Запись к протоколу № 12

24 октября 1917 г.

Заседание открыто председателем высокопреосвященным Евлогием в 5 час[ов] 30 мин[ут] вечера. Присутствовало (89) членов Отдела, расписавшихся на прилагаемом листе.

По предложению председателя делопроизводителем Н. Кедровым оглашен был протокол предыдущего заседания 19 октября, который и был принят без всяких поправок единогласно.

Председатель обращает внимание на то, что в предыдущем заседании Отдела поправка прот[оирея] Цветкова о дозволении заменить в некоторых случаях пение чтением согласно богослужебной практике монастырей, как получившая поровну голосов за и против, отложена до переголосования в настоящем заседании. Ввиду же того, что члены Отдела не в полном сборе при начале заседания предложили переголосование произвести в конце заседания, когда соберется большее количество членов. Это предложение и принимается собранием. К означенному председатель добавляет, что замена пения чтением канона не может иметь места в дни Св. Пасхи, когда канон этот повсюду поется вместе с тропарями.

Архим[андрит] Варлаам замечает, что возможно вставить оговорку: «Кроме дней Св. Пасхи».

В докладе, продолжает председатель далее, речь о богослужении в церквах приходских. В речах ораторов высказывалось, что к этим церквам трудно применить требование в отношении исповедования Церковного устава, прилагаемое к монастырям, поэтому для нас возможны послабления и сокращения в исполнении Устава. Указывалось и основание для такого рода послаблений. Ссылались на примеры таких послаблений в наших учебниках о богослужении, а именно: указывали на примеры св. Василия Великого и Иоанна Златоустого, из которых первый сократил Литургию апостольского времени, а второй — Литургию Василию Великого. Проф[ессор] Карабинов указывал, однако, на то, что научными авторитетами означенная ссылка не доказана. Поэтому, замечает председатель, видоизменены мотивы этого тезиса. Но сегодня я прочитал свидетельство св. Симеона Солунского, известного литургиста XV столетия. Излагая особенности службы в XV столетии, вышеименованный автор между прочим говорит, что в мирских церквах не читают Псалтыри, кроме Четыредесятницы[1]. Это свидетельство имеет высокий авторитет, так как автор его — лицо священное. Ввиду этого я изменил соответствующим образом тезис. Мысль, положенная в основу этого изменения, такая: «Что касается приходских причтовых церквей, то Священный Собор должен следовать примеру преподобного Федора Студита, а также и богослужебной практике» и т. д., далее вывод: «Поэтому Собор» и т. д. Это положение нормирует богослужебную практику в домовых и приходских церквах. Это положение весьма верное в докладе, и поэтому я прошу собрание высказаться по поводу его: признается ли возможность в вопросе об исполнении Богослужебного устава делать послабление для церквей приходских?

Д. Волков. Безусловно, необходимо в сельских храмах допустить некоторые сокращения Церковного устава, но сокращения эти ни в каком случае не должны идти на счет уменьшения молитвенного настроения. Для достижения такого положения нам необходимо вникнуть в каждый отдельный момент церковного богослужения. И вот, рассматривая его, я нахожу один момент богослужения такого качества, отмена или сокращение которого нисколько не уменьшит, но значительно усилит молитвенное настроение молящихся. Я понимаю поминовение усопших в середине богослужения в многолюдных приходах. Мы сами просили поминать наших усопших, сами подаем поминания с просфоры, чтобы они поминались на амвоне диаконом и в алтаре священником. Но когда целые полчаса или час в церкви нет ни чтения, ни пения, а только слышно монотонное несущееся с амвона перечисление имен: «Иоанна, Марфы, Игнатия, Параскевы, Марии, Никифора, Фаддея и т. д. и. т. д.», то в храме получается что угодно, но только не молитвенное настроение; начинаются разговоры, переходы с места на место, шум, и вообще во время этого длительного поминовения храм Божий в лице его молящихся представляет не благоговейно настроенную молящуюся православную паству, а простое собрание скучающих людей, которые несут какую-то тяжелую обязанность и этою обязанностью страшно тяготятся. Я не предрешаю вопроса, но считаю, что здесь что-то нужно изменить. Думаю, что поминовение усопших в многолюдных церквах надо установить специально по субботам. Это уже и сделано в некоторых приходах. Там внесены капиталы частными лицами, на проценты с которого и совершаются причтом нарочитые поминовения усопших. Нужно это сделать всеобщим правилом и избавить молящуюся православную паству от такой, в высшей степени невыгодной для молитвенного настроения молящихся в чтении и пении, паузы. Затем, я считаю, что предложенные некоторыми членами Собора сокращения пения стихир, ирмосов и замена их чтением в высшей степени нежелательны. Я боюсь сокращать какое-бы то ни было церковное пение из богослужения. Если можно что сократить, то сократить только чтение, напр[имер], кафизм, канона и т. п. Но сократить пение ни в каком случае нельзя. Вообще же надо заботиться главным образом о том, чтобы церковное богослужение, хотя и с некоторыми сокращениями Устава, было совершаемо чинно без излишних длиннот и пауз. Ибо только при чинном и благоговейном исполнении богослужения, безотносительно к сокращению Устава и молитвы, получается глубокое молитвенное настроение молящихся и достигается та великая цель общественной молитвы, при исполнении которой между молящимися невидимо будет присутствовать Сам Христос, Спаситель наш, по Его Святому Слову: «Идеже два или три собраны во Имя Мое, там и Я посреди их».

