Протокол заседания Комиссии о причтах при женских монастырях

13 (26) июля 1918 г.

Заседание происходило с 11¼ ч[асов] утра до 1 ч[аса] дня в епархиальном доме, в комнате № 8 под председательством архиепископа Тверского Серафима, в присутствии расписавшиеся на прилагаемом при сем листе лиц.

Оглашается сводный проект положения о причтах при женских монастырях, составленный из частных проектов а) архимандрита Алексия и В. П. Шеина, б) игумении Скорбященского монастыря Нины и в) игумении Головинского монастыря Евгении:

«1. Замещение вакансий членов причта в женских монастырях производится епархиальным начальством по предварительном изъявлении согласия настоятельниц сих монастырей на предположенное назначение.

2. Монастырские причты, в составе которых имеется два и более священника, обязаны совершать ежедневно положенное уставом богослужение.

3. Время совершения церковных служб и порядок их, поскольку этот порядок вообще может быть изменяем или не определен уставом и обычаями данного монастыря, устанавливаются по взаимному соглашению настоятельницы и старшего священника.

4. Совершение монастырским причтом треб по приходу, где таковой имеется, ни в каком случае не должно причинять ущерба монастырскому богослужению или в чем-либо нарушать его порядок. Требы по монастырю причт обязан совершать по первой просьбе настоятельницы.

5. Церковная служба должна быть совершаема монастырскими причтами с должным благоговением, чинностью и благолепием, истово, молитвенно и по возможности с соблюдением установленных для отправления служб в мужских монастырях требований (ст. 46, 47, 48, 50, 52, 53, 54, 55, 58, 59, 61, 62 и 63 общего положения).

6. Во время богослужения сестры, прислуживающие в алтаре, подчиняются распоряжениям служащего священника.

7. Священники имеют долг назидать монахинь и других насельниц монастыря поучениями за богослужением. Частные наставления и беседы ведутся ими только в храме.

8. Члены монастырского причта не должны вмешиваться во внутреннюю монастырскую жизнь.

9. Настоятельница в своих отношениях к священнослужителям обязана неуклонно соблюдать подобающее их сану уважение и соблюдение такого же уважения внушать сестрам и другим насельницам обители.

10. Члены монастырских причтов обязаны относиться к настоятельницам с подобающим им как начальницам монастырей уважением и в своей деятельности, касающейся круга ведения настоятельниц, сообразоваться с их волей.

11. Члены причта могут посещать монахинь в их келиях лишь с разрешения настоятельницы.

12. В случае отпуска члены монастырского причта должны сами и за свой счет приискивать себе заместителей для временного исправления обязанностей по совершению богослужений и треб. В случае же внезапной и тяжкой болезни члена причта или внезапной болезни кого-либо из его близких, когда для члена причта возникает необходимость в немедленном отпуске, заместитель его приглашается монастырем за монастырский счет.

13. Благочиннический надзор и руководство монастырскими причтами, поскольку дело касается их личного поведения и исполнения ими обязанностей по приходу, где таковой имеется, принадлежат окружно-епархиальному благочинному.

14. В целях сохранения надлежащих взаимоотношений между членами причтов и настоятельницами монастырей на благочинных монастырей возлагается особое попечение об устранении всех возникающих между причтами и настоятельницами недоразумений.

15. Квартирные помещения членов монастырского причта должны быть вне монастырской ограды. Если жилища причта находятся вдали от монастыря, то для временного пребывания и отдыха причта между церковными службами отводится по возможности особое помещение в монастыре.

16. Всякие пожертвования и денежные вклады, как в пользу монастыря, так и в пользу причта на вечное поминовение, должны поступать чрез монастырское начальство.

Процентные бумаги и другие капиталы, доход с коих поступает на содержание членов причта, помимо записи в опись монастырского имущества и в клировые ведомости ежегодно должны быть записываемы в монастырские приходо-расходные книги под особой статьей «причтовый капитал», скрепляемой подписью под ней членов причта. При записи вкладов на вечное поминовение должно быть точно обозначено, от кого, когда и за поминовение каких лиц поступили вклады.

17. Причтовый капитал должен храниться вместе с монастырским, и пользоваться этим капиталом заимообразно для каких-либо целей причт может только с согласия монастырского начальства и разрешения епархиальной власти».

