное духовенство, выходившее из семинарий, по богословскому образованию не ниже духовенства римско-католического, протестантского и англиканского. Говорят, что воспитанники наших семинарий избегают пастырского служения, но во 1-х, это бегство уже не настолько великое, как утверждают: 65 % семинаристов все-таки поступают в священники, во 2-х, если некоторые семинаристы и избегают пастырского служения, то это объясняется исключительно неудовлетворительным экономическим положением членов нашего клира. Та же картина наблюдается и на клире западных инославных церквей. До 1907 г. во Франции из римскокатолических семинарий семинаристы охотно шли в священники, после же отнятия у клира казенного содержания идут очень неохотно (по 2—3 человека из некоторых семинарий).

По заявлению прот[оиерея] Аггеева, вышло недоразумение. — Он указывал объективно основы реформы и не присоединялся к мнению, против которого возражали преосвященный Андроник и П. И. Соколов. Последний взял на себя моральное обязательство доказать правильность его заявления относительно наклона комиссии к протестантизму.

По заявлению г. Козьминского, духовная школа должна как можно шире раскрыть двери для всех христиан. Наиболее желательным элементом для этой школы являются дети духовенства. Говорят, что школа воспитывает — это утверждение слишком смело — воспитывает среда. Нельзя говорить о влечении к пастырству 8—10 лет, но уважение к пастырству в эти лета привить можно.

По заявлению В. Х. Харькова, вопрос о необходимости коренной реформы духовно-учебных заведений представляет собою аксиому. Об этом говорит и деятельность комитета. Не надо забывать, что школа должна удовлетворять моменту. Нельзя оторвать школу от жизни. Всюду говорят, что религия дело частное; на очереди вопрос об устранении Закона Божия из учебного плана светской школы. Естественно поэтому возникновение мысли об организации христиански гуманитарной всесословной школы, находящейся в ведении Церкви. Духовные семинарии имели две цели; эти цели сталкивались и порождали бунты. Школа должна удовлетворять своему назначению, должна иметь в виду текущий момент. Что касается до отделения школы общеобразовательной от пастырской, то такое деление подсказывается всем существом дела. Предлагаемый Учебной комиссией тип новой школы не порывает связи с прошлым, старается сохранить положительные стороны духовной семинарии. Всякая специализация возможна лишь на фундаменте общеобразовательных знаний. Протоиерей Соколов, отвечая на замечание протоиерея Аггеева, сообщил, что не слышал оговорки председателя Учебного комитета об отношении последнего к работам комиссии. Между тем, эти работы, несомненно, проникнуты духом протестантизма. Комиссией проводится тот взгляд на воспитание, что нужно действовать «изнутри во вне», при отрицании внешнего воздействия на душу. На этом строится весь уклад школьной жизни. Между тем, богослужение и обрядовая сторона религии оказывают весьма сильное влияние на весь строй религиозной жизни, на сердце верующих. По мнению Учебной комиссии, для поступления на богословские курсы не требуется прохождения курса специального учебного заведения, к пастырству предполагается приготовлять так же как готовят к ремеслу. — Сердца, души такая подготовка может коснуться только самым слабым образом. по утверждению протоиерея П. И. Соколова, является далеким от истины утверждение, будто семинарии имеют двойную задачу: давать бесплатное образование детям духовенства и готовить пастырей. Духовные семинарии искони имели одну задачу: приготовлять к пастырству. Может быть, в практической жизни обе эти цели часто имелись в виду, но сама семинария, согласно поставленным задачам, имела в виду иное. Готовили к пастырскому служению с духовного училища. Поэтому и режим в духовно-учебных заведениях применялся такой, который должен был воспитать в учащихся известную настроенность. Между тем, в проекте Учебной комиссии не находим заявлений о необходимости подготовки внутренней будущих пастырей в смысле их религиозной настроенности. Все это относится к богословскому курсу и при этом указывается, что религиозная настроенность должна быть для всех одинакова. Несомненно, религиозно настроенным должен быть всякий, но пастырь Церкви сугубо.

По мнению В. Я. Малахова, в вопросе о реформе духовной школы надо принимать во внимание не только идейную сторону, но и практическую. Проект, красивый с идейной стороны, в жизни может быть неосуществим, по крайней мере в ближайшие десятилетия, и Русская Церковь окажется в тяжелом положении, без достаточного количества кандидатов священства.

Невозможно совместить среднее светское образование и специально духовное в одной школе. Неизбежны недочеты с той или с другой стороны.

Еще более невозможно установить такую воспитательную систему, которая удовлетворила бы воспитанников духовной школы; уходящих в светские учебные заведения и готовящихся к пастырству. Отсюда неподготовленность кандидатов пастырства к своему служению. Противоположный пример — римско-католическая семинария.

Необходимое не только классовое (по классам), но и территориальное обособление духовной школы от школы общеобразовательной. Должна быть общеобразовательная школа (1—2—3 в епархии) с религиозно-церковным управлением, с курсами философских предметов и отдельно от нее пастырская школа с 3—4 летним курсом учения.

Пастырской школе, в виду тяжести пастырского служения ныне, угрожает (да по всей вероятности и будет) недостаток кандидатов с средним образованием. Этот недостаток можно будет восполнить Институтом вольнослушателей (из учителей, диаконов и пр.). В широкой мере этот Институт доселе применяем был в некоторых семинариях и дал удовлетворительные результаты. Результаты эти можно улучшить при более разборчивом приеме вольнослушателей.

Образование в проектируемой пастырской школе должно быть средне-богословское в объеме приблизительно нынешней семинарии. Но — главное — в пастырской школе должен быть строго-церковный режим, определенная система воспитания, направленная к выработке из учеников истинных пастырей, проникнутых идеей величия, важности своего служения и в школе еще подготовленных к этому служению.

Председатель Архиепископ Иоанн

Товарищи председателя

Секретари

Члены

Делопроизводитель А. Оранский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 386. Л. 2–14. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.