Архимандрит Варлаам говорит о том, что в воскресные и праздничные дни не должно быть общего поименного поминовения за богослужениями, поминовенные же молитвы должно читать тайно, а не в слух всего народа. Следует, чтобы старосты церковные объявляли, что ради праздника усопшие не будут поминаться вслух. Если же тому или другому покойнику 9-й, 20-й и 40-й поминовенные дни падают на праздники, то поминовение их откладывается до первой субботы.

Председатель замечает, что сейчас обсуждение идет по общему вопросу о желательности или нежелательности сокращения Богослужения уставного в приходских церквах.

Арх[имандрит] Варлаам заявляет, что чтение кафизм в церквах ныне исключено, напр[имер], читают — «Исповем Тебе, Господи, и повем вся чудеса Твоя». «Слава Отцу…» Это искажение. Следует прочитать хотя один псалом, но без искажений и сокращений. Он же делает замечание относительно поминовений по указанию Номоканона.

Прот[оиерей] Карташев замечает: у нас все время перед глазами опасность, как бы нам не ошибиться, если мы определенно скажем о сокращении богослужений. Чувствуется при этом какая-то неловкость, беспокойство. Необходимо твердо и ясно сказать, что сокращение — дело возможное и допустимое. Во всей полноте Устав исполнять немыслимо. Далее в пространной речи оратор говорит: чтобы вернее решить вопрос о сокращении богослужения, надо глубже всмотреться в причины, вызывающие необходимость его. Эти причины — не только небрежность и лень, но: 1) изменившийся ускоренный нервный темп жизни, при котором долгие богослужения часто уже не услаждают, а тяготят; 2) усложнившиеся условия жизни как мирян, изнемогающих в добывании куска хлеба, так и пастырей, несущих, кроме богослужебных, множество иных пастырских обязанностей, и потому недостаток времени для совершения и посещения всегда полноуставных богослужений; 3) физическое ослабление; 4) неблагоприятные условия — холодные церкви, теснота в них, необходимость снисхождения к старцам и детям.

Итак, сокращение Устава вызывается необходимостью. Оно допустимо и по существу. Устав — не догмат, а форма. Принцип служения Богу не изменяется, но формы и способы осуществления его в разное время и при разных условиях могут быть различны. Вооружения бывших воинов были им полезны, но если их надеть на нынешних воинов, то будут не по силам. Так и Устав: полезная раньше полнота его теперь может иногда только придавить дух человека. Он может быть изменен, как меняются методы в педагогике. Надо помнить слова Иисуса Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» <(Мк. 2, 27)>, и если средство становится неисполнимым для достижения цели, то лучше изменить его, нежели, сохраняя неприкосновенным средство, повредить самой цели. История нашего Устава ясно показывает, что до XI века он сильно изменился, были в нем перемены и впоследствии, самым текстом его допускается возможность известного усмотрения совершителей. Почему же теперь нельзя изменить его и сократить. Собор правомочен сделать это, как хозяин вправе поправлять обветшавшие постройки. Боятся соблазна от сокращения Устава. Но соблазняющимся надо объяснить их ошибку. И если соблазнятся некоторые, то это все же меньше, чем ввести в искушение всю Церковь, в которой, в случае утверждения неприкосновенности Устава, исполнители вынуждены будут часто тяготиться, а может быть и лицемерить; отступающие от полноты чуткие люди будут всегда тревожиться, а огромная масса может совсем охлад<е>ть и отстать от богослужений.

