Запись к протоколу № 4

19 сентября 1917 г.

Заседание открыто председателем высокопреосвященным архиепископом Волынским Евлогием в Соборной палате в 5 часов вечера.

Присутствовал 91 член, согласно собственноручным подписям на прилагаемом листе.

По открытии заседания делопроизводителем Отдела Н. Кедровым по предложению председателя был оглашен протокол предыдущего заседания Отдела от 12 сентября, который и был принят и утвержден собранием единогласно без всяких поправок и изменений.

По прочтении протокола председателем предложен был вниманию собрания порядок настоящего заседания, в котором должен быть заслушан, согласно повестке, доклад Подотдела о проповедничестве о ходе работ в означенном Подотделе и о выработанных Подотделом общих тезисах или положениях. По предложению председателя и за отсутствием по болезни при открытии заседания председателя Подотдела протопресвитера о. Шавельского, означенный доклад предложено было сделать члену подотдела В. К. Недельскому.

Г[осподин] Недельский и сообщил результат деятельности Подотдела о проповедничестве после двух заседаний Подотдела. В первом заседании Подотдела 15 сентября заслушан был прилагаемый доклад члена Собора Г. И. Булгакова «Неотложные меры для усиления проповедничества в Русской Православной Церкви». Означенный доклад обращает внимание на дезорганизацию проповеди: 1) Богослужебная проповедь раздается не повсеместно и не всегда; 2) Проповедь внебогослужебная еще более редкое явление; 3) Произносимые проповеди не имеют в подавляющем большинстве нравственной силы, и потому слишком мало служат великому церковному делу христианской жизни; 4) Мы не видим организованного применения таких общецерковных мер, какие оказались бы в жизни нашей Св[ятой] Церкви очевидным усилением проповедничества.

В своем дальнейшем изложении докладчик старается разобраться в причинах этих фактов и наметить верный путь к усилению проповедничества во всей Русской Православной Поместной Церкви. Почему не проповедуют многие наши архипастыри и пастыри за богослужением и не организуют внебогослужебной проповеди? Не проповедуют идейные противники проповедничества, искренно убежденные, что для осуществления пастырского права и обязанностей учительства вполне достаточно учительства пассивного, состоящего в добром личном примере веры и благочестия и истовом совершении богослужения. Не проповедуют пастыри, придерживающиеся того воззрения, что дар проповедничества — удел немногих. Отрицательное отношение к богослужебному проповедничеству иногда оправдывается такой мыслью, что учительный характер проповеди не гармонирует с молитвенными целями богослужения, и потому проповедь во время богослужения нежелательна. Наконец, несомненным, хотя, быть может, и скрытым мотивом их уклонения от проповедничества служит желание избежать тех неприятностей, какие легко может привлечь за собою живое слово. Но наряду с той или иной идеологией уклонение от проповеднического служения объясняется и более простою причиною, слабостью человеческой, нежеланием трудиться на ниве благовестия.

Обстоятельно и основательно разобрав все идейные мотивы, которые приводят в свое оправдание пастыри, повинные в недостаточности проповеднического долга, составитель доклада переходит к вопросу о причинах часто и очень заметно проявляющейся нелюбви слушателей к проповедям и главнейшей из них считает неправильную постановку проповедничества. И с внутренней стороны, со стороны содержания и способа сообщения, современная проповедь в большинстве случаев не удовлетворяет требованиям теории проповеди, какие имеют несомненные основания в Библии и святоотческих творениях. По содержанию она почти чужда жизненности, истинности и искренности, по языку — простоты и наглядности, а по способу сообщения — живости, выразительности. Особенно это все нужно сказать о проповедях, монотонно читаемых по книжке или тетради. Проповедь должна быть словом наставления и увещания. Это неизбежные элементы ее логического состава. Словом жизни, словом истины проповедовать нужно искренно с религиозным одушевлением и любовью к слушателям. Несомненно, что коренная причина всех несовершенств современной проповеди в том параличном состоянии церковной жизни, каким характеризуется русская церковная история настоящего времени. Но несомненно и то, что громадное значение в данном случае имеет печальное современное состояние науки о проповедничестве — теории проповедничества, а также построенного на основах этой науки школьного и внешкольного приготовления к проповедничеству. После указания и посильного объяснения печальных фактов дезорганизации проповедничества в нашей Св[ятой] Церкви г[осподин] Булгаков в третьей части своего доклада перечисляет меры для неотложно скорейшего усиления нашего проповедничества. Не все наши пастыри не подготовлены к святому делу проповеди Слова Божия. Есть в нашей Св[ятой] Церкви немало даровитых известных проповедников.

1) Их нужно призвать теперь именем Поместного Собора к особенно ревностной деятельности, благословить их, воздать им сугубую честь по апостолу.

2) Их нужно просить совершать путешествия по городам и селам России с живым словом проповеди, подобно тому, как просил Киевский Собор 1621 г. («Советование о благочестии») современных ему епископов и учеников епископов совершать такие проповеднические путешествия.

3) Их нужно просить сорганизовать проповеднические кружки по всем епархиям и создать стройную организацию, объединяющую эти кружки в центральном проповедническом всероссийском совете.

4) Нужно просить именем Собора всех архипастырей и пастырей о содействии организации таких проповеднических центров.

5) Нужно по епархиям образовать фонд для организованной деятельности таких кружков.

6) Нужно в каждом кафедральном соборе учредить выборную должность епархиального проповедника, подобно той должности, с которой начал свое служение св[ятитель] Димитрий Ростовский, с тем, чтобы такой проповедник — священник или мирянин — говорил проповеди каждое воскресенье, каждый праздник, взамен казенных очередных проповедей, говорил с проповеднической кафедры, которая должна быть устроена в каждом кафедральном соборе.

Для пастырей, не способных говорить проповеди-импровизации, нужно: а) создать общецерковный проповеднический журнал, который давал бы им заблаговременно в порядке дней церковного года живой материал в виде готовых проповедей: их планов, конспектов и проповеднических тем; б) к участию в этом журнале привлечь специалистов по теории про поведи, а не только проповедников-практиков, чтобы на его страницах давались и правильные ответы научно-проповеднического характера; в) в этом журнале печатать не только слово утешения, но и слово облегчения <возможно, надо читать: «обличения»>, применительно к запросам современности, и издавать его еженедельно не менее одного печатного листа; г) издать краткий учебник теории проповеди, содержащий последнее слово православной науки по этому предмету. Для подготовки будущих пастырей, кроме учебника, нужно дать в руки каждому доступную по цене хрестоматию из лучших отрывков святоотеческой проповеди с их разбором и биографиями св. отцов и характеристикою их проповедничеств. В число уроков по гомилетике, кроме 4, положенных по Уставу, ввести еще два для практических занятий, как это сделано по отношению к дидактике. Для всех вообще тружеников проповеднического слова нужно: а) наметить примерные планы внебогослужебной проповеди, б) составить каталоги литературы для такой проповеди, в) образовать необходимые для ее ведения комплекты брошюр и книг, г) издать брошюрами стих<иры> воскресных и праздничных дней для общего пения на собраниях при ведении такой проповеди, г) призывать к участию во внебогослужебной проповеди не только пастырей, но и клириков и способных мирян — и мужчин, и женщин, особенно учащихся старших классов духовно-учебных заведений, чтобы все они посильным трудом помогли св[ятой] Матери-Церкви благовествовать силою многою во исполнение Евангелия.

