Протокол № 8

29 сентября 1917 г.

Заседание открылось в 10 часов утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского, присутствовало 35 расписавшихся на прилагаемом при сем листе членов Отдела.

I. Высокопреосвященный председатель сообщает о внесении в общее собрание Собора без ведома Отдела проекта соборного послания к православным обителям, духовенству и всему народу по поводу переживаемых событий, составленного высокопреосвященным Антонием, архиепископом Харьковским, что делает ненужною работу Отдела по выработке предположенных им соборных посланий к обителям и народу того же содержания, и предлагает благодарить преосвященных Тихона, епископа Уральского, Нестора, епископа Камчатского, и В. В. Градусова, потрудившихся над составлением проектов указанных посланий.

Собрание встает и приносит благодарность означенным членам Отдела.

II. Докладывается отношение Соборной канцелярии от 25 сентября с. г. с извещением о разрешении включить в состав Отдела члена Собора, наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Амвросия.

Постановлено: включить архимандрита Амвросия в список членов Отдела.

III. Докладываются препровожденные в Отдел из Соборной канцелярии: 1) отношение Алексия, епископа Сарапульского и Елабужского, в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде от 18 мая с. г. за № 1404 с запросом о том, из каких статей дохода по действующим узаконениям отчисляется третья часть в пользу епископа от монастыря, в котором он состоит настоятелем, и от доходов архиерейского дома, и 2) прошение настоятельницы Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря игумении Антонии в Комиссию при Святейшем Синоде по делам монастырей и монашества от 3 августа с. г. за № 175 о содействии к тому, чтобы Поместный Всероссийский Собор оказал защиту женским обителям от посягательств на их имущество и целость, с приложением на усмотрение копии протокола заседания съезда настоятельниц и уполномоченных женских монастырей Саратовской епархии 25 апреля с. г., посвященного обсуждению вопросов внутренней жизни женских обителей.

Постановлено: иметь в виду означенные бумаги при рассмотрении Отделом затронутых в них вопросов.

IV. Оглашается и утверждается протокол предыдущего заседания Отдела.

V. Рассматриваются составленные архимандритом Алексием в исполнение постановления Отдела от 15 сентября с. г. проекты а) инструкции благочинному монастырей и б) инструкции монашескому совету при епархиальном епископе.

1-й пункт инструкции благочинному монастырей: «Благочинный монастырей избирается епархиальным архиереем» — исключается как излишний при наличии принятого Отделом для включения в положение о монастырском церковном управлении общего постановления о должности благочинного монастырей.

По поводу п. 2 той же инструкции было сделано указание, что этим пунктом слишком расширяются права благочинных в ущерб авторитету настоятелей монастырей, которые являются действительными управителями монастырей и должны исполнять все то, что здесь вменяется в обязанность благочинным. Другими было предложено включить в число обязанностей благочинных наблюдение за исполнением в монастырях древних писаных и неписаных обычаев (преимущественно богослужебных), где таковые имеются, и уничтожить ссылку на Поместный Собор 1917 г., которая чрез некоторое время может оказаться излишнею, заменив ее более общим выражением. Постановлено: вместо: «на обязанности благочинного лежит наблюдение за тем, чтобы в монастырях строго соблюдались правила и уставы монастырского строя и иноческого жития, в частности правила, преподанные Поместным Всероссийским Церковным Собором 1917 г.» — читать: «на обязанности благочинного лежит наблюдение за исполнением общих и местных правил и уставов монастырского строя и иноческого жития, а равно и правил, преподанных церковною властью».

В п. 3 — о посещении благочинными подведомственных монастырей не менее одного раза в год — большинство полагает нужным определить, чтобы число таких посещений было не менее двух раз в год, находя затруднительным для благочинного при одном посещении исполнить возлагаемые на него сложные обязанности. Положено вместо слов «не менее одного раза в год» поставить: «не менее двух раз в год».

П. 4 — о праве благочинного во всем требовать от монастырей отчета и пр. — принимается в предложенной редакции.