При дозволении сокращений надо ли устанавливать определенный минимум в смысле уставной таблицы? Полагаю, что нет. Есть много храмов на Руси, где богослужение совершается истово, благоговейно, разумно и с пользою и назидательностью для молящихся. Но степень полноты Устава здесь весьма различна. И с нею свыклись. Есть ли нужда приводить всех к определенному, как-бы казенному однообразию, введение которого может вызвать только ненужную ломку. Ведь зло не в сокращении богослужения, конечно, разумном, а не капризном, бессмысленном, а в способе исполнения его, так сказать, не в количественном, а в качественном отношении. Собору и следовало бы, указавши на значение богослужения для христианства,

1) определенно и властно указать, что богослужение, как в смысле объема, так и в смысле исполнения его, чтения, пения, обстановки, должно быть разумное, истовое, благоговейное, чинное.

2) Что же касается объема богослужения, то достаточно ограничиться общим пожеланием о возможно уставном совершении богослужения, предоставив в осуществление этого указать известную свободу, дабы богослужение могло совершаться и пространно, и сокращенно по условиям местности, быта, традиций, даже случайных, но сильных причин без ломки установленного разумного уклада, без тяготы для совести. Можно отбросить, но в общей форме, не указывая числа стихир и т. п., что в богослужении д[олжно] б[ыть] восстановлено, если где уничтожено, в возможной полноте исполнения тех изменяемых частей, в которых восстановляется сущность праздников. (стихиры, тропари и. т. п.).

3) Необходимо определенно указать те изменения, требование которых повсеместно назрело, напр[имер], чтение из ветхозаветных свящ[енных] книг (псалмы) может быть сокращенно, но д[олжно] б[ыть] усилено чтение книг Нового Завета. Указать, какие тайные молитвы, особенно евхаристические, могут прочитываться вслух. Узаконить чтение Евангелия и Апостола, обратясь к народу, и других изменений, как в порядке совершения богослужения, так и в обрядовых действиях, о которых речь в Отделе будет, конечно, впереди.

Свящ[енник] Секундов. Большинство голосов высказывались за сокращение Церковного устава. Я пережил, выслушав их, жуткое чувство, потому что мы допускаем сокращение в Уставе. Но мы вводим уставный минимум, и в этом я нахожу для себя нравственное удовлетворение. Богослужение должно быть живо и действенно. Слушатели должны быть активными его участниками. Я допускаю иногда сокращения. Храм, в котором я служу, маловместительный. В нем может поместиться не более 300 человек. Но когда бывает стечение большого количества богомольцев, в храме становится душно и многие немощные не в силах выстаивать всей, притом уставно совершаемой, службы. Поэтому я прибегаю к сокращениям. Я не допускаю повторения одних и тех же ектений за богослужениями. Ектении великая и сугубая произносятся один раз. То же самое — однажды произносится и ектения во время пения канона. Может быть, я, поступая так, нарушаю Устав. Но я при этом, так сказать, <достигаю> педагогических целей, и эти последние достигаются мною таким путем. Я ввожу новые прошения в ектении. В каждом приходе есть болящие — и я вношу прошения о болящих; такие прошения я заимствую из иерейского молитвослова. Среди каждой семьи бывают недоразумения и ссоры — я ввел прошения о примирении враждующих, утишении страстей. Кто-либо из прихожан решается предпринять какое-либо важное дело — я вношу прошение пред началом дела; иной отъезжает в дальний путь — я молюсь в прошении о путешествующих. В приходской жизни малоторжественно в церковном отношении празднуются дни именин того или другого прихожанина. Я объясняю, какое важное значение для человека имеет день его ангела, и предлагаю молиться за именинника. Этими всеми нововведениями я тесно объединил своих прихожан. Принимая самое живое участие в молитвах, многие плачут. Вводимые мною изменения оказались плодотворными — они сплачивали прихожан. А богослужение наше и по цели своей должно стремиться к полному единению молящихся. Мы должны «едиными усты и единым сердцем» призывать и славить Бога. Единение наше в храме распространяется затем и на единение в жизни. И я этого достигаю. Дальше я ввел изменение в церковном чтении. Говорят здесь, что церковно-богослужебное чтение должно быть только на славянском языке. Но многие не понимают славянского богослужебного текста. Исходя отсюда, я ввел в своем храме богослужение на русском языке. Апостол и Евангелие постоянно у нас читаются на русском языке. Это производит сильное впечатление на народ. К нам приходят богомольцы и из других приходов и бывают очень удовлетворены тем, что понимают богослужение. Еще я делал попытку ввести чтение на русском языке молитв пред причащением. Но должен сознаться, что в этом отношении я ошибся и не достиг ожидаемых целей. На русском языке эти молитвы дают отрицательное впечатление, перевод их, сделанный Свирелиным, вульгарен, напр[имер], вместо слов «войдя во внутренняя моя» переводчик вставляет слова «в почки мои». Это грубо, и потому я оставил эту попытку. Далее, чтение в нашей церкви исполняют не одни псаломщики, а весь приход. На средине храма у нас стоит аналой с часословом, и всякий желающий может читать. Желающих всегда много, и эти лица сами выступают и читают каноны, шестопсалмие. Они заставляют молиться усерднее и меня самого, так как стремятся всякий раз читать с чувством, с вдохновением и умилительно. Может быть, за все эти уставные изменения и нововведения я заслуживаю осуждение. Но теперь я уже не могу изменить начатого дела. Богомольцы благодарят за эти нововведения.

