Запись к протоколу № 36

30 марта (12 апреля) 1918 г.

Заседание открыто замещающим председателя Черниговским епископом Пахомием в комнате № 2 Епархиального дома в 6 ч[асов] вечера. В заседании присутствовало 23 члена и один представитель Московского археологического общества — по приглашению, собственноручно расписавшихся на прилагаемом листе.

По открытии заседания делопроизводителем Отдела Н. И. Кедровым оглашен и принят к утверждению протокол заседания Отдела от 28 марта за № 35.

По оглашении протокола по предложению члена Отдела иеромонаха Афанасия было постановлено образовать комиссию в составе иеромонаха Афанасия, профессора В. А. Тураева и И. А. Карабинова для выработки и представления на рассмотрение Отдела для дальнейшего направления оной на зависящее распоряжение Священного Синода, программы для собрания сведений, необходимых для составления общецерковного месяцеслова и издания служб всем русским святым, а также и лицевых святцев.

По предложению председателя, член Отдела проф[ессор] Б. А. Тураев предложил составленный им по поручению Отдела, прилагаемый у сего «Проект чина диаконского погребения», предварив это предложение следующими словами:

Материал, бывший в моем распоряжении, очень незначительный. Существующий в Коптской Церкви чин этого погребения составлен по чину литургийному. По этому чину положено три апостольских и три евангельских чтения и особая молитва, которая переведена мною. Проф[ессор] И. А. Карабинов указал мне, что в Ватопедском Евхологии XIV в., описанном А. А. Дмитриевским <А. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том II Εὐχολóγια. Киев. 1901. №> XXXII, стр. 293), имеется молитва над скончавшимся диаконом. Это молитва очень краткая. Вот все, что дает Греческая и Коптская Церковь, последняя свой чин заимствует у Церкви Александрийской. Пользуясь этими чинами, я и составил проект чина диаконского погребения. Я предполагал вначале внести в чин 2 Апостола и 2 Евангелия, но в прошлом заседании Отдела было выражено пожелание о внесении именно трех апостольских и евангельских чтений в этот чин.

Прот[оиерей] Поярков спрашивает, есть ли в коптском чине «Блаженны», и получает отрицательный ответ.

Прот[оиерей] Нигровский недоумевает, почему в чин вставлены составителем особые евангельские чтения, а не обычные заупокойные, между прочим, евангельское чтение о воскрешении Лазаря.

Прот[оиерей] Поярков спрашивает, разве есть Евангелие о Лазаре в чине священнического погребения?

Тураев. В Требнике единоверческом есть.

Иеромонах Афанасий. В чине говорится о покровении лица умершего диакона воздухом, но доселе, кажется, диакона не погребали так, и воздухом покрывается только лишь лицо умершего священника.

Поярков. Лицо иерея покрывается воздухом, почему и при иерейской хиротонии на поставляемого иерея также возлагается воздух.

И. А. Карабинов. Возложение воздуха при иерейской хиротонии имеет историческое происхождение. Какого-либо символического значения это не имеет. В древнее время воздухи были очень большие в виде современных плащаниц. Обычно при архиерейском служении их носили диакона. Предание об этом и сохранено в чине иерейской хиротонии.

Председательствующий. Лицо почившего иерея, как объяснил это митрополит Антоний Харьковский, затем покрывается воздухом, чтобы пасомые его не могли видеть тления, чтобы для них он оставался как бы живым и по смерти.

Карабинов. Обычай этот заимствован из чина монашеского погребения. В единоверческом чине священнического погребения об этом сказано ясно.

Председательствующий ставит на голосование вопрос о том, сколько следует ввести в чин диаконского погребения евангельских чтений — одно, два или три. Голосованием большинством голосов принимается желательность внесения в чин трех евангельских чтений.

Председательствующий. Еще высказывалось предложение, чтобы не читалось указываемое в проекте чина проф[ессора] Тураева евангельское чтение, содержащее слова «Аще кто Мне служит, Мне последствует» <(Ин. 12, 26)>, потому что это Евангелие в одинаковой мере относится и ко всем православным мирянам и не содержит в себе ничего такого, что преимущественно относилось бы к служению диаконскому.

Иеромонах Афанасий предлагает читать обычные заупокойные Евангелия.

Проф[ессор] Тураев говорит, что хорошо было бы взять апостольское чтение об архидиаконе Стефане.

Председательствующий. Может быть взято единоверческое основание, где положено читать лазаревское Евангелие.

Прот[оиерей] Поярков. Я недоумеваю, какая в том надобность. В чине и чтениях его важно отметить деятельность почившего, род его служения. В чине погребения священнического оттеняются эти специальные обязанности. Специальные особенности служения диаконского в равной мере важно было бы отметить, и это не было бы противно ни духу, ни преданию церковному.

Председательствующий предлагает поставить вопрос на голосование, обычное ли заупокойное евангельское чтение должно быть помещено в чине диаконского погребения или иное. Большинство голосов высказалось за чтение обычное. Вторым затем ставится на голосование вопрос о чтении апостольском, а именно из книги Деяний св. апостолов об архидиаконе Стефане. Последнее предложение и принимается единогласно. Далее председательствующий предлагает: теперь же определить Отделу текст евангельских чтений и апостольских или предварительно разработать этот вопрос.

