Запись к протоколу № 41

17 (30) июля 1918 г.

В заседании под председательством Охтенского епископа Симона присутствовало 30 членов Отдела, собственноручно расписавшихся на приложенном к протоколу листе. Заседание открыто было в 6 ч[асов] вечера в храме Скорбященского монастыря.

После пения молитвы «Царю Небесный» преосвященный заместитель председателя епископ Симон обратился к собранию с следующими словами: «На повестке сегодняшнего заседания Богослужебного отдела поставлено заслушание текущих дел и доклад проф[ессора] И. Карабинова. Последний еще не изготовлен докладчиком к нынешнему заседанию, а потому приступим к заслушанию текущих бумаг». После этого по предложению замещающего председателем делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым был оглашен протокол предшествовавшего заседания Отдела от 12 июля, который без изменений и принят был собранием к исполнению. Им же оглашены были затем текущие бумаги, переданные при отношениях на имя Отдела соборной канцелярии от 13 (26) июля за № 3326 и 3327 и выписка из протокола Соборного Совета от 9 (22) июля за № 29. При первом из вышеозначенных отношений соборной канцелярии на обсуждение Отдела передано прошение дочери прот[оирея] Екатерины Лебедевой с приложением составленного ею канона Господу Иисусу, певаемого в скорби и обстоянии; а при втором — докладные записки архиепископа Никона на имя Его Святейшества о так называемых заупокойных литургиях. При выписке из вышеупоминаемого протокола Соборного Совета от 9 июля за № 99 ст. 5 в Отделе препровождена записка П. И. Аникина о недостатках в богослужении в московских храмах со справкою, что, согласно резолюции Святейшего Патриарха, список с означенной записки препровожден протопресвитеру Н. А. Любимову для предложения сей записки вниманию московского духовенства для принятия мер к исправлению отмеченных в ней недостатков. По заслушании перечисленных бумаг Отдел постановил: а) прошение г[оспожи]жи Е. Лебедевой с приложением составленного ею канона передать для предварительного рассмотрения в существующую при Отделе комиссию под председательством иеромонаха Афанасия с просьбою о последующем доложить Отделу; б) по содержанию же записки архиепископа Никона и г[осподина] Аникина, как касающихся одного и того же вопроса — благоустроения и упорядочения церковного богослужения, иметь совместное и одновременное суждение в настоящем же заседании. Обе вышеуказанные записки затем и были доложены собранию делопроизводителем, причем по содержанию записки архиепископа Никона проф[ессор] Б. А. Тураев заметил, что уже в предшествовавшем заседании Отдела возбуждаемый означенною запискою вопрос неоднократно обсуждался в Отделе, причем о чтении поименных поминовений Отделом выработаны особые пункты, вошедшие в представленный им Священному Собору подробный доклад о благоустроении богослужения в Православной Российской Церкви.

Преосв[ященный] Симон. Неудобство и затруднительность при обсуждении возбуждаемого запискою архиепископа Никона вопроса встречается в том, что собранию в его настоящем составе неизвестно, какие приняты уже меры к устранению беспорядков, наблюдаемых ныне в церквах при совершении богослужений вообще. Неизвестно, велось ли уже об этом рассуждение в Богослужебном отделе.

Проф[ессор] Б. А. Тураев. Подробно вопрос о беспорядках при богослужении и мерах к их устранению и искоренению обсуждается в Отделе о дисциплине. Но частью означенный вопрос подлежит обсуждению и в Отделе богослужебном, которым выработаны, повторяю, особые по сему предмету пункты, вошедшие в доклад Отдела о благоустронении богослужений, представленный Священному Собору.

Иеромонах Афанасий. Желательно было бы, чтобы доклад Отдела, об упорядочении богослужения, представленный уже Священному Собору, хотя, по слухам, и не представлен назначающимся для обсуждения в пленарных заседаниях оного, а направляемый лишь в Совещание Епископов, ныне же был отпечатан и роздан к сведению членов Богослужебного отдела, а равно также, чтобы опубликованы были и те меры, которые уже одобрены ныне по означенному вопросу для сведения настоятелей православных храмов.