Член Отдела. Акафисты и стихиры я читаю на славянском языке, любят акафисты Ангелу Хранителю. Сильное впечатление производят на народ те каноны, которые возбуждают настроение. Во всенощную читаются мною каноны и Ангелу Хранителю, и Кресту. Говорят, что нужно представить рассмотрению приходского священника то, что он считает полезным для своих прихожан, кафизмы ли, дневные ли каноны, или каноны Ангелу, Кресту и Богородице. Вот напр[имер], по выносе плащаницы читается мною молитва, содержащаяся в иерейском молитвослове. В нашем иерейском молитвослове содержится вообще весьма много такого, что нужно ввести в церковное богослужебное моление. Там есть, напр[имер], молитва «приложении любви», чтение которой явилось бы особенно благоприятным в настоящее время взаимных раздоров и несогласий. Это, строго говоря, проповеди, которые я беру оттуда. Изложенная здесь молитва Честному Кресту производит потрясающее впечатление. Итак, я не произнес бы осуждения на тех священнослужителей, которые заменяют положенные уставом пения чтением канонов, акафистов или молитв из иерейского молитвослова. Я призвал бы их к тому стремиться, чтобы они всех привлекали к этому чтению. Пастырям должна быть дана свобода в этом деле, но свобода, идущая не в отрицательную сторону.

Арх[иепископ] Димитрий спрашивает: канон читается святому один тропарь, Ангелу Хранителю и Божией матери также по одному. Что же, по вашему мнению, положенные Церковью каноны на данный день разве ниже тех, которые читаются вами?

Протоиерей Шлеев. Мы собрались на Святой Собор не для раскрепощения, а для скрепления церковных порядков, для приведения церковных служб в благоустроение и совершение их по чину. Говорим же здесь все время о сокращении и изменении. Но сокращение приведет ли к пользе? Для некоторых да, но в большинстве оно окажется вредным, особенно там, где прихожане живут в соседстве с старообрядцами. Городские священники, может быть, и настаивают на сокращении церковного богослужения по условиям городской жизни, но в селах это не так. Сельский народ трудолюбивый — он желает выстаивать и действительно выстаивает самые продолжительные службы, и мы, пастыри, поставлены не для сокращения церковного богослужения. Церковь — невеста Христа, приукрашенная богатым одеянием, благолепием церковного богослужения, а мы будем стремиться разоблачать ее. Мы должны учитывать то, что если десять человек истинно верующих со вниманием простоят всю совершаемую по Уставу службу, то от сего будет гораздо большая польза для Церкви, чем в переполненном народом храме богослужение будет, <к> соблазну хотя бы немногих верующих, совершаться по сокращенному Церковному уставу. Должно помнить слова Спасителя, что «горе человеку имже соблазн в мир приходит». Мы должны спасать верующего человека. Если по лености или по иным причинам не выполняем всей службы, то стоим на ложном пути. Устав церковный необходимо выполнять. Если мы строго исполняем завещание родителей, то не тем ли паче должны выполнять Устав церковный, завещанный нам как драгоценное наследие нашими руководителями и наставниками — святыми отцами. Если со вниманием выслушивать уставное богослужение, то оно не может быть утомительным. Но и сокращение в церковном богослужении едва ли внесут большее благоговение церковному богослужению, как со стороны его совершителей, так и молящихся. И сейчас за богослужением стоят и усердные, и ленивые, и здоровые, и немощные. Но и при сокращениях в Уставе останутся нерадивые и ленивые, для которых всякая служба, как бы мы ее ни сокращали, окажется длительною. Я желал бы, чтобы отнюдь не было сокращений. Если что и можно сократить, так это протяжное пение того, что не положено петь по Уставу, как, например, «ныне отпущаеши» — нотное. Но литийные стихиры, которые ныне нигде почти не поются, не должны быть опускаемы. Если дневные каноны заменяем канонами Ангелу или богородичными — тут еще греха не будет. Если же совсем оставляем каноны — тут уже полное извращение богослужения. Необходимо читать и положенные кафизмы — там сосредоточена вся жизнь верующих; они понятны и вразумительны, если читаются со вниманием, если чтец сам понимает их смысл и содержание. Чтение кафизм должно воодушевлять молящихся. В стихирах же и канонах сосредоточена вся праздничная служба — в воспоминаниях того или другого праздника или святого. Тот Устав, который передан нам от св. отцов, не должен подлежать изменениям или сокращениям.

