Запись к протоколу № 33

20 марта (2 апреля) 1918 г.

Заседание открыто замещающим председателя епископом Черниговским Пахомием в Соборной палате в 6 ч[асов] вечера. В заседании присутствовало 23 члена, собственноручно расписавшихся на прилагаемом листе.

По открытии заседания член Собора Л. З. Кунцевич огласил рассмотренные учрежденною при богослужебном Отделе комиссиею о канонизации святых угодников божиих данные о святителе Иосифе — убиенном митрополите Астраханском. Означенный доклад при сем прилагается.

После изложенного доклада Л. З. Кунцевич заявил: к этим данным я должен присоединить принципиальные соображения о прославлении святителя Иосифа. Путешествуя по обязанностям миссионера по поволжским губерниям, я наблюдал благоговейное влияние местных святынь на православное население. В губерниях Саратовской и Астраханской замечается наибольшая религиозная анархия, и она объясняется именно отсутствием в этом крае святых мощей. Народ в настоящее время жаждет религиозной веры. Это можно наблюдать больше всего здесь, в Москве, когда народ тысячами собирается на лекции по религиозным вопросам, устраиваемые религиозно-просветительным обществом. Эта жажда, повсюду наблюдаемая, ясно говорит, что нужно ускорить торжество прославления святителя Иос<и>фа. Известия, свидетельствующие о его чудотворениях, есть, и я полагаю, что день 11 мая — день блаженной кончины святителя Иос<и>фа — в настоящему году будет днем его прославления.

Еп[ископ] Феодосий оглашает следующее постановление комиссии о канонизации святых: «Святителя Иосифа, митрополита Астраханского, убиенного, прославить к местному празднованию с оставлением честных останков его под спудом и установлением памяти его 11 мая в день его мученической кончины». После прочтения этого постановления оратор предлагает членам Отдела посмотреть портрет святителя Иос<и>фа, помещенный в одной из брошюр, сообщающих о жизни угодника; при деле, добавляет преосвященный Феодосий, имеется акт некогда бывшего освидетельствования мощей святителя Иосифа — и предлагает: находит ли Отдел нужным огласить означенный акт.

Председательствующий. Если мощи угодника не будут открыты, то нужно ли оглашать акт об их освидетельствовании?

Еп[ископ] Феодосий. комиссия полагает, что прославление святителя должно быть без открытия его мощей, тем более не следует оглашать акт об освидетельствовании мощей святителя, что еще не решен вопрос о его канонизации. Имеется уже и служба, составленная святителю Иос<и>фу. Таким образом, при деле имеются все данные для прославления святителя, также как имелись подобные данные и по делу о прославлении святителя Софрония Иркутского.

О. Секундов. Акт освидетельствований мощей, святителя Иосифа желательно было бы выслушать ввиду могущих быть возражений со стороны раскольников. Следовало бы знать истинное положение дела.

Председательствующий. Мы не предрешаем в настоящее время вопроса о канонизации святителя Иос<и>фа. Мы стремимся прославить к местному чествованию, а прославление к общецерковному чествованию — дело Собора в будущем. Я предлагаю представить прославление святителя к местному чествованию в том порядке, который имеет быть утвержден Собором.

Иеромонах Афанасий. Ввиду того, что здесь было заявлено, чтобы прославление святителя Иос<и>фа было совершено по возможности скорее, поэтому следует комиссии озаботиться скорейшим представлением дела Собору. Если дело пойдет в порядке прославления, имеющим быть выработанным Собором, то оно очевидно затянется. Может быть, Отделу принять решение, чтобы дело было выделено из порядка, устанавливаемого Собором, как было уже внесено нами на Собор и дело о прославлении святителя Софрония.

Еп[ископ] Феодосий. Это имелось в виду и в комиссии, иначе, конечно, дело затянется.