Замещающий председателя епископ Симон предлагает, и означенное предложение принимается Отделом, чтобы доклад Отдела об упорядочении богослужения был роздан членам Отдела. Но самое исцеление от недугов, по его словам, не в указании частичных недостатков и принятии тех или иных мер к их искоренению, но в изыскании общих мер к восстановлению правильного совершения богослужений. Болезнь требует радикального лечения и раньше осуществления тех или иных частных мер следует отметить общие причины недостатков и обще средства к их искоренению. Мне припоминаются слова покойного прот[оирея] И. Л. Янышева, раньше служившего настоятелем церкви за границей. Он рассказывал, что с целью приохотить интеллигентную публику посещать богослужение он и сам заранее готовился к совершению богослужения, так равно побуждал к тому же диаконов и псаломщиков, заботился всемерно о том, чтобы исполнение богослужения было отнюдь не торопливым, а сознательным и возбуждающим ум и сердце прихожан к молитве. Торопливость — это одна из главнейших причин беспорядочности богослужения, и сознательное к нему отношение со стороны участников — одна из коренных мер к устранению этого недостатка. Мы бываем нередко мало подготовлены к совершению богослужения. Часто не знаем, где и что взять для положенного за той или иной службой чтения и пения. Псаломщик бегает с клироса на клирос, не зная, предварительно не подготовившись, где и что взять; отсюда происходят рассеивающие настроения молящихся паузы. Мы, кажется, слишком обременены богослужением, и на эту тему возможно вести речь без конца. В настоящее время мы ближайшим образом должны заняться темою, как устроить, чтобы духовенство наше, которое в будущем, предполагается, будет еще менее образовано, чем ныне, не допускало беспорядка в отправлении богослужения, какие меры принять к тому, чтобы богослужение отправлялось с подобающим высокой важности дела достоинством, и прежде всего здесь должно обсудить, какие <имеются> побуждения и мотивы к разрешению этого вопроса. Архиепископ Никон в своей записке отчасти бросает вскользь мысль об этих мотивах. Наше богослужение ныне получило множество разнообразных наслоений, нередко затемняющих собою главное его содержание. Желание восполнить эти наслоения и создает ту торопливость, которая вносит беспорядочность в богослужение, рассеивает молитвенное настроение; для человека интеллигентного не получается вследствие этого никакого назидания от богослужения, не ощущается, так сказать, никакого осязательного результата во время пребывания за богослужением.

Еп[ископ] Зиновий. О замечаемых непорядках при совершении богослужения следует разослать по церквам предписание к исполнению принимаемых и одобренных к устранению беспорядков мер; о чем же здесь рассуждать-то, собственно.

Заместитель председателя епископ Симон. Но от простого указания беспорядков церковная жизнь, как известно, не улучшится. Нам следует здесь решить более важные, думается мне, кардинальные вопросы. Все излишнее удалить из богослужения, искоренить беспорядки, тогда можно было бы и требовать исправного совершения богослужения. Как возможно исполнять заказные заупокойные ектении,напр[имер], числом до 40 за один раз? А между тем причт получает плату в количестве 1 р[убль] за каждую. Я сам слушал такие ектении, поминовение при многочисленности таких ектений совершается, как говорится, на почтовых. Священник после каждого поминовения должен говорить возглас «Яко Ты еси воскресение», диакон пред поминовением — ектению. Это поминовение продолжается час и полтора. Богомольцы при этом или уходят, или заняты разговором. Между тем, главное поминовение должно совершаться в самой центральной части Литургии.

Свящ[енник] Попов. Я совершал поминовение тех, которые скончались в текущем году. И вот один прихожанин стоял за службой с часами в руках и по прошествии 10 м[инут] поминовения громко возгласил: «Довольно!» Поминовение совершать в воскресенье — это ненормально и противоуставно. Поминать следует лишь на проскомидии, а в прочие будние дни года — всех.

Еп[ископ] Зиновий. В субботу следует совершать поминовение тех, память которых падает на воскресенье. При поименном поминовении должна быть одна общая ектения, а не так, как, например, в здешнем монастырском храме: нас стояло пять архиереев и мы выслушали по 20 етений. Дело неправильное, я сам в недоумении и разводил руками по поводу такого поминовения.