Председатель снова повторяет свое первое предложение, сделанное в начале заседания, о голосовании тезисов доклада, которое было приостановлено ввиду неполноты собравшихся к началу заседания.

Прот[оиерей] Цветков. Я не был при начале настоящего заседания Отдела, но по ходу дела вижу, что здесь речь идет о сокращении Церковного устава, о том, как он будет реформироваться Священным Собором. Раз Устав — богослужебный идеал, раз Отдел принял, что со всею точностию <он> должен выполняться в монастырях, то было бы непоследовательно для приходских церквей такое сокращение, чтобы дать этим церквам какой-нибудь уставный минимум. Непоследовательно было бы, если бы дал его Собор. Этот минимум явился бы затруднительным для тех храмов, в которых до него богослужение совершалось полнее и уставнее, чем как требуется минимумом. Сокращения могут быть только в следующем порядке: основные части Устава непременно должны быть выполняемы: кафизмы, стихиры, хвалитны — все это непременно должно исполняться везде. Но в каком именно объеме и размере — Собор может предоставить в этом вопросе свободу священнослужителям. Выполняться должно более или менее все, но не в той форме, как то указывается Уставом. Устав, например, велит читать 14 тропарей канона — это в приходе невозможно. Если вместо того прочитаны будут два или три тропаря — это не будет грубым нарушением Устава. Важно лишь, чтобы основные части Устава оставались неприкосновенными, и на это Собор должен благословить. В наших московских церквах хвалитные стихиры не поются, не поется также и евангельская стихира. Следует указать, какие пункты Устава должны исполняться с точностию. Кафизмы не читаются совсем во многих церквах, и этого быть не должно. Говорят здесь, что не нужно священнослужителей осуждать за уставные сокращения. Осуждение предполагается за неряшливость, за нерадивость, а не за то, что священник при церковном богослужении выбирает лучший материал для молитвенного назидания за службами верующих. Осуждение за указанное мною, по-моему, непременно должно быть высказано.

Председатель читает в общей схеме выработанные им на основании профессорских докладов и ораторских речей в Отделе указания для упорядочения чина богослужения в приходских церквах.

Свящ[енник] М. Елабужский. Особые уставы для монастырских, для приходских и даже особый для кафедральных соборов, что проектируется Отделом, были и во времена св. Симеона Солунского, что сей святой отец не только не осуждал, а оправдывал. Он пишет: «Этому уставу (св. Саввы) последуют все священные монастыри и церкви за исключением некоторых особенностей, установленных и сохраняющихся от древнего чина и также в мирских церквах, потому что находящиеся в миру не имеют силы исполнить всего, — не читают и Псалтыри, за исключением Св[ятой] и великой 40-ницы».

