Протокол № 6

22 сентября 1917 г.

Заседание открылось в 10 час[ов] утра в епархиальном доме, в комнате № 1.

Под председательством высокопреосвященного Тверского присутствовали расписавшиеся на прилагаемом при сем листе члены Отдела.

I. По предложению председателя оглашается протокол предыдущего заседания.

II. Председатель докладывает проект обращения от лица Собора к Временному правительству о принятии мер к пресечению совершаемых ныне посягательств на свободу и безопасность монашествующих и на целость и имущество монастырей, составленный согласно постановления Отдела от 5 сентября сего года. Постановлено одобрить проект и направить его в установленном порядке в Соборный Совет для внесения на рассмотрение общего собрания Собора.

III. Рассматриваются постановления Съезда представителей от монастырей: а) об организации епархиальных монашеских соборов (§§ 17–22) и б) об отношении органов епархиального монастырского управления к церковно-епархиальным советам и к епархиальным съездам духовенства и мирян (§§ 23–26).

По предложению председателя положено во всех случаях, когда в постановлениях съезда употребляется название «епархиальный монашеский собор», слово «собор», как применимое только к окружным и всероссийским собраниям духовенства и мирян, заменять словом «съезд».

По содержанию § 17 — об установлении епархиальных съездов и сроке созыва их — высказываются следующие соображения.

1. Отдельные от епархиальных съездов духовенства и мирян особые епархиальные монашеские съезды необходимы как по различию монашеских и монастырских дел от приходских, так и по трудности для монашествующих влиять на решение своих дел на общеепархиальных съездах, где они составляют меньшинство и встречают неприязненное к себе отношение.

2. Установление таких съездов не оправдывается несправедливым отношением к монашествующим на епархиальных съездах духовенства и мирян и малочисленностью монашеских на них представителей. Идея единения служителей Церкви требует, чтобы не было обособления монашества от белого духовенства.

3. Съезды должны созываться возможно чаще, по крайней мере в первое время, так как теперь монашество особенно нуждается в объединении и у него имеется много специальных неотложных дел для решения.

4. Съезды надлежит созывать возможно реже, напр[имер], один раз в два, три года.

5. Сроки созыва съездов не следует точно определять в постановлении, предоставив определение их епархиальным архиереям и самим монашеским съездам.

Постановлено § 17 принять в редакции: «Епархиальный монашеский съезд представителей мужских и женских монастырей созывается не менее одного раза в год» (вместо «созывается один раз в год»).

При рассмотрении § 18 — о составе епархиальных монашеских съездов — возникает вопрос о представительстве на них образованного иночества. Вносятся два предложения.

1. Ввиду того, что образованные иноки, не принадлежащие к составу монастырской братии или по роду своего послушания (напр[имер], учебная служба) находящиеся вне непосредственного общения с последнею и потому неизвестные ей, имеют мало шансов на избрание в состав съезда в общем порядке, а присутствие их там и сотрудничество с рядовым монашеством было бы полезно для дела к единения всех иноков, дополнить пункт «г» параграфа, определяющий представительство на съезде «опытных в духовной жизни иноков» по приглашению епископа, упоминанием о представительстве и от ученых иноков.

2. Так как, во-первых, представительство ученого монашества как такового на съездах, где главным предметом занятий являются вопросы практического характера, не вызывается потребностью дела, во-вторых — определение такого представительства особо от других категорий монашествующих лиц будет идти в разрез с обнаруживающимся течением к слиянию ученого и рядового монашества в одно целое и, в-третьих, присутствие ученых иноков на съездах может быть мотивировано лишь пользою их для дела, то в подлежащем месте настоящего параграфа достаточно оговорить, что наряду с иноками опытными в духовной жизни епископ может приглашать и иноков вообще «полезных для дела» или «наиболее полезных для дела». Под это понятие подойдут как ученые иноки, так и другие монашествующие, не вошедшие в перечисленные в параграфе категории лиц.

В результате произведенного голосования первое предложение отклоняется (большинством голосов против 3) и принимается второе (большинством 20 голосов при 6 воздержавшихся). Постановлено принять параграф в чтении: «Участниками епархиального монашеского съезда состоят: а) настоятели и настоятельницы всех монастырей епархии, б) выборные представители от монастырей епархии в количестве, определяемом по местным условиям епархиальным монашеским съездом, в) члены епархиального монашеского совета (с правом решающего голоса) и г) некоторые из опытных в духовной жизни и наиболее полезных для дела иноков по приглашению епархиального епископа. Примечание. Число участников первого епархиального монашеского съезда определяется епархиальным епископом».

§ 19 («В выборах представителей от монастырей на епархиальный монашеский съезд участвуют только манатейные монахи») принимается с поправкою слова «монастырей» на «монастыря».

§§ 20, 21, 22 и 23 принимаются без изменения в редакции съезда.

«§ 20. Председателем епархиального монашеского съезда состоит епархиальный архиерей. Из своей среды съезд избирает помощников председателя и секретарей.

§ 21. Епархиальный монашеский съезд имеет предметом своих занятий: а) обсуждение общих вопросов, касающихся жизни и деятельности монашествующих и монастырей, б) обсуждение вопросов, касающихся объединения монастырей епархии в делах их духовной и материальной взаимопомощи, в) рассмотрение донесений монастырских властей о состоянии и нуждах монастырей и г) выборы членов епархиального монашеского совета, членов поверочной комиссии и других представителей.

