Заявление протоиерея А. Юницкого в Отдел о высшем церковном управлении

12 июля 1918 г.

При отправлении моем из г. Баку на Священный Собор церковно-приходскими советами церквей г. Баку был дан мне особый письменный «наказ», чтобы я имел дерзновение просить Священный Собор почтить вниманием следующие их положения: во-первых, присоединить к Бакинской епархии Дербент, Петровск, Темир-Хан-Шуру (Дагестанской области), Красноводск, Асхабад (Закаспийской области) и церкви в Персии и уяснить вопрос о положении в Закавказье в русских приходах грузинского духовенства и об отношении русского духовенства с их паствою к Грузинской Церкви, ее иерархам и духовным лицам. Кроме того, я уполномочен духовенством и прихожанами существующих церквей в пределах Бакинской губернии присоединить к наказу и следующую просьбу. А именно: обстоятельства современной жизни на Кавказе требуют, чтобы митрополит Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказский, был постоянным членом Св. Синода и ежегодно лично сам делал доклады о своей епархии Святейшему Патриарху и Св. Синоду. Кроме того, это увеличило бы его бедные средства к существованию и дало бы ему вящее преимущество церковного иерарха Православной Всероссийской Церкви в противовес грузинскому католикосу.

Что касается просьбы о присоединении к Бакинской епархии Дербента, Темир-Хан-Шуры и Петровска, то она вызывается тем, что Дербент до конца 80-х годов состоял в районе Бакинского благочиния. Петровск и Дербент населены рыбаками, имеющими промыслы и в пределах Бакинской губернии.

В прочих городах и селах Дагестанской области и Бакинской губернии живут земледельцы-переселенцы из внутренних губерний. В северном же Кавказе — казачество. Дагестанская область и Бакинская губерния находятся в ведении одного Управления государственными имуществами. Епископ Бакинский в течении всего года имеет возможность посещать поименованные города как по морю (Каспийскому), так и по железной дороге. Относительно Красноводска и Асхабада обязан заметить, что они много ближе к Баку, чем к Ташкенту. Ввиду строящейся железной дороги из Баку в Тегеран возникающие и имеющие возникнуть в пределах Персии приходы должны требовать со стороны ближайшего к ним бакинского епископа постоянное наблюдение и руководство. Вообще присоединение к Бакинской епархии вышеуказанных местностей с их народонаселением вызывается географическими и религиозно-нравственными условиями жизни, и затем такое мероприятие округлило бы, увеличило церквами малочисленную приходами Бакинскую епархию.

Вопрос о положении грузинского духовенства в русских приходах и об отношении русского духовенства с их паствою к Грузинской Церкви, ее иереям и духовным лицам возник в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в русских приходах состоят на службе иереи-грузины, почти не умеющие служить на славянском языке. Во-вторых, замечено, что некоторые из них ведут интриги в приходах, направленные к тому, чтобы ссорить между собою русских прихожан и русских иереев. Наконец, есть такие иереи-грузины, которые имеют тяготение признать католикоса главою и русских церквей в пределах всего экзархата, даже ждут католикоса в г. Баку для служения в церквах. Как в Тифлисе, так и в Баку грузины имеют сочувствие в этом отношении в членах украинской грамады.

Протоиерей Александр Юницкий

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 252. Л. 261–261об. Машинопись. Подлинник. Подпись — автограф.