Запись к протоколу № 5

28 сентября 1917 г.

Заседание открыто высокопреосвященным Евлогием в Соборной палате в 5 ч[асов] вечера. Присутствовало 64 члена, согласно собственноручным подписям на прилагаемом листе.

По открытии заседания делопроизводителем Н. И. Кедровым, по предложению председателя, был оглашен протокол предыдущего заседания 19 сентября, который и был принят и утвержден собранием.

По прочтении протокола докладчик Подотдела о проповедничестве В. К. Недельский сообщил собранию о работах Подотдела за время после последнего заседания Отдела 19 сентября, или, лучше, о том, что принято было Подотделом в заседании 22 сентября. В означенном заседании, прежде всего, происходил обмен мыслей членов Подотдела по вопросу о допущении мирян на церковную кафедру, о разрешении им проповедования. В какой степени согласно было бы таковое допущение с каноническими требованиями и отвечало ли бы оно современным потребностям жизни? Было указано на 64-е правило Трулльского Вселенского Собора, которое запрещает мирянину учить, выступать с проповедью перед народом. Миряне, если и могут быть допускаемы к проповедничеству, то только лишь ко внебогослужебному и только в исключительных случаях. Допускать же это как организацию было бы неосторожным умалением пастырского авторитета. Да и надобности в этом при выборном начале не будет, ибо на иерархические степени будут выбираться не теплохладные люди, а люди, ревнующие об исполнении пастырского долга и, в частности, проповедничества. Но, по мнению других, в 64-м правиле VI Вселенского Собора говорится о самозваных учителях. Правило было вызвано определенными историческим соображениями, в противовес еретикам, позволявшим проповедовать во вред православному учению. Жизнь давно отменила означенное правило, и давно уже с разрешения самой церковной власти на проповеднической кафедре выступают воспитанники духовных академий и семинарий, преподаватели и профессора этих учебных заведений и другие церковно настроенные миряне. Само Священное Писание призывает нас служить Церкви каждого тем даром, какой кто получил от Бога. По дальнейшем обмене мнений Подотдел признал не только желательным, но и необходимым привлечь к делу христианской проповеди религиозно настроенных и способных к благовестию мирян, причем проповедываемое слово Божие мирянами, относясь прежде всего и главным образом к внебогослужебным собраниям верующих, не исключает права проповеди мирян и с церковной кафедры, но под непременным условием, чтобы то и другое совершалось с благословения священника.

Далее собрание перешло к вопросу о подготовке к проповедничеству кандидатов священства, или о постановке проповеди в духовных семинариях. При этом были выработаны собранием следующие положения: 1) Признано необходимым составление нового учебника по гомилетике, вполне соответствующего современному уровню принципиальных положений науки о проповедничестве. 2) Лучшей по подбору материала и вполне доступной учащимся по цене гомилетической хрестоматии. 3) Учебного сборника житий святых как пособия для начинающих церковных импровизаторов. 4) Вполне научного, обнимающего все главнейшие гомилетические вопросы пособия по гомилетике, особенно необходимого для начинающих преподавателей этого предмета.

5) Образовать для воспитанников старших классов семинарии особые классные проповеднические библиотеки, заключающие в себе все наиболее ценные произведения русской и иностранной (переводной) проповеднической литературы. 6) Для практических упражнений учащихся в проповедничестве организовать при семинариях проповеднические кружки с приглашением к участию в их деятельности лучших проповеднических сил епархиального города из духовенства и мирян. 7) Кафедру гомилетики предоставлять только лицам, которые обладают даром слова и приобрели опытность в употреблении этого дара на церковной кафедре, и потому могут руководить учащихся не только теоретически, но и своим собственным примером. 8) Увеличить количество уроков по гомилетике одним или даже двумя, как это сделано для практических занятий по дидактике. 9) Ввиду особенного значения проповедничества в Церкви и обусловленной им важности гомилетики как науки о проповедническом искусстве улучшить положение преподавателей по гомилетике назначением им полного штатного преподавательского жалованья за наличное количество уроков по церковно-практическим предметам.

Сверхурочную же работу их по руководству деятельност<ью> семинарских проповеднических кружков оплачивать особым дополнительным вознаграждением, как требующую исключительной траты энергии и соединяющуюся с чрезвычайной ответственностью. 10) Установить возможное согласие между требованиями гомилетики и другими семинарскими науками в том смысле, что все преподаватели семинарии должны прилагать внимание и заботу к выработке учащимися правильной речи и в изложении своих дисциплин особенно выделять те сведения, которые могут быть пригодными проповеднической кафедре (напр[имер], обильный религиозный элемент в лучших произведениях русских писателей). 11) Просить советы духовных академий, чтобы в академических дипломах делались особые отметки о питомцах академии, владеющих даром слова и зарекомендовавших себя усердием и ревностью в деле проповеди в период своего обучения в академии.

Следующим вопросом обсуждения собрания был вопрос о внешкольной или служебной подготовке проповедников. Как бы хорошо ни было поставлено преподавание гомилетики в семинариях, но семинарские проповеднические опыты учащихся — это лишь зачаток того, что предстоит им совершить на поприще служения слову по выходе из семинарии на чреде пастырства. Проповедническая деятельность пастырей не должна быть оставляема без надлежащего руководства. Чтобы приходские труженики на проповедническом поприще (священники, низшие клирики и миряне) не оставались одинокими и беспомощными в своем святом подвиге, собрание признало необходимым: 1) Организовать благочиннические, уездные и епархиальные благовестнические братства из наиболее опытных и преданных делу проповедников. 2) Время от времени, по требованию обстоятельств, устраивать краткосрочные проповеднические курсы для клириков и мирян. 3) Просить преосвященных чаще посылать в епархию даровитейших проповедников для непосредственного сотрудничества с их стороны местным работникам на ниве Божией. 4) Высшее руководство всеми епархиальными проповедническими организациями, соединенное с оказанием им всякой помощи и поддержки, сосредоточить в благовестнических кружках или братствах при духовных семинариях (или богословских институтах).

Принимая во внимание запросы и нужды церковного проповедничества, переживаемого нами исторического момента, Подотдел постановил:

1) От имени Собора напомнить пастырям Церкви, что проповедь, составлявшая некогда непременную часть всякого богослужения, и ныне должна раздаваться с церковной кафедры возможно чаще и обязательно за каждой Божественной литургией.