§ 22. Исполнение постановлений епархиального монашеского съезда лежит на обязанности епархиального монашеского совета.

§ 23. Дела, касающиеся взаимных отношений между приходами и монастырями, между церковно-епархиальным советом и епархиальным монашеским советом, разрешаются в особой согласительной комиссии, образованной под председательством епархиального архиерея из равного количества членов церковно-епархиального совета и епархиального монашеского совета».

При обсуждении § 24 («На чрезвычайных епархиальных съездах духовенства и мирян (напр[имер], для избрания епархиального епископа) участвуют с правом решающего голоса члены епархиального монашеского совета и избранные епархиальным монашеским съездом представители в двойном количестве сравнительно с числом монастырей епархии, но с таким расчетом, чтобы число настоятелей было не менее половины общего числа представителей») делаются следующие указания.

Упоминание об избрании епархиального епископа на чрезвычайных съездах духовенства и мирян следует исключить, ввиду того что в настоящее время вопрос об органе, выбирающем епископа, остается еще открытым.

Требование, чтобы представители от монастырей на чрезвычайных епархиальных съездах духовенства и мирян избирались епархиальными монашескими съездами, ставит в необходимость созывать последние для этих выборов всякий раз, как созывается епархиальный чрезвычайный съезд, что поставит монашествующих в большое затруднение. Правильнее и удобнее выборы производить непосредственно самими обителями.

Представителями от монастырей должны быть настоятели или настоятельницы по положению и избранные братиею, по одному от каждого монастыря, монашествующие.

Определение численного соотношения настоятелей («не менее половины») и прочих представителей от монастырей на чрезвычайном епархиальном съезде следует опустить, так как оно может повести лишь к тому, что в случае отсутствия какого-либо настоятеля придется для соблюдения установленного соотношения лишить права на представительство на съезде и кого-либо из выборных рядовых монашествующих.

Согласно с этими указаниями, § 24 принимается в чтении: «На чрезвычайных епархиальных съездах духовенства и мирян участвуют с правом решающего голоса члены епархиального монашеского совета, настоятели и настоятельницы монастырей по положению и избранные в обителях, по одному от каждого монастыря, монашествующие лица».

Относительно § 25, устанавливающего участие монашествующих на обычных епархиальных съездах духовенства и мирян по приглашению этих съездов, высказываются два мнения. По одному мнению, участие монашествующих на обычных епархиальных съездах необходимо, но право съездов приглашать к участию в своих работах монашествующих по своему усмотрению, во избежание могущих произойти от пользования этим правом неудобств, надлежит ограничить требованием в каждом случае приглашения согласия епископа. По другому, настоящий параграф стоит в противоречии с приводимым в постановлениях Отдела началом полного обособления монастырского управления от общеепархиального, исключающим участие представителей одного в органах другого, и должен быть исключен.

Постановлено параграф не исключать (большинством голосов против 9) и принять (большинством против 7) его с дополнением о контроле епископа над приглашением монашествующих к участию на обычных епархиальных съездах в следующей редакции: «На обычных епархиальных съездах духовенства и мирян представители монастырей могут принимать участие лишь по приглашению съездов с благословения епархиального епископа».

По поводу § 26 (о передаче возникающих на епархиальных съездах духовенства и мирян вопросов, касающихся монастырей и монашества, на обсуждение и решение епархиальных монашеских съездов) происходит обмен мнений по общему вопросу об отношении проектируемого монастырского управления к общецерковному. Одни находят, что в принятых Отделом положениях и разбираемом § 26 ярко выражены отчуждение и отделение монашества от белого духовенства и стремление первого не только к автономии во внутренних своих монашеских делах, но и к автономии в мирских делах. Между тем монашество и белое духовенство должны быть в тесной взаимной связи и главная задача иноков — внутреннее делание. В частности, монастырское имущество должно находиться в ведении всей Церкви, которой оно и принадлежит по канонам.

Другие на это возражают, что в постановлениях Отдела выражается не отчуждение монашества от белого духовенства, а законное желание его как организации, своеобразно сложившейся и живущей, управляться внутренне и внешне независимо от других организаций по примеру, напр[имер], прихода. Что касается имущества, то оно служило и будет служить общецерковным целям, но для лучшего и более правильного его употребления необходимо, чтобы распоряжение имуществом находилось в руках его владельца — монашества, а не посторонних лиц.

Постановлено принять § 26 в редакции съезда: «Возникающие на епархиальных съездах духовенства и мирян вопросы об обложении монастырей денежными взносами на ту или иную общеепархиальную нужду, а равно и все другие вопросы, касающиеся монастырей и монашества, передаются на обсуждение и решение местных епархиальных монашеских съездов».

Заседание закрыто в 2 час[а] дня.

Председатель Серафим архиепископ Тверской

Секретарь С. Волобуев

Делопроизводители Н. Туберозов, П. Протопопов

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 370. Л. 20–24. Машинопись. Подлинник. Подписи — автографы.

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 373. Л. 43–46. Машинопись. Копия