По выслушании означенного доклада председатель Подотдела о[тец] Шавельский заявил, что возбуждение в Отделе в связи с исключительными обстоятельствами переживаемого момента вопроса о церковной проповеди совпало с предложением 33 членов Собора организовать от имени Собора при посредстве соборных сил храмовое проповедничество и чтение лекций в г[ороде] Москве. Это предложение Совет Собора передал в особую комиссию, состоящую под председательством архиепископа Кишиневского Анастасия, включив в состав ее протопресвитера Н. А. Любимова как человека, могущего указать наиболее удобные для учительства соборян в Москве пункты, и о[тца] Шавельского в качестве ближайшего и непосредственного организатора этого дела. Таким образом, вопрос о возможно лучшей постановке проповедничества в Москве в данный момент можно считать вполне выясненным и близким к благоприятному решению. Пред участниками же Подотдела стоит другой, более сложный вопрос — об организации церковной проповеди по всей России, ибо развертывающиеся перед нами события застали многих служителей Церкви неподготовленными, без надлежащих материалов к уяснению смысла и значения этих событий с христианской точки зрения, в состоянии недоумения и нерешительности. Найти и указать пути к организации учащих сил Церкви — вот великая задача Подотдела и всего Собора.

Из числа намеченных докладом г[осподина] Булгакова мер к оживлению и усилению современного проповедничества, по заявлению докладчика, один из членов Подотдела (о[тец] Пономарев) на первое место выдвигал издание специально проповеднического журнала, который бы заключал в себе теорию живого слова, образцы, каталоги проповеднической литературы и вообще все то, что может облегчить труд церковного проповедника. Другие (о[тец] Егоров) отмечали тот факт, что журналы теперь приходят очень поздно и, во всяком случае, неисправно, и, основываясь на собственном опыте, вынесенном из своих выступлений на церковных собраниях в селах, стояли за необходимость в каждый уезд, даже в каждое благочиние, послать особых инструкторов, руководителей, стоящих в курсе современных политико-экономических вопросов, знакомых с соответствующей литературой, вообще способных искусно и решительно противостать агитаторам антицерковного и антиобщественного лагеря. Наладив дело церковной проповеди в одном месте, такие инструкторы отправлялись бы дальше и дальше. Время от времени они должны собираться вместе под руководством главного инструктора, запасаться сведениями и материалами для новой работы на местах и снова предпринимать свои благовестнические путешествия. При этом предлагалось (о[тцом] Шавельским и г[осподином] Знамировским) использовать в этом смысле имеющиеся в распоряжении епархиальных архиереев силы в лице уездных наблюдателей и епархиальных миссионеров, хотя другие и возражали (о[тец] Спасский) на это, что не все уездные наблюдатели непременно и прекрасные проповедники. Признавая мысль об инструкторах-проповедниках желательною, некоторые (о[тец] Караулов) считали их явлением метеорным и предлагали более, по их мнению, реальную меру — спешное напечатание и распространение хрестоматии или отдельных листов на злободневные темы. Считали необходимым также Собору обсудить вопрос о всероссийском проповедническом издательстве, которое должно быть достаточно субсидировано и к которому должны быть привлечены хорошие работники. Некоторые члены подотдела (Недельский) признавали, что успешнее всего эту миссию исполнили бы самые талантливые, самые ревностные и известные проповедники каждой епархии, с честью, успехом и авторитетом подвизавшиеся в деле служения слову и доселе; во время же их благовестнических путешествий исполнение их пастырских обязанностей могло бы быть поручаемо заместителям из монашествующих или белого духовенства, как это делается во время более или менее продолжительных отлучек священника с места его службы.

Один из членов подотдела (о[тец] Беляев), ознакомив собрание подотдела с пастырским союзом в одном из уездов Калужской епархии, рекомендует применить подобную организацию к оживлению церковной проповеди. Деятельность же сторонних руководителей может быть не совсем благосклонно встречена местным духовенством. Основываясь на выборном начале, некоторые (г[осподин] Булгаков) говорили о необходимости особых проповеднических кружков, постепенно организующихся в епархиальный совет. Тем более, что, по замечанию некоторых (о[тец] Капралов), на местах есть даровитые ораторы. Если же сорганизовать силы простого пастырства, то оно потом наладит все. Дело продуктивно, когда оно организовано, а не предоставляется вдохновению. Подотдел после обмена мнениями соглашается, что единицей, к которой должна быть приурочена проповедническая организация, целесообразнее всего признать благочиннический округ. В основе ее должен быть выборный совет, в свою очередь руководимый выборным же ответственным руководителем из лучших проповедников района. Благочиннические проповеднические кружки обязаны помогать священникам необходимыми проповедническими материалами, а также привлекать на служение Церкви лучшие интеллигентные силы из среды мирян. Члены этих кружков должны собираться возможно чаще, обсуждать животрепещущие вопросы и нужды современности, помогать друг другу своим опытом и непосредственным сотрудничеством, а в случае надобности — оказывать свою помощь всем пастырям округа, которые о ней попросят в связи с условиями местной жизни. Эти основные проповеднические ячейки могут постепенно сорганизоваться в большие коллективы — уездные и епархиальные, превращаясь в епархиальные благовестнические братства.

Выражено (о[тцом] Капраловым) пожелание, чтобы из среды Собора была выделена группа лиц, могущих пойти навстречу запросам живого проповедничества составлением лучших поучений на современные церковно-общественные темы, которые печатать бы в виде листков и затем рассылать по епархиям для перепечатывания в Епархиальных ведомостях. Нечто подобное появилось и появляется в «Церковно-общественном вестнике», «Церковных ведомостях», но без определенной системы. Желателен же круг  поучений систематический, способный дать возможно более исчерпывающий ответ на вопросы современности. Подотдел единогласно принял означенную мысль.

