Протокол № 8

26 сентября 1917 г.

Заседание открывается в 5½ час[ов] вечера председателем Отдела архиепископом Кириллом в составе 52 членов, список коих при сем прилагается.

Преосвященный председатель предлагает членам Подотделов, образовавшихся согласно постановлению Отдела от 21 сентября, сообщить программу их работ, если таковая уже намечена Подотделами.

Св[ященник] В. А. Чернявский сообщает, что программа работ 2-го Подотдела — о внешкольном религиозном воспитании — намечена преосвященным Анатолием, заслушана Подотделом и принята им.

Прот[оиерей] Г. А. Спасский, избранный в секретари Подотдела, оглашает программу в следующем виде.

Название Подотдела принято: внешкольное обучение Закону Божию и христианское просвещение общества (христианизация народных масс) в духе Православной Церкви. Положения:

1) Внешкольное обучение Закону Божию при неотделении государства от Церкви (при сохранении Закона Божия в числе обязательных предметов в школе):

а) Катехизические беседы пастырей в Церкви.

б) Воскресные библейские классы.

в) Христианские содружества молодежи при учебных заведениях.

г) Библиотеки.

2) При отделении Церкви от государства:

а) Катехизические дни в неделе — уроки.

б) Воскресные занятия.

в) Христианские содружества, братства и общества.

г) Церковные аудитории, хоровые общества.

д) Службы для детей, паломничества и миссионерство.

Для освещения общих вопросов программы Подотдел постановил просить членов Собора, опытных в этом деле, сделать несколько докладов.

Св[ященник] В. А. Чернявский сообщает, что для работы 1-го Подотдела — о религиозно-нравственном образовании и воспитании детей в школе — намечены в быв[шем] собрании Подотдела принципы новой постановки Закона Божия в школе. Они вытекают из недостатков современного преподавания Закона Божия. Главным недостатком был излишний интеллектуализм, накопление знаний по Закону Божию в ущерб развитию чувства и воли, последствием чего являлось зазубривание учебников, а отсюда нелюбовь к самому предмету, а в жизни противоречие между словом и делом; юноши часто высказывают хорошие стремления, но не осуществляют их; ум их обогащается знаниями, но нет навыка для активной христианской работы. Для устранения этого религиозно-нравственное образование в школе должно стремиться к гармоническому развитию ума, сердца и воли, так, чтобы у юношей создавалось христианское мировоззрение, христианская настроенность и практическое доброе делание. Для выработки миросозерцания необходим пересмотр всей постановки преподавания Закона Божия в школе. Для развития христианской настроенности на уроках Закона Божия должно сообщать примеры воплощения христианских идеалов, указывать все виды благотворительности, развивать любовь к Богу и природе. Нужно научать детей правильно и сердечно относиться к растениям, к птицам, к бедным и несчастным людям. В этом направлении и теперь иногда образуются детские кружки, как это обнаружилось во время войны; следует всячески поощрять и направлять их. В Америке школьная благотворительность развита широко. Если еще в школе дети научатся помогать друг другу, они и в жизни будут крепче и сильнее. Таким образом, для религиозного воспитания в школе три средства: христианское миросозерцание, христианское настроение и привычка к доброй работе.

Свящ[енник] К. К. Стешенко. 3-й Подотдел о вспомогательных средствах религиозного просвещения важен потому, что не все мы, законоучители, стоим на должной высоте своего дела и нуждаемся в поддержке. Вспомогательный орган при школе поможет работе законоучителя. Таким вспомогательным средством может служить: 1) особый класс для Закона Божия. Пустая Церковь дает иногда глубокое настроение для одинокой души. Класс Закона Божия нужно обратить в такой храм. В обычном классе, где шум и вольные шутки, иногда беспорядок, нехорошо говорить о Христе, о религии, о святыне. Для Закона Божия нужна особая комната, которая будет соответственно обставлена: она должна быть подобна храму. Здесь должна быть индивидуальная парта, которая для младших классов очень полезна. В такой комнате может создаваться и особое настроение. 2) Вспомогательное средство — музей законоучителя в том же классе. В нем собираются карты, гравюры и т. п. и не только религиозные, но и географические, этнографические, модели катакомб, кумиров, анкеты, библиотека для законоучителя и для детей, световые картины и кинематограф с сюжетами не только религиозными, но и вообще нравственными и художественными. 3-е средство — участие в богослужении. 4-е — паломничество и вообще образовательные экскурсии. 5-е — организация ячеек для проявления активного христианства, т. е. образование обществ для всякого рода помощи как материальной, так и духовной, включая сюда и общества сберегательных касс.