2) В нарочитом послании преподать благословение Собора всем пастырям и мирянам, которые свято и ревностно исполняли свой благовестнический долг доселе, и особенно во время тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом Божиим на нашу родину в последнее время, и именем же Собора призвать их к усиленным подвигам церковного учительства в наши дни.

3) Благословить от имени Собора наиболее искусных, даровитых и ревностных проповедников взять на себя благой почин в организации благочиннических проповеднических кружков духовенства и наиболее преданных Церкви и способных к проповеди мирян, чтобы учащий голос Церкви раздался повсеместно и мог быть увереннее, решительнее и настойчивее, благодаря братскому единению и дружескому взаимодействию всех, кому дороги достоинство, величие и честь Св. Церкви и спасение нашего отечества от переживаемых им страшных потрясений.

4) Именем Собора просить всех архипастырей о содействии проповедническим организациям, какие существуют или будут возникать в их епархиях.

5) Создать возможно безотлагательно общецерковный проповеднический журнал для выяснения основных вопросов проповедничества и для снабжения духовенства положительными поучениями применительно к явлениям современности, так и обстоятельными библиографическими сведениями и указаниями обо всем том, что может служить в качестве полезного пособия для проповедников.

6) Наметить примерные планы внебогослужебной проповеди, составить каталоги необходимой для нее литературы, образовать соответствующие комплекты брошюр и книг; наконец, издать брошюрами воскресные и праздничные стихиры для общего пения во время внебогослужебных собеседований.

Председатель предложил собранию Отдела высказаться по существу доклада Подотдела о проповедничестве.

Прот[оиерей] Миртов. Я внимательно выслушал изложенный доклад Подотдела. Кажется, Подотдел достаточно и усердно поработал над поставленными к разрешению вопросами. Он наметил целую систему научных знаний и целый арсенал технических средств для оживления церковной проповеди. Не возражая по существу выдвигаемых докладом тезисов, я должен отметить некоторую несообразованность их с действительными условиями будничной пастырской работы. Жизнь с ее суровыми, неумолимыми, подчас железными законами безжалостно мнет и сметает самые розовые мечты, самые пылкие желания. И при встрече с нею человек даже идейной настроенности принужден бывает отказаться от тех безбрежных перспектив, которые манили его юность. И вот, когда я беру во внимание современные условия пастырского быта, все тяготы пастырского служения, то у меня родится опасение, что постановления Подотдела могут остаться благими пожеланиями. Ведь то факт, что пастырские проповеднические библиотеки, имеющиеся и теперь у многих пастырей, нередко остаются нетронутыми за недостатком у пастыря свободного времени. И я боюсь, что все намеченные Подотделом организации, несомненно способные возжечь в душе пастыря св. огонь проповеднического воодушевления, не найдут приложения в жизни. Чтобы не пускаться в отвлеченные по сему предмету рассуждения, сошлюсь на конкретный случай. Я состою священником при церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в Петрограде. Общество имеет свою историю. Его заслуги в прошлом несомненны. На скрижалях его заветов написано: «Постоянная и неустанная проповедь». И я знаю, как широко поставлена организация проповеднического дела при всех церквах общества. Благодаря этой неустанной проповеди, вокруг бесприходных храмов общества всегда собирается масса богомольцев, выстаивающих нередко до полночи за тем, чтобы со вниманием выслушивать раздающиеся здесь беседы и проповеди. Но вот в мое отсутствие, когда я уезжал в Москву на съезд духовенства и мирян, в нашем храме были приобретены приходские книги. И я на своей практике испытал, как новая приходская работа стала стеснять мою проповедническую деятельность. Я увидел, что проповедь отныне будет поставлена в худшие условия, отчего и одушевление будет гаснуть. Так постепенно бледнеют и вянут таланты, когда пастыря всецело захватывает приходская работа, и нет ему времени для подготовки к живой и содержательной проповеди. Он все время должен отдавать богослужению и требоисправлению. Наблюдается часто такое явление. Вот выходит на подвиг пастырства молодой человек прямо с семинарской или академической скамьи. Он одушевлен высокими идеалами, благими пожеланиями, орлиными полетами мысли, огнем пламенной жажды кипучей пастырско-проповеднической деятельности. Но проходит время, и все его благие мечтания под напором прозаической пастырской работы постепенно отходят в область преданий, и он всецело отдается под ярмо обыденной работы. А ведь великий апостол, озаривший проповедью все концы вселенной, апостольский долг благовествования ставит выше всякой иной пастырской деятельности. «Не послал нас Господь крестить, но благовествовать», — говорит он. И вот я думаю, что для того, чтобы проповедник при помощи средств и предположений, выработанных Подотде лом, получил дар слова, действенного, жизненного, чтобы не гасли у нас проповеднические таланты, чтобы Церковь постоянно располагала достаточной силой для живого благовестия, — для всего этого необходимо пересоздать нашу современную церковно-приходскую жизнь, выделить или поставить священника в условия, при которых он мог бы всего себя и всецело посветить благовестнеческому служению. Я имею предложить вот что. Приход штатный в большинстве состоит из священника, диакона и псаломщика. Диакон, конечно, много украшает церковную службу, и православный русский человек доселе любит звучание колокола и басистых диаконов. Я думаю, что если бы вместо штатного диакона в приходе был второй священник с обязанностями требоисправления, а псаломщик был в сане диакона с тем, чтобы по будням он исправлял должность псаломщика, а в праздники нес служение диаконское, тогда, несомненно, настоятель облегчен был бы в своих трудах и для него открылась бы возможность и пополнять свое образование, и черпать материалы для слова проповеди, а равно и фактически участвовать в проповеднических организациях. Еще хотелось бы предложить следующее: кому не известны наши обширные монастыри и лавры, куда православный человек несет сердце, открытое к восприятию слова истины. И как бы хотелось, чтобы была проповедь здесь, где народ раскрывает тайники своего сердца. Тогда бы он уходил отсюда не только умиленным, но и наученным тайнам веры. Тогда действительно русский народ усвоил бы себе истинно христианское мировоззрение и не было бы тех эксцессов, которые наблюдаются в народной жизни ныне. Монастырь явился бы Силоамскою купелью для верующих. Он строил бы действительно новую народную жизнь. Вот мои практические предложения по выслушанному докладу.