Прот[оиерей] Альбицкий. Дело в том, что мы совершенно забыли наш Богослужебный устав, а совершать всякое богослужение, прежде всего, должно по Уставу. Устав наш нарушается при совершении поминовения; в каком уставе сказано, как совершать молебствие? Нам необходимо прежде всего указать, чего же, собственно, мы должны придерживаться, иначе всегда будет беспорядок. Если один делает поминовение в воскресенье, другой не делает — это уже непорядок; точно так и о поклонах земных, неположенных в воскресные дни. Если мы указываем какие-либо нововведения, то должны указывать и мотивы и поводы к ним. Доселе у нас этого нет. Но если бы это было, то не было бы разговоров, что один исполняет, другой не исполняет того, что положено или неположено. Собор должен определенно и ясно сказать: священники по воскресеньям поминаний не должны читать; в Субботу родительскую поминовение также должно быть однообразным повсюду и т. п. Требы мы также совершаем всяк по-своему и богослужение прочее начинаем различно. Устав забыт. В древности, например, при обряде «воцерковления» младенцев женского пола вносили в алтарь, чин отпевания диаконов, совершение Литургии св. Иоанна Златоуста в дни Великого поста — все это порядок или нет? Нужно определенно и ясно сказать о каждой мелочи, которая может служить тем или иным соблазном. Нужно или обратить внимание на разнообразие в текстах печати богослужебных книг, печатаемых в типографиях Киевской, Почаевской и синодальных Московской и Петроградской. Ирмосы киевского издания — один текст, московского — другой. В каноне «На исходе души» после Пасхи одни поют: «Благословен еси Господи», а другие: «Да воскреснет Бог». Что значит выражение Устава: «Аще изволит настоятель»? Я понимаю его как выбор одного чего-либо из двух положенных Уставом, а не как произвол настоятеля. Это будет беспорядок.

Замещающий председателя епископ Симон. Вот и чувствуется, таким образом, почему Соборный Совет передает доклад Отдела не в пленарное заседание Собора, а лишь на Совещание Епископов, инстинктивно чувствуя, что данный вопрос — безбрежное море, в котором можно совершенно утонуть, что он может возбудить ряд прений, несущих напрасную потерю времени, и не хватит терпения разрешить его полностью. Всеми выслушанными нами здесь замечаниями, как письменными, так и устными, нам следует руководиться как материалом, как приуготовить клириков к сознательному совершению богослужения, приохотив их к внимательному отношению к делу богослужения, не терпящему никакой суетливости и поспешности. Мер к этому предлагалось и предлагается много. Я с своей стороны укажу на некоторые отдельные из них. Иноки монастырей в древности не совершали Литургии ежедневно в течение целой недели, чтобы не уронить значение святейшей службы. Нами, приходским духовенством, Литургия совершается нередко изо дня в день. Мы так привыкли к этому, что богослужение идет часто механическим путем, обращаем внимание нередко на мелочи, оставляя главное — мало готовимся, не вычитываем правила. Если бы Литургия совершалась реже, то лучше бы отправление сего богослужения происходило и в многолюдных по составу прихожан столичных храмах. В петроградской, напр[имер], Невской лавре ежедневно совершается целый ряд Литургий за особую плату, причем часто даже в неподходящее для сего богослужения время. Словом сказать, нам нужна радикальная мера к пресечению беспорядков, вкоренившихся в нашем богослужении.

Зверев. Я хочу делать замечание относительно чтения поминаний. По воскресным дням не читать их, хотя богомольцы и хотят помянуть близких усопших за Литургией. Это будет уже нарушение Устава. Молитвенное настроение во время чтения поминаний, сужу по себе, совершенно улетучивается, становится какое-то крайнее неприятное состояние на душе. Я, конечно, сознаю трудность борьбы с укоренившимися обычаем. Покойный митрополит Московский Сергий циркулярно запрещал в церквах епархии чтение поминаний в воскресные дни. Но по многим приходам прихожане протестовали против этого запрещения. Я не знаю, разрешено ли ныне вновь чтение поминаний по воскресным дням. Однако поминанья читаются, и чтение их утомляет. Как же быть? Я всецело присоединяюсь к мнению о. прот[оирея] Альбицкого, который говорит, что даже и не необходимо разъяснить подробно прихожанам, почему прекращено чтение, а Собору нужно твердо решить вопрос, и дело постепенностию составленного соборного определения войдет в жизнь, мера, принятая Собором, так или иначе принята будет приходами.