Еп[ископ] Прокопий. Я уже как-то говорил, что сокращения в Церковно-богослужебном уставе в конце концов необходимо нужно произвести ввиду того, что оно уже производится в жизни в настоящее время. Но, однако, Собор не должен обращаться к духовенству с воззваниями, что отныне можно сокращать Церковный устав. Это было бы неудобно. Но мы вырабатываем такие положения, что минимум уставных требований является больше того, что делается при исполнении богослужения в настоящее время. Собор, усмотревши небрежности в совершении богослужения, должен призвать к благоговейному, внимательному исполнению Устава и дать руководственные правила к тому, чтобы соблюдался, по крайней мере, известный богослужебный минимум; он должен указать, что такие-то и такие части богослужения отнюдь не подлежат сокращению. Это предложение является приемлемым и для меня. Нас к этому обязывает нужда, потому что Устав неисполним и не может исполняться, например, по селам сразу совершается и утреня, и обедня. Это трудно при полном выполнении Устава. Но Собор должен будет придерживаться послаблений, к которым ведет минимум. Богослужебный минимум нужен также и по другим причинам. Нужны руководства: какие же именно, как же именно должно сокращать Церковный устав. Без руководственных указаний в этой области оставаться нельзя. Во всей богослужебной литературе есть известная система. Тут указывается нам с точностью, о чем и как должны мы молиться. Это величайшее руководство религиозною жизнью, и не у нас только, но и у сектантов, и у хлыстов. У тех и у других богослужебные собрания начинались хорошо, а кончилось затем безобразиями. Почему это так? Вследствие самочиния. Это самая опасная стезя. Раз истина не уравновешена, не управлена, потеряна — легко уклоняется в ересь, в сектантство. И это может быть даже и у того, у кого доселе все мысли были православными, — и он может сбиться и уклониться с правого пути. Говорят, что ныне вся православная Русь заражена сектантскою ересью. Есть нечто сектантское в воззрениях окружающей народной толпы, какая-то язва в настроении православного человека — это самочиние и произвол допущенный незаконно. Молитва Господня — она обнимает собою всю нашу жизнь. Она начинается словами «иже еси на небесех». Люди в молитве должны на известное время позабыть о себе, о грехах, ибо самая возвышенная молитва соединена с забвением о грехах. Духовник говорит — что грех; стоит ли говорить о них, когда молимся: «да святится имя Твое». Есть Святое Небесное Царство, вот о нем-то необходимо говорить прежде всего и больше всего, а потом уже и «о хлебе насущном». Молитва Господня кончается опять же словами «Яко Твое есть Царство», опять возносится наш ум к небу. В ектении «миром» Господу молимся «о свышнем мире», просим св. угодников и всю свою жизнь предаем Господу Богу. Это великое руководство истинного христианина, и нам надо стараться отрешиться от земли и возноситься горе к Богу. Мы предварительно не можем отрешиться от наших мыслей, от нужд и скорбей и не должны много молиться о них. Тут должна быть мера. Если же мы молимся только о низших скорбях и немощи, то это уже пробел, понимание нашей духовной жизни. История нашего богослужения свидетельствует, что самые возвышеннейшие молитвы и песнопения создавались в моменты подъема духовной жизни. И эти возвышеннейшие молитвы не похожи на наши позднейшие. Теперь духовная жизнь людей значительно понизилась. Если вы обратитесь к католическому или протестантскому богослужению, то заметите, что там поют и поют, чтобы не было устремления к земному. У нас же в Малороссии просят нередко творить поименовения в храме за Ивана-Петра «и с худобою» (с домашним скотом) их. Конечно, это все требуется — необходимо молиться и о земном, но всем этим понижается, модернизируется христианское богослужение. Тут уклониться от нормы весьма легко. Я не говорю, что всего этого не нужно, но у меня вот какие мысли, чтобы священник сердечно выполнял то, что положено, не заменяя положенного Уставом своим выбором. Я не осуждаю прошений и молитв по иерейскому молитвослову, но в них молимся о житейских наших делах, и мы не можем отрешиться от них и забыться. Но переходить на них — это опасный путь. Иерейский молитвослов — это молитвослов исключительно житейских прошений. Если пастырь только им будет руководствоваться — это плохо. Руководство св. отцов нужно преподать приходскому священнику, указать, как легко они могут впадать в самочиние. Большинство пастырей здесь говорят, что двухчасовая служба — продолжительна. А я, когда не в соборе служу, а в архиерейской домовой церкви, служба продолжается тоже два часа. При этом стихиры поем по две, остальные до 10-й читаем, кафизму — первую. Канон вычитывается и выслушивается весь. Я возвращаюсь к общему предложению и говорю, что священнослужителям необходимо дать руководственные указания с подтверждением, чтобы отнюдь не уклонялись в исполнении богослужения от установленного минимума. В противном случае мы рискуем уклониться от св. отцов, указавших нам, как и о чем нам должно молиться.

Председатель заявляет, что из числа записавшихся по вопросу желают высказаться еще два оратора, которых и предлагает выслушать, а затем перейти к голосованию.

Востоков. Здесь было сказано: «Призвать священнослужителей к более строгому уставному богослужению», но это гораздо легче сказать, чем исполнить. Конечно, в монастырях это не только возможно, но должно; там хор, масса чтецов с хорошими голосами, а главное — там существует разделение труда: одни в церкви, другие на кухне, третьи по хозяйству, одним словом, всякий знает только свое дело. Но вот как быть в приходе, где нет не только хора, но и вообще сносного пения, да и чтение тоже хромает. Всеми признано, что один псаломщик хорошо выполнить все органически не может. Затем я прошу вас не смешивать города с селом; если в городе жители в большинстве случаев уделяют богослужению только досуг, если ему некогда, он и не пойдет, то сельский житель считает своею святою и непременною обязанностью бросить или отложить свое дело и побывать в церкви. В селах большею частью не совершается всенощного бдения, кроме тех случаев, когда подряд два праздника, а прямо начинается с раннего утра и совершается за один прием вечерня, утреня, часы и Литургия. И если преследовать строгую уставность, то спрашивается, в котором же часу вернутся домой прихожане, если начать богослужение в 6 часов? А так как в массе сел от крайних изб до церкви расстояние доходит иногда от 4 до 8 верст, то чтобы попасть к началу богослужения, нужно выходить из дома в 4 часа утра, а что это значит, особенно зимой…