Прот[оиерей] Чельцов. Прошу прощения, что я выступаю в роли критика доклада. В прошлый раз, присутствуя на заседании нашего Отдела, я делал несколько замечаний. Мне ответили, что доклад не был изложен в подробностях. Я постараюсь разобрать его с своей точки зрения. Кардинальный вопрос доклада — подготовка проповедников. Конечно, это дело школы. Но надо обратить внимание вот на что. Доклад рекомендует новые учебники гомилетики, хрестоматии, условия замещения преподавательских кафедр гомилетики и т. д. Я бы полагал, что для изменения в корне вопроса о проповеди всего изложенного в докладе крайне недостаточно. Я хорошо знаю немецкий язык, бываю в лютеранских кирхах. Проповедник там такой же, как и в наших православных храмах, но почему же он нередко говорит свои проповеди так, как я не могу говорить? Чем объяснить это? В церквах наших проповедуется нередко, но чрезвычайно редко где слышится хорошая, живая проповедь. Повторяю, чем объяснить это? И преподаватель хороший, и учебник хороший, естественно, необходимы. Но жизнь предъявляет еще другие требования. У нас нет науки о проповедничестве, о красноречии. Необходимо должна быть введена в наши учебные планы наука о красноречии. И пока этого не будет, все рекомендуемые докладом меры к поднятию проповеди являются лишь паллиативами. Возьмем вопрос о внешкольном руководстве проповедниками. В качестве руководящего начала здесь рекомендуется организация проповеднических братств при семинариях и разного рода проповеднические кружки. Я бы сказал, не сведется ли вся деятельность означенных учреждений к чисто канцелярской работе. Чем гарантируем себя от этого? В идее братства хороши, но на практике видим иное. Может быть, и новые проповеднические братства пойдут по пути старых. Говорится в докладе о положении науки гомилетики в настоящее время. Рекомендуется между прочим, чтобы советы академий делали характеристики питомцев, способных к проповеди, отмечали в дипломе особыми отметками их способности. Но одно дело — отметки и другое — характеристики. Рекомендуется еще известный контакт между гомилетикою и другими семинарскими науками. Но проведение подобных контактов и ранее давало печальные результаты в различных областях семинарских дисциплин. Нередко этот способ поселял в среде питомцев даже отвращение к христианству, и я боюсь, не повторилось бы здесь то же самое. Известно, например, что сталось с предложением Учебного комитета о ежедневных утренних чтениях св[ятого] Евангелия в семинариях. По местам обнаруживались из-за этого предложения крупные скандалы. Почему из библиотек благочиннических пастыри мало или совсем не берут книг? Приведу в пример всем известного протоиерея Остроумова, владеющего обширной и превосходной пастырской библиотекой. «Много ли читателей в вашей библиотеке?» — спросил я однажды о. Остроумова. «Я один», — ответил он мне. Это объясняется тем, что у пастыря нет совершенно времени для чтения, и вот библиотеки неприкосновенно лежат по шкафам. Я ждал большего от доклада Подотдела. То, что выработано им по вопросу, можно ожидать от обыкновенного съезда духовенства, а не от деятелей-членов Священного Собора. Собору необходимо решить основной вопрос: что проповедь является ли основою необходимою частью богослужения? На этот вопрос в докладе Подотдела ответа нет. Проповедь должна быть обязательною, говорит доклад. Но я знаю, что одни говорят, будто она не столь важная часть богослужения. Кто верует, тот и без проповеди останется верующим, а неверующего все равно не убедишь никакою проповедью. Доколе не будет установлено Собором точно о признании проповеди неотъемлемою богослужебною частью, до тех пор дело поднятия проповедничества не пойдет дальше пожеланий. Мы все чувствуем, что современное проповедничество в упадке, что оно возбуждает недовольство. И если Собор объявит, что он должен объявить, что проповедь есть необходимая и неотменная часть богослужения, то тогда дело проповедничества изменится в корне и двинется вперед и самая наука о проповедничестве.

Председатель. Я приветствую с особенною силою мысли о[тца] прот[оиерея] Чельцова. В центре всех наших суждений должно быть поставлено положение, что проповедь есть неотъемлемая часть богослужения. В Служебнике должна быть отмечена эта мысль словами: «Дальше идет проповедь». Только в какой богослужебный момент внести проповедь? С своей стороны я также могу сослаться на костелы, где без проповеди немыслима ни одна служба. Я понимаю тяготу особенно сельского священника, который нередко до начала литургии совершает ряд треб. Но если в его пастырском сознании будет мысль, что проповедь — это его святой долг, как долг крещение, также и благовестие, то это подвигнет его на труды проповедничества. Предложение о. прот[оиерея] Миртова, несомненно, не укладывается в рамках деревенской жизни. По селам приходы в большинстве состоят из священника и псаломщика, нередко полуграмотного. Да и будут ли священники вполне грамотные? Мысль о[тца] прот[оиерея] Чельцова должна быть поставлена во главу угла, и Собор должен утвердить ее.

Градусов. Чтобы не отнимать дорогого времени, я буду делиться теми тремя конкретными выводами, к которым я пришел, выслушав доклад Подотдела. А) Предположение привлечь к преподаванию гомилетики даровитейших ораторов представляется малоосуществимым, такие талантливые проповедники обычно ведь занимают определенные и часто высокие места, вряд ли их можно привлекать к скромному и будничному делу преподавания (и вряд ли целесообразно). Хороший оратор может быть совсем плохим преподавателем, здесь смешение понятий (ораторство — дар Божий, искусство). Б) Указать рамок преподавания гомилетики только в семинариях. Надо расширить эти рамки путем привлечения к обучению не только учащих, но и учащихся семинарий; необходима большая интеллигентность и всесторонность развития ораторов и большая широта взглядов и освещение в связи с темами затрагиваемых вопросов. В) Совсем пропущена роль женщин во внебогослужебных собеседованиях (примеры равноапостольных Феклы и Нины).

