Протокол № 7

18 сентября 1917 г.

Заседание было открыто в 6 час[ов] вечера 18 сентября 1917 года под председательством председателя Отдела преосвященного Андроника, епископа Пермского. На заседании присутствовало 70 членов по списку, при сем прилагаемому, с их собственноручными подписями.

А.

СЛУШАЛИ и утвердили протокол предыдущего заседания Отдела.

B.

СЛУШАЛИ предложение преосвященного председателя избрать докладчика Отдела по вопросу об имущественном положении православного духовенства.

Предложение преосвященного председателя принимается и открытым голосованием докладчиком Отдела избирается профессор Д. В. Рождественский.

C.

СЛУШАЛИ предложение преосвященного председателя разрешить вопрос о предмете занятий заседания: надлежит ли теперь же входить во всестороннее рассмотрение частных вопросов о церковно-причтовой земле или отложить это до того времени, когда будет решен вопрос о денежном вознаграждении духовенства?

Открытым голосованием большинством 32-х голосов против 22-х ПОСТАНОВИЛИ: вопрос о земельных владениях отложить и приступить к рассмотрению вопроса о денежном вознаграждении духовенства.

СЛУШАЛИ нижеследующую предложенную преосвященным председателем программу рассмотрения этого вопроса:

1. Обязательные и необязательные требоисправления.

2. За первые — определенное денежное вознаграждение: от государства или от прихода?

3. От прихода черев самообложение: государственным порядком или через приходских сборщиков?

4. Размер такого жалования.

5. Если самообложение, то в каком размере оно с каждого христианина?

6. За необязательные требоисправления: поручное или по таксе и чрез особых лиц?

7. Если по таксе, то кем составляется она и когда пересматривается?

Предложенная преосвященным председателем программа принимается, и Отдел все заседание посвящает рассмотрению вопроса по первому пункту программы об обязательных и необязательных требоисправлениях.

Д.

Преосвященный председатель предлагает признать обязательными требоисправлениями, т. е. такими, которые духовенство совершает за определенное годовое содержание, следующие: совершение крещения, исповедь и причащение в церкви, брак, елеосвящение, отпевание покойника в церкви, постную молитву, славление на Пасху и Рождество Христово, совершение обычного богослужения в церкви, кроме заказных литургий.

По поводу означенного предложения преосвященного председателя были заслушаны нижеследующие речи членов Отдела:

1. Возражение священника И. Ф. Андриевского: «Совершенно верно, что требы необходимо разделить на обязательные и необязательные, чтобы не дать возможности некоторым злоупотреблять трудами причта. Но с предложенным списком обязательных треб я не согласен. Таинство Елеосвящения, а равно славление Христа на Рождестве и Пасхе должны быть отнесены к требам необязательным». В подкрепление своей мысли оратор указывает, что таинство Елеосвящения необязательно и прибегают к нему не все. Кроме того оно требует большого труда. Что касается славления, то во многих местах его нет.

2. Предложение диакона П. П. Логиневского считать совершение таинства Крещения обязательной требой только тогда, когда оно происходит в церкви; когда же крещение совершается на дому, то должно оплачиваться особо.

3. Предложение священника Щукина И. Ф. причащение больных на дому считать обязательной и бесплатной требой. Славление обязательным считать в Крещение, а не на Рождество.

4. Предложение П. И. Писарева. Согласно с наказом от Томской епархии, оратор предлагает при условии, если духовенству будет положено жалование, считать обязательными и бесплатными требами — исповедь на дому и в церкви, причащение, венчание, крещение в церкви, отпевание в церкви; за остальные требы плата должна быть установлена по соглашению.

5. Предложение протодиакона М. А. Дейниковского. Оратор, присоединяясь к мнению свящ[енника] И. Ф. Щукина о бесплатности напутствования больных на дому, вместе с тем предлагает совершение елеосвящения считать необязательной требой.

6. Предложение священника Е. Ф. Куликова: «При условии назначения приличных средств к существованию духовенства из казны или других источников, какие будут изысканы, считать, что исповедь, причащение и елеосвящение наравне с прочими таинствами обязательн<ы>, где бы они ни были совершаемы — в церкви или на дому. Отпевание умерших тоже, но заказные обедни, панихиды, а также и молебны в церкви или на домах в храмовые и другие праздники — служатся за особое вознаграждение».