Еп[ископ] Митрофан. Я как представитель Астраханской церкви буду стоять на том, чтобы прославление святителя Иосифа было совершено скорее, иначе станет известным всему Поволжью, что дело откладывается Собором, и вера в святость святителя Иосифа будет подрываться. Между тем, свидетельство о его святости находится в целом ряде чудес. Стечение народа у гробницы святителя громадное. Особенную помощь по народному верованию святитель подает больным младенцам, которые по вере родителей получают исцеление. Ввиду народного желания дело уже было прочно поставлено и в прошлом году было на пути к приготовлению изнесения останков угодника из земли. В настоящее время вопрос поставлен иначе. Смутное настроение, которое бушует ныне повсюду, заставляет с осторожностью приступить к делу. С одной стороны, следует учитывать желание, чтобы прославление совершено было безотлагательно, а с другой — и нестроение крайних антирелигиозных элементов в современном обществе. Это последнее обстоятельство заставляет нас остановиться на мысли, чтобы прославление совершалось без открытия мощей святителя. Мощи святителя Иосифа находятся в Астраханском кафедральном соборе, а собор находится в крепости. Там только архиерейский дом — это крепость в полном смысле слова. Когда стало обнаруживаться богохульство, то большевики отняли ключи от собора, расхитили соборную ризницу, стали глумиться над изображением святителя Иос<и>фа, разрезали холст, вырвали лик святителя. Большевики — господа в крепости: они думали проникнуть даже в самую гробницу с останками святителя Иосифа, и только твердо укрепленный пол помешал исполнению этого их намерения. Это заставило остановиться на мысли о прославлении святителя без открытия мощей. Сейчас религиозное чувство народа требует для себя пищи, и необходимо подкрепить это чувство. К этому следует присовокупить также и то, что назначаемый для прославления святителя срок — 11 мая — является наиболее благоприятным моментом. Климат в Астрахани в это время еще довольно сносный, Волга находится еще в разливе, это и заставляет нас просить о скорейшем разрешении дела. В комиссии, как заявил мне преосвященный председатель, еще пред Рождеством было все готово по делу, но мы уехали во время перерыва Собора; между тем, нам хотелось иметь санкцию Собора в этом деле и провести его через соборное решение, хотя и не подводя его под имеющие быть выработанными Собором правила о канонизации святых к местному почитанию. Если в Соборе предназначается дело о святителе Софронии Иркутском, то желательно одновременно провести дело об Иос<и>фе Астраханском. В мае, может быть, Святейший Патриарх пожелает сам приехать на это торжество в Астрахань. Что касается акта об освидетельствовании останков святителя, то его прочитать, конечно, можно, хотя он и не имеет прямого отношения к делу прославления. В этом деле мы имеем все, что нужно для прославления святителя. Нетление мощей не требуется необходимо при прославлении угодников, тем более, что это прославление будет только местным. Святейшему Патриарху Тихону в бытность его архиепископом Ярославским было поручено Святейшим Синодом произвести освидетельствование останков митрополита Иос<и>фа и составить об этом акт, но ему не удалось сделать этого по случаю наступивших летом беспорядков в нашей жизни. Оглашение акта освидетельствования мощей — это дело любопытства, и, может быть, в делах таинственных, мистических не следует стремиться к этому. Что касается сделанного здесь замечания, что могут быть разговоры со стороны раскольников, то на это следует ответить, что форма причисления к лику святых с оставлением останков угодника под спудом — это, кажется, наиболее удобная форма. Сейчас, может быть, и не следует касаться того, что осталось целым в останках угодника и чего нет.

Прот[оиерей] Нигровский. Я прибавлю к речи епископа Митрофана немногое: перед отъездом нашим из Астрахани к нам обращались с мольбою, чтобы дело о прославлении святителя Иосифа было главным нашим вопросом на Соборе. Если мы теперь не скажем, что прославление будет совершено, как бы не стали скорбеть жители Астрахани и не пошатнулась бы народная вера. Вот почему мы крепко просим не откладывать этого дела и разрешить прославление угодника 11 мая.