Уставность, я думаю, не в том состоит, чтобы все исполнять, но — как исполнить, вот в этом-то и дело, и <не случится ничего страшного> если мы признаем, что в сельских приходах пока мало средств к хорошему исполнению. И я просил бы тех, которые стоят за строгую уставность: во-первых, не смешивали бы города с селом, а во-вторых, помнили бы притчу Христову о мытаре и фарисее. Один говорил, что он все исполнил, иначе — по Уставу поступил, и все же вышел неоправданным. Вот я и боюсь, как бы этого не случилось с ревнителями уставности. Я всецело присоединяюсь к тем, кои стоят за сокращение богослужения, но с соблюдением благолепия и красоты.

Но вот высказанную здесь мысль о большем введении в состав богослужения Нового Завета я приветствую и с своей стороны тоже поддерживаю. И если бы наш Собор так или иначе сделал это, то я думаю, он не разорил бы закон, а исполнил.

М. Н. Котельников. Необходимо установить особый минимум для домовых церквей, вернее минимум богослужения для детей. То, что предлагается в формуле, прочитанной преосвященным председателем, очень хорошо для приходских церквей, но будет невыполнимо в храме учебных заведений, где богомольцы дети 8–12 лет. Вполне полагаю возможным во всенощной для детей исключить великую ектекнию в начале утрени; просильную в конце утрени, сугубую в конце вечерни, сократить число малых ектений, оставить 1 кафизму и т. д. Но это уже подробности, и я это тоже оставляю. Литургия должна быть по Уставу в 1 час. Может быть, возможно поставить скамьи. Я бы полагал, что священнику такой церкви следовало бы в подборе песнопений, тропарей, стихир по мере возможности сообразовываться с пониманием детей.

Июдин. На мой взгляд, мы допустили полный устав для монастырей. Если не хватает сил исполнить Устав, Бог за это не осудит. Я сторонник сокращений Устава для приходских церквей. Право на это сокращение находим и у Симеона Солунского — он не предложил Собору в свое время того, что им было сделано. Ведь дело, совершить которое мы стремимся, — дело новое: Собор не был 250 лет. Потерпим еще два или три года, пока обдуманно и неспешно учеными силами установим, что и как сделать, какой выработать минимум. Конечно, не следует и теперь выкидывать из богослужения священные предметы — стихиры на «Господи воззвах» или же шестопсалмие, а взамен их растянуть «Благослови, душа моя» на две сажени. Я просил бы не делать этого.

Курбатов. Я не настаиваю на полном Уставе, но прошу, чтобы он не сокращался произвольно и беспорядочно. При отъезде сюда, на Священный Собор, был я по дороге в одном селе, где совершалась служба в честь престольного праздника. Служащие так сокращали Устав, что тяжело было стоять в храме. Молитвы во время литии пред благословением хлебов не читали ни одной, пропустили даже пение тропаря празднику. Необходимо совершить полиелей под праздничную службу, праздничные седальны; обязательно нужен в Св. Пятидесятницу канон богородичный после канона недели. Спешат сократить канон, но тут меньше шести стихов и сократить-то нельзя. Я стою за приличное ведение церковной службы — чтобы она не искажалась.

Прот[оиерей] Щукин. Я хочу высказаться по поводу речи епископа Прокопия. С содержанием ее я не могу согласиться. Преосвященный епископ Прокопий сказал прекрасную речь, что слова христианской молитвы дают содержание человеческой душе, направляют его мысль и его волю. И они касаются, главным образом, и должны касаться не земных предметов и отношений человеческих, но предметов духовных, указывают и должны указывать путь на небо. Таково содержание будто бы большей части церковных молитв. Я не согласился бы с тем, что земное мало принято в сферу церковной христианской молитвы. Земные человеческие дела и отношения не только занимают значительное место в молитвах литургийных, но есть громадная область церковного богослужения, которая занимается исключительно земными, человеческими делами; эта область есть церковные таинства. Крещение и молитвы родильнице, которые предваряют это таинство, брак, исповедь, елеопомазание — они ясно говорят, что Церковь устремляла в эту сторону исключительное внимание, что она стремилась освятить молитвой почти все человеческие отношения. Да иначе и быть не могло. Путь на небо идет через землю и земное. Отнимите молитвы о земном, и земное уйдет от Церкви и христианства; в настоящее время люди часто уходят от церковного брака, от исповеди, и в числе причин этого вполне можно поставить недостаточное внимание современной Церкви нашей на надлежащее исполнение этих богослужений, направленных на земные человеческие дела.

