Протокол № 8

29 сентября 1917 г.

Заседание состоялось под председательством архиепископа Харьковского Антония в присутствии 34 членов Отдела, расписной лист коих при сем прилагается, и продолжалось с 5 до 9 часов вечера с перерывом на 15 минут.

После прочтения протокола № 7 заседания 28-го сентября принятого собранием с незначительными лишь поправками в выражениях, предметом заседания было обсуждение пункта 6-го «Положения об единоверии» Предсоборного Совета, в коем говорится о порядке избрания и поставления предполагаемых особых единоверческих епископов.

Защитники текста пункта 6-го «Положения» обосновали изложенную в нем постановку избрания епископов на единоверческих съездах желанием получить для единоверия таких епископов, кои могли бы удовлетворить повышенным от них требованием со стороны единоверия в отношении строгости церковно-бытового уклада жизни единоверцев. Несогласные же с текстом 6-го пункта «Положения» члены Отдела высказывались за избрание единоверческого епископа из кандидатов, указанных единоверческим клиром и мирянами, окружным собором епископов с участием приглашенных на собор епископов единоверческих. Поэтому на ряду с текстом пункта 6-го «положения об единоверии» председательствующим была предложена на голосование следующая формула епископа Челябинского Серафима: «кандидаты в единоверческие епископы намечаются на единоверческом съезде клириков и мирян – и здесь же из намеченных  съездом избираются Собором епископов округа, возглавляемого митрополитом, при участи и приглашенных на собор единоверческих епископов и утверждаются высшим церковным управлением Православной Русской Церкви». Большинством 18 голосов против 14 при 6-ти воздержавшихся принята редакция 6-го пункта «Положения об единоверии Предсоборного Совета», гласящая: «Единоверческие епископы избираются на съездах епископов единоверческих и, по назначению от высшего духовного управления Православной Российской Церкви, епископов православных, а равно и предстоятелей духовенства и мирян той епархии, коею избираемый епископ имеет управлять. Избранные во епископы утверждаются в сем звании высшим церковным управлением Православной Русской Церкви и поставляются епископами единоверческими и, по назначению того же высшего церковного управления, епископами православными». Преосвященный Челябинский Серафим и единомышленные с ним Члены Отдела, подписи коих при сем приложены на особом листе, просят рассматривать голосовавшую на ряду с принятым шестым пунктом «Положения» формулу, как их особое мнение.

Так как примечанием к принятому пункту 6 «Положения» предположено, что кандидаты на первые единоверческие епископии намечаются на Всероссийском съезде единоверцев и представляются на утверждение Священного Собора Православной Российской Церкви», то по предложению председательствующего архиепископа Антония прот[оиерей] С. Шлеев доложил собранию Отдела выдержку из журналов № 6 и 7 Единоверческого Нижегородского Всероссийского Съезда, где говорится о распределении на съезде округов для будущих единоверческих епископий и о кандидатах в епископы на них. Из прочитанных журналов выясняется, что на Нижегородском Всероссийском Единоверческом съезде намечено 10 единоверческих епархиальных округов: 1) Петроградский(«) (в состав его входят единоверческие приходы из епархий Петроградской, Олонецкой, Тверской, Новгородской, Псковской и Полоцкой); 2) Московский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Московской, Архангельской, Владимирской, Калужской, Тульской, Вологодской, Тамбовской и Орловской); 3) Киевский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Киевской, Кишиневской, Волынской, Полтавской, Херсонской, Екатеринославской, Таврической и Каменец-Подольской); 4) Черниговский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Черниговской, Курской, Харьковской, Могилевской и Минской); 5) Нижегородский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Нижегородской и Костромской); 6) Казанский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Казанской, Вятской, Сибирской и Пензенской); 7) Самарский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Самарской, Саратовской, Астраханской и временно из Донской области, Ставропольской епархии, Екатеринодарской и Закавказья); 8)  Уральский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Уфимской, Оренбургской  и Уральской области); 9) Сибирский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Томской, Тобольской, Омской и временно единоверческие церкви из епархии Енисейской, Иркутской и Восточной Сибири); 10) Екатеринбургский (в состав входят единоверческие приходы из епархии Екатеринобургской, Пермской, Вологодской на Печере, Уфимской и из Оренбургской епархии Челябинский уезд). Кандидатами во епископы намечены: 1) протоиерей С. И. Шлеев, 2) архиепископ Антоний Харьковский, 3) князь А. А. Ухтомский, 4) архимандрит Афанасий, профессор Казанской духовной академии, 5) епископ Гавриил Барнаульский, 6) епископ Гавриил Аккерманский, 7) епископ Прокопий Елизаветградский, 8) епископ Анастасий Ямбургский — ректор Петроградской духовной академии, 9) архимандрит Иов — смотритель Саратовского духовного училища, 10) епископ Борис — викарий Казанской епархии, 11) епископ Корнилий Рыбинский, 12) епископ Иосиф Углицкий, 13) священник И. Ф. Веретенников, 14) протоиерей И. Г. Шлеев и 15) епископ Андрей Уфимский.