По вопросу общего характера и необходимости церковной проповеди Подотдел признал суждения, изложенные в докладе г[осподина] Булгакова. Цель проповеди, по мнению Подотдела (председатель), доселе понималась неправильно, что оказало дурное влияние на характер и направление нашей жизни. Главным и почти исключительным образом ее указали в достижении Царства Небесного, тогда как это только самая высшая, конечная цель, осуществление которой немыслимо без христианизации всех сторон земной деятельности человека, без проникновения в повседневную будничную жизнь идеалов Царства Божия. Проповедь звала к небу, к высшей святости, но не учила верности в малом, как надо жить в мирском кругу, быть честным и порядочным в повседневных отношениях к людям и к своим прямым обязанностям, своему ближайшему долгу. Приветствуя эту мысль, другие считали ее приемлемой лишь с некоторым ограничением, дабы не получилось наклона в сторону практичности. Простой народ лишь надо еще христианизировать, ибо в понимании религиозных истин он стоит на ступени язычества. Оставить его без элементарного усвоения христианской догматики, не пропустивши сквозь огласительную миссионерскую школу, значило бы отнять почву для морализующего влияния на жизнь. Вопрос христианской проповеди и вопросы социалистические часто идут параллельно, например для взаимопомощи мотивы там и здесь почти одинаковы, и потому, если не дать народному сознанию догматических предпосылок, то народ не будет различать христианства от социализма и легко может предпочесть последний первому. Проповедь должна быть жизненной, но ее уроки и призывы неизменно должны раскрываться под углом зрения высокой догматической философии. Идеал жизненно-практической проповеди указывали также в проповедях св[ятых] отцов, и в частности, в беседах св[ятителя] Кирилла Иерусалимского, где в высшей степени удачно сочетались элементы и догматический, и аллегорический.

Из дальнейшего обмена мнений выяснилось, что проповедникам не следует выискивать искусственные темы, а по возможности исходить из конкретных случаев жизни, занимающих в данный момент внимание слушателей, волнующих их совесть, дающих прекрасный повод для определенных религиозно-нравственных внушений, советов, предостережений.

Подотдел признал, что Собор должен обратить внимание на безжизненность проповеди и авторитетно указать для последней цель в христианизации жизни, освещении всех сторон ее светом Христова учения, светом Евангелия. В духе этой заключительной формулы, принятой всеми членами собрания, последовало решение вопроса об отношении проповедников к политическим событиям и политико-экономическим вопросам современности. Может ли священник в церкви проповедовать ту или иную определенную политическую программу? Подотдел ответил: «Нет, не может». Политические вопросы могут быть освещены светом Христова учения, но, безусловно, без всякой партийности.

Может ли священник касаться в проповедях политико-экономических вопросов текущего времени с евангельской точки зрения? Собрание признало, что не только может, но и должен, но непременно оставаясь на почве Евангелия, являясь провозвестником и проповедником мира, любви и всепрощения. Например, говоря о труде, пастырь Церкви должен внушать всякое уважение к честному и усердному труду всякого рода, по заповеди Божией, как необходимому средству духовного совершенствования человека и спасения. Или по земельному вопросу пастырь может стоять за передачу народу излишков государственных, монастырских, частновладельческих земель, но, напоминая одним завет Христа об отдаче сорочки, он обязан предостерегать других от насилий, грабежа и захвата.

Собрание, наконец, высказалось и о теме проповедей. Было указано на нежелательность и нецелесообразность постоянных обличений и укоризн в проповеди, особенно же со стороны малоавторитетных проповедников. Господствующим в проповеди должен быть тон утешения и облегчения людских страданий и скорбей.

Существенный вопрос о подготовке проповедников Подотдел расчленил на два более частных вопроса: 1) о подготовке школьной, 2) о подготовке внешкольной или служебной.

В непродолжительном заседании 18 сентября Булгаков дополнил свой предыдущий доклад предложением организовать приходские проповеднические кружки. Для лучшей мобилизации проповеднической армии необходимо призвать все живые силы прихода, так как возложить все дело проповеди на одного священника, занятого богослужением, требами и пастырским попечением о прихожанах, значило бы обрекать его не только на тяжелый, но почти и непосильный труд. К участию мирян в богослужебной, особенно литургийной проповеди следует, пожалуй, отнестись отрицательно в интересах ее единства и большого авторитета. Но все клирики и способные миряне всячески должны быть привлекаемы к проповедничеству внебогослужебному. Необходимость приходских проповеднических кружков обусловливается еще и тем, что без них остаются висящими в воздухе семинарские проповеднические кружки, существующие уже в некоторых епархиях. Влить молодые силы воспитанников в приходские проповеднические организации, сроднить с ними было бы полезно для той и другой стороны. Что касается благочиннических проповеднических кружков, то они необходимы для настоящего момента. И теперь им может принадлежать большая роль. Впоследствии же и они, скорее всего, разделят участь других подобных просветительных организаций (братств, обществ и т. п.), от живого дела переходивших к формальностям и мало помогающим сельским приходским труженикам. Другая нужда, особенно ощущаемая теперь, в проповедническом журнале. Нужен еженедельник, 2–3 страницы которого уделялись бы для богослужебной проповеди, а все остальные — проповеди внебогослужебной, для которой наиболее трудно подыскать соответствующий материал. Этот журнал можно было бы дать в руки чтецу, облегчить священника. Журнал должен быть общецерковным, издаваемым хотя бы, например, на миссионерский фонд. К сотрудничеству в нем необходимо привлечь всероссийские силы, лучшие проповеднические имена и авторитеты, которые осветили бы больные, кричащие вопросы наших дней светом Христовой истины. Номера журнала должны проходить заблаговременно. И хорошо было бы, чтобы Собору принадлежал этот почин «Благовестия христианского». Высказаны были мысли (Июдин) о проповедническом материале. Мужик не боится сильного и грубого слова, а боится мягкого. Такое сильное слово в изобилии можно бы найти в «Большом соборнике». Заключающиеся здесь поучения весьма ясные, сильные, твердые. Написанные св[ятыми] отцами, аскетами, подвижниками, дающими свои наставления и заветы по личному опыту, они сыграют большую роль, гораздо более серьезную и полезную, чем искусственные поучения, мало понятные народу. Ввиду этого «Большой соборник» и нужно сделать главным пособием проповедников, а так как он мало где имеется, то его следовало бы перепечатать хотя бы по частям и обязать церкви приобретать наравне с богослужебными книгами. Для проповедников весьма полезны были бы также Четьи-минеи.

