СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕЗИСАМ ОТДЕЛА ПО ДУХОВНО-УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ

Предлагаемые на благовоззрение Всероссийского Церковного Поместного Собора тезисы о реформе духовно-учебных заведений, обнимают собою вопросы о типе школы и ее управлении.

I) Духовно-учебные заведения имеют своим назначением служение Церкви путем распространения христианского церковно-религиозного просвещения и особенно подготовление пастырей ее.

Тезисы предусматривают собою организацию школы в трех планах.

Желательным положением церковной жизни деятели реформы считают высшее богословское образование служителей Церкви.

Отсутствие в данное время необходимых для осуществления указанного желательного положения церковной жизни условий заставляет пока удовлетвориться в качестве общего явления улучшенным средним богословским образованием, примиряясь с тем, что желательное по-прежнему будет пока явлением редким. Наконец, исключительно ненормальные условия в церковной жизни по местам — разумеем полную необеспеченность пастырского служения — вынуждают признать в качестве также временного явления тип пастырской школы с пониженным богословским образованием.

Богословское образование, как и всякое специальное знание, по неизбежным психологическим законам, предполагает среднее общее образование, — свой необходимый фундамент.

В конструировании учебных планов общих образовательных классов духовно-учебных заведений Отдел пир известном контакте с реформационными работами Министерства народного просвещения пошел по своему самостоятельному пути. Исходя опять из того положения, что духовная школа существует в Церкви и для Церкви, признавая, далее, весьма ценным философское образование, которое давалось в нашей семинарией, Отдел построил общее образование первых семи классов по типу христианской православной гуманитарной школы. В ней изучается, главным образом, по первоисточникам Закон Божий, при увеличенном количестве учебных часов, философские дисциплины при 9-неделльных уроках, факультативно творения святых отцов в избранных образцах, памятники христианского искусства, греческий язык.

Если нужно определить характер предлагаемой реформы в исторической перспективе, то нужно сказать, что проектом реформы наша духовная школа возвращается к славному в истории духовного просвещения уставу 67–69 гг., конечно, в соответствии с новыми условиями жизни измененному и, должно сказать, в сторону усиления в ней религиозного образования.

II) До последнего времени духовно-учебные заведения руководятся в своей жизни уставом 1884 г. и рядом дополнительных к нему распоряжений. По этому уставу всецелая власть над школой принадлежит епархиальному архиерею. Устав 1884 г. издан в отмену устава 1867 г., но не вполне его упразднил: Учебный комитет при Св. Синоде, на который возлагалось руководство школой уставом 1867 г., и теперь является высшим надшкольным органом. В марте сего года определением Св. Синода введено было в жизнь наших духовно-учебных заведений выборное начало, т. е. к уставу 1884 г. прибавлена совершенно несогласованная с ним глава из устава 67 года.

Ненормальное положение дела управления духовной школой требует существенного его изменения.

Руководство школой епархиального архиерея в той степени, какая предписывается уставом 84 г., в жизни осуществляться не могло: при выполнении требований устава епархиальный архиерей должен был бы оставить не выполненной свою главнейшую задачу — управление епархией. А там, где при большой власти в юридической нет возможности фактического осуществления ее, порождаются явления, вредные для дела…

Нельзя признать делом целесообразным и отдачу нашей школы в исключительное руководство Учебного комитета при Св. Синоде. Управлять тремястами учебных заведений, рассеянных по всему лицу земли нашей, из одного центра значит по существу дела оставлять школу без надлежащего руководства.

Предлагаемый проект самоуправления наших духовно-учебных заведений уничтожает централизацию управления ими в той степени, которая являлась тормозом о плодотворной ее работы. Оставляя епархиального архиерея ближайшим начальником их, Учебный комитет центральным надшкольным органом, он в то же время разгружает их от множества мелких дел, с большой пользой для дела разрешая их на месте. Педагогические Советы призываются к самодеятельной творческой работе на благо школы.

Докладчик: Протоиерей Конст[антин] Аггеев.

Делопроизводитель К. Мильский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 388. Л. 46–47. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.