Протокол № 7

21 сентября 1917 г.

Заседание открывается в 5¼ час[ов] вечера председателем Отдела преосвященным архиепископом Кириллом в составе 55 членов, список коих при сем прилагается.

Согласно постановлению Отдела от 12 сентября председателем предлагается на обсуждение вопрос об образовании подотделов. Для выяснения задач подотделов и соответственно этому установления необходимого числа их свящ[енник] Чернявский делает сообщение о работах съезда законоучителей, происходившего в июле месяце 1917 года. Как видно из сообщения В. А. Чернявского в программу съезда входили три главных вопроса: 1) о положении Закона Божия в школе вообще, 2) о желательной постановке его и программах, 3) об организации законоучительства. В частности, по наиболее важному второму пункту специально образованная секция рассматривала вопросы: а) что нужно изучать на уроках Закона Божия, б) какие цели должны преследоваться при этом, в) способы обучения Закону Божию, г) порядок или программы изучения Закона Божия. Выработанные съездом программы Закона Божия по классам одобрены Святейшим Синодом и приняты к руководству в наступившем учебном году. По вопросу об организации законоучительства выработан устав союза законоучителей.

Прот[оиерей] Капралов делает сообщение о законоучительском съезде, созванном Святейшим Синодом в июле 1909 г. Это был первый съезд и члены его многое хотели и могли сказать по вопросу о Законе Божием. Но съезд не удовлетворил участников его. Во-1-х, он был созван неожиданно, поэтому приглашенные законоучители не могли подготовиться к нему. Во 2-х, съезд был не свободен в своих суждениях. Программа занятий съезда дана была ему сверху, и некоторые очень важные вопросы, например, об изучении катехизиса, были для него закрыты. Предложено было обсудить программы Закона Божия для всех классов средних школ, поставлен вопрос о положении законоучителя, о внешкольном религиозном воспитании учащихся, о вспомогательных средствах преподавания Закона Божия. При самом добросовестном рассмотрении программ по Закону Божию первый съезд не указал здесь новых путей по сравнению с тем, что было до него; он лишь подновил несколько старые программы. Долго и с разных сторон обсуждали преподавание истории Ветхого Завета, но не указали новой точки зрения на предмет. Тоже было и с историей Нового Завета, и с богослужением: сделаны изменения, сокращения, но не дано главного — идеи преподавания. Вопрос о катехизисе был заранее исключен из обсуждения, однако о нем сделан был доклад Розановым, и съезд признал, что эта книга не учебная и преподавать его не следует. Этим решением была пробита брешь в вопросе о программах, и на других съездах катехизис был устранен из них. В программах 7-х и 8-х классов были сделаны некоторые попытки к прямому изучению Св. Писания. Об изучении Св. Писания в других классах вопроса не возникало. Вопросы о религиозном воспитании и о мерах к нему и другие весьма важные для Собора обсуждались на съезде 1909 года, но ответы получены неопределенные.

Результаты трудов съездов 1909 и 1917 годов мало отличаются по существу. Однако в работах второго съезда виден прогресс. Например, в программу подготовительного класса положена идея воспитания души маленьких детей; это симпатичная и весьма желательная новизна. Большой плюс второго съезда — удаление из программы преподавания катехизиса. Но с другой стороны, перегрузка программ историей составляют слабую сторону работы второго съезда. Принятые на нем программы для старших классов средней школы также могут вызывать возражения.

Отдел должен теперь пред Собором оправдать существования Закона Божия в школе; мы должны стать на путь коренной реформы преподавания Закона Божия; недоброжелатели его основываются только на слабых сторонах преподавания, и мы должны начертать полную программу обновления и указать основные пути и методы нашей работы.

Преосвященный председатель. В настоящее время получены все материалы работ съездов. Выводы из их работ посылались на заключение ведомств: ответы получались разнообразные, и, в конце концов, был распубликован указ Святейшего Синода. Перед нами задача: сказать после съездов уже от лица Собора, в каком положении обучение Закону Божию и какие идеи должны быть положены в основу законоучения. Второе правило VII Вселенского Собора считает религиозное обучение делом спасения. Это следует иметь в виду и нам, и мы должны теперь выработать для Собора общие положения по обучению Закону Божию.

По предложению председателя делопроизводителем приводится справка о том, что М. Ф. Глаголев ввиду возражений против предложенных им 6 подотделов в заседании 12 сентября предложил образовать 4 подотдела: 1) школьно-педагогический, 2) внешкольного религиозного воспитания детей и юношества в связи с вопросом об отделении Церкви от государства, 3) по организации вспомогательных средств религиозного просвещения, 4) об органах центрального и епархиального управления преподаванием Закона Божия.

Преосвященный Анатолий. Необходимо озаботиться устройством внешкольного обучения Закону Божию детей и взрослых. По опыту знаю, что половина подрастающих, даже бывших в школе, совсем не знают Закона Божия. При опросах детей, кто учился в школе, в Томской губ[ернии] оказывалась половина не учившихся. Они не знают никаких молитв. В старое время священники обучали при храмах, и тогда было больше знающих Закон Божий. Когда в Томске стали собирать детей с улицы в воскресную школу, то собралось до 500 человек, совершенно не знающих религии. Из этих детей, лишенных всякого религиозного воспитания, формируются будущие враги общественного порядка и преступники. Так стоит дело вне школы, но и в школе знание Закона Божия слабое, и причина часто в самих законоучителях. Число пропущенных ими уроков показывает, что они не на высоте призвания. Вышедшие из школы скоро забывают Закон Божий. А в средней школе, особенно в старших классах мы часто видим неверующих юношей. Что же будет, если школы останутся вовсе без Закона Божия. На этот случай необходимо выработать программу внешкольного обучения Закону Божию, для чего и образовать особый подотдел.

Свящ[енник] Ломако считает ненужным все подотделы, кроме одного — о религиозном воспитании народа. В круг дел Собора не входят предметы, указанные для подотделов. Собор может заниматься только общими положениями. Кроме того, на Соборе мало законоучителей, сравнительно со съездами.

Свящ[енник] Чернявский полагает, что на Соборе весь разум нашей Церкви, и, если доклады наши будут несовершенны, Собор много внесет в них. Подотделы могут указать главные пункты в намеченных вопросах, и может быть выработают и детали.

Прот[оиерей] Капралов. Из сделанного сегодня обзора работ двух съездов законоучителей 1909 и 1917 гг. я убедился, что дело обучения Закону Божию едва двигается вперед. Отсюда для меня ясно, что мы должны указать Собору на необходимость идти в этом деле по новому пути и наметить самые пути религиозного воспитания народа. Потому я считаю нужными все 4 подотдела.

Н. Н. Медведков высказывается за 1-й и 4-й подотделы, свящ[енник] Иваницкий — за все 4.

При голосовании 27 голосами против 17 Отдел ПОСТАНОВЛЯЕТ образовать четыре Подотдела:

1) религиозно-нравственного воспитания и образования в школе,

2) внешкольного религиозного воспитания,

3) о вспомогательных средствах религиозного просвещения,

4) об органах управления преподаванием Закона Божия.

На первого записавшегося в каждый Подотдел возлагается обязанность организовать первое собрание своего Подотдела.

Заседание закрывается в 9 час[ов] вечера.

Председатель Архиепископ Кирилл

Делопроизводитель Н. Сперанский

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. Л. 61–63 об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 8–9б об. Машинопись. Копия. Подписи — автографы.