7. Предложение священника Н. М. Сироткина: все таинства считать обязательными, в том числе исповедь. и причащение на дому. Для обоснования своего предложения оратор указывает, что система вознаграждения духовенства носила у нас оттенок симонии: приходилось за совершение таинства брать плату, что запрещено канонами. В будущем надо постановить так, чтобы и тени симонии не падало на духовенств<о>. Относительно елеосвящения должно сказать, что это важное таинство. Говорили, что елеосвящение многие не совершают; но это только потому, что не могут заплатить вознаграждения. Отпевание с выносом и обедней необходимо присоединить к обязательным требоисправлениям. Славление на Пасху обязательно краткое — молебны по соглашении<ю>. Вместо Рожества — обязательным установить хождение на Крещение.

8. Предложение прот[оиерея] Д. В. Рождественского: исповедь и причащение на дому считать безусловно требой обязательной. Оратор указывает, что вызывать священника без нужды больной, конечно, не станет.

9. Предложение А. А. Востокова. Соглашаясь, что к обязательным, а потому и бесплатным требам нужно отнести и исповедь, причащение, елеосвящение, как в храмах, так и на дому, а также и отпевание покойника в храме, оратор возражает против обязательности и бесплатности проводов покойника до храма и от храма до кладбища.

10. Речь проф[ессора] В. А. Керенского, познакомившего собрание с практикой западных Церквей по данному вопросу. Из западных Церквей в Церквах Римско-Католической, Протестантской (Лютеранской и Реформатской), Англиканской и Старокатолической совершение крещения платно; также и конфирмация (миропомазание); причащение во всех почти Церквах западных бесплатно, но совершение месс (литургий) случайных, т. е. заказываемых, и годовых (воскресных и праздничных) считается, особенно в Римско-Католической Церкви, платным; покаяние в Церквах Протестантских, Англиканской и Старокатолической признается платным; елеосвящение, как почти совершенно выведшее из практики Церквей западных, особенно Протестантских, не подходит под число других таинств и священнодействий.

11. Возражение священника А. Г. Альбицкого. Оратор указывает, что деление треб на обязательные и необязательные в принципе неправильно. Православная Церковь хочет освятить все события в общественной и частной жизни человека и все требы считает обязательными. Разрешение вопроса о плате за требы оратор предлагает оставить местным приходским советам.

12. Предложение Р. Е. Са<п>ина: все таинства во всяком месте считать бесплатными требами. Отпевание и погребение покойника с сопутствованием до кладбища — бесплатными. Оратор указывает, что насколько высок бывает подъем религиозного чувства, настолько сильно и возмущение, когда поторгуются, чтобы взять за погребение покойника. Постные молитвы и хождения по домам с крестом и кроплением святой водою на Крещение считать бесплатными. Общеприходную требу также — бесплатной. Все остальные требы — платными.

13. Разъяснение преосвященного председателя, указавшего, что в один день могут случиться три погребения; при дальности расстояния от кладбища, если признать проводы обязательной требой, священнику не хватит времени и сил для выполнения этой обязанности.

14. Возражение И. И. Беликова. Вопрос о разделении таинств и треб на обязательные и необязательные, а также вопрос о принципе и размере вознаграждения за так называемые по рассматриваемому проекту необязательные требоисправления является не подлежащим окончательному разрешению Отделом, как несвоевременный, ввиду того, что эти вопросы стоят в зависимости от разрешения основного вопроса о правовом и имущественном положении духовенства. Священников по существующим штатам слишком мало, и прежде чем решать указанные вопросы — необходимо решить вопрос об увеличении штатов (числа) священников и тогда уже и решать вопрос, что обязан или не обязан, даром или за добровольную плату совершать священник. Даже и при решении основного вопроса о правовом и имущественном положении духовенства нельзя на Соборе решать указанный вопрос о таинствах и требоисправлениях, который, сообразно с местными условиями, могут решить только приходские советы. Кроме того, решать вопрос о разделении на обязательные и необязательные (в смысле вознаграждения) — это значит вызывать соблазн среди верующих, а также и заглушить веру народную в спасительную силу того или иного таинства. Такой же соблазн может произойти и среди священников, причем нерадивые из них могут вполне резонно со ссылкой на решение Собора — злоупотреблять указанным делением обязательности требоисправлений.

15. Разъяснения преосвященного председателя, указавшего, что термины — «обязательные» и «необязательные», «платные» и «бесплатные» — совершенно условны, сути дела не объясняют. Все требоисправления — платны, только одни за определенное годовое содержание, а другие за особую плату. Точно также все требы — обязательны, как для клира, так и для прихожан, только одн<и> из них духовенство обязано совершать за годовое вознаграждение.