Высокопреосвященный председатель высказывает мнение, что в ст. 1 оглашенного положения следовало бы указать, что замещение вакансий членов причта производится по представлению настоятельниц. Это избавило бы архиереев от излишней и затяжной процедуры запрашивания настоятельниц уже после поступления прошений об определении на места и вместе с тем дало бы настоятельницам возможность действительного влияния на замещение мест при их монастырях. Затем слова «епархиальным начальством», под которым ныне нужно разуметь не только архиерея, но и епархиальный совет, надлежит заменить словами «епархиальным архиереем».

Присутствующие в заседании настоятельницы монастырей присоединяются к мнению председателя.

Архимандрит Алексий полагает, что для обеспечения влияния настоятельниц на замещение вакансий членов причта при монастырях достаточно и того, что имеется в статье. Что же касается излишней процедуры при запрашивании согласия настоятельниц на поступление прошений, то она все же предпочтительнее того порядка, при котором проситель должен будет для подачи прошения ехать к настоятельнице, часто очень далеко и, может быть, напрасно. Установить назначение на места только по представлениям настоятельниц значит как бы ограничить власть архиерея.

Высокопреосвященный председатель не соглашается с тем, чтобы предлагаемый им порядок замещения вакансий членов монастырских причтов ограничил власть архиерея, ибо последний не лишается права отказывать в утверждении представлений настоятельниц.

Архимандрит Гурий предлагает усилить в ст. 7 требование о назидании священниками насельниц монастыря, вставив между словами «имеют» и «долг назидать» слово «обязательный».

Высокопреосвященный председатель находит необходимым исключить из ст. 7 слова «Частные наставления и беседы ведутся ими только в храме». Если в данных словах имеются в виду личные, духовнические беседы и наставления, то их уместнее делать как раз в келии, а не в храме. Запрещение духовнических бесед вне храма поведет к тому, что их не будет и в храме.

Архимандрит Алексий объясняет, что указанное запрещение внесено в статью для устранения подозрений, обычно возникающих у настоятельниц по поводу обращения монахинь к священнику вне храма.

Высокопреосвященный председатель считает необходимым оговорить в ст. 12, чтобы члены монастырских причтов в случае своего отпуска испрашивали согласия настоятельниц на замещение их известными лицами. Желательно было бы установить, чтобы заместители монастырских священников были монашествующие и особенно монашествующие духовники.

Архимандрит Алексий замечает, что духовники большей частью бывают в преклонном возрасте и не могут нести лежащих на монастырских священниках обязанностей.

Высокопреосвященный председатель находит, что в ст. 13 и 14 очень мало сказано о роли монастырских благочинных.

В. П. Шеин предполагает опустить в ст. 13 слова «их личного поведения», так как этими словами дается перевес власти белого благочинного над монастырским духовенством по сравнению с властью, оставляемою монастырскому благочинному. Поведение человека едино. Можно обсуждать отдельные его действия, но поведение нельзя оценивать по частичным проявлениям. Поэтому монастырскому благочинному должна быть предоставлена равная с белым благочинным власть над монастырским духовенством и, может быть, даже большая, ибо монастырь имеет настолько важное значение сам по себе, что оценка поведения по отношению к нему должна стоять на первом плане.

Благочинный московских монастырей архимандрит Феодосий считает более целесообразным оставить надзор над монастырским духовенством в отношении его «личного поведения» за белыми благочинными, ибо монастырские благочинные не имеют возможности следить за поведением этого духовенства вне монастыря.

Архимандрит Алексий возражает против исключения слов «их личного поведения», указывая на то, что монастырское духовенство нельзя отдавать в полное ведение монастырских благочинных, которыми в провинции нередко являются люди совершенно необразованные.

Постановлено: принять ст. 1 с заменою в ней слова «начальством» словом «архиереем», ст. 7 с исключением заключительной фразы «Частные наставления и беседы ведутся ими только в храме», ст. 12 со внесением после слов «приискивать себе» слов «с согласия настоятельницы», ст. 13 с исправлением слов «поскольку дело касается их личного поведения и исполнения ими обязанностей по приходу, где таковой имеется» на «поскольку дело касается исполнения ими обязанностей по приходу, где таковой имеется, и личного их поведения»; остальные статьи принять в предложенной редакции.

Председатель Архиепископ Серафим

Делопроизводитель Н. Туберозов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 172–175. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 384-387. Машинопись. Копия.