Запись к протоколу № 31

26 июня (7 июля) 1918 г.

Председатель преосвященный Анатолий обращает внимание собрания на невыдержанность самого определения проектируемой школы. Она называется учено-учебным учреждением, между тем в дальнейших словах определения, где указываются задачи этой школы, говорится,что школа имеет задачей практическую цель подготовки и воспитания богословски-просвещенных пастырей и иноков.

Соединение целей ученых и практических, прикладных, может в действительности повести к тому, что или ни та ни другая цель не будет достигнута надлежащим образом, или практические цели будут превалировать над научными.

Ставя все-таки одной из задач ученую разработку богословия и научное преподавание его, проект необходимо должен был гарантировать возможность разрешения этой задачи соответствующим образом. Между тем такой гарантии изложенный проект не дает. Отсутствие деления на группы и сокращение преподавания богословия (6 лекций, включая сюда и сравнительное богословие), естественно может повести к некоторому понижению научности сравнительно с существующими академиями.

Проект ставит новую цель — специальную подготовку богословски просвещенных пастырей и иноков и говорит, что существующие академии не достигали этой цели в желательной мере. Но он вовсе не указывает новых путей к достижению этой цели. Учебный план проекта явно заимствован из нового академического устава. Новых наук (если не считать агиологии, речь о которой поднималась в одной из академий) или даже повышенного преподавания наук, указанных в новом уставе, нет. Все учащиеся проектируемой школы будут изучать те же науки, что и слушатели богословско-библейской и церковно-практической группы в академиях. Составители проекта подчеркивают, что главное различие заключается в усиленном преподавании Свящ[енного] Писания и патрологии. Но сравнение числа часов, положенных на преподавание этих наук в проекте и новом академическом уставе, показывает, что различие это незначительно. В проекте Священное Писание обнимает собою 4 кафедры: 2 кафедры Ветхого Завета с основами библейской археологии и еврейским языком и 2 каф[едры] Нового Завета; усиленное преподавание достигается увеличением количества лекционных часов (8 часов); патрология обнимает две кафедры при 8 лекционных часах. Но и в новом академическом уставе преподаванию Священного Писания на церковно-богословской группе предположено уделять 29 или даже 39 часов (если считать и некоторые вспомогательные науки), а патрологии с историей византийской церковной письменности — 10 часов. Разница не велика или сравнительно не велика. Но важное отличие заключается в том, что при делении на группы будет сравнительно небольшое число слушателей, что дает гарантию в возможности научной постановки преподавания этих предметов. Такой гарантии проект при отсутствии специализации не дает. Итак, указываемое в проекте главное отличие является не столь бесспорным преимуществом школы.

Несомненно, что особенность проектируемой школы заключается в качественной разнице методов научной разработки и преподавания богословия и церковно-исторического и церковно-практического знания и воспитания, но в проекте эта сторона не разъяснена, что затрудняет Отдел сделать ту или иную оценку проекта. Хорошо бы иметь подробную объяснительную записку.

Кроме того, что в проекте не выяснена принципиальная сторона, в нем, по мнению председателя, нет ответов и на некоторые важные в практическом отношении вопросы: напр[имер], об условиях приема в проектируемую школу, о правах окончивших курс учения в ней и под.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 380. Л. 115–115 об. Машинопись.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 599. Л. 19–19 об. Машинопись.