Высказана была мысль (Боголюбов) о том, что и проповеднических кружков и проповеднического журнала мало. Дело идет о том, чтобы захватить народ, а для этого мало механической выучки, недостаточно вычитанных слов. Нужно, чтобы душа проповедника, как арфа играла, услаждая душу народа. Возникает вопрос о благоприятной почве для такого настроения и проповедничества. В народе надо отыскать людей, души которых, как сосуд, наполненный благодатными мыслями, образами, чувствами. Чтобы получить кадр таких проповедников, Собору теперь же нужно организовать школы, в которых учащиеся пропитывались бы библейским духом, после чего их слово всегда отмечалось бы помазанностью. Тут необходимо особое воспитание. Сектанты сначала «плетут», говорят очень плохо, но с годами выравниваются и захватывают слушателей до слез. Объяснение этого в глубоком усвоении ими Библии, ее образов, склада и характера речи. Проповеднику мало начитаться передовиц и их предлагать. Он должен взирать на все очами Божиими, говорить языком Божиим. Тогда только его слово будет пленительно, покорительно и властно. Значит, необходимо переделать сами школы. Устроить их так, чтобы разговор о благочестии стоял в согласии с самою жизнью, чтобы создавались убежденные, закаленные характеры, а не выпускать ученых, но отвлеченных мечтателей, совершенно незнакомых с народной статьей. Итак, чтобы проповеднические кружки и дружины были деятельными, нужно переделать самое воспитание учащейся молодежи, основать его на Библии. В Англии подобное воспитание дается в колледже Сперджена, откуда, между прочим, вышел известный Фетлер. Там так накаляют учащихся, что часто (и быть может, даже искусственно) они смотрят на все глазами пророков, апостолов и этим своим настроением заражают массы. И нам в России надо создать богословские проповеднические институты, те костры, где молодежь могла нагреваться духовно и получать способность согревать других. Пусть такие институты издают и журналы. А искусственными, механическими, скорыми мерами достигнуть ничего нельзя.

После изложен[ия] работ Подотдела о проповеди председатель спрашивает докладчика: «Подотдел считает свою задачу еще неоконченною. Какие же вопросы остаются у него неразрешенными и какой имеется вообще материал для решения и обсуждения?»

Недельский. Подотдел подготовляет вопросы о постановке предмета проповедничества в духовно-учебных заведениях, о том, что предмет гомилетики в настоящее время стоит далеко в не нормальном положении. Подотдел занят вопросом о том, как воспитанники духовной школы должны вести практические упражнения. Далее могут быть поставлены на очередь к разрешению вопросы о проповеднических курсах, об издательстве и многие другие.

Председатель. Угодно ли Отделу сейчас же приступить к обсуждению того материала, который разработан уже Подотделом, или же дать последнему возможность закончить всю его работу и представить на наше обсуждение все выработанные им тезисы?

Голоса. Дать возможность закончить.

Председатель. Желающие могут высказаться по этому вопросу.

Один из членов Подотдела, священник, предложил теперь же приступить к обсуждению разработанных Подотделом вопросов.

Недельский. Подотдел считал бы возможным воздержаться от обсуждения вопросов теперь же. Работа наша еще не вполне закончена и требует пересмотра. Суждение по вопросам, нами разрабатываемым, Отдел вынесет тогда, когда работа нами будет закончена и будут представлены тезисы.

Председатель. Когда же это возможно сделать? К четвергу?

Недельский. Не ранее недели.

Председатель. Я назначил сегодняшнее заседание Отдела посвятить исключительно вопросу о проповедничестве, рассчитывая, что мы услышим результаты уже законченных работ. Но ныне выяснилось, что работы Подотдела не вполне закончены. Может быть, отложить суждения по вопросам о проповедничестве, поставленным в повестке заседания?

Нечаев предлагает членам Отдела сейчас же разбираться по подотделам и приступить к работам, назначенным в последних. Обсуждение вопросов Подотдела о проповедничестве он находит невозможным ввиду того, что Подотделом не окончена и не разработана весьма существенная часть работы — это именно вопрос о постановке проповедничества в школе. В основе всех вопросов о проповедничестве лежит личность, которая в таком или ином направлении воспитывается и вырабатывается в школе. Если будет решен удовлетворительно вопрос о школьной подготовке проповедников, тогда сам собою решится вопрос и о кружках проповедников, они несомненно организуются тогда.

Председатель. Может быть, некоторый обмен мнений по вопросам Проповеднического подотдела был бы не лишним для самого Подотдела.

Кудрявцев. Мы имеем в виду прийти на помощь духовенству в деле проповеди. Желательно, чтобы это так или иначе удалось нам сделать сейчас же. Вопрос о школьной подготовке проповедников терпит своим разрешением. Необходимо, чтобы сейчас же на местах начать проповеднические организации. Шаг в этом направлении мог бы быть полезным: необходимо на места теперь же дать необходимые сведения.

Член Отдела, священник. Я опоздал к началу заседания Отдела и не мог слышать докладчика. Я нахожу, что мы не слышим здесь такого или иного решения основных вопросов. Все высказываемые здесь речи раздавались и на епархиальных съездах. Недостаточно сказать, что и как проповедовать. Нужно решить вопрос, есть ли проповедь непременная часть богослужения или нет. У нас нет определенного плана, нет указаний, какую роль нам, проповедникам, занимать. Раз это не выяснено, все дело является мертворожденным.

Недельский. Вопрос о том, есть ли проповедь непременная часть богослужения, обсужден. Он положен в основу доклада. В числе своих тезисов Подотдел первым поставил тот, что проповедь есть неотъемлемая часть богослужения, и это положение было принято всеми.

О[тец] Пономарев. Здесь один батюшка говорит, что никто не обязывает проповедовать. Священника к тому обязывает сам сан. В докладе говорится, что есть идейные проповедники. Подотдел окончит свои работы о проповедничестве вообще, но Отделу нужно решить вопрос, что нужно сделать для проповеди в текущий момент жизни, не касаясь пока вопроса о той или другой научной подготовке вопроса о проповедничестве и его постановке в школе. И, по-моему, должно обсудить теперь же все, что есть по данному вопросу в докладе. Из доклада я выношу полное представление о положении проповедничества в настоящее время.

Г. И. Булгаков поддерживает это предложение. Нужно, говорит он, воспользоваться случаем и теперь же обсудить забытые вопросы. Во всех других Отделах материал готовился в течении десяти лет, а для нашего Отдела он впервые разрабатывается только в трех заседаниях. Мы сказали о необходимости проповеди момента, это и есть наша исходная точка. Все прежние организации церковной проповеди — в большинстве случаев канцелярская работа. Братства церковно-проповеднические свелись к доставлению сухих годовых отчетов. Это и губило церковные организации. Они не помогают проповедничеству, а возлагают лишь на проповедников бремена тяжкие. Надо остановиться на вопросе, как сорганизовать жизненные силы проповеди, вернуть свежие учительские силы на проповедь. Жизнь выставляет массу вопросов, с которыми нам необходимо справляться. Но нам трудно справляться, не имея подходящей литературы, издательства. Нам необходима помощь. И прежде всего необходимо осуществить вопрос о литературе, на приобретение которой не следует жалеть денег. Дело наше — дело живое, и потому оно неотложное. Нужно теперь же дать вовремя литературу. Призвать к литературной деятельности все лучшие проповеднические силы, просить принести эту жертву, ибо равной ей нет. Во-2-х, теперь же спросить сведущих людей, чтобы сдвинуть с мертвой точки это дело. Дайте проповедникам материал, и они будут работать. Это я хотел сказать и по существу вопроса. Предложение мое надо поддерживать, ибо это самое нужное дело.