Еп[ископ] Прокопий. В одном я согласен с речами, вызванными проектом Подотдела, это именно с тем, что по существу ничего нельзя сказать против предположений доклада. Все они одинаково приемлемы. Но общий план Подотдела теоретичен. Его составляли люди, занимающиеся теоретической подготовкой семинаристов к проповеди. Это мое общее впечатление от доклада. Меня интересует вопрос, могут ли миряне проповедовать? Я не буду возражать, ссылаясь на 64-е правило VI Вселенского Собора. Может быть, по нужде могут проповедовать и миряне. Но проповедники-миряне — совсем не то, что проповедники-пастыри. Проповедь пастыря всегда соединена с молитвенными его настроениями, с молитвою о том, чтобы оставаться в общении со всеми и молиться о всех. Необходимо, чтобы пастырь постоянно мыслил, что он в общении с духовными чадами, чтобы оторвать их от житейских страстей, грязи и вознести их горе 2 на небо. Это специально пастырское чувство. Это главнейшее достоинство пастыря, и человек, не знающий пастырской психологии, не болеющий духовными немощами пасомых и не сорадующийся их радостям, не может проповедовать с силою пастыря. Если человек не горит этим чувством, его проповедь схоластична, суха, холодна. От нее не останется того чувства, которое пробуждает верующие души ко спасению. Часто и пастырь приступает к служению, не имея должного настроения, но раз он стоит перед престолом, то пробуждается настроение и возбуждение. Совершая службу, он испрашивает благодать, освящающую молящихся. Пастырь должен пережить все эти чувства. И если он, так настроенный, выходит на проповедь, его проповедь не может быть диссонансом его настроению. Когда же проповедует не пастырь (да и хотя бы и пастырь, но не приобретший должного настроения), то это случается чаще. Особенно это бывает с людьми молодыми, проповедниками-мирянами. И в нашем семинарском храме здесь однажды проповедь одного даже опытного проповедника внесла настроение в среду молящихся, не подходящее моменту, произвела диссонанс при торжественном архиерейском служении. Проповедь имеет глубокий смысл, она развивает аскетические идеи. Хотя практически правило 64-е неприменимо, но оно не должно быть забыто. Поэтому-то необходимо мирянину благословение священника, и при том оно должно быть даваемо только лицу, имеющему уже епископское разрешение на проповедование. Проповедник должен быть вдохновлен теми чувствами, какие выражаются в его слове. Это должно быть поставлено во главу угла в вопросе о дозволении проповедования мирянину. Из мирян обычные проповедники — воспитанники старшего класса семинарии, студенты духовной академии, семинарские преподаватели, но они как посвященные в стихарь являются проповедниками в согласии с церковными правилами. Мирянину не положено ни разъяснять Божие Слово в церкви, ни проповедовать. Только клирики, т. е. люди, посвященные в стихарь, обязываются прочитывать Слово Божие. Семинаристы и другие посвященные в стихарь лица суть проповедники, согласно с церковными канонами. Есть у нас миссионеры, могут ли они проповедовать? По духу церковных правил всякий мирянин, посвященный в стихарь, но не состоящий в клире, есть низверженный клирик, и имеет ли он право проповедовать — вопрос. Если он желает проповедовать, почему не вступает в клир? Итак, только лишь по нужде возможно допустить таковых к проповеди. Проповедь мирянина не всегда имеет желательный характер проповеднический. Если взглянуть с точки зрения особого духа на проповедническую подготовку, то, может быть, придем к заключению, что питомцы семинарии не имеют и не могут иметь достаточного пастырского чувства и одушевления, ибо в семинариях делом обучения проповедничеству заняты светские люди, которым не знакомо пастырское чувство. Строго говоря, и нет науки гомилетики. Полезнее всего не теория гомилетики, а гомилетические хрестоматии. В семинариях, может быть, даже не будет и ни одного духовного лица.

Председатель. Ректор — лицо духовное.

Еп[ископ] Прокопий. В предполагаемом богословском институте. Если говорить о семинарии, то возникает вопрос: может ли не пастырь обучать делу проповеди? Здесь говорилось о проповеди протестантской и католической, но там проповедь искусственна. Будьте уверены, что, часто слушая проповедника в костеле или кирхе, вы заметите одни и те же приемы и способы его проповедничества. Истинного пастырского горения нет ни у ксендзов, ни у пасторов. Понятно, что на кафедру преподавателя гомилетики надо ставить лицо с особыми специальными способностями. Не буду перечислять подробно способы подготовки к проповедничеству. Но несомненно, что проповеднику нужно воспитать в себе настроение. Оно воспитывается, по-моему, иными способами, чем те, о которых говорится в докладе Подотдела. Гомилетические хрестоматии есть, а святоотеческой проповеднической литературы в них собрано лишь несколько кратких образцов. Между тем, в самом Священном Писании есть богатые образцы проповеди. Это и есть самый первый и главный источник проповеди. Второй источник — святоотеческие творения. В семинариях не знакомят с творениями св[ятых] отцов. В учебниках церковной истории находим лишь краткие указания из жизни св[ятых] отцов, напр[имер] церковная история Евграфа Смирнова: сообщен лишь краткий формуляр св[ятителя] Иоанна Златоуста. В академиях святоотеческие творения также не изучаются. В профессорских лекциях говорится лишь по поводу св[ятых] отцов или делаются характеристики их трудов. В семинариях нет курса, раскрывающего психологию спасения человека, подвиги, способы борьбы со страстями — все это неизвестно кандидатам священства. Между тем, в святоотческой литературе все это глубоко раскрыто. Молодой пастырь только на исповеди научается этой психологии. Я должен сказать по наблюдению, что русский народ ни о чем не слушает проповеди с такою любовью, с таким умилением, как о борьбе со грехом, способах этой борьбы и победы над ним. Есть у нас положенные Богослужебным уставом чтения из св. отцов, которые должны читаться в церквах, таковы Лествица, Лавсаик, но они заброшены, и этот богатый материал утерян. Я не вполне переношу мнение, что проповедь должна быть за каждым богослужением — ведь проповеди не всегда удачны. Но чтения из творений св[ятых] отцов несомненно удачны, и при том они указаны Церковным уставом. Если бы, например, на вечернем богослужении было предложено чтение из Златоуста, то оно имело бы глубокое назидательное значение для слушателей. Если необходимо проповедовать за каждой службой, то что станет делать священник, никогда ранее того не проповедовавший? Читать же из святоотческих творений, согласно требованиям Устава, он, конечно, может. Желательно, чтобы все священники проповедовали, это должно быть вменено в правило Собором. Еще ненадолго задержу ваше внимание. В семинариях проповедь изучается лишь теоретически в классе; в храмах воспитанникам приходится проповедовать лишь весьма редко, а семинарские проповеднические кружки существуют лишь кое-где. Между тем, живое проповедование дает возможность семинаристу приобретать навык и развивать чувство. Но без основательных курсов все же нельзя выработать опытность проповедников. Я разумею не простые краткосрочные пастырские курсы, которые я отрицаю. Они должны воспитывать известное настроение, чего скоро достигнуть нельзя. Это и не курсы с пониженным образовательным курсом. Я разумею ближайшим образом два уже существующих учебных заведения, а именно: Житомирские курсы пастырства и таковые же курсы при Бизюковском монастыре. Там есть полный курс семинарских богословских предметов. Но там же есть предмет особый — чтение св[ятых] отцов, изучение самого текста святоотеческих творений, там же и курсы духовной жизни. Особых курсов гомилетики в Житомире нет, в Бизюкове же гомилетика преподается кратко. Но проповедуют ежедневно и там, и здесь. Проповедуют во всех странах. Начинающие проповедники обычно говорят на легкую тему, пересказывают житие дневного святого, делая нравственное из него приложение. Более опытные житие передают кратко и большую часть проповеди посвящают теоретическим вопросам. Затем выступают с проповедью на известный текст молитвы Господней или молитвы св[ятого] Ефрема Сирина и т. д., потом на евангельский или апостольский текст. Когда заводился таковой порядок, на первых порах проповеди, быть может, были и не совсем удачны, но уже со второго курса воспитанники стали проповедовать без запинки и без задержки. Практическое приготовление проповедников несомненно дает хорошие результаты. Проповедь — искусство, и теоретически ему не научишься. Я хочу сказать, что проповеднические кружки должны быть укреплены и расширены.