Епископ Митрофан. Жители Астрахани материально содействуют делу прославления. В праздник Рождества Христова они собирались у меня и по первому моему призыву откликнулись пожертвованием 60 тысяч рублей на реставрацию кафедрального собора, а затем дали слово собрать 200 и даже 300 тысяч на дело прославления святителя, помимо устройства раки, а рака предполагается быть устроенною на средства, собранные со всего города, желающего присоединиться к этому святому делу. Я не скажу того, что прославление должно совершаться непременно 11 мая, если же это совершится, то предполагается грандиозный крестный ход из Саратова. Но, может быть, прославление отложится и до осени. Нам важно будет только знать, что прославление должно состояться. Временная рака скоро будет готова. А рака драгоценная будет изготовлена впоследствии.

Председательствующий. Где же устроить раку, если открытого прославления не будет, и мощи святителя будут находиться под спудом?

Епископ Митрофан. Устроится надгробие.

Председательствующий. Предлагает высказаться, угодно ли Отделу представить прославление святителя Иосифа к местному чествованию теперь же, не дожидаясь соборного утверждения общих положений о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному чествованию.

Епископ Митрофан. Предлагает редактировать вопрос так: «Считаются ли достаточными к прославлению святителя Иос<и>фа данные, сообщенные по этому делу сегодня? Возможно ли одновременно с делом о прославлении епископа Иркутского Софрония представить Собору и дело о прославлении к местному чествованию Астраханского митрополита Иос<и>фа убиенного?»

Председательствующий. Я и предлагаю эти вопросы на голосование.

Произведенным затем голосованием оба вопроса приняты.

Епископ Митрофан предлагает избрать докладчика по вопросу о прославлении митрополита Иосифа, каковым избран член Собора Л. З. Кунцевич. Тот же оратор предлагает далее поручить нескольким лицам из числа членов Отдела рассмотрение службы святителю Иосифу. Означенное дело поручается епископу Феодосию, иеромонаху Афанасию, Л. З. Кунцевичу.

Иеромонах Афанасий предлагает привлечь еще к этому делу свящ[енника] о. Нежинцева в качестве специалиста по пению, каковое предложение, равно как и предложение епископа Митрофана, и принимается Отделом.

Еп[ископ] Феодосий. Имеются еще два дела, рассмотренные комиссиею о канонизации святых, первое — это дело, возбужденное по представлению бывшего Енисейского епископа Никона о прославлении Василия Мангазейско-Туруханского, а также и по заявлению 30 лиц за подписью преосвященного Сильвестера Омского. Представление бывшего епископа Никона очень обширное, и я сообщаю из него выдержки.

К делу о канонизации мученика Василия Мангазеия.

1) Василий Мангазей почитается за святого мученика и чудотворца жителями Сибири, и в частности, Туруханского края русского и инородческого населения.

2) Останки его покоятся в течении более 2 веков в Туруханском Троицком монастыре Енисейской епархии в кирпичном склепе, не достигающим на 1 аршин до уровня пола.

3) Василий Мангазейский, сын купца из города Ярославля, прибыл в город Мангазейск (основанный Борисом Годуновым) и поступил на службу к одному купцу в лавку, но в Пасхальную ночь, когда Василий был в храме, воры обокрали лавку, хозяин лавки донес воеводе Пушкину, <что> кража совершилась при участии Василия (в одном рукописном житии и рукописных святцах Василий изображается пострадавшим от господина своего за целомудрие; Голубинский годом кончины Василия считает 1602). Воевода подверг его пыткам, среди которых он и скончался. Тело его было положено во гроб, а гроб погрузили в болото. Это было в день св. Пасхи 23 марта 1600 г. Василию было 18 лет от роду.

4) Через 49 лет после убиения Василия в 1649 г. был обретен показавшийся из болота гроб с останками, а в 1654 г. над гробом была поставлена часовня, в которой молившиеся получали благодать исцелений.