Замещ[ающий] председателя епископ Симон. Я прошу высказаться по вопросу о том, какие вообще меры могут и должны быть приняты к регулировке богослужения.

О. Секундов. Все отрицательные стороны в нашем церковном богослужении имеют более глубокие корни. С одной стороны, они опираются на распущенность духовенства, с другой — на крайн<юю> его материальн<ую> необеспеченност<ь>. Поминовение — это один из главных источников дохода приходского духовенства; из-за корыстных побуждений мы делаем многочисленные нарушения в порядке богослужения. Меры к исцелению недугов потребны глубокие и серьезные. Учебные заведения, приготовляющие пастырей, здесь прежде всего и больше всего должны прийти на помощь. Они должны создавать пастырское настроение в питомце. Если нет такого настроения у готовящегося принять священный сан, то лучше и не ходить совсем во священники. Вторая мера к упорядочению богослужения — это возможно частое обращение епископов при посредстве благочинных с отеческим словом внушения к пастырям Церкви и принятие ими тех или иных мер к упорядочению богослужения. Это слово, несомненно, находило бы отклик в душе пастыря. Духовенство и само тяготится ненормальным состоянием богослужения. Благочинные должны сковать увещания, убеждать пастырей на благочиннеческих съездах. Надо поднимать церковное самосознание и у прихожан. Прихожане смотрят нередко на дело так, что будто бы вся сила в количестве совершаемых служб; на священника смотрят как на какого-то шамана. Я ввел в своем приходе такой порядок относительно поминовений. Я обращаюсь к прихожанам и прошу, чтобы они сами молитвенно вспоминали имена тех лиц, помянуть которые они желали бы. Далее, многие недостатки в богослужении мы нередко не замечаем даже и сами. Следует поручить отдельной комиссии суммировать все доклады и отдельные замечания относительно неупорядоченности богослужения; хорошо было бы затем материал этот напечатать в «Церковных ведомостях», в епархиальных органах, и священники, несомненно, обратили бы должное внимание на них и приняли меры к их исправлению. В-третьих, мне думается, главное — возможно скорее так или иначе устроить материальное обеспечение духовенства. Это коренная мера. Не будет материального обеспечения — все наши добрые благопожелания останутся «гласом вопиющего в пустыне» <(Ис. 40, 3)>.

О. Филоненко. Недаром Соборный Совет отклоняет от себя дело упорядочения на Соборе богослужения. При массе возникающих в этой области вопросов разобраться будет в них, несомненно, очень трудно. Апостол напоминает нам трудности приходского служения, считаясь с массой. Если пастырь не угождает последней, то он вызывает ропот и неудовольствие среди прихожан. В петроградских приходах пастыри убеждают, что поминовение не должно совершаться в Пасху, Троицу. Понятно, что они делают хорошо; но выгодно ли это? Раз примешивается к делу выгода, то невольно возможны и злоупотребления. Аникин в своей записке заметил о непорядках в службах, но не задался вопросом, отчего службы совершаются небрежно. В домовых церквах служба поется лучше, чем в приходских. Необходимо думать об общих условиях, могущих улучшить богослужение. Быть может, в будущем пастыри будут менее образованы, но я уверен, что они будут все же лучше, идейнее нас. Много значит также в вопросе о беспорядочности богослужения и непонятность славянского языка, смысл и значение которого не понимают нередко даже и сами священники. Как же могут при этом они сознательно относиться к делу богослужения? Необходимо как можно скорее улучшать славянский перевод церковно-богослужебных книг, сделать его наиболее понятным. Я различаю уродливости при совершении богослужения и разнообразие богослужебной практики. Я не нахожу ненормальности и непорядки в разнообразии богослужебной практики, в деталях, в мелочах. Необходима борьба с уродливостями в богослужении. Я южанин и служил в юго-западном крае. Вы никакими мерами не можете искоренить некоторых особенностей, существующих в тамошнем богослужении. Некоторые преосвященные пытались делать это, но безуспешно. Нужно всемерно заботиться о приноровлении Церковного устава к жизни. Мы нередко чувствуем сами себя виноватыми в том, что непорядочно совершается богослужение в наших храмах. Г[осподин] Аникин отмечает недостаток богослужения в московских храмах совершение всенощного богослужения в течение времени 1¼ ч[аса]. Но нужно сказать, что мы не выполним Устава, если будем служить всенощную и три и более часа. Нужно выработать общие условия к упорядочению церковного богослужения. Без общего улучшения всей вообще церковной жизни не может быть надлежащим образом упорядочено и богослужение наше.