О. Марин. Рекомендует составить предварительную комиссию для обсуждения вопроса. Мы могли бы, говорит он, лучше ориентироваться.

Председательствующий. Если угодно, я этот вопрос проголосую. Большинство, однако, высказалось против комиссии, и вопрос не голосовался. На голосовании после сего председателем был поставлен вопрос о покровении воздухом лица умершего диакона. Большинством голосов вопрос был отвергнут.

Председательствующий предлагает далее решить вопрос о порядке дальнейшего направления рассмотренного чина диаконского погребения, и большинство высказывается за направление его в Совещание Епископск, каковое положение и принято Отделом. По предложению председательствующего В. Т. Георгиевский читает составленный им и у сего прилагаемый доклад о необходимости устройства Патриаршей палаты церковного искусства и древностей. По прочтении доклада докладчик замечает, что в Отделе уже и ранее представлялись проекты положения о Патриаршей палате. Председатель Отдела высокопреосвященный Евлогий взял на себя труд объединить все представленные проекты в одно целое, и им было выработано следующее положение о Патриаршей палате церковного искусства и древностей.

«1. Предметы церковного искусства, а также и памятники церковной старины письменные и вещественные (произведения письменности, церковной печати, зодчества, иконописи, ваяния и прикладных искусств), находящиеся ныне в распоряжении Православной Российской Церкви, являются неотчуждаемым достоянием всего русского православного народа и охраняются всей мощью государственной власти.

2. Право ближайшего ведения и непосредственного распоряжения этими памятниками, ввиду их церковного характера, часто не прекращающегося богослужебного употребления, а также и давности владения ими Церковью, принадлежит исключительно Православной Русской Церкви в лице надлежащих органов последней и не может быть ни отторгаемо от нее, ни сокращаемо в своем объеме, ни нарушаемо в отдельных случаях никакой другой властью.

3. Для заведования памятниками церковного искусства и церковной старины (п. 1), существующая ныне при Св. Синоде Архивная комиссия преобразовывается в особое установление при высшем церковном управлении, которое именуется „Патриаршая палата церковного искусства и древностей“.

4. Патриаршая палата церковного искусства и древностей имеет два отделения: а) отделение церковного искусства и б) отделение церковных древностей.

5. Ведению первого отделения подлежит: а) художественное наблюдение за совершаемым церковным строительством, иконописью и церковно-богослужебной утварью, богослужебным шитьем и вообще предметами прикладного искусства, б) заведование существующими и открытие новых школ иконописания (в особенности в монастырях мужских и женских), в) организация иконописных артелей и мастерских, устройство при них собраний образцовых икон, г) устройство выставок, а также д) урегулирование торговли иконами при церквах, монастырских и свечных епархиальных складах.

Примечание. Комитет попечительства о русской иконописи, находящейся ныне в ведении Министерства народного просвещения, должен состоять в ведении Патриаршей палаты церковного искусства и древностей.

6. Ведению второго отделения подлежит: а) приведение в известность и регистрация всех памятников, находящихся в настоящее время в ведении Церкви, б) принятие мер к строжайшей охране их от порчи, гибели и отчуждения, а равно и к поддержанию тех из них, которые подвергаются неустранимому действию времени, в научном их исследовании, в) разрешение вопросов о ремонте и реставрации памятников, д) Синодальная ризница с Синодальным архивом и другими центральными церковными учреждениями археологического и архивного характера и е) пополнение этих древлехранилищ новыми постановлениями.

7. Все епархиальные учреждения архивные и археологические (общества, музеи, ризницы, древлехранилища и пр[очее] находятся в живом общении с Патриаршей палатой церковного искусства и древностей, пользуются ее указаниями и представляют ей ежегодные отчеты о своей деятельности.

8. Патриарх Всероссийский является почетным председателем Палаты.

9. Управление делами Палаты сосредоточивается в особом Совете, состоящем из председателя, двух его товарищей (соответственно двум отделениям), секретаря, казначея и членов.

10. В Совет входят все члены существующей при Св[ященном] Синоде Архивной комиссии, а также и другие лица, известные своими познаниями в области церковного искусства и церковной древности, а также представители ученых и общественных учреждений и организаций, по приглашению Св. Синода и Высшего Церковного Совета.

Примечание. Должностные лица в Совете (председатель, товарищи и пр[очие]) выборные.

11. Каждое отделение работает самостоятельно, но в потребных случаях устанавливаются общие соединенные заседания обоих отделений.

12. Все постановления Совета Патриаршей палаты восходят на утверждение Св. Синода или Высшего Церковного Совета по принадлежности.

13. Патриаршая палата как одно из учреждений высшего церковного управления, служащее не только целям церковным, но и культурно-государственным, получает средства из Государственного казначейства по смете высшего церковного управления.

14. Учреждение Патриаршей палаты и открытые действия ее должны быть осуществлены по возможности без замедлений.