5) В 1659 г. архиепископ Симеон поручил диакону Тобольской Богоявленской церкви Семенову произвести (досмотр) могилы. Досмотр был произведен кроме диакона Семенова мангезейским священником Димитрием «с крестовым подписом» Григорьевым (в гробе оказались кости без плоти). К допросу приложены «сказки» о подписях и явления к ответам 6 лиц.

6) К гробнице новоявленного чудотворца стал собираться верующий народ, и священники совершали молебное пение и освящение воды. Так продолжалось до 1670 г., когда настоятель Троицкого Туруханского монастыря (основан в 1663 г.) иеромонах Тихон, вследствие явления ему Василия, перенес с молебным пением и с иконами мощи Василия из церкви в городской собор, а потом в Троицкий монастырь, в котором они находятся и доселе. Перенесение было совершено без разрешения церковной власти, дерзостью и самовольством.

7) После сего более 100 лет по 1775 г. ежегодно 23 марта и 10 мая над гробом Василия совершалось всенощное бдение, писались его иконы, ставились свечи, хотя неизвестно, было ли разрешение на прославление его. Но, по-видимому, не было и запрещения.

8) В 1819 г. Тобольский митрополит Тимофей Лещинский перенес мощи блаженного Василия из Троицкой монастырской церкви в новую обширную Благовещенскую, подготовившись к сему постом и молитвою; причем рака с мощами была запечатана и было запрещено открывать ее[1]. Но вскоре он прислал в монастырь новую раку в благодарность за свое спасение на реке Енисее, и в эту раку архимандрит Лаврентий переложил мощи, которые открывали для лобзания верующих, а потом по каким-то соображениям скрыл их в землю.

9) 1775 г. указом Тобольского митрополита указано было архимандриту Лаврентию с братею «в той часовне, где скрыты в землю мощи Василия Мангазейского, молебнов и всенощных бдений не отправлять, а совершать панихиды в память Василия. Иконы Василия вынести и хранить в сохранном месте».

10) В 1803 г. по случаю появления какой-то повальной болезни в Туруханском крае по просьбе жителей церковная власть разрешила выставить иконы Василия и «творить моления» впредь до исследования мощей (случай, как уступка народному усердию)[2].

11) В 1836 г. определением консистории употребление икон мученика Василия и всякое другие чествования, кроме служения панихид, были запрещены.

12) 23 декабря 1836 г. Томская консистория вследствие регистра иеромонаха Владимира, который свидетельствовал мощи мученика Василия, указала: «Так называемые мощи, как не имеющие настоящих признаков святости — нетления и чудодейственных сил, подлежит признать сомнительными и пресечь всякое почитание, какое им в том крае воздается», а Синод в указе от 17 марта 1837 г., поручая преосвященному сделать строгий выговор иеромонаху Владимиру за своевольное свидетельствование останков мученика Василия, разъяснил, что консистория неправильно разрешила в земном признаке, решила, что признаком отсутствия святости <является тленность мощей>, ибо из Св. Писания известно, что тело пророка Елисея разрешилось в земле и остались одни кости, но, тем не менее, это были истинные мощи святого, оказавшие чудодейственную силу.

13) В 1864 г. преосвященный Никодим напечатал в «Иркутских церковных ведомостях» рукописную повесть о блаженном Василии Мангазеймком и о начале Туруханского Троицкого монастыря.