Зам[еститель] пред[седателя] еп[ископ] Симон. В Отделе уже велись, как ясно теперь, многоразличные рассуждения по вопросу об упорядочении богослужения. Несомненно, что вопрос этот неоднократно обсуждался и обсуждается и на местах. Несмотря на все это, я не признаю бесплодными и настоящие наши обсуждения вопроса и потому предлагаю желающим высказаться, говорить, но с пожеланием, чтобы речь велась лишь об общих мерах, признаваемых полезными к поднятию упорядочения богослужения.

Малыгин. Богослужение всенощное в одном приходе может продолжаться час, в другом три, и я знаю такие приходы. Кто хочет быть за продолжительным богослужением, тот и ходит в храм, где таковое совершается. Сразу никак нельзя остановить укоренившихся обычаев, хотя относительно того предмета, о котором так часто говорим мы в Отделе, поминовения в воскресные дни и нарочитые праздники. Вопрос здесь затрагивается материальный. У нас в Ярославской епархии в Светлый день и такие большие праздники, как Троицын день, поминают. От самих священников зависит, втолковывать и разъяснять прихожанам, как и когда следует творить поминовение. Это ограничение надо вводить постепенно, но не сразу. В деревнях духовенство должно подходить к мирянам с большою осторожностью. У нас образовалась и без того слишком глубокая пропасть между пастырями и мирянами. Постепенно и путем частных разъяснений все нужно делать.

Зам[еститель] пред[седателя] еп[ископ] Симон. Речь о поминовении и порядке его устройства — это частность, деталь. Мы, кажется мне, должны выработать меры к урегулированию богослужения. Я должен устремляться в область <…> суждений еще и тем сознанием, что богослужение у нас здесь, в Скорбященском монастыре, совершается с недостаточным благоговением. Преосвященный Серафим жаловался мне, что в храм не приходят чтецы и певцы из членов Собора, диаконы не служат. Вот здесь, где мы временно проживаем в качестве членов Собора, мы и то не можем выработать мер к урегулированию богослужения, а во всей России это и подавно затруднительно.

Д[иакон] Никольский. Я был в своей епархии на заседании духовенства и мирян и получил наказ от членов Съезда просить Священный Собор установить богослужебный минимум, как в чтении, так и в пении.

Зам[еситель] пред[селателя] еп[ископ] Симон. Как сохранить минимум? Я чувствую, что у нас много излишних наращений в богослужении в форме акафистов, канонов, и это, главным образом, потому, что эти части богослужения наиболее понятны молящемуся народу, чем остальные.

Прот[оиерей] Альбицкий. Мне желалось бы видеть то единообразие за богослужением, какое существует в церквах единоверческих. Все наши ектении имеют предметом молитву о добродеющих, прежде почивших отец и братий наших, и вот когда говорят: «Поминать или нет за воскресным богослужением?», то я думаю, с своей стороны, что в поминовении нет греха и пусть поминуют там, где это стало установленным обычаем. Но когда существует значительное разнообразие и притом, например, даже в совершении таинств, кои на Волыни, где совершается поливательное крещение вместо погружательного, то так уже дело касается глубокой разницы, на которую должно обратить внимание. Здесь должно быть полное однообразие. Поминовение совершается за проскомидией и в воскресные дни, и даже вынимаются частицы из просфор за умерших. Для водворения однообразия должно быть однообразие во всех типографиях, издающих богослужебные книги.

