Протокол № 9

28 сентября 1917 г.

Заседание открывается председателем Отдела архиепископом Кириллом в 5½ час[ов] вечера в составе 47 членов, список коих при сем прилагается.

Преосвященный председатель предлагает продолжить обсуждение программ 4 Подотделов, предложенных докладчиками в заседании 26 сентября.

Свящ[енник] Гр. П. Ломако. От дела соборного мы постепенно спускаемся к делу простого съезда. Вопросы, намеченные для Подотделов, очень важны и интересны, но они не для Собора. Религиозно-нравственное просвещение нужно вырабатывать в душе ребенка, а не сообщать в школе; нужно привести его к вере, а не обучать вере, потому-то в младших классах совершенно не нужен катехизис. Наше дело на Соборе — указать общие пути для всех в деле спасения, а остальное — вопросы методологические, они разработаются на съездах. Чтобы вызвать веру в душе, для этого более всего важна личность законоучителя. Его дело есть постоянное горение, и тут посторонние указания невозможны. Только в старших классах можно указывать обязанности законоучителя. Здесь его дело соприкасается с проповедничеством; оно требует массы знаний, потому что проповедь затрагивает всю жизнь человека, поэтому законоучитель должен быть по образованию не ниже, а выше других учителей. Эта мысль должна быть проведена Собором, и голос его для православного правительства должен быть обязательным, как обязателен он для всякого верующего.

Преосвященный Иоанникий. Один из ораторов сказал, что здесь все говорили о религиозном просвещении детей и простых людей, но ничего не говорили о просвещении сомневающихся образованных людей. Это верно, и причина этого в том, что просвещение колеблющихся интеллигентов есть особенно трудный путь миссионерства. Нужно найти Бога в человеке, а такая миссия требует большого труда и подготовки, для которой у нас еще ничего не делается.

Преосвященный председатель. Во всех речах о работе Подотделов как общий мотив слышна забота о религиозном просвещении не только в детском возрасте, но во всю жизнь. Нам нужно указать, что должно быть сделано в школе для детей, для народной массы, для интеллигенции. Общее для всех — это найти религиозное мировоззрение для человека, найти путь полюбить его, склонить волю к исполнению правил христианства. При подробном рассмотрении, чему и как обучать детей и взрослых, придется говорить и о книгах, и о программах, но это уже не дело Собора, который укажет лишь общие пути. Справедливо говорили, что родители не смотрят за обучением детей Закону Божию. Соборное деяние укажет, что мы ответственны за такое отношение к религии; может указать и то, что необходимо знать каждому христианину для его религиозного просвещения. Съезд законоучителей удалил из программы по Закону Божию катехизис как самостоятельный предмет; это удаление считавшейся символической книги, помимо Собора, едва ли правильно. Наши Подотделы по всем намеченным вопросам должны выработать определенные положения, которые Отдел и предложит Собору как окончательные выводы своих работ.

М. Ф. Глаголев в виду разнообразия и сложности вопросов, рассматриваемых в Отделе о преподавании Закона Божия, предлагает заменить название Отдела другим — «Отдел религиозно-нравственного просвещения детей и народа», подтверждая это предложение еще тем, что при существующем названии Отдел не привлекает к себе внимания в печати, тогда как новое названии более заинтересует прессу и общество.

Св[ященник] Ф. Ф. Григорьев против перемены названия, так как значение Отдела зависит от его работы, а не от того, как он называется.

Преосвященный Иоанникий за перемену названия, потому что настоящее название уже своего предмета и вводит в заблуждение.

Предложение ставится на голосование и отклоняется.

В. В. Успенский. Работа разных Отделов Собора часто соприкасается. Наш Отдел по предмету своих занятий связывается с Отделами духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ. Здесь говорилось, что в религиозном просвещении нуждаются не только дети, но и взрослые, все общество. Для этого законоучителю нужна база широкого образования, преимущественно высшего.

Теперь иногда для законоучителя не считают нужным общее образование и для подготовки священников открывают пастырские школы. Но в современной жизни, чтобы иметь влияние на интеллигенцию, законоучитель должен пройти широкую обшеобразовательную школу. В этом вопросе наш Отдел помог бы Отделу о духовно-учебных заведениях. Желательны вообще школы, где бы давалось религиозное мировоззрение со всем наклоном образования и укладом жизни христианским, идеалистическим, так как нынешняя школа направляет людей на путь позитивный, материалистический. Такие школы могли бы открывать приходы, подобно тому, как уже есть единоверческие гимназии, реальные училища. Наш Отдел должен выразить пожелание о таких школах и тем подкрепить Отдел о церковно-приходских школах.