14) В книге «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» Филарета, архиепископа Черниговского, Василий причислен к лику святых под 23-м числом марта, и там описаны его страдания, а также в полном месяцеслове Востока (том 2) архиепископа Сергия под 23 марта и 10 мая, и во многих календарях, напр[имер] Ступина за 1890 г. и русского паломника. На сем основании преосвященный Александр представлением в Св. Синод от 24 сентября 1893 г. просил установить образ чествования Василия Мангазейского. Св. Синод не нашел новых данных к прославлению почивающего в Туруханском Троицком монастыре Василия Мангазейского и оставил в силе утвержденный указом от 18 марта 1837 г. порядок чествования его памяти совершением панихид о рабе Божием Василии. Для записи в случае чудодейственного проявления благодати Божией от останков Василия Мангазейского Синод предписал выдать из консистории заведующему монастырем шнуровую с печатью книгу, а икону с изображением Василия Мангазейского снять с гробницы и передать для хранения в монастырскую ризницу. Книга эта ведется и чудотворения в нее записываются. В представлении Св. Синоду преосвященный Никон приводит 9 случаев таких исцелений.

15) Иконы Василия Мангазейского я встречал в домах, часовнях и даже церквах, имя его пользуется в Сибири большим и благоговейным почитанием даже среди языческого населения Турханского края.

16) За 257 лет со дня явлений мощей блаженного Василия Мангазейского 108 лет он не чествовался как святой и угодник Божий.

Кроме приложенного, при деле ничего больше нет — ни книги записей чудес, ни жития, словом, нет никаких данных, представление которых необходимо в делах подобного рода. Дело неполно, и я полагал бы направить его на распоряжение епархиальной власти, согласно заключению нашей комиссии.

А. В. Васильев. В Отделе о высшем церковном управлении разрабатывается положение о митрополичьих округах. Если прославляемый святой будет входить в пределы ведения того или другого митрополичьего округа, то этим делом, делом прославления, прежде всего и должен будет заняться местный окружной Собор. Томский митрополичий округ занялся бы и этим делом — рассмотром представления о Василии Мангазейско-Туруханском.

Епископ Феодосий. Ввиду представления дела о прославлении Василия Мангазейско-Туруханского единолично бывшим Енисейским епископом Никоном предполагает возвратить это дело местной епархиальной власти.

Председательствующий спрашивает, угодно ли Отделу согласиться с этим предложением, и на вопрос получается единолично утвердительный ответ.

Епископ Феодосий. Такого же характера и бывшее также на рассмотрении комиссии дело, представленное бывшим Владимирским архиепископом Алексеем, о прославлении юродивого Киприана — Шуйского уроженца. Дело это состоит из представления и книги с описанием чудес; последних записок 31 случай, и запись их производит впечатление, что чудеса записаны сразу.

Иеромонах Афанасий. Читает следующий доклад на имя Отдела от члена Собора и Отдела, поступивший 20 марта от управляющего Симоновым ставропигиальным монастырем архиепископа Назария. «Основателем Симонова ставропигиального монастыря был святитель Феодор, племянник преп[одобного] Сергия Радонежского чудотворца. Несмотря на то, что память святителя чтилась с XV века, о чем свидетельствуют апологетические памятники, службы ему не положено, и только в единоверческом Часослове изд[ания] 1888 г., напеч[атанном] с Часослова патр[иарха] Иосифа в лето 7160 (1652), имеются тропарь и кондак святителю. Не правится служба святому основателю монастыря и по общей Минеи, и день памяти его 28 ноября проходит в обители его почти незаметно, по нем служится только панихида. Ввиду сего, желая подобающего святителю Феодору молитвенного прославления, по крайней мере, в основанной им обители, я и теперешний наместник ее покорнейше просим Церковно-богослужебный отдел Собора войти в рассмотрение сего предмета и доложить о нем на разрешение Собора».

К докладу приложены: составленный иеромонахом Афанасием список агиологических источников и две книжки: «Моск[овский] <мужской> Симонов монастырь» еп. Ми<с>аила и «Храм Рождества, Пресвятые Богородицы, что на Старом Симонове» <М., 1912> И. В. Остроумова. В списке см. тропарь и кондак святителю Феодору.