Оглашенный состав будущих единоверческих епархий встретил возражения со стороны некоторых членов Отдела: преосвященный Уральский Тихон выразил удивление по вопросу о выделении из существующей уже единоверческой Уральской епархии приходов и монастырей Самарской епархии, «без коих материально невозможно даже существование епископа Уральского, и, кроме того, прихожане Самарских единоверческих церквей во многих случаях обращенные в Православие Преосвященным Тихоном о своем желании отделиться от него едва ли могли заявить и вообще, самое выделение Самарских единоверческих приходов и монастырей из его ведения произошло без ведома преосвященного, который, будучи единственным пока единоверческим епископом, не был даже приглашен на Нижегородский единоверческий съезд». Преосвященный Серафим Челябинский заявил, что «единоверческие приходы Екатеринбургской епархии уполномочили его заявить на Соборе о нежелании иметь своих особых епископов и что в распределении округов замечается такая ненормальность, когда приходы отстоят от епископа на тысячу верст». Священник Сосновцев (единоверец Самарской епархии) заявил, что «пока Уральским епископом остается Преосвященный Тихон, желание Самарских единоверцев — остаться под его ведением». М. П. Смирнов (един[оверец]) заявляет, что «на Нижегородском единоверческом съезде не было представителей от Новгородской, Вологодской и Олонецкой епархий, и им бы следовало предоставить самим избрать себе епископа». Свящ[енник] П. В. Новиков при этом заметил, что под заявлением о нежелании иметь особых епископов подписалось всего пять лиц из Екатеринбургской епархии.

Имея в виду, с одной стороны, подобного рода заявления, а с другой, указание докладчика прот[оиерея] С. Шлеева, что распределение единоверческих приходов и монастырей на Нижегородском единоверческом съезде сделано только предположительно (у съезда под руками не имелось даже точных сведений о всех единоверческих приходах), председательствующим архиепископом Антонием было предложено собранию Отдела выделить из себя особую Комиссию для обследования вопроса о распределении единоверческих приходов и монастырей по епархиальным округам. Обсуждение предложения собранием было за поздним временем отложено до следующего заседания.

Председатель А[рхиепископ] Антоний

Секретарь Отдела М. Смирнов

Делопроизводитель Н. Виноградский.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 364. Л. 19–21. Машинопись.


(«) Петроградского округа епископ именуется Новоторжским (приписка: или Онежским?), Московского —Романово-Борисоглебским; Киевского — Новогеоргиевским; Черниговского Новозыбковским, Нижегородского Горбатовским (Павловским); Казанского Ижевско-Заводским; Самарского Николаевским и Хвалынским, Сибирского Тюменским и Змеиногородским, Екатеринбургского Шадринским и Нижнетагильским, Уральского по прежнему.