Нечаев. В докладе не было разграничено того, что теперь разграничивает автор.

Булгаков. Но я представлял вопрос именно в такой постановке.

Нечаев. Я присоединяюсь к г[осподину] Булгакову.

Председатель. Доклад говорит об организации проповеди вообще и о проповеди данного момента. Эта последняя, быть может, и явилась бы образом для будущей организации проповеди. Может быть, с этого именно нам и нужно начать. Начало такой организации уже положено при Соборном Совете в организации особой Комиссии о богомолении. Нам следует решить, что дополнить к деятельности означенной Комиссии со стороны нашего Отдела. Итак, будем говорить лишь о проповеди данного момента.

О[тец] Шавельский. Подотдел поставил вопрос о проповеди момента. Он совпал в данном случае с заявлением 33 членов Собора, по которому Собором под председательством архиепископа Кишиневского Анастасия образована Комиссия о богомолении. В этой Комиссии предложено пригласить лучшие силы из членов Собора для проповедования в данный момент и на современные темы по церквам г[города] Москвы, а равно устроить ряд лекционных чтений для ознакомления общества с текущими вопросами современности и освещения их с христианской точки зрения. В Москве это устроить просто. Но как устроить это дело в остальной России? Самое лучшее — предоставить организацию дела проповеди благочинническим кружкам. Из личного опыта я вынес убеждение, что военное духовенство всего лучше действует там, где оно само сорганизовано, как, например, у нас по корпусам организация дела всегда налаживается. Я думаю, что это единственное решение вопроса. Надо, чтобы сами батюшки ближе подошли в этом деле друг к другу. Должна быть, конечно, направлена из центра на место помощь материальная и литературная, которой могли бы воспользоваться на местах. Это, повторяю, единственный путь. Другие способы, как, например, рассылки проповедников по местам, желательны, но трудно исполнимы. Проповедников в большом количестве трудно найти, и цель таким образом не будет повсюду достигнута. В Подотделе дебатировался вопрос о проповеди как необходимой богослужебной части, и члены Подотдела с ними согласились. Я предполагаю, что ко вторнику 26 сентября Подотдел закончит свою работу. Я предлагаю, чтобы «Церковно-общественный вестник» и «Церковные ведомости» открыли теперь же на своих страницах особый проповеднический отдел, и затем обратиться с просьбою к преосвященным: принять меры по епархиям по делу организации проповеднических кружков на местах.

Свящ[енник] Марин. Доклад с теоретической стороны не вызывает возражений, и мне придется говорить только о проведении этих предположений в жизнь, о способах действительного оживления проповеднического дела. Проповедническое дело есть искусство, и нельзя ему научиться одной теоретической подготовкой. Большинство из нас получило теоретическую подготовку, знает много проповеднических образцов, но живая проповедь от этого не появилась. Вот и думаю, что и проектируемое докладом издание образцовых проповедей и наделение ими всех проповедников на Руси — дело необходимое, но не главное. Для привыкших к проповедничеству это, несомненно, принесет большую пользу, но не заставит проповедовать тех, которые к этому не привыкли ранее. Для того чтобы действительно развилось на Руси искусство проповедничества, нужны примеры и упражнения. Вот этого-то у нас и нет на местах, в глухой провинции. И я не согласен с о[тцом] протопресвитером Шавельским, что оживление может начаться только снизу, образованием благочиннических проповеднических кружков. Как провинциал я знаю, что там в большинстве случаев нет таких проповеднических сил, которые могли бы по одному указанию свыше, хотя бы и с представлением готовых материалов, оживить проповедническое дело. Нет, оживление может прийти только сверху, чрез просвещение провинции опытными проповедниками и церковными ораторами. Живой пример скорее научит, заразит и разовьет вкус к проповедничеству. В столицах, благодаря обилию проповеднических талантов, возможности слушать светских хороших ораторов, умение говорить проповеди — обычное явление. Около хороших проповедников создаются своего рода школы его подражателей и последователей. Мы, провинциалы, прекрасно чувствуем, какую большую пользу нам принесет в смысле привычки к свободному выражению своих мыслей возможность слышать здесь лучшие наши ораторские силы. Сейчас провинция учится говорить, слушая приезжих столичных политических агитаторов, и в глухих уголках нашего отечества появляются местные ораторы, которые усвоили уже внешние приемы искусства говорить перед публикой. И вот, если глухие уголки России, их жители будут иметь возможность чаще слушать хороших церковных проповедников, то это может скорее дать толчок к развитию проповеднического дела. Таких религиозных деятелей, как князь Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, с удовольствием будут слушать в провинции, они могут возбудить религиозный интерес в обществе, а местным проповедникам расчистят почву и подтолкнут их попробовать и свои силы. Пусть центральное управление и епархиальное возьмет на себя организацию разъездных лекторов и проповедников.

Председатель. Вы, по-видимому, возражаете против мысли об образовании проповеднических кружков.

Оратор. Нет, я только дополняю эту мысль.

Председатель. Мы говорим только об организации проповеднического дела для данного момента, не касаясь вопроса о проповеди вообще. Подотдел предлагает образовать при Соборе проповеднический кружок, кружки благочиннические, затем — организация дела печатания лучших проповедей, какова, например, проповедь о[тца] Спасского, произнесенная в Успенском соборе. Я понимаю, что задача наша в том, чтобы делиться проповедническими трудами со всей Росси[ей], рассылать их во все места. Итак, во-1-х, организация проповеди момента в Москве, во-2-х, на местах и в-3-х — печатание и рассылка по местам образцовых проповедей деятелей Всероссийского Собора.

О[тец] Шавельский. Необходимо, чтобы проповеди на животрепещущие вопросы помещались в «Церковно-общественном вестнике» и «Церковных ведомостях».

Председатель. Я думаю, что Подотделу необходимо соединиться с Комиссиею о богомолении. Я бы просил, чтобы следующие работы Подотдела протекали именно в таких соединенных заседаниях. Сейчас же продолжить речь о проповеди данного момента.