Г. И. Булгаков. Обязанность пастырского проповедничества — аксиома. Догматически и канонически эта обязанность пастырская несомненна. Но Собор должен напомнить о ней теперь, ввиду современной исключительной жизненной ценности проповедничества, ввиду того исключительного значения, какое может иметь теперь живая пастырская проповедь, сорганизованная по всему лицу нашей Поместной Церкви, значения одинаково ценного и для св. Церкви и для родины. В дополнение к тому, что я говорил раньше по этому вопросу в Подотделе и в Отделе, считаю долгом отметить способы, какими Собор может сделать такое напоминание. А) Нам нужно просить Собор, чтобы он издал правило, канон о необходимости немедленно усилить проповедничество во всех храмах нашей Поместной Церкви так, чтобы проповедь была неотъемлемою принадлежностью каждой воскресной и праздничной литургии, соединяясь по мере возможности и с другими службами и требами церковными, применяясь возможно шире и вне богослужения. Подобный канон, как я уже упоминал в прошлый раз, был издан одним из наших древних западнорусских церковных Соборов — Киевским Собором 1621 г., известным под именем «Советования о благочестии» (см. нашу книгу «Западнорусские православные церковные Соборы как органы церковного управления». Курск, 1917). По примеру этого древнего Собора пусть поступит и наш Освященный Собор. Б) Нужно просить Собор принять соответствующее постановление и о том, чтобы мысль о необходимости богослужебной проповеди была оттенена в самом тексте богослужебных книг (Служебник и Чиновник), чтобы в этих книгах в определенном месте литургийных чинов печаталось уставное указание о произнесении проповеди (после чтения Св[ятого] Евангелия или после причащения мирян). В) Нужно просить Собор издать теперь же особое соборное послание ко всему православному духовенству Поместной Церкви с призывом к ревностным проповедническим трудам, к организации богослужебной и внебогослужебной проповеди, послание с благословением ревностным труженикам проповедничества и с мотивировкою его неотложности теперь, когда измученная родина ждет живого слова Христовой истины, задыхаясь среди того страшного зла жизни, которое мы все и переживаем, и сознаем с тяжелою тугой сердечною. Для выработки текста такого послания, по моему мнению, необходимо теперь же избрать комиссию.

II. Меры помощи <и> содействия проповедникам. По этому вопросу я уже говорил. Считаю долгом еще раз подчеркнуть неотложную необходимость двух из числа таких мер, намеченных Подотделом. А) Прежде всего об издании неотложном, теперь же, общецерковного проповеднического журнала. Глубоко верю, что эта мера будет действительною помощью нашим пастырям, трудящимся по всем городам и селам нашей родины. Большинству из них трудно начать учиться импровизации. Им нужен готовый проповеднический материал и для богослужебной, и для внебогослужебной проповеди. Пусть же Собор поможет им получить его вовремя, за неделю до произнесения. Представьте себе, что уже существует такой общецерковный журнал. Его страницы полны талантливых мыслей, живого проповеднического слова. Это слово звучит по всей Руси, в каждом городе, в каждой деревушке, в каждом приходском и монастырском храме. Какая это была бы могучая нравственная сила, как помогла бы она отрезвиться, прозреть, окрепнуть мятущейся в тисках зла жизни народной души, возродиться и окрепнуть нашей родине. Тепрь же необходимо нужно создать, Собором создать и призвать к живой работе этот печатный орган православного проповедничества. Раньше все говорили о внебогослужебной проповеди. По опыту знаю, как трудно сорганизовать ее в провинции, именно за отсутствием живого хорошего готового материала. Журнал должен дать его, и если это осуществится, это будет дело громадной общецерковной ценности, громадная заслуга Собора перед родной страной. Собор уже откликнулся на кричащие нужды современной русской жизни своими посланиями к народу, к армии. Пусть же эти послания будут началом непрерывно звучащего общецерковного проповеднического слова, а проектируемый журнал — продолжением этих посланий. Б) Другою мерою, какую считаю долгом подчеркнуть, признаю приходские проповеднические братства в составе всего приходского клира и ревностных мирян, как мужчин, так и женщин. Пастырю нужна физическая и моральная поддержка при организации проповедничества. Нужно беречь авторитет приходского пастыря. Нельзя клином врезываться в его полоску Божией нивы. Пусть он сам проповедует за богослужением. Помощь ему нужна, главным образом, для организации внебогослужебной проповеди. Клир, миряне и мирянки прихода с радостью помогут ему в этом. Был бы только хороший материал под руками. Полезны и благочиннические проповеднические кружки, и проповеднические дружины. Но далеки наши деревни, особенно северные, одна от другой. Много дела у приходских батюшек. Смогут ли они часто собираться на кружковые заседания? А дружины не смогут заменить приходского пастыря в неотступном воздействии на приход словом проповеди. Пусть же крепнут приходские ячейки проповеднической общецерковной организации.