Иером[онах] Афанасий. Я по вопросу о чествовании св. Феодора делал справку в Ростове, из которой узнал, что в Ростове правится служба святителю Феодору. Таким образом выходит, что в Ростове святитель считается святым, а в московском Симоновом монастыре по нем служат доселе панихиду. Архимандрит Серафим из Ярославской епархии говорил, что в 12-м или 13-м году было восстановлено Святейшим Синодом чествование святителя Феодора как святого. На основании агиологических памятников он почитается святым, и его имя внесено в древние месяцесловы.

Председательствующий. Может быть, Отделу следует просить указаний по сему вопросу от Святейшего Патриарха и ему поручить восстановление чествования святителя Феодора в основанной им Симоновой обители.

Иеромонах Афанасий предполагает затребовать из Св. Синода дело о восстановлении чествования святителя Феодора.

Председательствующий предлагает передать вопрос на разрешение Св. Синода совместно с Патриархом.

Еп[ископ] Феодосий добавляет, чтобы и имя святителя Феодора было внесено в месяцеслов как святого.

Председательствующий. Об этом будет иметь суждение Синод и сделает свое распоряжение. У нас же нет определенных для сего данных.

Иеромонах Афанасий предлагает просить Святейшего Патриарха о преподании благословения о прекращении служения панихид по светителю Феодору в Московском Симоновом монастыре.

Председательствующий замечает оратору, что полученное им письмо из Ростова — о совершении там службы святителю Феодору — следует передать Святейшему Патриарху, который и даст ему надлежащие указания.

Делопроизводитель Отдела Н. И. Кедров оглашает следующие «Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию».

«1. Кроме общественного почитания в Русской Православной Церкви угодники Божии могут быть прославляемы к местному празднованию.

2. Право прославления святого к местному почитанию принадлежит местной церковной власти в лице епархиального архиерея с благословления святейшего Патриарха всея России.

3. Почин возбуждения ходатайства о прославлении угодника Божия к местному почитанию принадлежит местному православному населению с благословления епархиального преосвященного.

4. Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворений по смерти его и народным почитанием.

5. Ранее церковного прославления святого чудеса его, записанные священнослужителями, проверяются особой комиссией, назначенной епархиальным архиереем с благословения окружного митрополита.

6. При проверке или обыске чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений.

7. Свидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необязательно. В случае необходимости свидетельствование мощей угодника Божия совершается с благословления Святейшего Патриарха и в присутствии его представителя.

8. С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие святого и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Затем житие святого сокращается в виде пролога или синаксаря для богослужебного употребления.

9. С благословения епархиального архиерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондак, стихиры и канон), а до составления таковой служба правится по общей минее. Вновь составленные богослужебные песнопения и молитвы печатаются с благословения Святейшего Патриарха и Св. Синода.

10. С благословения Церковного Собора устанавливается время празднования святому.

11. Имя святого вносится в общецерковный месяцеслов с указанием местного празднования ему».

Председательствующий предлагает высказаться по изложенным пунктам.

А. В. Васильев предлагает рассмотреть пункты в совместном заседании Отдела богослужебного и высшего церковного управления.

Председательствующий замечает, что Отдел богослужебный не имеет на это времени. Поправки же и изменения могут вноситься желающими и теперь.

Священник Нежинцев Сегодняшнее заседание не внесет ничего нового в изложенные пункты, а потому их следует или принять без изменений, или же открыть прения при чтении каждого пункта в отдельности.

В открывшихся затем прениях приняли участие члены Отдела Г. И. Булгаков, А. В. Васильев, епископ Феодосий, иеромонах Афанасий, председатель, из которых каждый вносил краткие замечания и разъяснения по поводу пунктов. После того редакция пунктов принята была Отделом в следующих изменениях и дополнениях.

П[ункт] 1 оставлен в редакции комиссии.

Текст 2-го пункта, изложенный комиссией, заменен следующим: «Право прославления угодника Божия к местному почитанию принадлежит Собору митрополичьего округа с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода, преподаваемого чрез особую грамоту».

В конце п. 3 добавлены слова «с благословения епархиального преосвященного».

П. 4 оставлен в редакции комиссии.