В п. 5 — о преподании благочинным наставлений и советов настоятелям и монашествующим — вызывает замечания выражение «в братской форме». Высказывается мнение, что благочинный может по-братски относиться к настоятелям; отношения же его к братии должны быть отеческими. По обмене мнений постановлено исключить из пункта слова «как старшему и опытному брату», вместо выражения «законные наставления» поставить «соответственные» и вместо «в братской форме» — «по-братски».

Вносится предложение о дополнении инструкции пунктом, определяющим, кому благочинный должен доносить о своих действиях. Большинство соглашается с тем, что благочинный как непосредственный помощник епископа должен о всем доносить последнему. Соответственно с этим, постановлено дополнить инструкцию таким пунктом: «О своих действиях и о результатах своих наблюдений благочинный докладывает епископу».

При рассмотрении первого отдела инструкции монашескому совету при епископе (о предметах ведения совета) пункты 1–7 принимаются с исключением в п. 5 слов «соборов и».

П. 10, согласно сделанным указаниям, редактируется: «по наблюдению за сохранностью монастырских ризниц, архивов, библиотек и археологических и археографических ценностей» (вместо «строго требует и следит за тем, чтобы монастыри в порядке содержали ризницу и особенно предметы, имеющие материальную или археологическую ценность»).

Первое примечание к п. 19, устанавливающее право членов совета знакомиться на местах со всеми сторонами жизни монастырей и доносить о результатах своих наблюдений совету, большинством 16 голосов против 10 постановлено исключить как излишнее после усвоения такого же права благочинным — членам совета, обязанным доносить о своих действиях одному епископу. Члены Отдела архимандриты Гурий и Алексий заявляют по поводу этого постановления особое мнение, которое прилагается при сем.

Второе примечание к п. 19 ставится самостоятельною статьею с изменением слов (постановлени<я>* совета получ<ают>** силу) «после утверждения их епископскою властью» на «после утверждения их правящим епископом».

Остальные пункты первого отдела принимаются со следующими редакционными исправлениями.

П. 8 вместо: «наблюдение за уставностью монастырских служб» излагается: «дела, касающиеся богослужения в монастырях». В п. 9 слова «наблюдение и руководство» исправляются на «по наблюдению и руководству», в п. 11 — «проверяет правильность» на «по проверке правильности». В п. 12 выражение «следит за правильностью» заменяется словами «по наблюдению за правильностью». В п. 13 ставится: «по проверке и утверждению монастырских смет» вместо «поверяет и утверждает монастырские сметы»; в п. 14 — «по разрешению и производству капитальных ремонтов»… вместо «дает разрешение на производство капитальных ремонтов»; в п. 15 — «по отдаче в аренду» вместо «ведает дела об отдаче в аренду»; в п. 16 — «по укреплению за монастырями и отчуждению…» вместо «ведает дела об укреплении за монастырями и отчуждении»; в п. 17. — «по рассмотрению разногласий, происшедших в монастырских советах» вместо «принимает к своему рассмотрению дела монастырских советов, по которым произошли разногласия на местах»; в п. 18 — «по составлению отчета» вместо «составляет отчеты» и в п. 19 — «по подготовке материалов» вместо «составляет материал».

Пп. 1, 2, 3 и 4 второго отдела инструкции («время и порядок занятий монашеского совета») принимаются без изменения в изложении проекта. П. 5 принимается в редакции: «Все дела, касающиеся ведения монашеского совета, поступают к епископу, который или решает их сам, или направляет в совет», взамен чтения: «Поступающие на имя монашеского совета пакеты вскрываются епископом, который как высший руководитель жизни монастырей может по некоторым делам делать окончательные распоряжения».

VI. Рассматриваются постановления Всероссийского съезда представителей от монастырей об организации а) окружных монастырских соборов (§§ 27–32) и б) всероссийских монашеских соборов (§§ 33–37).

По возобновлении начатого в предыдущем заседании обмена мнений относительно организация окружных соборов — съездов высказывается несколько соображений о необходимости установления таких съездов и о сроке созыва их (съезды необходимы для решения общих для округа монастырских вопросов, для взаимного общения иноков и для выдержания параллельной системы управления с общецерковным управлением — епархия, округ; созыв съезда может быть предоставлен усмотрению главного епископа округа, у которого будут сосредоточены все данные о монастырях округа и который может судить о степени нужды в созыве) и затем принимается предложение об отсрочке дальнейшего обсуждения вопроса до выяснения общего вопроса о разделения епархии на округа.