Проф[ессор] Б. А. Тураев. Борьба с наслоениями в богослужении должна вестись непременно. Иначе мы становимся на опасный путь, на который уже стала Католическая Церковь. Там все богослужение заслоено уже молебнами, и вот поэтому-то борьбы с наслоениями должна вестись во что бы то ни стало. Греческая Церковь уже выступила на путь этой борьбы. Там за литургийным богослужением выпущена уже вся часть, начинающаяся после прочтения Евангелия до Херувимской. При этом мне кажется, что бороться следует и возможно путем увещания как пастырей, так и мирян.

Еп[ископ] Павел Михайловский. Я хотел бы обратить внимание на то, что мало указывать и давать практические советы, как устроить те или иные недостатки в практике современного богослужения. Здесь нужна заблаговременная подготовка к богослужению всего вообще клира. Недостатки в богослужении зависят от малознания церковнобогослужебных книг и устава. В числе мер борьбы я предлагаю такую. У нас ныне мало заботятся о школах, где бы будущие псаломщики приучались к чтению и пению церковному. Необходимо, чтобы Собор рекомендовал заблаговременно подготовку чтецов и певцов в особых псаломщических школах. Когда будет такая подготовка, тогда, конечно, и можно требовать упорядочения богослужения.

Зам[еститель] пред[седателя еп[ископ] Симон. Несмотря на то, что сегодняшнее заседание Отдела происходит при суждениях общего характера, я все же думаю подойти к перечислению осязательных его результатов. На повестке заседания поставлено заслушание доклада проф[ессора] И. А. Карабинова, поручено также приготовить доклад и члену Собора Новосельскому о церковно-богослужебном языке. К сожалению, ни тот, ни другой из докладов за кратковременностью и сложностью вопросов не изготовлены их авторами и потому отлагаются до следующего заседания Отдела. В числе причин, обусловливающих неблагоустройство богослужений в современной Православной Церкви, в настоящем собрании отмечены следующие: а) крайняя недостаточность материального обеспечения духовенства, грозящая нам, с лишением духовенства казенного жалованья, дойти до пределов положительной бедности и нищеты, и обусловливаемое оным стремление к погоне за изысканием материальных средств нередко в ущерб правильной уставности церковного богослужения, б) разнообразия, встречаемые в церковно-богослужебных книгах, печатаемых ныне в типографиях Киево-Печаевской и синодальной Московской и Петроградской, в) многоразличные наслоения, вошедшие время от времени в церковное богослужение и затемнившие собою определенную уставность оного, г) наблюдаемое ныне, особенно среди интеллигенции, падение религиозности, д) неподготовленность к уставному совершению богослужения низших клириков, е) непонятность, нередко как для самих совершителей богослужения, так и для молящихся, текста богослужебных книг. При этом признаны были необходимыми в целях устранения отмеченных причин наблюдаемого ныне неблагоустройства в порядке церковного богослужения следующие благоположения: а) обращение особенного внимания на изучение предметов церковного устава и литургики в духовно-учебных заведениях с преимущественным при этом обращением внимания на практическую постановку изучения этих предметов, б) необходимость собирания время от времени благочиннических съездов под руководством местных преосвященных для обсуждения вопросов о правильной постановке и порядке совершения церковного богослужения с тем, чтобы то или иное решение выработанных на этих собраниях вопросов немедленно распространялось местными благочинными среди духовенства, в) устройство время от времени краткосрочных курсов по епархиям для ознакомления и должного наблюдения за правильностью уставного богослужения, г) устройство особых псаломщических школ в епархиях для подготовки опытных и сведущих руководителей в лице псаломщиков при отправлении богослужений, д) упорядочение вопроса о поименном поминовении живых и усопших за повседневным и праздничным богослужением, е) преимущественно обращение внимания на изыскание средств к материальному обеспечению духовенства. К вопросу об упорядочении поминовения я мог бы добавить от себя, что поминовение длительное совершается за проскомидией. Проскомидия в старину совершалась отдельно от Литургии. Был даже особый проскомидийный звон — в один колокол. В течение часа, а иногда и более, здесь совершалось поминовение. Конечно, восстановить это теперь трудно, и при воскресном поминовении особенно. Но почему бы не перенести поминовение на другой момент богослужения. У нас и в Служебнике указано, что по «Изрядно о Пресвятый» диакон читает поминовения.