Текст п. 5 изменен следующими выражениями: «Для церковного прославления святого чудеса его, записанные чтущими его память и священнослужителями, поверяются особой комиссией, назначенной епархиальным архиереем с благословения митрополита».

П. 6, 7 и 8 оставлены без изменения в редакции комиссии.

В конце п. 9 добавлено слово «и Священного Синода».

В п. 10 слова «с благословения епархиального архиерея» заменены словами «с благословения окружного собора».

Текст п. 11, выработанный комиссией, принят Отделом без изменения.

Добавлены по предложению иеромонаха Афанасия пункты 12 и 13 следующего содержания: «12. По получении благословения на канонизацию угодника Божия о предстоящем торжестве публикуется ко всеобщему сведению чрез напечатание в „Церковных ведомостях“ патриаршей грамоты, краткого жития прославляемого святого, тропаря и кондака ему, если таковые будут к этому времени составлены. 13. Чин прославления святого вырабатывается местною епархиальною властью и утверждается Святейшим Патриархом и Священным Синодом».

V. Заслушан доклад члена Собора проф[ессора] С. С. Глаголева о желательности издания православного календаря на 1919 и следующие за ним г[оды] с помещением в нем сведений о старом и новом стиле, о сравнительном их достоинстве, об отношении к ним автокефальных православных Церквей. Желательно также дать в календаре канонические определения о праздновании Пасхи, а также богослужебные и все общекалендарные сведения и все научные астрономические данные. Особая комиссия из компетентных лиц должна строжайше заботиться о возможной точности всех сообщаемых в календаре сведений.

По заслушании изложенного доклада Отделом принято следующее постановление: с благословения Священного Собора поручить дело составления церковного календаря на 1919 и следующие за ним г[оды] преждеизбранной Отделом комиссии по вопросу о внедрении нового стиля в составе: преосвященного Пахомия Черниговского, профессоров: С. С. Глаголева, И. И. Соколова, И. А. Карабинова, Б. А. Тураева и П. Н. Жуковича. При этом выражено было желание (предложение Кунцевича), чтобы в календарь внесен был общий очерк деятельности Священного Собора, чтобы в нем напечатан был подробный список всех святых, чтимых Русскою Церковью, чтобы календарь, в видах более успешного его распространения, отпечатан был не позднее сентября месяца текущего года, чтобы в текст календаря был вклеен лист с 13 первыми днями 1919 г. по-новому стилю, относящимися по старому стилю к 1918 г.

VI. Оглашен делопроизводителем Н. И. Кедровым и принят к утверждению протокол заседания от 19 марта за № 32.

О св. Феодоре, архиепископе Ростовском.

1. Арх[иепископ] Сергий. Полн[ый] месяц[еслов] Востока, изд[ание] 2-е, Владимир, 1901, т. II, стр. 269.

28 ноября III. (Святые Русской Церкви, местно чтимые) Преставление блаженного Феодора, архиеп. Ростовского — 1394.

Белоз. (святцы Петроград[ской] акад[емии]. №) 485.

Синод[альная] Псалтырь XVI в. № 409.

(Устав первый печатный) 1610 (год).

(Следов. Псалтырь) 1625 (год).

(Печатные славянскиие святцы) 1639 (год).

1662 с тропарем и кондаком.

Мощи под спудом в Ростовск[ом] соборе.

2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. СПб. 1836 стр. 379–380. Краткое сказание о св. Феодоре (Скончался в 1395 г. Некоторые приписывают ему основание Симонова монастыря…)

Обитель эту основал на нынешнем ее месте бывший в том монастыре (на старом Симонове) архиепископ Феодор, ученик св. Сергия, построив там в 1404 г. церковь каменную Успения Богоматери.