Земное и человеческое бедно, немощно и скоропреходяще, но не надо забывать, что Господь пришел с неба на землю, чтобы земное возвести на небо. Другого пути нет. Молитвы, направленные в сторону земного человеческого делания, занимают в церковном богослужении громадное место, и расширение их в эту сторону отвечает духу церковности и может быть приветствовано.

Председатель заявляет, что запись ораторов кончена. К прискорбию моему, продолжает он, я все слышу речи о том, как будто бы мы посягаем на богослужебный Устав, хотим сломать его. Этого отнюдь нет. Мы только боремся с тем, что вошло в богослужебную практику как беспорядок и что следует облагообразить, указать, что в пределах наших сил возможно и необходимо исполнять в Уставе, указать общие границы и вехи. Наша задача — ввести в церковное богослужение благочиние и благообразие. Если мы сознаем, что должны исполнять Устав, но, однако, его не исполняем, потому что его нельзя исполнить, то Собор укажет, что же именно должно подлежать непременному исполнению. Ввиду сего я обращаюсь повторить то голосование тезиса, которое определилось неясным, с поправкою, внесенною прот[оиреем] Цветковым. Тезис голосуется и дополнительная к нему поправка принимается. Далее председатель читает пункт доклада, начинающийся словами: «Нормою богослужения в приходских церквах и проч.». Здесь, замечает он, вносится поправка относительно церквей при духовно-учебных заведениях, домовых, приютских, каковых церквей нельзя приравнивать к приходским. Так в церквах духовно-учебных заведений богослужение должно быть уставнообразцовым.

Нечаев перечисляет церкви, где должно быть образцовое богослужение, как то в церквах духовных академий, семинарий, епархиальных женских училищ. Причем особо выделяет церкви при детских приютах.

Проф[ессор] Карабинов предлагает, может быть, домовые церкви выделить и иметь затем о них отдельное суждение. Кто-то предлагает внести поправку в тезис в форме выражения «в мирских церквах». Проф[ессор] Карабинов признает невозможной таковую поправку. Под выражением «в мирских церквах» мыслятся и соборные церкви, но о них должно быть особое суждение.

Председатель снова читает текст тезиса со слов: «Что касается приходских церквей и пр.».

Еп[ископ] Андрей вставляет выражение вместо слова «сокращение» — «извращение» и просит точно определить категории приходских церквей.

Прот[оиерей] Цветков замечает: «сокращение — при неприемлемом условии благоговейного исполнения».

С[вященник] Карташев замечает, что голосовать в таком виде формулу тезиса невозможно.

Председатель ставит на голосование основное положение тезиса: признает ли Отдел необходимым упорядочить богослужение в приходских церквах, возможно ли, чтобы для церквей приходских была выработана уставная норма, чтобы они в отправлении богослужения следовали общим указаниям? Постановленный на голосование принципиальный вопрос собранием принимается единогласно. Далее председатель спрашивает: должны ли приходские церквы следовать общим указаниям или же для них должны быть указаны детали и вехи, по которым они должны совершать отправления богослужения? Единогласно принимается вторая половина изложенного предложения. Затем председатель ставит вопрос, должен ли это (наметить вехи) сделать сам Собор или же поручить эту работу утвержденной им комиссии, которая и разработала бы вопрос во всех подробностях.

Один из членов Отдела, священник, замечает, что он хотел бы, чтобы было разграничено то, что следует поручить по рассматриваемому вопросу комиссии от того, что должно быть теперь же безотлагательно проведено в жизнь.

Епископ Пахомий замечает, что это лучше сделать после подробного, детального обсуждения тезисов.

Член Собора, преподаватель Холмской семинарии Г. А. Ольховский замечает, что Собору трудно выработать то, что необходимо провести теперь же в жизнь — он должен дать комиссии директивы. Но работы комиссии должны быть рассмотрены и одобрены Собором и, по утверждении их Собором, они должны быть пущены в жизнь.

Тезис о том, что Собор сам должен сказать о богослужебной реформе и указать ее границы голосуется и принимается Отделом.

Заседание закрыто председателем в 9 час[ов] вечера.

Председатель архиепископ Евлогий

Делопроизводители: Николай Кедров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 188–199. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.


[1] Св. Симеон Солунский говорит: «В мирских церквах не читают Псалтыри, кроме одной Великой четыредесятницы, так как выполнять все по уставу не по силам для людей, живущих в мире» (цит[ату] см[отри] у прот[оиерея] М. Лисицына: Первоначальный славяно-русский Типикон. СПБ. 1911. С. 14). — Прим. ист.