16. Предложение свящ[енника] А. Параскевова признать совершение всех таинств, все требоисправления, касающиеся всего прихода, обязательными и бесплатными. Требоисправления, вызываемые по личной инициативе отдельных прихожан, считать платными.

17. Предложение Ф. Г. Зибарева: признать все таинства обязательными, а остальные требоисправления платными.

18. Предложение К. Тихомирова внести в число обязательных (бесплатных) треб посещение прихожан в храмовые (но не престольные) праздники.

19. Речь И. А. Можаева. Поборы за требоисправление св. таинств в жизни Православной Церкви являются нежелательными. Поборы эти роняют и затемняют высоту христианской религии и Церкви. Какое грустное и тяжелое впечатление является у христианина, когда он сталкивается с такими явлениями, как оценка на деньги совершения и принятия св. таинств. В современном народном сознании сложилось убеждение, что в этих поборах что-то ненормальное и недопустимое в области православной религии. На этом же складываются враждебные отношения между пастырем и пасомыми. Для того, чтобы воздвигнуть на должную высоту Православную Церковь и религию, поставить в мирные и братские отношения духовенство и мирян, ненормальность эту следует обязательно исторгнуть совершенно из жизни Православной Церкви путем законодательного соборного акта. Нужно совершенно отменить поборы за совершение всех св. таинств, где бы таковые и при какой бы обстановке н<и> совершались, чтобы всякий желающий воспринять св. таинства имел возможность чрез священника выполнить христианские обязанности бесплатно, так как все таинства христианской религии — обязательны. Необязательными можно считать особые требы по желанию прихожанина: заказные обедни, молебны, панихиды, освящение построек и проч[ие], предусмотренные требником молитвословия.

20. Речь диакона Е. П. Никольского. Оратор высказывается за обязательность и бесплатность совершения таинства Елеосвящения. Ныне прихожане часто лишены возможности совершать это таинство из-за материальных причин. Установив его бесплатность, мы дадим возможность совершать его каждому нуждающемуся в нем. Относительно отпевания с проводами покойника на кладбище оратор высказывается за обязательность и бесплатность лишь отпевания в церкви. В обоснование своего предложения оратор указывает, что он служит в губернской земской больнице, где ежедневно в часовне совершается отпевание от 5 до 12 покойников. Если родственники каждого покойника потребуют проводов до кладбища, которое часто отстоит в 2–3[-х] верстах, духовенству не хватит ни сил, ни времени для того, чтобы выполнить эти требования. Относительно елеосвящения оратор высказывается за оставление его в перечне обязательных требоисправлений.

21. Речь свящ[енника] П. И. Александрова. Оратор высказывается за то, чтобы погребение было одинаково, как для богатых, так и для бедных, чтобы не было разницы в том, что одних покойников выносят из церкви, а других отпевают в храме. Хотя мертвым духовенство обязано оказывать своим прихожанам одинаковую честь и, если возможно, всякого покойника принести в церковь, проводить на кладбище, и совершать это бесплатно. Не везде это возможно. В сибирских приходах, где кладбище в селе, а деревни в 30–40 верстах, достигнуть этого невозможно. Но и здесь необходимо прибегать хотя бы к таким мерам, как встреча покойника за оградой храма и проводы до кладбища. Говорят, что могут случиться 12 покойников, тогда отпевать и провожать сразу всех, не провожая каждого в отдельности.

22. Предложение К. И. Самбурского: все таинства и связанные с ними молитвословия совершать бесплатно; что касается других треб и молитвословий, то установить их платными, предоставляя приходским советам на местах совместно с причтом устанавливать за них плату.

23. Предложение прот[оиерея] И. А. Ильина: причислить к обязательным требам елеосвящение, с целью привить народу правильный, православный, а не католический (как сейчас) взгляд на это таинство; посещение домов в Пасху и Рождество Христово с кратким молитвословием и в Крещение со св. водой — ради общения со всем приходом. Оратор высказывается против причисления к обязательным требам: выноса и проводов умерших, постной молитвы, — обычая не повсеместного, — и посещения домов в храмовые праздники, так как выполнить это физически в один день нет возможности для причта, и кроме того эта обязательность будет сопровождаться ущербом для надлежащего совершения богослужения, которое причт вынужден будет совершать спешно, чтобы успеть обойти свой приход.