3. Книга, глаголемая о Ростовских святых. Граф. М. В. Толстой. М. 1887 г., стр. 95–96. «Святый Феодор архиепископ первый Ростову, иже бысть ученик и племянник святому Сергию чудотворцу, преставится в лето 6903, месяц ноябрь в 28 день. Он чтился еще в XV в. Тропарь и кондак помещены в Сборнике Кирилло-Белозерск. 1476–1482 № 1083 (Макарий IV, 260; VIII, 49). По иконоп[исному] подлиннику: «Подобием бради поменьше Власиевий, в белом клобуке, ризы святительские, омофор и евангелие. Неции пишут <ризы аки>[3] Златоуста». «Сохранившееся житие с очерком позднейшей судьбы Симонова монастыря, составлено по довольно большему количеству известных источников, к которым оно не прибавляет ничего нового» (Ключевский. [Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871], стр. 353).

4. Муравьев. Жития святых Российской Церкви. Месяц ноябрь. СПБ. 1856, стр. 384–389 «Житие св[ятителя] Феодора, архиеп[ископа] Ростовского».

5. Жития святых на русском языке. Издание Московской синодальной типографии. кн. III. М. Ноябрь. Житие.

6. Троицкий Патерик. Св[ято]-Тр[оицкая] Сергиева Лавра. 1896. стр. 80–83; Житие.

7. Филарет, арх[иепископ] Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Чернигов 1845 г. Отделение 3. стр. 474–478. Житие.

8. Димитрий, арх[иепископ] Казанский. Месяцеслов, святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Тамбов. 1878 г. (Издание 1-е), вып. 1, стр. 199–200.

9. Часослов. Единоверч[еское] издание 1888 г. С Часослова, напечатанного при Патриархе Иосифе в лето 7160 (1652) лист 197: «И преставление иже во всятых Отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского чудотворца… тропарь святому Феодору Ростовскому гл[ас] 5. От юности премудре прилежно прилежно подвизався и извещением Святаго Духа привелику обитель воздвиже Пресвятей Богородице в похвалу Рождества Ея. Струями же слез Твоих, бесплотныя враги погрузил еси, и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодор, с ними же Христа Бога моли, спастися душам нашим. Конд[ак]. Гл[ас] 2. Подобен: „В молитвах“. В молитвах Господеви <предстоя>[4] яко же крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, их же ради трудов незаходимаго света сподобися. Но яко имея дерзновение к рождшемуся от святые Девы Христу Богу нашему, его же моли непрестанно о всех нас. Службы Феодору в Минее несть».

10. Барсуков источники Русской археографии 1882 г. ст. 691. (Ссыл[ка] на Сер[гия (Спасского)], т. II ст. 316, Мак[арий (Булгаков). История Русской Церкви] IV 260 VIII 49; память <святителя чтилась> в XV в. <Тропарь и кондак> помещен в Сборнике <Кирилло-Белозерского монастыря> за № 1083). Строев. Список иерархов, 149; Ключевский, 353.

11. Леонид. Святая Русь 160-162. Феодор, архиепископ Ростовский, преподобный Сергий Радонежский (племянник), основатель Московского Симонова монастыря (около 1370 г. — 1394 г.), память 28 ноября, мощи находятся под спудом. Есть житие, написанное в 1723 г. настоятелем М. Симонова монастыря архимандритом Петром Смеличем (родом серб — 1749 г.)

Замещающий председателя

Делопроизводитель Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 456–465. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы. Пометы в тексте.


[1] В 1703 г. митрополит Тобольский <Ф>илофей Лещинский хотел перенести мощи Василия из Туруханска в Тобольск, но Петр Великий не позволил ему этого (см.: Голубинский, 582 ст.). (Примечание источника).

[2] Оно помещено у Амвросия митрополита Новгородского <в его отношении> к министру внутренних дел от 15 марта 1803 г. См. у Голубинского, 460ß461>. — Прим. ист.

[3] В источнике одно слово пропущено (оставлено место), а другое искажено. Восстановлено по рукописи (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 288. Л. 24).

[4] В источнике слово пропущено, но оставлено место. Восстановлено по рукописи.