М. Ф. Глаголев по вопросу об органах управления преподавания Закона Божия (4-й Подотдел) сообщает, что этот вопрос поднят на съездах законоучителей. Здесь было замечено, что для управления делами обучения Закона Божия нет своего органа. Отчасти ведают это Учебный комитет и Училищный совет при Св. Синоде, но там главным образом рассматривают учебники. На съезде поставлен вопрос образования Законоучительского совета, но его смешали с частным учреждением совета Союза законоучителей и провалили. Но теперь ясно, что вопрос о религиозном просвещении так широк, что необходимы центральный и провинциальные органы для Закона Божия. Дело религиозно-нравственного образования народа важнее духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ. Можно бы соединить все три органа, причем на первом плане должен стоять Закон Божий.

Преосвященный председатель. Как видно из сделанных докладов Отдел ставит себе задачей религиозное воспитание всего народа, а не только детей в школе. Все указанные способы для закрепления религиозных знаний пригодны и для взрослых. Таким образом, Подотдел 2-й объединяет другие подотделы. В каждом отделе следует указать стороны пригодные для школы и для пастыря вообще.

По предложению председателя Отдел принимает положения, изложенные докладчиками Подотделов как отправные для работ Подотделов.

П. А. Смирнов. Нам указаны были сейчас средства для обучения Закону Божию. Но все эти средства только прикладные, а главного не указано. Из докладов о съездах также видно, что они дали мало результатов для успешного обучения Закону Божию. Нужно найти главное средство для такого обучения. На съезде отменили изучение катехизиса — это вопрос спорный. Есть два периода в жизни учеников: до 14 лет и после. В первом возрасте преобладает чувство, воображение, подражательность, доверие к авторитету. Чтобы подойти к ученику, нужно создать у него соответствующее настроение. Для этого может служить сообщение детям о каком-нибудь молитвенном переживании, чтение и анализ его. Это создает у них впечатление и собственное переживание, а отсюда получается и настроение. Во втором возрасте проявляется у детей свое мировоззрение. Центром урока в это время должно быть чтение и беседа о литературном произведении, которое давало бы материал для мировоззрения. Таким образом, в обоих возрастах главным средством обучения Закону Божию должно служить чтение церковно-художественного произведения и беседа о нем. Другие предметы у нас преподаются по образцам, то же должно быть и с Законом Божиим, для которого доселе нет и хрестоматий, между тем, у нас много церковно-художественных произведений, напр[имер], Иннокентия, Амвросия, Феофана и др.

Св[ященник] М. Ф. Марин. Программы по Закону Божию предписывают нам читать Св. Писание. Я так и делал, хотя это не всегда возможно. В 4 классе я читал послание апостола Иакова и апостола Павла к Галатам и Ефесянам. Они дают богатый материал для беседы и для выработки мировоззрения. В 5 классе читались послания апостола Иоанна и апостола Павла к Коринфянам (15 гл[ава]). По посланию апостола Иоанна хорошо можно выяснить вопрос о любви; такое чтение идет параллельно с изучением катехизиса. В 6 классе читались Деяния Апостолов, но они мало дают материала для бесед. К чтению и объяснению Нового Завета дети относятся охотнее, чем к обычным урокам.

Преосвященный Иоанникий. Мне вспоминается, как усердно мы читали в семинарии «Слово о полку Игореве» и как все же ничего не запоминали. Боюсь, не случилось бы того же и при постоянном чтении художественных произведений на уроках Закона Божия. Но меня больше занимает вопрос, как достичь хороших результатов во внешкольном образовании. В деревнях народ ничего не знает по Закону Божию; даже то, что узнали в школе, скоро забывается. Это происходит от того, что семья и школа не имеют связи; родители не интересуются школой, а учителя не стараются заинтересовать родителей, чтобы дети их знали Закон Божий. Нужно поставить дело так, чтобы то, чему учат детей, передавалось через них и родителям; надо приучить, чтобы вся семья утром и вечером молилась, а школьник-сын читал бы ей молитвы, и скоро все бы их узнали. Нужно, чтобы праздник посвящался Богу, чтобы вся семья собиралась вместе, и дети-ученики передавали бы ей то, что узнали в школе. Это привить возможно.

Св[ященник] К. К. Стешенко делает внеочередное заявление о том, что законоучительский кабинет собран и может быть открыт для пользования.

Св[ященник] Ав. И. Вылков. Программу 1-го Подотдела нужно дополнить принципиальными обязанностями законоучителя. Следует выяснить три вопроса: что такое Закон Божий, какие принципы обучения Закону Божию, каков должен быть законоучитель? Первый вопрос кажется ясен, но все дают на него разные ответы, поэтому следует дать ответ теперь от Собора. О принципах обучения Закону Божию также судят различно. Было время, когда на него смотрели, как на предмет главным образом воспитательный, потом стали считать его предметом учебным, наконец, на Съезде законоучителей оба эти взгляда объединяются. Что же служит целью религиозного обучения: богопознание или богоподобие? Ныне как будто склоняются ко второму. А в таком случае особенно выдвигается личность законоучителя. Все эти вопросы надлежит разрешить в 1-м Подотделе.