24. Заявление священника А. Г. Альбицкого, что, когда перейдут к голосованию о плате за требоисправление, он будет голосовать против платы за чтобы то ни было и где бы то ни было, так как плата унижает авторитет священника. У многих священников болят руки от этой платы, поэтому он предлагает вновь передать разрешение этого вопроса в приходские советы.

25. Предложение диакона М. А. Нечаева. Если будет установлено для духовенства приличное жалование, то все таинства должны совершаться бесплатно; к ним отнести бесплатное посещение в храмовые праздники, в Крещение и на Пасхе. Остальная требы, совершаемые по желанию отдельных лиц, должны быть платными, а плата устанавливается приходскими советами.

26. Возражение П. В. Доброхотова свящ[еннику] А. Г. Альбицкому о разграничении требоисправлений обязательных и необязательных. Оратор указывает, что на Соборе вопрос о размерах платы и не поднимался. Установление размера платы и способов ее получения — дело клира и приходских общин. На Соборе же устанавливается лишь принципиально вопрос об обязательных и необязательных требах, что оплачивается и что нет.

27. Речь протодиакона М. А. Дейниковского, защищающего необходимость различения обязательных и необязательных требоисправлений. Оратор указывает, что при этом разграничении будет установлено более справедливое вознаграждение за труды духовенства. Иначе будут избегать многолюдных приходов и стремиться в малочисленные.

28. Речь проф[ессора] В. А. Керенского, возражавшего свящ[еннику] А. Г. Альбицкому и защищавшего необходимость установления порядка в вознаграждениях за требоисправления. Как бы мы ни рассуждали, а кормиться и одеваться духовенству нужно. Вопрос идет лишь о том, как получать вознаграждение в порядке или без порядка. На западе установлен порядок. У нас его не было. Стыдиться разрешения этого вопроса не надо. Порядка бояться нечего.

29. Речь проф[ессора], прот[оиерея] Д. В. Рождественского. Возражая свящ[еннику] А. Г. Альбицкому, оратор разъясняет, что текст: «туне приясте, туне и дадите» не говорит против вознаграждения за требоисправления. Священник получает вознаграждение отнюдь не за таинства, а для того, чтобы питаться и существовать.

30. Речь В. А. Рождественского. Приветствуя проведение принципа бесплатности совершения треб, оратор возражает свящ[еннику] А. Г. Альбицкому и другим ораторам, которые, по его убеждению, смотря с ультраидеалистической точки зрения, обрекают наше духовенство на вечный терновый венец. Оратор полагает, что совершение таинств должно быть бесплатным, остальные требы платными, и возражает против обязательности визитов причтов. Мирянин обязан посещать храм, но оратор не считает, что его, мирянина, обязан посетить причт; при таком посещении он сочтет за честь и своей обязанностью вознаградить по мере сил за труды причта.

31. Речь В. К. Недельского. Оратор указывает. что он с чувством величайшего удовлетворения слушал, как расширялся перечень обязательных треб для духовенства и жалеет, что не слышат слов высокого бескорыстия те, кто часто упрекает духовенство, что оно берет с живого и мертвого. В дополнение к тексту, приводимому о. Альбицким: «туне приясте, туне дадите», и для успокоения его, оратор приводит слова апостола: «служащие алтарю от алтаря и питаются». Оратор не находит ничего ненормального, если священник воспользуется вознаграждением за свой труд, и указывает случаи, когда пасомые сами останавливал своего пастыря, если тот уходил от них без вознаграждения, и просили не обижать их, принять его от них.

Е.

По окончании прений, по предложению преосвященного председателя, приступили к голосованию вопроса: согласно ли собрание разделить все требоисправления на два отдела — обязательные и необязательные, то есть на совершаемые бесплатно за определенное годовое вознаграждение и на совершаемые за особую плату.

Предложенный на разрешение вопрос собранием единогласно при двух воздержавшихся разрешен был утвердительно.

Для удобства разрешения вопроса, какие требоисправления считать обязательными и какие необязательными, по предложению преосвященного председателя, единогласно было принято: о всяком требоисправлении голосовать отдельно. Самое голосование было отложено до следующего очередного заседания.

Заседание было закрыто в 9 час[ов] вечера.

Председатель Отдела Епископ Андроник

Секретарь Конст. Тихомиров

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 436. Л. 32–37 об. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.