III. О подготовке к проповедничеству — вопрос особенно близкий мне. 10 лет я работаю на этом деле и сердечно верю в его глубокое церковно-общественное значение. Считаю долгом остановиться сейчас на двух частностях этого вопроса: теории проповеди и постановке школьных и внешкольных практических занятий о проповедничестве. Меня прямо обидела мысль преосвященного Прокопия, которого я очень уважаю, мысль о том, что теория проповеди не наука, что она не имеет значения для Церкви. Св[ятым] апостолам нужны были наставления пред отправлением на проповедь. Св[ятые] апостолы давали наставления о проповедничестве своим ученикам. Св[ятые] отцы Церкви оставили нам трактаты по теории проповеди. Лучшие умы древних, средних и новых веков, как доказал покойный профессор В. Ф. Певницкий в своем капитальном труде «Из истории гомилетики», трудились над решением вопросов теории проповеди в Западной Европе. А нам говорят, что теория проповеди не наука и не нужна. Это недоразумение. Проповеди у нас не любят. Наша современная проповедь в подавляющем большинстве случаев не имеет нравственной силы. И потому перед каждым проповедником, ценящим свое святое дело, неизбежно должен стать вопрос об условиях нравственной силы проповеди, о способах подготовки к проповедничеству. Этот вопрос и решает теория о проповеди — этика проповеди, этика гомилии, называемая по-немецки построенным термином «гомилетика». Забыта была эта наука в России, заплевана. И каждый, кто хотел решить вопрос об условиях нравственной силы проповеди, должен был решить его кустарным путем, самоучкою, потому что не было у нас научной системы теории проповеди. Я не говорю о своей теории пастырской проповеди. Но мне представляется общецерковной нуждой издание краткого учебника по теории проповеди, содержащего верные принципы проповедничества. Такого учебника нет. Таких принципов не знают ни труженики проповедничества, ни готовящиеся к нему. А это совершенно нетерпимая вещь. Без практических занятий нельзя подготовляться к проповедничеству. Говорят о проповеди воспитанников за богослужением. Когда я думаю об этом, мне всегда вспоминается контраст: молодость, юность проповедника-воспитанника и величие литургически-пастырского акта проповеди. Лучше всего привлечь воспитанников к широкому участию во внебогослужебной проповеди. Как она может сильно влиять на тружеников и слушателей! Вспоминается мне как 10 лет тому назад, начиная свою преподавательскую службу, только что сойдя со студенческой скамьи, вел я с учениками беседы и чтения в ночлежке. Помню было раз: подходим к дверям… идет драка, дерутся два босяка, но вот при нашем появлении драка затихает, мы проводим чтение, поем. Читаем вечерние молитвы. Уносим благодарность опустившихся, упавших под тяжестью жизни людей дна. Не забуду я этого. Не забудут и те юноши, которые были тогда со мною. Зажечь может в душе юноши такая работа по внебогослужебной проповеди то, что особенно дорого, — огонек любви к этому великому делу церковного просветительного воздействия. Но нельзя все свести к внешкольным практическим занятиям. Необходима целая система школьных практических занятий по уяснению архитектуры проповеди, вскрытию ее генезиса, по выбору проповеднических тем, наставлений, побуждений к исполнению наставлений, по разбору логическому и психологическому библейской, святоотеческой и своей проповеди, упражнений в произнесении. Для этого у преподавателя проповедничества нет ни урочного времени достаточного, ни материала оборудованного. Необходимы, как признал Подотдел, дополнительные уроки по этому предмету для практических занятий, необходима святоотеческая хрестоматия, необходима хрестоматия из житийной литературы, как материал для настроения импровизаций. Не могу не ответить еще по одному вопросу преосвященного Прокопия. Он спрашивает светского преподавателя-проповедника: «А ты чего же не в рясе?» Можно и любя, и зная, и ценя искусство, иметь мотивы, достаточные для того, чтобы не быть пастырем. Я же мыслю так, что надо делать каждому свое дело, служить Св. Церкви в своем чину. Одновременно делать два таких трудных дела, как пастырство и учительство, соединенные с научными работами, нельзя. Этого нельзя совместить. Каждое из этих дел порознь должно взять все силы работника, служащего по совести своему делу. Вот почему не надо нас упрекать и ограничивать наши ряды только пастырями.

Председатель. Мне кажется, что мы разбрасываемся в частностях. Мы в Отделе обсуждали доселе вопрос о постановке преподавания гомилетики. Между тем как наша задача в том, чтобы дать материал Собору, что он должен сказать о проповеди. Мы сбиваемся на детали. Собор же должен дать общие пути, наметить принципы, издать канон, определенно сказать, что проповедь есть необходимая часть богослужения. Детали Собору не нужны. О них должна быть особая речь вне Собора.

Арх[иепископ] Серафим. Все пожелания, намеченные в работе Подотдела, не новы, они раздаются сотни лет. Но проповедь до сего времени плоха. Собору необходимо задуматься над причинами этого явления. Правильная подготовка юношей к пастырству не удается; на до понять, почему не удается. Должно быть, потому, что неправильно смотрят на науку. Один проповедник заметил преподавателю: «А вы нас иначе учили!» В семинарском курсе преподается много наук. Разве можно среди их разнообразия научить юношу проповедовать, когда он произнесет в год всего лишь две, много три проповеди! Но вот на что позволю я себе указать. Я наблюдал большие недостатки в проповеди семинаристов. Чтобы говорить, надо уметь читать; в семинариях читать не умеют. Хороших преподавателей русского языка в них мало. Семинаристы не знакомы, как воспитанники гимназии, с декламацией. В гимназиях обучают чтению, в семинариях — нет, на чтение совершенно не обращают внимание. Без подготовки в чтении не будет хорошей проповеди. Молодой пастырь первые годы своего священства хочет войти в жизнь. Ему надо работать, не опуская ни одного часа. И дай Бог, чтобы он вместо своих проповедей мог хорошо читать святоотеческие книги. На моем веку я сам обучался чтению и проповеди практически. Обычно говорят: «Нам некогда читать». Некогда читать, значит, некогда и проповедовать, и потому не нужно. Надо обратиться к апостольским временам. Христос сказал: «Не придумывайте, что говорить, Сам Дух научит вас». Если не поможет молитва, проповеди не будет. Если я во время причащения вознесу молитву, то Господь отверзет уста мои на проповедь. Во-вторых, проповеднику нужно знать Св[ященное] Писание. Семинарист, конечно, больше других знает его. Говорят: «заняты», нет времени для проповедования. Архиерей еще более занят. Ведь прошло невозвратно то время, когда архиереи не принимали просителей по субботам под предлогом подготовки к воскресной проповеди. Приходится план и содержание проповеди обдумывать во время богослужения. Проповедь будет живой, а не книжной. Мне пришлось быть в Оптиной пустыни за всенощною, и иеромонах прочитал по книге так, что все плакали. Итак, необходимо предварительно учиться читать проповеди. Разве актеры сразу на сцене читают то или другое произведение? Проповеднику надо обдумать каждый шаг. Я сам приходил в отчаяние, как я буду проповедовать, я заучивал проповеди, делал конспекты. Теперь я к этому не прибегаю и, помолившись Богу, говорю импровизации. Пока не будет систематической подготовки к чтению, в России проповеди не будет.