Преосвященный председатель. Связь между Отделами Собора несомненно есть. По вопросу о широком образовании законоучителя наблюдается, что такое мировоззрение редко направит человека на путь законоучительства. Все образованное ищет выхода из нашей среды вследствие плохой обеспеченности; поэтому и пастырские школы являются неизбежными. Но религиозное просвещение народа должно достигаться путем внушения сознания необходимости создать христианскую школу. Необходимость же просвещения законоучителей побуждает ко взаимному обучению их путем съездов, временных курсов. Этого должен потребовать Собор, так как наблюдается, что авторитета местного архиерея бывает недостаточно.

Свящ[енник] Чернявский. С болью сердца приходится слышать, что число образованных законоучителей становится все меньше. Мы, последние из получивших образование, должны показать наличность сил церковных. Сам народ должен создать школы для религиозного просвещения. Особенно важна христианизация общества, этому много помогают чтения для интеллигенции. Они хорошо принимаются, только нужно их разнообразить, соединить с пением. Если священник с этой стороны заявит себя в обществе, это создаст ему хорошие отношения и даст влияние и авторитет. Когда нас становится мало, мы должны соединиться, в особенности теперь, когда так сильны нападки на Церковь. Говорят, что в пастырстве явился фельдшеризм: если это есть в деревне, то, по крайней мере, не должно быть в городах.

И. Ф. Иорданский. Поддерживаю мысль о значении религиозных чтений для интеллигенции. Для простого народа они еще более важны. Преподавать Закон Божий могут и женщины, но почему-то к этому допускаются лишь учительницы из епархиальных училищ, а из гимназий не допускаются. Между тем, уроки по Закону Божию часто пропускаются священниками в сельских школах, и учительницы-гимназистки могли бы с успехом заменять в эти дни священников. Было бы хорошо на Соборе признать право на законоучительство за женщинами, поскольку оно не противно церковным канонам.

Свящ[енник] К. К. Стешенко. Упадок пастырства среди духовенства затрагивает и законоучительство: юноши из академий не идут в законоучители. Причина не в одном материальном обеспечении, которое не всегда плохо. Более важною причиною служит закрепощение духовенства в касту. Нам нельзя посещать не только самых невинных зрелищ или серьезных музыкальных собраний, но даже религиозно-философских обществ, как было, например, в Киеве, где имелся проскрипционный список священников, появлявшихся в таких обществах. Зная это, молодежь, особенно идейная ее часть, избегает священства, чтобы сохранить свободу, ибо нужно очень много мужества, чтобы перенести такие стеснения. Законоучители должны отстоять теперь религиозную проблему, но нужно подумать и о раскрепощении русского пастыря.

Преосвященный председатель. Вопрос об уклонении образованной молодежи от законоучительства действительно существует. Когда-то я с большим трудом получил место законоучителя в столице; но уже через 6 лет такое место получить было легко, а теперь эти должности не находят заместителей с высшим образованием. Но причина этого, указанная К. К. Стешенко, для меня является неожиданною. Конечно, замкнутость духовенства — факт. Но Собор не может дать его раскрепощения. Всякое положение обязывает; должен быть известный decorum в поведении священника. Опасность искушения для близких вынуждает нас к некоторым ограничениям, связанным с саном. Утешением для скорбящих может служить сознание, что они творят подвиг. При том же, духовные наслаждения, вроде философских собраний, дозволяются, случайные же стеснения в этой области, как преходящие, в расчет приниматься не могут.

П. А. Маршан. В Прибалтийском крае вопрос о раскрепощении духовенства стоит очень остро. Священники удаляются от общества, не входят в союзы, и прихожане избирают представителями светских лиц там, где бы следовало быть пастырю. За это отчуждение и прихожане отрекаются от духовенства или же требуют для них полной свободы в одежде, во внешности, в делах брака и т. д. Если этого не будет, православию в Прибалтике грозит могила.

Преосвященный председатель. Вопросы о раскрепощении духовенства весьма спорны и более глубоки, чем это кажется.

П. А. Смирнов. Главная причина оскудения пастырства в том, что семинария не подготавливает к пастырству. Она не подготавливает практически к богослужению, проповедничество поставлено плохо — лишь теоретически, нет практики законоучительства. Теми же недостатками страдает и академия. Предлагаю выразить пожелание, чтобы семинария обратила внимание на подготовку пастырей, чтобы были выделены два старших класса и им давались ежедневные упражнения в богослужении, проповедничестве и законоучительстве.

Преосвященный председатель. Долг каждого заботиться о религиозном просвещении общества и искать путей для этого. Такими путями должны быть: истинно пастырское служение священников, устройство школ, взаимообучение, подготовка к пастырству в существующих школах. Все это наши Подотделы внесут в свою работу и выработают положения для внесения их на Собор.

Заседание закрывается в 8½ часов вечера.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 71–74 об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 17–20. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.