24 октября 1917 г.
9 ¾ ч[асов] вечера
На заседании присутствовало 15 человек.
Предметом обсуждения служило выяснение
понятия «христиански-гуманитарное направление». Вл. В. Успенский,
выясняя понятие «христиански-гуманитарное направление», указал, что для
при этом направлении необходимы в системе курса
некоторые науки, именно: Закон Божий, цер[ковно]-славянский язык и церковное
пение; но глав[ным] образом направление это
заключается в духе преподавания и строе воспитания.
Прот[оиерей] С. Пр. Старков указывает значение христиански-гуманитарной школы; главная цель средней школы — дать учащимся миропонимание и жизнепонимание; этой цели всего лучше достигает не реальная школа, которой оч. Увлекались ранее и теперь продолжают увлекаться, а христиански-гуманитарное образование, дающее стройное миропонимание, воспитывающее человека.
Протоиерей Г. И. Преображенский — для христиански-гуманитарного образования рекомендует при преподавании разных предметов, напр. истории, литературы и др., выдвигать на первый план христианские идеалы.
Новолетов В. В. доказывает полную возможность введения истин христианского вероучения и нравоучения в преподавание истории, географии, литературы.
Смирнов К. Н., признавая великое значение христианского миропонимания, предостерегает от искусственного, а тем более насильственного втискивания в преподаваемые предметы тех или других христианских истин; это может вызвать у учащихся недоверие к преподаванию; наука прежде всего имеет целью истину; ее и нужно раскрывать в преподавании; а истина не противоречит и христианству.
Флоровский Ан. В., поддерживая предыдущее мнение, говорит, что каждая наука строится на основании ей свойственных законов.
Рождественский В. А. недоумевает,
как можно христианским способом преподавать предметы средней школы — географию,
историю, литературу; постоянное втискивание в преподаваемые предметы
христианских нравоучений может достигнуть противоположных привести к
нежелательным результатам — отклонить от христианства. Дух школы — в общем
христианском мировоззрении преподавателя.
Эту же мысль горячо поддерживает П. Вл. Доброхотов.
Свящ[енник] П. Г. П. Ломако, не настаивая на
искусственном выдвигании христ[ианского] миропонимания, восстает против
тенденциозного умалчивания о нем.
П. А. Смирнов указывает, что в каждой науке много фактов, доказывающих значение христианства и создающих христианское мировоззрение; след., нет нужды в искусственном выдвигании христианского миропонимания.
После обмена мнений, собрание вынесло
следующее положение: «Христиански-гуманитарный характер школы (выража)
выражается достигается, с одной стороны, включением в состав курса в качестве обязательных
предметов Закона Божия, ц[ерковно]-слав[янского] языка и церковного пения, а с
другой — самим духом образования, который при
соблюдении строго-объективной научности преподавания, требует особенно
внимательного отношения к фактам и явлениям, ярко отражающих силу и значение
христианства».
Заседание закрылось в 11 ½ часов.
В. Успенский.
Секретарь К. Смирнов
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 387. Л. 2–3. Рукопись.