Н. Знамировский. В целях улучшения церковного проповедничества пастырям, желающим научиться проповедничеству, необходимо, не откладывая, начать практические упражнения в этом святом деле. Желательны и необходимы учебники по гомилетике, проповеднические журналы и другие разнообразные пособия. Но проповедническая практика должна стоять на первом плане. Я знаю священника, который получил образование в начальной школе и, конечно, никогда не учился гомилетике, но который, благодаря постоянной практике, достиг такого влияния на слушателей, какого никогда не достигают и академики. Практика — главное руководство для проповедника. Следует приобщить к делу проповедничества и наши обители. Мне пришлось убедиться в полной способности наших иноков к святому делу. В одном из наших пермских монастырей на церковном амвоне уже давно выступают ревностные иноки, которые, несмотря на недостаток мирского образования, производят благотворное влияние на многочисленных богомольцев обители. Нынешним летом в одной из обител<ей> мне пришлось устроить небольшие для иноков гомилетические курсы. В результате этих двухнедельных занятий иноками было произнесено за крестным ходом в день их престольного праздника несколько самостоятельно составленных поучений экспромтом. Для монашествующих необходимо устройство специальных гомилетических курсов. По вопросу о чтении святоотеческих творений и житий святых во время богослужения я вполне приветствую чтение, например, во время всенощного бдения, избранных, соответствующих духовному настроению молящихся отрывков, прологов из творений св[ятых] отцов и житий св[ятых] угодников, откуда мы всегда можем почерпнуть неистощимые богатства христианского опыта. Здесь также говорилось о допущении мирян к проповедничеству. Уча<ст>ие благочестивых мирян в качестве проповедников на внебогослужебных собеседованиях, а также в так называемых благовестнических дружинах, весьма желательно. В том случае, если собеседования устраиваются не в церкви, а, например, в школе, в доме и т. д., желательно здесь также и участие женщин, ревнующих о славе Божией. Это может принести большую пользу делу религиозных собеседований. В церкви во время богослужений проповедь мирянина допустима только в случае полной известности проповедника священнику и причту как человека, опытного в слове и действительно желающего блага Церкви. Что касается подготовки проповедничества в духовных семинариях, то здесь я считаю необходимым выразить следующие пожелания, являющиеся результатом моего 10-летнего опыта в нашей духовной семинарии. Приучать воспитанников семинарии святому делу благочестия о Христе Иисусе следует не только двух старших класс семинарии, но, если возможно, то и гораздо ранее. Воспитанники первых трех классов семинарии могут участвовать во внебогослужебных собеседованиях членов семинарского гомилетического кружка, например, чтени<ем> религиозных стихотворений, чтением или пересказом назидательных статей из духовных журналов; это будет для них прекрасной подготовкой к проповедничеству. В старших богословских классах или в проектируемой пастырской школе участие воспитанников в проповедничестве должно быть обязательным для всех. Для более успешной постановки проповеднического дела в духовных семинариях необходимо также по возможности разнообразить обстановку, при которой приходится проповедовать воспитанникам. Они могут проповедовать в церквах, в залах для собеседований, в школах и т. д. В городе должно быть намечено несколько гомилетических пунктов, где непременно и могут произноситься поучения или вестись беседы проповедниками. Впрочем, желающих из них можно, так сказать, прикреплять к известному пункту для более частного или даже постоянного там проповедования в целях восстановления тесного духовного общения между благовестником и его аудиторией. В целях большей заинтересованности в проповедническом деле полезно иногда устраивать с благословения епископа чрезвычайные выступления всех проповедников по всем церквам города, приурочивая эти выступления к какому-нибудь церковному торжеству: юбилейному дню (каковыми, напр[имер], были дни св[ятителя] И[оанна] Златоуста, св[ятителя] Д[имитрия] Ростовского, св[ятителя] А[лексия] человека Божия) или дни открытия мощей новопрославленных угодников. В предшествовавший торжеству воскресный день полезно произнести по церквам проповеди подготовленного содержания, в день торжества прочитать отрывок из творений святого или жития его. Следующий за торжеством воскресный день или в самый день торжества устроить, напр[имер], торжественный крестный ход с иконой святого и непременным произнесением поучений, а затем и религиозное чтение, исключительно посвященное прославляемому святому (воспитанниками семинарий). Необходимо также побуждать юных благовестников выступать на кафедре как можно чаще. Желающим, при благоприятных условиях, можно дозволять произнесение и нескольких поучений в один воскресный или праздничный день, напр[имер], утром в церкви и вечером на собеседовании или за ранней и поздней литургиею, или в нескольких, или в одном храме. На внебогослужебных собеседованиях полезно было бы выступление возможно большего числа проповедников (до 50), при условии, конечно, краткости поучений и общенародном пении в промежутках под управлением самих же благовестников. Эти краткие поучения могли бы произноситься после основного поучения, произнесенного, например, руководителем кружка. Полезны будут также следующие меры. Постепенно приучать проповедующих воспитанников <к> своего рода проповеднической аскетике: усиленной молитве, преимущественно покаянного характера, особенно перед выходом на кафедру, посильному воздержанию от пищи, напр[имер], вечером накануне или утром в день произнесения проповеди; поставлять членов кружка в тесное общение с благотворительными и другими приходскими организациями, чтобы приучать их к святой истине, что слово проповедника всегда должно соединяться с добрым соответствующим делом; устраивать по временам гомилетические поездки по ближайшим селам, деревням, станциям железных дорог и т. д., и, наконец, все это участие воспитанников в святом деле благовестия никогда не соединять с какими-либо внешними привилегиями проповедникам в виде прибавки баллов за ответ, несбавления баллов по поведению, когда они того заслуживают, чтобы это участие в проповедничестве было всегда бескорыстным и святым.