Преосвященный председатель замечает, что такая периодическая перемена взглядов на Закон Божий, сначала как на предмет воспитательный, а потом как на предмет учебный, не подтверждается историей вопроса.

Н. А. Вознесенский. К числу средств внешкольного религиозного воспитания следует прибавить еще — собирание вещественных памятников о священных событиях. Все, напоминающее нам, например, о родине или о детях, дорого нам и трогает нас. Такие же чувства должны вызывать и вещественные памятники о Палестине, о наших св[ятых] местах. И в школе, и вне ее можно собирать целые коллекции предметов и растений из св[ятых] мест, разные модели и т. п. Это будет способствовать изучению Закона Божия и оставит память на всю жизнь.

В. В.Успенский. По вопросу о внешкольном религиозном просвещении здесь говорилось так, как будто мы действуем в дружественной нам среде. Между тем, мы находимся в среде или равнодушной к нам, или враждебной. Сейчас идти в эту среду нельзя. Но есть слои общества, ищущие религиозной правды, есть религиозные и философские кружки; туда и нужно нам направить свои силы. Необходимо участие законоучителей в религиозно-философских собраниях; желательно, чтобы пастыри сами составляли союзы и собрания для выражения своего отношения к идейным течениям жизни. Другое средство религиозного просвещения — это внешкольное законоучительство, которое широко поставлено на Западе и вполне может развиться и у нас. Программа 1-го и 3-го Подотделов, хотя и ценны сами по себе, не могут быть предметом суждения Собора; для этого им нужно придать принципиальную форму.

С разрешения преосвященного председателя член Собора прот[оиерей] Вен. Иер. Туркевич делает сообщение о внешкольном религиозном просвещении в православных приходах Северной Америки.

М. Ф. Глаголев обращается к Отделу со следующим заявлением о кабинете по Закону Божию:

В Петрограде существует кабинет по Закону Божию при Педагогическом музее военно-учебных заведений, где собраны многие редкие экземпляры религиозных пособий, доставлявшиеся до революции в музей помимо цензуры. Ввиду того, что для кабинета по Закону Божию, образованного при Отделе, чрезвычайно было бы полезным, чтобы в нем были представлены экспонаты Петроградского кабинета, ходатайствую перед Отделом, чтобы возбуждено было ходатайство пред Советом Собора об отпуске Отделу средств для этого. После моих переговоров по этому поводу с заведующим Петроградским кабинетом о. протоиереем Лебедевым, выяснилось, что средств для этого понадобилось бы около 400 рублей. Помимо того, если будут опущены средства, необходимо официальное отношение от имени Собора к заведующему Петроградским кабинетом по Закону Божию, к прот[оиерею] Виталию Феодоровичу Лебедеву (Петроград, Б. Спасская, 21), на предмет исходатайствования им подлежащего разрешения на провоз экспонатов в Москву от начальства Военно-педагогического музея.

Заявление М. Ф. Глаголева принимается Отделом к исполнению.

Преосвященный Кирилл. Для всех 4 наших Подотделов должно быть одно общее задание, а именно: что Собор должен дать не частные, а общие положения о религиозном воспитании всего народа на всю жизнь. Мы говорим здесь о Законе Божием. Но дело спасения творится всеми членами Церкви, следовательно, в религиозном просвещении должна участвовать вся Церковь. И на нынешнем Соборе участвуют епископы, клирики и миряне. Нужно показать всем, какие в этом отношении обязанности всего народа. Родители не интересуются Законом Божиим и религиозным воспитанием своих детей. Собор должен осудить это. Мы думаем, что положение наше сохранится и после переворота. Но нельзя скрывать от себя опасности, что мы можем остаться без помощи от государства. Мы должны думать о религиозном воспитании народа уже не старыми путями. Школа может уйти от нас, но религиозное миросозерцание народа должно остаться. Прежде наш народ имел и берег свое религиозное мировоззрение, и тогда без школы русский человек имел более определенные религиозные познания. Теперь часто интеллигент менее сведущ в деле религиозного просвещения, чем многие простые люди старого религиозного воспитания. В заботе о религиозном воспитании нужно очень подумать о нашем богослужении и его влиянии. Это вопрос соборный. К сожалению, у православных часто не раскрываются все сокровища богослужения, как у единоверцев. Церковь должна быть школой, и священник — законоучителем. Уроки в школе не создают преданности Церкви. Нужно постоянное воздействие священника на детей. Это также следует провести на Соборе. Визитация священника к прихожанам даст гораздо более школы. Таким образом, во внешкольном просвещении влияние священника на народ чрез храм должно быть указано Собором, как обязанность священника.

Что касается учреждения для заведывания Законом Божиим, то я не согласен, что Закон Божий у нас заброшен. Было много собраний законоучителей, есть особые наблюдатели, есть надзор местного архиерея, поэтому создавать особый орган управления для Закона Божия не следует.

Заседание закрыто в 9 час[ов] вечера.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 65–69. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 12–16. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.