Примечание. Подробная разработка положений о Патриаршей палате составляет ближайшую задачу ее совета по указаниям Св. Синода и Высшего Церковного Совета».

По прочтении изложенных положений председательствующий предлагает высказаться по содержанию их.

Еп[ископ] Прокопий. Палата должна иметь материальную поддержку, как сказано, со стороны государства. Мы не знаем того, в какие нормальные формы отольется государственного жизнь. Поэтому встает вопрос, не следует ли вычеркнуть из положений все те пункты, в которых говорится о поддержке Палате со стороны Государственного казначейства. Может быть, они становятся ненужными теперь, когда говорят об отделении Церкви от государства. Может быть, эту точку принять и положить в основу пунктов.

Булгаков. Нам необходимо утверждать и отстаивать идею положений высокопреосвященного Евлогия независимо от вопроса об отделении Церкви от государства. Палата будет центральным учреждением. Расширять свои силы работники не должны. Что касается частных предположений, высказываемых епископом Прокопием и В. Т. Георгиевским, то относительно их следует держаться прежней политики. Священный Собор должен отстаивать положения, чтобы правовое государство оказывало полную поддержку церковным учреждениям.

А. А. Захаров. В законопроекте сказано, чтобы Палата была независима от правительственных учреждений. Нужно указать на соприкосновение и сотрудничество гражданской и церковной власти в деле охраны памятников старины и церковного искусства. Здесь нигде не говорится об этом. Несомненно, будут всякого рода притязания со стороны гражданского правительства, и их необходимо предупредить заранее.

Малыгин. Я разделяю мнение о соприкосновении с государством. Оно также хочет охранять памятники церковной древности. А мы знаем, к чему сводится эта охрана. Недавние случаи хищения подтверждают это. Поэтому в проекте необходимо указать основательно на это соприкосновение.

Июдин. Я снова напомню здесь, что памятники церковной старины на местах находятся у нас без всякого призора. Особенно это наблюдается у нас на севере, где притом имеется и наибольшее количество таких памятников. Священники сами нисколько не заботятся об охране церковной старины, нередко даже и продают за бесценок старинную церковную утварь — фонари, кадильницы, складни, чаши и пр[очее]. Собору нужно настойчиво требовать, чтобы всей церковной старин<е> велась самая строжайшая церковная опись. Если для помещения предметов старины не находится места в приходе, то ее следует сдавать на хранение под опись в губернский архив. Не редкость, в приходских храмах севера найдешь старинные иконостасы XVI и XVII вв., которые брошены где-нибудь в подвале или на чердаках колоколен, покрытые пылью и птичьим пометом. Я сам лично знаю такой приход, где был найден древний иконостас, который, когда его очистили от пыли и грязи, оказался величайшей драгоценностью и редкостью. В другом приходе, как мне известно, из иконостасов делают ясли, загороди и кормушки для домашних животных. Вот почему самое серьезное внимание должно быть обращено Собором на охрану памятников церковной старины.

Председательствующий предлагает: угодно ли Отделу перейти к постатейному чтению положений докладов об охране памятников старины? Это предложение принимается Отделом.

При постатейном чтении проекта положения о Патриаршей палате церковного искусства и древностей, предложенного высокопреосвященным председателем Отдела архиепископом Евлогием, по обмене мнений, в изложенный текст указанных пунктов внесены были значительные изменения и поправки (членом Отд[ела], председателем епископом Пахомием, епископом Прокопием, иеромонахом Афанасием, графом Апраксиным, Г. И. Булгаковым, Т. В. Нечаевым, председателем археологического общества А. А. Захаровым), изменения эти следующие:

«1. Предметы церковного искусства и памятники церковной старины письменные и вещественные, произведения письменности, церковной печати, зодчества, иконописи, ваяния и прикладных искусств, а также все вообще предметы, имеющие историко-археологическую ценность, находящиеся ныне в распоряжении Православной Русской Церкви, являются ее неотъемлемым достоянием».

Пункт 2 оставлен без изменений с опущением слова «другого».

«3. Для заведования предметами церковного искусства и памятниками церковной старины при высшем церковном управлении учреждается Патриаршая палата церковного искусства и древностей».

В пункте 4 вместо «двух» вставлено слово «три» и добавлен раздел в отделение письменности.

Пункт 5. Внесено добавление в пункт «а»: «Наблюдение за церковным пением, осуществляемое чрез организацию особого комитета (на правах Подотдела), действующего на основании особого положения об управлении церковно-певческим делом в России».

В пункте 6 слова «Синодальная ризница» и проч[ие] поставлены в особый раздел под лит[ерой] «д», и раздел следующий, стоявший в положении под этою литерою, помечен лит[ерой] «е», причем слова «Синодальная ризница» заменены словами «Патриаршая ризница».

В пункте 7 слова «архивные и археологические» союз «и» уничтожен и после этих слов поставлены слова «и церковно-певческие», и после слова «древлехранилища» добавлены слова «библиотеки и архивы».

Пункт 8 выпушен.

Замещающий председателя

Делопроизводитель Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 496–501. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.