Теодорович. Что Отдел может дать Собору: сказать, что проповедь есть необходимая потребность богослужения. Меня смущает замечание прот[оиерея] Чельцова о том, что пастыри перегружены церковными требами. Этим будто оправдывают и недостатки современной проповеди. Говорилось, что деревня совсем остается без проповеди. Я не согласен с этим. И по деревням есть места, где имеются удовлетворительные проповедники. Эти места известны мне преимущественно в Холмской и Варшавской епархии. Удовлетворительное состояние проповеди здесь, быть может, объясняется соседством католиков с православными. Я не представляю, что литургия может быть без проповеди, чтобы священник мог сказать: не могу говорить проповеди, этого не допускаю. Может быть, меньше, может, больше, но он непременно скажет в поименованных епархиях. Есть, однако, места, где никогда не говорилось живой проповеди, а рекомендовалась лишь проповедь святоотческая. Я вспоминаю момент — юбилей св[ятителя] И[оанна] Златоуста. Произнесенная за всенощной проповедь святого произвела огромное впечатление. Все было подготовлено, чтобы восчувствовать великое значение святителя. Но это был момент. Что особенно сближает священника с приходом, это именно живая проповедь. Я протестую против мысли о первостепенном и второстепенном священстве. Каждый священник должен быть с тем вместе и проповедник. Привлекать к проповеди мирян следует с большой осторожностью. В данном случае может оказать, как наблюдается, помощь проповеднику и женщина. Я имею в виду случай, имевший место при избрании митрополита в Петрограде. Одна женщина пыталась высказаться и среди шума с трудом добилась того, что ей предоставлено было это право. И что же, она так хорошо говорила, обнаружила такое знание канонических правил, что привела собрание в изумление. Был подобный на моих глазах случай, когда в биржевом собрании говорила курсистка на религиозную тему, и говорила также блестяще. Бояться допускать женщин нечего, они несомненно помогут. Что до вопроса о подготовке к проповеди, то здесь практика — все. Рекомендуемые здесь средства едва ли приведут к целям, сколько бы урочных часов ни отпускалось на преподавание гомилетики. Я предлагаю, чтобы был хотя бы один пастырский проповеднический курс, где преподавалось бы практическое обучение проповедничеству, где введено было в программу красноречие. Только здесь, по-моему, и могут вырабатываться благовестники. Учить искусству красноречия в семинариях нет времени.

Председатель предлагает выслушать еще одного оратора и в следующем за тем заседании Отдела составить основные положения по вопросу о проповедничестве для внесения их на Собор, а именно: 1) о важности и необходимости проповеди, о том, что она есть коренная и необходимая часть православного богослужения; 2) Освященный Собор должен издать отдельный канон о проповеди с точным обозначением времени ее произнесения и другими службами церковными; 3) об организации проповеднических кружков, о школьной и внешкольной подготовке к проповедничеству и, наконец, 4) о том, чтобы именем Священного Собора благословить трудящихся на благовестническом поприще и поощрить их таким образом к продолжению благополезной проповеднической деятельности. Каждый из указанных тезисов должен быть кратко обоснован.

Предложение принимается Отделом.

Волков. Проповедь с церковной кафедры должна считаться необходимой частью богослужения. Произноситься она должна непосредственно после прочтения Евангелия по следующим соображениям: в это время народ под свежим впечатлением только что прочитанного Евангелия легче усваивает делаемые пастырем разъяснения заключающи<х>ся в этом чтении истин. В это время народ будет слушать проповедь внимательно и не будет спешить к выходу, как он спешит в конце обедни. В это время в храме полная тишина, и нет той возни и того шума, какой обыкновенно поднимается во время причащения и пред причащением (все переходят с места на место, дети плачут и заглушают слова проповедника). Вообще произнесение проповеди непосредственно после чтения Евангелия в высшей степени желательно и может иметь самое благотворное нравственно-воспитательное значение. Миряне, не подготовленные богословским образованием, должны допускаться к проповедничеству только по рекомендации священника и благословения епископа. Это потому, что свободное разрешение проповеди всем без исключения мирянам допустить нельзя. Можно допускать к этому делу только лиц, известных своим благочестием и ревностию к вере и Церкви Божией и, кроме того, обладающих даром выразительной речи и ораторского слова. Содержанием проповеди могут быть не только импровизации, не только выдержки из современных образцов проповеднического слова, но также и выдержки из жизни святых. В житиях святых заключаются сильные и светлые примеры духовной красоты и духовного величия, которые могут служить для паствы самым лучшим примером к подражанию. Чтение житий святых не есть нововведение, а есть восстановление забытого старинного церковного порядка, подтверждение которого можно видеть в любой богослужебной книге. Главным средством и единственной гарантией действенности пастырского слова на души паствы служат только духовная чистота и нравственный авторитет пастыря. Чем меньше разницы от учения пастыря до порядка его жизни, тем больше иметь будет действия его учение. Самое бескорыстное слово, произнесенное уважаемым пастырем, сильнее и действеннее влияет на духовное сознание паствы и на весь склад ее жизни, нежели первоклассная проповедь пастыря, не пользующегося у паствы авторитетом. На эту сторону я и обращаю внимание Священного Собора и заявляю, что главную заботу Собор должен иметь о воспитании нравственности в кандидатах священства, без какового воспитания не будут действительны для оживления проповеднического слова никакие новые системы проповедования, никакие проповеднические кружки и никакие учебники.

После этой речи собрание объявлено председателем закрытым в 8 ¾ час[ов] вечера.

Председатель архиепископ Евлогий

Члены: епископ Мефодий

Секретарь: Георгий Булгаков

Делопроизводители: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 64–82 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Рукописные вставки.