Зибарев. Согласен со всем, что говорится здесь по вопросу об оживлении проповеди. Каждый сам падает и сам может подняться. Люди одинаковы, но одни из них по нерадению пали и не могут встать, а враг стремится к тому, чтобы уронить их слова. 1-е мое мнение, с помощью пастырей и Христовой Церкви, если Господу угодно, все восстанут и обратятся на путь правой жизни. Самое главное, чтобы был голос на местах. Может быть, он будет и сверху, но необходимо, чтобы на местах примкнули к нему, чтобы из каждого села раздавался такой голос. Он может оказать большую пользу. Местные проповедники дадут материал для проповеди. Итак, необходимо, чтобы они совместно с пастырем подымали павший народ, и не на словах только, а и на делах.

Градусов указывает на то, что теперь нет обсуждения тех или иных способов организации и в центрах, и на местах проповедничества, а между тем, как бы скоро и успешно это дело ни шло, все же еще все это пока вопрос будущего. А между тем, время не ждет: время не только бежит (как сказал один из предыдущих ораторов), но есть опасение, что уже и убежало. В то время, когда идет еще первый час соборных работ в жизни общественной (по меткому выражению Родичева), близок уже грозный 12-й час. Время не ждет, и, не оставляя бодрой работы в Отделе по изысканию и определению способов проповедничества, надо немедля обратиться от имени Собора ко всему духовенству с посланием, в котором горячо призвать все духовенство к делу, а теперь, пожалуй, и подвигу немедленного и неустанного проповедничества по силе своих способностей и дарований. Дело только в известной привычке и навыке, который пастырям нашим без особых курсов и руководств усвоить нетрудно, так как показывает опыт современности, при желании могут говорить, и притом хорошо и убедительно, даже люди, никогда не проходившие курсы гомилетики (и солдаты, и рабочие).

Поэтому, основываясь на высоком авторитете Собора, последнему надо немедленно и решительно призвать все духовенство к бодрому деланию в деле проповедничества.

О[тец] Востоков заявляет, что авторитет пастырей подорван, слова Евангелия остаются нередко пустыми звуками. Агитацией полна Россия. Только сегодня я получил письмо, в котором пишут из провинции: «Надоели нам разрушители — ораторы с их платформами и резолюциями». Прекрасно, если проповедник хорошо ведет дело на месте, но время требует чрезвычайных сил. Я настаиваю, чтобы по местам посылались живые силы, талантливые и убедительные люди, которые бы смогли поддержать своими силами местных деятелей. Вот уже месяц, как собрались мы, но работ наших не видно, и уже в обществе ставят вопрос: что же делает Собор? Итак, всем своим авторитетом Собору необходимо организовать живое проповедническое слово и пойти шире и дальше этой организации, взявши в руки крест и Евангелие, надо идти по селам и привлекать к себе народ. Проповедь среди народа особенно величественна, когда она сопровождается всенародным пением. Мы говорим про народ, он, конечно, нуждается в нашей проповеди, но мы не должны забывать про интеллигенцию. Богословски она слабо образована, нужно просветить ее проповедью о моменте. Нередко можно услышать среди интеллигенции, например, что социализм и христианство — одно и то же. Я понимаю такое суждение среди крестьян, но среди интеллигенции оно представляется странным. Между христианством и социализмом общего нет. Первое на небе, второе на земле. Но и вопросы общественной жизни необходимо освещать с христианской точки зрения. Хорошо поставить проповедь в храме, но при этом нужно ее вынести из пределов храма; нужны лекции по животрепещущим вопросам жизни, в которых яркою нитью проходили бы христианские мысли. Помилуй Бог, если интеллигенция от нас уклонится. Если организовать все это, то нужна огромная работа. Это нужно сделать скоро; враги не дремят. Нужна полная мобилизация на проповедь. Военная мобилизация несет с собою удушливые газы, пули, шрапнели, и нам надо выступать в полном всеоружии. Я предлагаю устроить следующее: предложить членам Собора, духовным и мирянам, записаться в проповеднический кружок. Духовным — проповедовать за всенощной, литургией, а равно и вне храма; светским — устроить в Москве лекции по живым вопросам. Такого рода работы поднимут авторитет Собора.

Миклашевский. Есть голод телесный и есть голод духовный. Живя в Риге, я однажды по совету врачей испытывал на себе голод телесный. Не принимал пищи 5 суток. Первые два дня мне было чрезвычайно трудно, но когда наступили пятые сутки, мне захотелось петь, пробудилась энергия к работе, настроение повысилось. Голод душевный гораздо более мучительное чувство, я его испытал, живя в Варшаве, я слышал живое слово проповеди в местном соборе. Когда говорил проповедник, каждый спешил на перерыв его выслушать. Тоска по родине вернула меня в Россию, но тут живого слова я более не слышал из уст настоятеля собора Новгородской губернии. Я тут почувствовал, что многого лишаюсь. Однажды я зашел на подворье, где говорил простец старец, приглашенный затем в собор. Собор стал наполняться публикою, ибо он говорил без тетрадки, не слишком долго, и проповедь его была на современные темы. Недавно мы посетили Троице-Сергиеву лавру; было ли там организовано дело проповеди или нет, но нашлись 2 проповедника из членов Собора, которые стали проповедовать и произвели громадное впечатление. Один из них говорил в храме, а другой — на перроне железнодорожной станции, и их слушали с жадностью, и они вызывали своими словами слезы умиления. Священник не должен упускать никаких, даже самых мелких поводов для проповеди. Что касается до отведения особого проповеднического отдела в «Церковно-общественном вестнике», то такой отдел желателен. Желательно также отпечатать отдельными листками проповедь протоиерея Спасского и разделить эти листки между членами Собора, в количестве не менее десяти штук каждому, с тем, чтобы они разосланы были по местам. Время не ждет, нужно спешить. Собор будет распущен, так как не хватит средств на его продолжение. Проповеди кружка, образуемого при Соборе, я также приветствую.

Июдин. Здесь говорилось о помещении проповедей в «Церковно-общественном вестнике» и в «Церковных ведомостях». Это едва ли целесообразно. «Церковно-общественный вестник» — какое-то странное издание. Некоторые пастыри говорят в церквах чрезвычайно мертвенно, между тем, заглядывая в слова святоотеческих писаний, мы видим, что пастырь должен, например, по Лествичнику, произносить проповедь так, чтобы его слова должны быть поняты. Объясняя факт обращения Филиппом евнуха, св[ятитель] Иоанн Златоуст говорит, что, где подсказывает Дух, тут и должен проповедовать. Нужно просить духовенство, чтобы оно выходило на дело проповеди. Деревня готовилась к войне, давала средства на дальнобойные орудия, но для проповеди, говорят, материалу нет. Между тем, есть Соборник, содержащий святоотеческие проповеди, эти духовные пушки, столь нужные для нас. Здесь вся красота и полнота духовных наставлений. В настоящий момент необходимо, чтобы архипастыри собирали вокруг себя проповеднические кружки и так или иначе шли на проповедь.