О. Синцов. И прежде всегда принимались различные меры к упорядочению. богослужения, но они не достигали цели, и это потому, что мы сами не принимаем активного участия к должному осуществлению тех или иных мер, а равно активно не участвуют и прихожане в жизни церковной. Сейчас, если будет проведен в жизнь Приходский устав и прихожане будут привлечены к активному участию в церковной жизни, то вопросы о благоустроении богослужения будут выдвигаться самими прихожанами. В данное время все порядки богослужения, главным образом, зависят от материальной необеспеченности духовенства. Так как церковный клир зависит вполне от прихода, то он и вынужден угождать приходу нередко в ущерб требованиям Устава при совершении церковной службы.

Зам[еститель] пред[седателя] еп[ископ] Симон. К уже сказанному следует прибавить, чтобы священники сами читали благодарственные молитвы по совершении Литургии, чтобы постоянно напоминалось, что непростительный грех совершать Литургию священнослужителями без должного приготовления. Диакон часто служит без приготовления и своим хладным и механическим совершением Литургии в этом случае нередко заражает и священнодействующего иерея. 8-е Ап[остольское] правило прямо указывает, чтобы диаконы не отказывались от причащения при совершении Литургии и что они подлежат извержению из сана, если так делают. Лучше признать обычай древних обителей, не допускавших частое ежедневное служение Литургии одним и тем же лицам, руководствуясь, конечно, при этом мыслью, чтобы приготовление к Литургии было сознательное и серьезное. Далее, заключает председатель, предлагаю: не угодно ли кому-либо еще высказаться по намеченным вопросам с целью придать им более ясную постановку?

Еп[ископ] Зиновий делает замечание, что невозможно собрать и отпечатать все наблюдаемые ныне недостатки в богослужении. Необходимо выработать нормальный Устав богослужебный, следить неукоснительно за строгим его исполнением. Непорядочность богослужения вполне зависит от холодности, от того, что здесь все делается механически, какая-то дряблость внедрилась в эту область. Указывают на непонятность церковно-богослужебного языка, но он также в равной мере непонятен и в тех частях богослужения, которые особенно излюбленны молящимися. Разве многим понятны выражения акафиста Богоматери «Радуйся, еже како, ни единаго же научившая», «Радуйся, афинейская плетения растерзающая» и т. п., помимо того, что после «отложим» вм[есто] «отлочим» попечения. Ссылка на непонятность языка — односторонность. Указания на желание духовника извлекать выгоду из поименного поминовения — также односторонность. Это здесь только я слышу 20 отдельных ектений при поименном поминовении. Я уроженец Костромской епархии, и во всех церквах последний, как мне известно, всегда произносится одна лишь ектения. Это клевета на духовенство. Говорили о низших клириках и винили их в незнании Устава, а священники, закончившие семинарское образование и изучившие Устав, разве всегда и во всем поступают согласно с последним?

Затем пред[седательствующий] еп[ископ] Симон замечает, что преподаватели литургики и Устава нередко больше витают в облаках исторических и археологических справок и мало обращают внимание на практическую сторону дела. Это весьма важная мера к вопросу о поднятии благоустроенности в богослужеении.

Иером[онах] Афанасий предлагает просить кого следует, чтобы все доселе выработанные Отделом меры к упорядочению богослужения были собраны и напечатаны к сведению и исполнению священнослужителей в возможно скорейшее время.

Зам[еститель] пред[седателя] еп[ископ] Симон заявляет, что одна из главных мер к упорядочению богослужения — ознакомление самих членов Отдела с готовящимся докладом о церковнобогослужебном языке. Предложением замещ[ающего] пред[седателя] еп[ископа] Симона автору доклада поспешить представлением оного. Закончилось настоящее заседание Отдела в 8½ час[ов] вечера.

Замещающий председателя Симон епископ диноверческий Охтенский

Делопроизводитель: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 533–541 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.