При рассмотрении § 33 постановлений съезда об организации всероссийских монашеских соборов суждения касаются вопросов о необходимости таких соборов, об их наименовании и сроке созыва.

Часть высказывающихся находит всероссийские собрания ненужными по следующим главным основаниям: эти собрания являются излишними рядом с полномочными всероссийскими соборами; каноны не знают таких собраний; установление съездов и соборов причинит монашествующим большой духовный вред, так как оно сопряжено с вовлечением насельников обителей в выборы и неразрывную с ними выборную борьбу, с длительным отсутствием избранных на съезды из своих монастырей и пребыванием их в атмосфере борьбы и страстности, развивающихся обыкновенно, как показывает недавний опыт, на больших собраниях.

Другая часть высказывается за установление всероссийских собраний представителей монашества. Эти собрания явятся незаменимым средством для единения монашествующих, взаимного их ознакомления и обмена духовными богатствами и опытом. Против общения иноков друг с другом не только ничего не имели, а напротив, признавали его необходимым даже такие столпы православия, как составитель монашеского устава св. Василий Великий, сам обошедший монастыри своего времени для обогащения себя духовным опытом. Выход иноков из обителей для участия в общих делах не воспрещается и канонами, см. 41-е правило VI Вселенского Собора. Страстность и борьба, замечаемые ныне в собраниях монашествующих, вызываются в значительной степени современными настроениями и событиями и неудовлетворительною техническою организациею собраний. С другой стороны, от подобных явлений несвободны были даже соборы древности. Относительно бывших монашеских съездов справедливость требует отметить, что, несмотря на печальные явления борьбы, они несомненно имели положительную сторону: на них достигнуто было единение иноков, создалось бодрое настроение монашества и выработаны решения важнейших монашеских дел. Одним из ораторов было указано, что для достижения большей пользы от всероссийских монашеских собраний и предупреждения вреда, которого от них опасаются, следует к участию в них привлекать исключительно настоятелей монастырей, обязанных по самой своей должности исходить из монастыря и иметь общение с миром, и старцев как людей духовного опыта, а отнюдь не манатейных монахов.

По третьему мнению, в настоящее время можно говорить, что от съездов монашествующих получится известный вред или известная польза, но нельзя сказать, чего от них будет более — вреда или пользы, и нельзя поэтому вынести по разбираемому вопросу обоснованного положительного или отрицательного решения. Вследствие этого надлежит пойти средним путем: не устанавливая монашеских съездов навсегда, признать необходимым ввести их в практику как временную меру, в виде опыта. Для предупреждения же развития на них излишней страстности можно было бы выразить от имени Поместного Собора пожелание, чтобы председатели предполагаемых собраний при открытии их внушали участвующим необходимость соблюдать в своих взаимоотношениях основные монашеские заветы — смирение и послушание.

По вопросу о наименовании всероссийских монашеских собраний одни высказываются за оставление за ними употребленного в постановлениях Съезда представителей от монастырей наименования «собор» на том основании, что на нем будут присутствовать епископы. Другие находят, что означенные собрания будут иметь структуру съездов, а не соборов, каковыми будет только всероссийский собор духовенства и мирян, и потому должны называться «съездами», тем более что и каноны не знают монашеских «соборов».

Относительно срока созыва всероссийских монашеских собраний все высказывающиеся сходятся на том, что следует, не определяя точно этого срока, поставить созыв в зависимость от потребности в таких собраниях. Такою потребностью, например, несомненно является необходимость подготовки к Всероссийским Поместным Соборам; определение других случаев созыва собраний должно быть предоставлено высшей церковной власти.

Постановлено: § 33 принять в редакции: «Для объединения всех православных русских монастырей пред каждым созывом Священного Собора Православной Российской Церкви и в другое время по усмотрению высшей церковной власти в Св.-Троицкой Сергиевой лавре созываются всероссийские монашеские съезды».

Заседание закрыто в 2 часа дня.

Председатель Архиепископ Серафим

Секретари Архимандрит Гурий

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 30–34 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 49–53. Машинопись. Копия


* В тексте: «постановление».

** В тексте: «получит».