Еп[ископ] Андроник. Всем нам хорошо известно, что проповедь необходима, чтобы она отвечала вопросам современности, была жизненна и прочее. Но нет хороших проповедников, и проповеди остаются безжизненными, хотя и многочисленна литература на современные темы, но ею не пользуются по неумению приложить к делу. Преосвященный развивает далее мысль о необходимости устроить проповеднические курсы. Сначала они, конечно, может быть, с трудом будут прививаться. На курсы следует в целях ознакомления с делом принимать всех желающих. Их устраивать необходимо в разных местностях епархии периодически, предварительно определив состав работников. Когда в епархии устраиваются религиозные торжества, тогда и вызываются на эти торжества работники-проповедники, чтобы они заранее при этом условились между собою, кому, когда и где говорить и о чем говорить. Это воодушевит тех и других на подражание и, может быть, по их примеру они и сами начнут подготовляться к делу народной проповеди такой-то состав проповедников.

Когда курсы организуются, то они воспользуются и всем проповедническим материалом. Кружки епархиальных проповедников будут знать, что им нужно делать в тот или другой момент. Сейчас же, не дожидаясь, необходимо устраивать по всем концам России курсы, чтобы силы благочиннических кружков приурочить к делу, использовать их. Тогда на местах найдутся люди, которые раньше того не признавали за собою проповеднических способностей.

Один из членов Отдела заявляет, что проповедников следует рассылать по деревням возможно скорее, а также немедленно разрешить на местах говорить мирянам. Священники не все способны говорить. Таков, например, наш приходской пастырь. И вот какой был случай. Один прихожанин выдавал дочь — православную — за раскольника. Раскольники подготовили оратора, защищавшего это намерение православного. Приходской священник, прослышав о том, поручил мне не допустить этого случая. Я явился в дом, повел беседу, которою так повлиял на всех гостей и семью, что жених сам отказался от брака с православною невестою, отец и мать которой со слезами выслушали меня, и брак, таким образом, не состоялся. Подобный же случай был со мною и вторично, когда все прихожане со слезами слушали мое поучение в церкви. На местах проповедники найдутся, лишь бы только разрешено было говорить мирянам.

О[тец] Голунов. Я не застал читанного доклада и, может быть, скажу то, что уже до меня сказано. Я присоединюсь к предложению преосвященного Андроника. Мое предложение следующее: так как нам предлагается организовать курсы, то нам самим нужно быть осведомленными по боевым вопросам современности. Например, по вопросу о социализме. Им ныне заражены все. Поэтому организатору курсов необходимо самому быть в курсе дела. Поэтому я просил бы, чтобы открыты были теперь же лекции по вопросам о социализме, который многие считают однородным с христианством, для членов Собора. Пусть профессора изложат нам основы социалистических учений, разбор их и, кроме того, дадут ряд лекций по другим темам, напр[имер] об атеизме. Большинство самих членов Собора не знакомы с главными положениями социализма. Необходимо иметь основания, по которым можно было бы отражать совеременные социалистические учения с христианской точки зрения.

Беликов в двух своих выступлениях говорит: «Мы стоим перед той же картиной, которая была в нашей армии пред началом войны. Война началась, а снарядов не было». Указывал далее, что в настоящее время на местах нет проповедников, ибо, с одной стороны, священники боятся говорить на темы из событий текущего момента, дабы не вызвать отрицательного и враждебного к себе отношения, и с другой — не имеют достаточной подготовки, чтобы всесторонне осветить отрицательные стороны социалистического учения. Предложил также организовать при Соборе ряд лекций для освещения социальных экономических вопросов, а также составление соответствующих проповедей, с освещением вопроса христианским учением, которые необходимо печатать и рассылать на места по приходам, дабы местные священники, которые сами не могут обосновать своих современных проповедей, могли бы опираться на авторитет Церковного Собора и говорить от имени представителей всей России, а не от своего имени и за свой страх. Вместе с этим Беликов поддерживает предложение о том, чтобы проповедь в храме разрешена была мирянам. Одновременно с этим он высказывается против предложения (см. ниже о[тца] Егорова) о посылке по местам проповеднических дружин, находя, что место проповеди только в храме, <а> не в форме, которая принята для той или иной партийной организации, в виде агитаторских дружин. Ибо те же крестьяне, принимая проповедников-дружинников за партийных агитаторов, не смогут их слушать, и этим способом можно только уронить значение авторитета церковной проповеди.

Нечаев не согласен с мнением, что священники на местах не проповедуют или боятся проповедовать. Но они теряются, боятся перед материалом. Я присоединяюсь к мысли о проповедниках-инструкторах (разъездных). Они укажут на местах, как следует справляться с материалом. В моем воспоминании возникает древний институт апостольской проповеди. Тогда были особые проповедники, люди носимые силою Божиею. В лице этих проповедников-паломников институт проповедников проектируемых… Но это одна сторона дела. Могут помочь и готовые проповеди, но это не всегда, ибо они касаются частного предмета. Отсюдаявляется для проповедника потребность в литературе публицистической, исторической и другой. Она глубоко затрагивает современные вопросы. Распространить ее невозможно. Проповедник должен иметь по крайней мере указатель ее, по крайней мере краткие каталоги по всем типам литературы, дабы не опустить того, что есть серьезного и важного. Потребен, напр[имер], покойный проф[ессор] Ключевский, если хотят осветить идеал и значение великих подвижников (благодатный воспитатель земли Русской — препод[обный] Сергий), идеал милостыни — «Добрые люди Древней Руси». Эта литература забыта проповедниками. Ее нужно проводить в жизнь, призывать к осуществлению заключающихся в ней идеалов. Но указать литературу мало. Ее необходимо приобрести. На местах есть религиозно-православные общества и братства. Я обращаю внимание на устав одного тако<го> обществ<а> — «Духовно-просветительного общества при Николаевском, в г[ороде] Белев, храме». Оно возникло из любительского хора, теперь имеет свой устав и небольшие средства, устраивает вечера, лекции. На Пасхе, например, между прочим, было собрание, на котором объяснялась организация приходского совета и велись беседы по текущим вопросам современности. Подобные общества ныне нарождаются на местах, но не всех знают, необходимо произвести анкету, чтобы общества ознакомили о своей жизни и деятельности. Эта мера поможет, как нужно браться за дело. Мое конкретное предложение: рассылать отдельных проповедников по местам, указать литературу-проповедничество, ознакомиться взаимно с различными кружками и обществами, работающими на ниве церковно-общественной деятельности. Просить, чтобы они поделились через «Ц[ерковно]-[общественый] вестник» своими знаниями и ходом своих занятий.

О[тец] Егоров. Я стал бы горячо приветствовать возникновение проповеднического кружка при Соборе, если бы он не казался утонченным. Нужно что-то более живое. Сейчас в городах все трещит, ломается и рвется не самою жизнью, а разрушителями оной. Если из городского окна взглянуть на деревню, то заметно, что и деревня разрушается агитаторами. Социалистическое учение стремятся отождествить с христианским. Большинство пастырей живет по старине, каких же ждать от них современных слов? Они их не могут дать физически. Но деревня к нему идет. Никогда авторитет пастыря так не падал, как теперь. В деревню приезжают орлы-агитаторы, перед которыми священник совершенно слаб. Я проехал целый уезд — по должности наблюдателя — и делал много выступлений. И вот там, где прежде меня гнали, теперь упрашивали, умоляли как приехавшего из центра, дать христианское освещение вопросам о труде, земле, воле, о восьмичасовом рабочем дне, о смертной казни. Как же помочь в этом деле пастырю, если он по справочнику и найдет то, что для него необходимо из литературы, то не будет в состоянии выписать. Что-то живое нужно сейчас на местах, должны быть составлены из благовестничества дружинники, которые бы немедленно могли прислать беспомощному пастырю который привезет с собой литературу, и дело постепенно наладится. Но пока проповедник исправляет в одном месте, исправляет и налаживает, пока он разъезжает по местам, жизнь далеко уйдет вперед. Как же быть? Г[оспода] проповедники на курсах вновь заряжаются, как аккумуляторы. Они будут приглашаться для устройства церковной жизни. Они получат директивы, и на местах будет устроено все необходимое. Говорят: «Еще законы писать, если их не исполнять». Сколько было всевозможных съездов и сколько вынесено ими неисполненных постановлений, и я боюсь за постановления Собора, что их не будут уметь прилагать к делу. Живых людей нужно. Сейчас же образовать союз проповедников, а в епархии — дружины и курсы. Тогда мы быстро подойдем к делу и поддержим расстроенную церковную жизнь. В наших церковных библиотеках пустыня, они состоят большею частью из церковных и епархиальных ведомостей. Но я наблюдал, что в 70% «Ц[ерковные] в[едомости]» не разрезаются пастырями, а в «Епархиальных ведомостях» разрезывается лишь последняя страница с официальным отделом о назначениях и перемещениях. Нужно пастырям помочь и дать живых руководителей.

Недельский. Вопрос об организации в Москве проповеди момента, которая удовлетворяла бы вопиющим потребностям времени, мне представляется, будет разрешен в ближайшее время. Если нами еще не намечены все темы такой проповеди, так это потому, что Подотдел имел всего лишь два собрания. Вопрос об организации такой проповеди — это вопрос ближайших дней. Вопрос же об организации проповеди по всей России будет так же решен, и здесь необходимо прибегнуть к проповедническим кружкам. О. Егоров говорил о добровольнических дружинах, и Подотдел соглашается с ним. Я и сам сторонник возможно большей свободы в деле проповеди. И мысль эта требует немедленного осуществления; но при глубоком обсуждении вопроса я останавливаюсь на благочиннической организации, и вот почему. Господу было угодно поставить меня в условие жизни, где я прежде всего сталкиваюсь с вопросом о проповеди. Я нахожу, что дело проповеди не так уж плохо поставлено, в каждом благочинии найдется проповедник милостью Божьею. В самом проповедании своем эти люди не зарыли таланта, они и приумножили его. И рядовые сельские батюшки, люди следящие за содержанием и разработкой вопроса о проповеди, они приобретают пособие и, как пчелы, извлекают из литературы все для них необходимое в деле проповеди. Раз есть в глухой провинции проповедники милостию Божию, они-то именно и могут быть лучшими организаторами этого дела. Они будут не случайными гастролерами, не чуждыми прихода людьми, но живущими поблизости и в случае нужды готовыми всегда явиться на помощь. Появление лиц случайных, хотя бы и выдающихся, может подорвать авторитет пастыря в приходе навсегда. Могут спросить: «Почему же наш священник не такой, как этот?» Подотдел имел в виду, чтобы сторонние лица не слишком ослепляли своим блеском, а главное, необходимо тесное общение пастыря с паствою в каждый момент. Епископ Андроник говорит, что воззвания и обращения и ранее не достигали цели. Это потому, что жизненные вопросы раньше не задевали пастырей. Теперь же не то, авторитет священника колеблется, и он должен чувствовать, что в единении сила и что он скорее найдет указание к кругу своих же. Итак, после всестороннего обсуждения, Подотдел остановился на мысли о благочиннических кружках.

Председатель, резюмируя прения, говорит: «Из доклада Подотдела и речей оратора выясняется вопрос, что Собор должен сделать для организации проповеди в настоящий момент. 1) Необходимо при Соборе образовать кружок или дружину из проповедников-членов Собора, которые выступали бы в церквах г[орода] Москвы с одушевленною речью по современным животрепещущим вопросам». Это предложение председателя принимается Отделом единогласно. 2) Организовать кружок лекторов по жгучим вопросам настоящего момента, каковы вопросы о социализме, труде, восьмичасовом рабочем дне, аграрный и многие другие, для освещения этих вопросов с христианской точки зрения, с тою целью, чтобы проповедники на местах сами могли разобраться в этих вопросах и примениться к ним. 3) Как проповеди, так и лекции должны иметь самое широкое распространение, должны издаваться или отдельно, или печататься в «Ц[ерковно-]-о[бщественном] в[естнике]» и «Ц[ерковных] в[едомостях]», и таким путем проникать в широкие общественные слои. Там же должны печататься и библиографические сведения о книгах, касающихся современных вопросов, с точным указанием адреса, по которому можно приобрести ту или другую книгу и цены ее.

Эти предложения также принимаются.

При дальнейшем обмене мыслей в собрании были высказаны пожелания об организации издательского дела по части проповедничества вообще. Выражалось пожелание об Отдельном проповедническом органе и о напечатании выдающихся проповедей в «Ц[ерковно-]о[бщественном] в[естнике]» и «Ц[ерковных] в[едомостях]» как отдельными оттисками, так и в самом тексте: о напечатании и раздаче членам Собора проповеди о[тца] прот[оиерея] Спасского для рассылки оной по местам. Вопрос об организации проповеди вообще отложить до следующего заседания.

Заседание закончилось в 8¾ час[ов] вечера пением молитвы «Достойно есть».

Председатель архиепископ Евлогий

Епископ Мефодий

Секретарь: Георгий Булгаков

Делопроизводитель: Николай Кедров

М. Смирнов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 41–60. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.